Меню
Поиск



рефераты скачать Совершенствование системы оплаты труда работников государственного сектора экономики

Совершенствование системы оплаты труда работников государственного сектора экономики

смотреть на рефераты похожие на "Совершенствование системы оплаты труда работников государственного сектора экономики"

Совершенствование системы оплаты труда работников государственного сектора экономики
В 2000 г. доля заработной платы в душевых доходах населения составила 38%.
Но это средний показатель, охватывающий как бюджетников, так и работников частного сектора экономики. Если принять во внимание, что заработная плата бюджетников составляет только 60% от заработной платы работников частного сектора экономики, то доля заработной платы в денежных доходах семьи, все члены которой получают заработную плату из бюджета, составляет только
24,5%, а доля заработной платы в денежных доходах семьи, работники которой заняты в частном секторе экономики - 41%.
Ещё более разительно отличие этих долей, если учитывать скрытую заработную плату. С учётом скрытой заработной платы доля заработной платы в душевых денежных доходах населения в 2000 г. достигает уже 65%. При правдоподобном предположении о том, что скрытая заработная плата в подавляющем большинстве случаев связана с частным сектором экономики, оказывается, что с учётом скрытой заработной платы доля заработной платы в денежных доходах семей работников частного сектора экономики составляет уже 74%. В это же время доля заработной платы семей бюджетников в их денежных доходах составляет всё те же 24,5%.
Таким образом предварительные оценки показывают, что средняя заработная плата работников бюджетного сектора экономики по крайней мере в три раза ниже, чем у работников частного сектора экономики. Следовательно, первое, что надо сделать, - это повысить в среднем оплату труда бюджетников в три этапа в сопоставимых ценах в три раза. Второе - отменить единую систему оплаты труда в бюджетном секторе экономики. Третье - существенно увеличить дифференциацию оплаты труда, теснейшим образом связав её с количеством и качеством труда. И четвертое - дифференцировать среднюю заработную плату отраслей бюджетной сферы экономики в соответствии с их ролью в предполагаемом экономическом росте.
Главными причинами разрушения бюджетного сектора экономики являются следующие две причины: крайне низкая оплата труда и применение Единой тарифной системы (ЕТС) во всех социальных отраслях экономики без учёта их специфики. Так, в октябре 1999г. (Отчёт Госкомстата "О дифференциации заработной платы работников") средняя заработная плата учителя составляла
1043 руб. в месяц, врача - 1690 руб. в месяц. В это же время средняя заработная плата маляра составляла 1700 руб. в месяц, телефониста - 2100 руб. в месяц, бортпроводницы - 3950 руб. в месяц. Средняя заработная плата работника здравоохранения в бюджетном секторе экономики в октябре 1999г. составила только 66% от средней заработной платы работника здравоохранения негосударственного сектора экономики даже без учёта скрытой заработной платы. В других социальных отраслях это соотношение таково: в образовании -
51%, в науке - 76%, в культуре и искусстве - 24%. Если позволяет возраст и здоровье, то работники таких отраслей государственного сектора экономики, как здравоохранение, образование (в большей степени это касается высшего образования), культуры и искусства, находят себе работу по специальности в негосударственном секторе.
Труднее найти себе работу по специальности в негосударственном секторе экономики научному работнику. И уж совершенно невозможно - учёному, занимающемуся фундаментальными исследованиями. В связи с этим многие учёные из институтов Российской академии наук - специалисты в области математики, математической экономики, физики, химии и др. работают по 3-5 месяцев в году в лабораториях Западной Европы и Америки, занимаясь фундаментальными исследованиями. Выпускники Вузов, готовящих кадры для науки, готовятся в
Американские Университеты и мечтают о работе в Америке. И самые лучшие легко её находят. В Московском физико-техническом институте обучается группа студентов специально для работы в Америке. Если мы не ценим своё добро, то его с удовольствием прибирают к рукам "добрые" дяди.
Такие потери национального интеллекта не поддаются никаким экономическим оценкам. Похоже, мы теряем своё будущее. Пора положить этому конец. И, конечно же, только экономическими методами. Как уже говорилось выше, первоочередная мера - увеличение средней заработной платы в бюджетном секторе экономики в три раза. Это мероприятие должно быть осуществлено в течение трёх лет в три этапа и в сопоставимых ценах. При этом, во-первых, повышение заработной платы не должно касаться только тарифной части заработка, а распространяться на всю начисленную заработную плату. Во - вторых, оно ни в коей мере не должно сводиться к индексации заработной платы, а скорее к более заметному росту заработной платы наиболее эффективных работников. В-третьих, при среднем трехкратном росте заработной платы в каждой отдельной отрасли бюджетного сектора экономики степень роста средней заработной платы не должна быть равной трём, а может варьироваться предположительно в пределах от 2 до 5. Показатель роста должен определятся мерой разрушения отрасли и её ролью в будущем экономическом росте. В- четвёртых, в каждой из отраслей бюджетной сферы экономики должна быть пересмотрена роль и место ЕТС, как универсального и единственного инструмента исчисления заработной платы.
Если окажется, что ЕТС не соответствует специфике какой-либо отрасли бюджетной сферы или при помощи ЕТС невозможно учесть различия (при условии, что тарифная часть заработка останется всё-таки основной его частью) в трудовом вкладе работников каких-либо профессионально - квалификационных групп, то для такой отрасли и для такой группы работников ЕТС должна быть заменена более адекватным инструментом исчисления заработной платы. Яркий пример несоответствия ЕТС специфике такой отрасли экономики, как наука, определяет положение, при котором тарифная часть заработка выдающегося учёного - главного научного сотрудника, доктора наук (882 руб. - 16 разряд
ЕТС), только в два раза превышает тарифную часть заработка начинающего свою карьеру младшего научного сотрудника без степени (432 руб. - 10 разряд
ЕТС). В научной отрасли в соответствии с разрядами ЕТС ниже 10-го исчисляется заработная плата обслуживающего науку персонала. В связи с этим внешне достойное отношение наивысшей в научной отрасли тарифной ставки к самой низкой, равное, как и всюду, где принята ЕТС, 8,23 (соотношение тарифных ставок директора НИИ и уборщицы), для специалистов одной профессии превращается в 2,5 (соотношение тарифных ставок директора НИИ и младшего научного сотрудника без степени). Конечно, можно возразить, что за счёт разного рода надбавок и доплат это соотношение можно сделать как угодно большим. Это так. Но при чём тогда ЕТС?
Итак, программа повышения заработной платы в бюджетном секторе экономики должна быть выполнена за три года. К концу 2001 средняя заработная плата
(начисленная) работников бюджетного сектора экономики должна быть увеличена
(в сопоставимых ценах) на 40% . Оценочные расчёты показывают, что это обойдётся бюджетам всех уровней в 56 млрд. руб., в том числе Федеральному бюджету - в 9,8 млрд. руб. Здесь имеются в виду "чистые" деньги, т.е. только те, что пришли на руки населению, без начислений на фонд оплаты труда и заработную плату, которые вернуться обратно в бюджет и пенсионный фонд в виде страховых отчислений и подоходного налога. В 2002 г. средняя заработная плата работников государственного сектора экономики должна будет вырасти ещё на 40%, т.е. за два года она вырастет в два раза.
Дополнительные затраты в 2002 г. бюджетов всех уровней составят 78 млрд. руб., в том числе, расходы Федерального бюджета - 13,6 млрд. руб. К концу
2003 г. средняя заработная плата должна увеличится ещё на 50% (т.е. в общей сложности рост средней заработной платы за три года уже составит 2,94 раза), что потребует от бюджетов всех уровней дополнительно 134 млрд. руб., в том числе из Федерального бюджета - 23,5 млрд. руб.
Таким образом, восстановление государственного сектора экономики, в том числе всех социальных отраслей, будет стоить бюджетам всех уровней 268 млрд. руб. в 2003 г. В этом же году расходы федерального бюджета на эти цели составят 46,9 млрд. руб. Вопрос реальности и последствиях таких расходов будет рассмотрен ниже в соответствующем разделе.
Проблема детализации проекта по восстановлению отраслей государственного сектора экономики путём пересмотра базисных параметров системы оплаты труда до уровня каждой отрасли в отдельности по своим масштабам выходит далеко за рамки настоящего исследования. Однако, состояние самой важной для экономического роста и, увы, самой разрушенной отрасли экономики - науки, определяет необходимость рассмотрения некоторых основополагающих аспектов, связанных с её восстановлением, уже в рамках настоящего отчёта.
Как уже отмечалось ранее, численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в течение последнего десятилетия снизилась более, чем вдвое. В 1998 г. эта численность составляла 855,2 тыс. чел., из которых менее половины, а именно, 417 тыс. чел. являлись собственно исследователями. Остальные - обслуживающий и вспомогательный персонал.
Анализируя динамику численности исследователей и вспомогательного персонала
(Российский статистический ежегодник, 1999) можно с достаточной долей достоверности считать, что численность персонала, занятого научными исследованиями к началу 2001 г. не превысит 800 тыс. чел., из которых не более 400 тыс. чел. - исследователи, а остальные - обслуживающий науку персонал. В государственном секторе экономики в 2001 г. будет занято исследованиями и разработками не более 250 (там же) тыс. чел., из числа которых около 125 тыс. чел. являются собственно исследователями. Прогнозные расчёты показывают, что в начале 2001 г. средняя заработная плата работника в научной отрасли государственного сектора экономики составит 2000 руб.
Экспертные оценки показывают, что для создания материальных стимулов к труду в научной отрасли государственного сектора экономики необходимо четырёхкратное повышение средней заработной платы. При этом средняя заработная плата исследователей должна быть увеличена за три года в сопоставимых ценах в 5 раз, а обслуживающего и вспомогательного персонала - в 3 раза. Средняя заработная плата исследователя составит в конечном итоге
$350 США. С учётом таких социальных благ, как ведомственная медицина, оплачиваемый отпуск, оплата дней нетрудоспособности, частично оплачиваемые путёвки в санатории и дома отдыха, всего того, что зачастую отсутствует в частном секторе экономики, эта сумма составит существенную конкуренцию оплате труда на рабочих местах, которые обычно занимают научные работники в негосударственном секторе. Так, например, работа программиста в крупном магазине автозапчастей, на которую устраиваются математики и кибернетики приносит им от $500 до $800 США.
Совершенно очевидной представляется необходимость отказа от ЕТС, как инструмента исчисления заработной платы исследователей, и разработка системы оплаты труда, адекватно отражающей различия в их трудовом вкладе.
Возможность такой дифференциации позволит талантливым учёным иметь на своём рабочем месте уровень заработной платы, сравнимый с дискриминационным уровнем оплаты труда русских учёных на Западе. Тем самым исчезнет основной стимул оттока российского интеллекта за границу. При этом вполне приемлемым представляется использование ЕТС как инструмента оплаты труда обслуживающего и вспомогательного персонала в научной отрасли экономики.
Повышение средней заработной платы в научной отрасли государственного сектора экономики должно осуществляться в три этапа (в соответствии с этапами реформирования системы оплаты труда в государственном секторе экономики). К концу 2001г. средняя заработная плата исследователей должна будет увеличиться на 60% и достигнуть 3200 руб., а средняя заработная плата обслуживающего персонала должна вырасти на 40% и составить 2800 руб. Это мероприятие обойдётся в 2001 г. бюджетам всех уровней в 3 млрд. руб. В 2002 году рост заработной платы исследователей должен составить 70%, а обслуживающего персонала - 40%. В результате средняя заработная плата исследователей составит 5440 руб., а средняя заработная плата обслуживающего персонала - 3920 руб.
Цена мероприятий по повышению заработной платы в научной отрасли в 2002 г. для бюджетов всех уровней составит 5,04 млрд. руб. К началу 2004 г. средняя заработная плата исследователей должна будет вырасти ещё на 80%, а обслуживающего персонала - на 50%. Таким образом, в конечном итоге, в результате поэтапного троекратного повышения, средняя заработная плата исследователей достигнет 9792 руб., а обслуживающего персонала - 5880 руб.
Последний - третий этап обойдётся бюджетам всех уровней в 9,5 млрд. руб..
Таким образом годовые затраты (начиная с 2003 года) на спасение российской науки составят 17,5 млрд. руб.. или 0,63 млрд. долл. США. Высокая ли это цена, стоит ли её результат? Это решать Правительству и Президенту.
Вся подготовка реформы системы оплаты труда в государственном секторе экономики, включающая методические, юридические и инструктивные материалы и документы должна быть завершена к 1 июля 2001 г. С самого начала, после принятия решения о реформе, необходимо развернуть кампанию, пропагандирующую ожидаемые результаты.
Даже знание о том, что уже в ближайшем будущем положение с оплатой труда в государственном секторе экономики кардинально изменится в лучшую сторону, породит механизм его восстановления и, кроме того, за счёт снижения притягательности работы в частном секторе экономики увеличит давление рабочей силы на предпринимателей в направлении легализации их отношений и вывода части заработной платы из скрытой форму в форму открытую. В этом направлении будет действовать и пенсионная реформа, о которой речь будет идти в следующем разделе.

[pic]

[pic]

Пути улучшения управления заработной платой


• Становление рынка труда и системы социального партнерства зависит от условий государственной власти

• Цену рабочей силы определяют конъюнктура и соотношение сил профсоюзов и работодателей

• Уровень реальной заработной платы обусловлен ее номинальной величиной и инфляцией

Становление рынка выдвигает необходимость реформирования механизма управления заработной платой. Его основными звеньями являются государственное регулирование, система социального партнерства, рыночная самонастройка. Значение каждого звена обусловлено темпами становления рыночного хозяйства, программой социально-экономических преобразований, динамикой ВВП. От эффективности механизма управления заработной платой зависят покупательная способность населения, заинтересованность работников в результатах производства, рост ВВП и реализация самой трансформационной программы.

Приоритетная роль государства
Известно, что предоставление предприятиям самостоятельности в организации оплаты труда на кризисном этапе развития при слабости социально-рыночных институтов привело к "обвалу" покупательной способности заработной платы.
Необоснованно высокой стала ее дифференциация по отраслям, регионам и предприятиям, а несвоевременная выплата обостряет социальную напряженность в стране.
Динамика падения реальной заработной платы почти в 1,5 раза превышает темпы снижения ВВП. Доля зарплаты составляет всего 30% в его объеме и около 40% в доходах. По итогам 11 месяцев 1996 г. средний заработок в газовой промышленности был в 7,3 раза выше, чем в легкой, и почти в 9 раз выше, чем в сельском хозяйстве.
Рыночное хозяйство предусматривает использование такого механизма установления ставки оплаты труда, в основе которой лежит цена рабочей силы.
Свобода предприятий в установлении заработной платы не только не приблизила ее к цене рабочей силы, но и разрушила те соотношения по отраслям, регионам и предприятиям, которые существовали в плановой экономике.
Пока не создана рыночная инфраструктура, немедленно должна быть повышена роль государства в механизме управления заработной платой. Для этого необходимо, используя экономические методы, предпринять решительные действия к устранению необоснованных диспропорций в заработках наемных работников и доходах предпринимателей и более динамичному становлению рынка труда и социального партнерства. Государство обязано обеспечить сбалансированность соответствующих уровню ВВП минимальных гарантий и покупательной способности заработной платы по мере развития производства.
В организации социального партнерства, когда заработок по категориям персонала находится на уровне нормального воспроизводства рабочей силы, необходимо обеспечить подготовку различного рода соглашений и коллективных договоров - по срокам заключения, приоритетности и взаимоувязке в регулировании тех или иных вопросов оплаты труда, обязательности выполнения по всей иерархии социально-трудовых отношений.
Успех становления рынка труда в России в значительной степени зависит именно от усилий органов государственной власти. Чтобы реализовать преимущества конкуренции в цене рабочей силы, необходимы всесторонняя информация о вакансиях и периодическая, не реже одного раза в год, публикация данных о тарифных ставках и окладах, надтарифных выплатах по профессионально-квалификационным группам работников в регионах и среднем по
России.
Однако пока идет процесс "наладки" механизма функционирования рынка труда и системы социального партнерства, важно, чтобы государство, используя экономические рычаги, обеспечивало приемлемый для поддержания физической активности работников минимальный уровень оплаты труда, экономически и социально обоснованные пределы соотношения в заработной плате по отраслям, регионам, предприятиям и категориям персонала.
[pic]

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.