p> Россия традиционно относится к группе стран, в которых контрольная
(надзорная) деятельность осуществляется только Центральным банком. Сегодня в БР имеются три контрольные структуры: 1. Контрольно-ревизионное управление (осуществляет ревизии территориальных главков, национальных банков ЦБР) ; 2. Департамент банковского надзора; 3. Главное управление инспектирования коммерческих банков. Департамент банковского надзора существует с января 1993 года (до него был Департамент по регулированию деятельности банков). Предназначение надзорного департамента можно свести к следующим решающим пунктам: 4. Регламентация надзора за банками путем разработки необходимых для этого нормативных документов и форм отчетности (в частности, общих правил обеспечения капиталом и ликвидными средствами, снижения рисков) ; 5. Осуществление надзора на основе отчетных данных банков методами текущего и годового баланса, координация работы служб, непосредственно занимающихся надзором на местах - территориальных ГУ ЦБР и национальных банков; 6. Организация лицензирования банковской деятельности; 7. Лицензирование и аттестация аудиторов по банковской деятельности Некоторые из указанных функций Департамент выполняет совместно с
Управлением инспектирования, а также с другими структурными подразделениями
ЦБР. Главное управление инспектирования возникло в составе БР в апреле
1993 года. Тогда же начались создаваться его местные службы - управления и
отделы инспектирования коммерческих банков при территориальных ГУ ЦБР. Это
решение было принято в целях усиления надзора, обеспечения безопасности
банковской системы, защите прав и законных интересов вкладчиков банков. Управление инспектирования и его территориальные подразделения, в
отличие от Департамента надзора, проводят инспекции на местах, то есть
непосредственно в банках. При этом используются следующие формы работы: 8. Комплексная проверка (не реже одного раза в год и при тяжелых финансовых положениях) ; 9. Тематическая (некомплексная) проверка; 10. Ознакомление с банком (кредитным учреждением) и его руководством. Из других направлений работы Управления и его местных служб следует
отметить: 11. Выявление организаций, осуществляющих безлицензионную банковскую деятельность; 12. Участие в выдаче банковских лицензий; 13. Разработку и осуществление (совместно со службой надзора) профилактических мер. Необходимо отметить, что в арсенале надзорных органов уже сформирован
достаточно богатый выбор “запретительных”, штрафных и “карательных” мер, но
почти отсутствуют поощрительные, стимулирующие стабильную банковскую
деятельность меры. Это явно не способствует повышению эффективности работы
банков и соблюдению ими требований и стандартов, нормативов бухгалтерской
отчетности. Практика показывает, что своевременная диагностика финансового
состояния, дает, как правило, очень высокий эффект при применении разного
рода процедур и мер воздействия к тем или иным банкам. Примерно 3-4 года
назад в БР начала создаваться служба раннего реагирования, и в настоящее
время ЦБ РФ располагает возможностями для того, чтобы осуществлять
ежедневное отслеживание финансового положения отдельных банков. Заметным шагом в этом направлении стало создание по существу в
центральном аппарате специального подразделения, которое получило название
ОПЕРУ-2. На это структурное подразделение было возложены надзор,
инспектирование и проведение расчетно-кассовых операций крупных банков.
Постепенно они будут переводиться на обслуживание в ОПЕРУ-2. По мере
накопления опыта подобного рода структуры, возможно будут создаваться и в
главных территориальных направлениях. Глава II. Возможности использования мирового опыта для формирование
российской банковской системы 2.1. Основные тенденции развития банковской системы в странах с развитой
рыночной экономикой В сфере банковских услуг промышленно развитых стран в последние два
десятилетия произошли значительные изменения. Примерно с начала 70-х годов
банки стали придавать ключевое значение всей системе своих взаимоотношений
с клиентурой - как торгово-промышленных, так и частной. По сути это было
начало нового этапа развития банковских услуг. В плане взаимодействия с
клиентами он включил в себя два основных направления деятельности банков. Первое направление было связано с качественным совершенствованием уже
существующих видов услуг. Так, в сфере кредитования, многие банки ввели
новые формы, в том числе и для частных клиентов, такие, как:
Bridging loan (ссуда физическому лицу на покупку нового дома до момента
продажи заемщику его старого дома) ;
Housing loan (ссуда на покупку дома физическим лицам, не владеющим на
момент выдачи ссуды какой-либо недвижимостью) ;
Home impravement loan (ссуда на улучшение (ремонт) дома) и другие. Для клиентов юридических лиц стали применяться:
Business start loan и business development plan;
Acquisition (ссуда на покупку активов другой фирмы). Второе направление развития банковских услуг заключалось в поиске и
развитии банками принципиально новых, ранее не проводившихся операций для
клиентов. Это направление со временем стало основным звеном политики многих
банков и потребовало важнейших функциональных и структурных изменений в их
деятельности. Характерным примером может служить функциональная эволюция
Доверительно-сберегательного банка в Великобритании. Основной задачей этого
банка являлось аккумуляция сбережений граждан в так называемые “пулы” и
размещения собранных сумм во вклады в акционерных коммерческих банках под
определенных процент. Начиная с 1976 года с выходом закона “О Доверительно-
сберегательном банке” банк стал намного активнее развивать услуги,
предоставляемые им своим клиентам: с 1977 года - ссуды частным лицам, с
1978 года - кредитные карточки (“Trastcard”) , с 1979 года - ипотечный
кредит. Далее банк приступил к выпуску и размещению собственных акций на
фондовой бирже. Но именно доверительные операции получили максимальное
развитие в его деятельности. Этот опыт Доверительно-сберегательного банка
стал распространяться на коммерческие банки других промышленно развитых
стран. Многие коммерческие банки в современных условиях предлагают своим
клиентам до 300 разнообразных видов услуг. Это предполагает большую
подготовительную работу. До середины 60-х годов рекламе и маркетингу
банковских услуг уделялось небольшое внимание. Лишь в конце 60-х годов
некоторые крупные банки приступили к разработке долгосрочных программ,
направленных на пересмотр роли кредитных институтов в рыночной экономике. В
некоторых странах были созданы исследовательские учреждения,
специализирующиеся на изучение программ рекламы и маркетинга (например,
Институт маркетинга в Великобритании). Для привлечения новых клиентов в условиях ужесточающейся конкуренции
банки приступают к оказанию нетрадиционных услуг, в том числе тех, которые
были раньше прерогативой специализированных институтов: страховой бизнес,
инвестиционные операции, брокерские сделки. Важным источником прибыли
банков стал “гонорарный бизнес”: лизинг, факторинг, разного рода
консультации и информационный сервис, кредитование комплексного
строительства промышленных объектов “под ключ” с последующим участием в
прибылях. Например, 45% финансирования лизинга и 2/3 объема факторинга
обслуживают крупные коммерческие банки (данные по США). В борьбе за клиента многие коммерческие банки делают упор на развитие
наступательной рыночной стратегии и разработку новых форм услуг. В некоторых странах были созданы так называемые небанковские банки и
банки с ограниченными услугами (LIMITED-SERVICE BANKS). Создание подобных
банковских структур имело целью обойти законодательные ограничения,
связанные с владением банком небанковскими деловыми структурами. К числу наиболее устойчивый тенденций в сфере банковских операций в
промышленно развитых странах следует отнести расширение числа банков,
выходящих на рынок “розничных” услуг, то есть услуг самому широкому кругу
клиентов - как населению, так и юридическим лицам. Все больше банков
стремиться к непосредственному контакту с клиентами путем личного общения
работника с клиентом или с помощью различных средств связи: почтовой
корреспонденцией, факсимильных и телексных коммуникаций и других. Эти процессы, очевидно, найдут свое дальнейшее развитие в ближайшие
годы. 2.2. Адаптация мирового опыта банковского обслуживания к практике
российской банковской системы. В условиях стран с экономикой, переходной к рыночной, когда положение
коммерческих банков часто оказывается неустойчивым, важное значение имеет
применение нетрадиционных форм обслуживания. К нетрадиционным операциям
относят операции, которые могут выполнять и другие кредитные учреждения.
Банки развитых капиталистических стран давно оценили такие услуги. Доля
доходов таких операций составляет в США более 32%, в Англии - более 40%, в
Германии - 35%. У российских банков аналогичная доля не превышает 2-3%. Среди нетрадиционных операций коммерческих банков важную роль при
переходе к рыночным условиям функционирования предприятий начинает играть
лизинг. Лизинг - это долгосрочная аренда машин, оборудования, складских
помещений и другого имущества для их использования арендатором в
производственных целях. При этом право собственности на арендуемые ценности
до конца сделки остается за арендодателем. В России применение лизинговых
операций началось с 1989 года. Первоначально этими операциями занимались
коммерческие банки, но в 1994 году была зарегистрирована Российская
ассоциация лизинговых компаний, в которую на тот момент входило 16
компаний. Коммерческие банки в последние годы создали несколько своих или
совместных лизинговых компаний, например, Межсбер-Юраско лизинг
(учредители: Межэкономсбербанк и лизинговая фирма Юраско Трейд консалтинг). Но несмотря на это лизинг так и не получил широкого распространения в
России, хотя подобные операции могли бы решить множество проблем в
промышленности и сельском хозяйстве. В меньшей степени получили распространение факторинговые операции.
Преимущества факторинга развитые страны оценила еще в начале 80-х, а к 90-м
годам он превратился в самостоятельную мощную отрасль финансовой индустрии.
Сейчас в России товарный кредит становится все более популярным. Проблемы,
с которым сталкиваются поставщики можно легко решить с помощью факторинга.
Основные причины, по которым данный вид операций не получил должного
распространения, - это отсутствие апробированных технологий, трудоемкость и
риск. Примером кредитного учреждения в России, которое сделала
факторинговое обслуживание доступным для массового клиента является банк
“Российский кредит”. Сегодня он предлагает полное факторинговое
обслуживание, подразумевающее под собой кропотливую работу над дебиторской
задолженностью клиента. Первая услуга факторинга - финансирование поставок,
вторая - защита поставщика от кредитных рисков, что придает стабильный
характер развитию любого бизнеса, третья - учет текущего состояния
дебиторской задолженности. Специалисты “Российского кредита” полностью
берут на себя контроль за своевременностью уплаты поставляемых клиентом
товаров, регулярно предоставляет ему информацию о платежной дисциплине
дебиторов, ожидаемых платежах.
Кроме того, факторинговое обслуживание предусматривает получение с
покупателей денег за поставляемые товары. Другие нетрадиционные услуги банков, такие как трастовые и
форфейтинговые операции, пока еще не получили должного распространения в
России. Особого внимания заслуживают инвестиционные операции банков, так
как вывод экономики из кризиса возможен только через рост инвестиций.
Причем в российских условиях это должны быть огромные инвестиции, поскольку
производственные мощности изношены чрезвычайно, в некоторых отраслях до
80%. Но в первой половине 90-х годов инвестирование осуществлялось на
крайне низком уровне, одной из причин этого являлась высокая инфляция. В
связи с замедлением темпов инфляции в нашей стране начинает проявляться
тенденция инвестиционного оживления. Таким образом, применение новых форм обслуживания в России
осложняется спецификой переходного периода, но в дальнейшем доля этих услуг
будет возрастать, что приведет к укреплению и стабилизации деятельности
банковской системы в условиях рыночной экономики. На пути укрепления и стабилизации деятельности банковской системы
встает такая проблема, как защита вкладов населения. Кризис банковской системы России, резко проявившийся на рынке
межбанковских кредитов в августе 1995 года (“серый неликвидный Четверг”) ,
в полной мере показал необходимость обязательного страхования вкладов
населения. Кроме того, по данным ГНС "проведение банками излишне рисковой
политики" привело в первом квартале 1997 года к увеличению числа убыточных
банков, их отделений и филиалов до 1131. В США, Германии, Японии и других странах государство, как правило,
гарантирует сохранность сбережений. Так, в США федеральная депозитная
страховая компания гарантирует возмещение 100% остатков средств вкладчиков
в банках в пределах 100 тыс. Долларов по каждому счету. Вопрос о создании системы депозитного страхования (СДС) уже по
крайней мере активно обсуждается в печати; существуют соответствующие
решения и поручения. Тем не менее проект закона “Об обязательном
страховании банковских вкладов граждан”, принятый Государственной Думой 24
ноября 1995 года, постановлением Совета Федерации от 9 декабря 1995 года
был отклонен и возвращен в Государственную Думу. Кризис “межбанка” в 1995 году также обострил и другую немаловажную
проблему. Участники российского финансового рынка, более 5 лет обходившиеся
без каких либо то ни было аналитических инструментов при первых его
признаках вспомнили о необходимости оснащения своих аналитических отделов.
И возник новый рынок - рынок программных средств финансового анализа и
прогнозирования. Причем, из более чем сотни аналитических пакетов,
опробованных российскими финансистами, на нашем “поле” прижились около
десятка. Безусловным лидером рынка (если не считать неприметный атрибут
классического брокера - пакет Meta Stock) стал нейросетевой[1] пакет Brain
Maker Pro американской фирм California Scientific Software (базовая цена
1550 долларов). Примером использования данного пакет может служить аналитическое
приложение: Прогноз фьючерсных котировок - один из первых успешных опытов
применения нейтронных сетей в России. Одной из причин применения такого малого количества программных
систем поддержки и развития финансового интеллекта является проблема
налогообложения банков. Сейчас оно явно завышено: банки платят из прибыли
на 8 процентных пунктов больше, чем остальные структуры. Завышенное изъятие прибыли тормозит внедрение современных банковских
технологий: сетевых компьютерных рабочих мест (стоимость одного
операционного места - 6 тыс. Долларов) , пластиковых карт (стоимость одного
банкомата с программным обеспечением - 50 тыс. Долларов) , СВИФТ,
клиринговых центров и так далее. Важно отметить, что в России сколь-нибудь серьезная работа в области
разработки банковского оборудования до сих пор не ведутся. 2.3. Тенденции дальнейшего развития банковской системы в России Банковская система в целом и каждый отдельно взятый банк или
кредитное учреждение должны развиваться. Невозможно предвидеть, какая
будущность, какие конкретные ситуации ожидают их в ходе этого развития.
Однако можно указать на основные факторы, от которых зависят и будут
зависеть перспективы банковского дела в стране. В том числе и факторы, на
которые банки могут воздействовать сами и тем в определенной степени
формировать свое будущее. В настоящее время в России с учетом наблюдаемой ситуации имеется
достаточно оснований утверждать, что состояние банковской системы и
поведение коммерческих банков в ближайшей перспективе изменятся мало. Во
всяком случае, сохраняться такие специфические черты кредитно-банковской
деятельности в России, как абсолютное преобладание краткосрочных кредитов,
отвлечение кредитных ресурсов на финансирование бюджетного дефицита,
отсутствие интереса к долгосрочному кредитованию инвестиций,
неупорядоченность безналичных расчетов при явном предпочтении наличным
платежам. Вместе с тем, не исключается, что на этом в общем мало меняющемся
фоне будут предприниматься попытки пойти дальше сложившихся стереотипов с
расширением существующих и освоением новых областей банковской
деятельности. Эти попытки, скорее всего, будут исходить от более крупных
банков, набравших достаточно силы и влияния для возможной экспансии и
располагающих необходимыми средствами, чтобы решиться на риск нововведений.
Неравномерность распределения банковской сети, ресурсов и ассортимента
банковско-кредитного сервиса по территории страны, очевидно, будет
стимулировать действия по перемещению части деятельности из перенаселенного
центра на обедненную периферию, в первую очередь, в близлежащие области с
недостаточно развитой банковской структурой. Это движение может принять
разные формы - открытие новых банков, укрупнение существующих банков за
счет участка в расширении из капиталов, покупка банков, вынужденных по тем
или иным причинам прекращать деятельность, но так или иначе этот процесс
будет развиваться, принося при осмотрительной работе взаимную выгоду центру
и регионам. В условиях снижающейся инфляции и замедления темпов падения
валютного курса рубля появляется возможность активизировать работу по
привлечению депозитов от населения. Определенного прогресса в этом деле
можно ожидать, если усилия коммерческих банков будут целенаправленно
сконцентрированы на решении двух главных задач.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|