Российский закон о базах данных не вполне четко
регулирует данный круг вопросов. В отношении авторских прав на справочную
информацию. вне зависимости от ее формы, печатной или машиночитаемой, можно
применить подход фирмы "Gale Research Inc.". которая в своем
справочнике баз данных указывает, что данный справочник является творческой
работой, защищаемой всеми применимыми для защиты законами, включая законы о
неправомерном использовании, коммерческой тайне, нечестной конкуренции. "Gale"
подчеркивает, что авторы и редакторы справочника добавили стоимость к
фактическому материалу, представленному в нем, путем собственного и
оригинального отбора информации, координации материала, выражения, организации
и классификации информации.
Приоритетное значение имеет четкое закрепление в
законе (или законах) права граждан на свободный и равный доступ к любой
информации созданной или накопленной за счет средств государственного бюджета,
т е. денег налогоплательщиков. Это относится в равной мере как к информации
правовой (о действующих законах и подзаконных актах), научно-технической
(включая информацию о результатах НИР, ОКР и работ по совершенствованию
производства, выполненных за счет государственного финансирования или дотаций из
госбюджета), так и к информации статистической, отражающей реальные процессы
социально-экономического и культурного развития. При этом ограничения на доступ
к информации могут основываться только на прямых указаниях в законе, но не на
подзаконных актах.
К числу задач законотворчества, которые должны
быть учтены в названной выше общей программе, относится также приведение
правовой базы информационной деятельности в соответствие:
- реальностям, обусловленным переходом экономики России на рыночные
основы.
- обязательствам, вытекающим из участия России в международных
конвенциях и соглашениях (в частности, об охране интеллектуальной и
промышленной собственности).
В процессе создания общей программы должна быть
выявлена взаимосвязь между конкретными правовыми актами, как уже действующими.
так и подлежащими разработке. Так, при подготовке закона, регулирующего
информационную деятельность в области науки и техники, должны быть всемерно
учтены уже действующие законы РФ "О средствах массовой информации".
"О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "Патентный
закон РФ". Вопрос же о льготных условиях доступа к соответствующей
информации при решении задач в области образования и культуры, здравоохранения,
сельского хозяйства может с равным успехом найти свое решение как в специальных
законодательных актах, так и в законе о Государственной системе научной и
технической информации (ГСНТИ) РФ. Аналогичным образом информационная
деятельность научных, научно-технических и специальных библиотек может быть
регламентирована как в законе "О библиотечном деле", так и в законе о
ГСНТИ РФ. Решающим критерием, на наш взгляд, является продвинутость в
разработке того или иного законопроекта. Если в нем не удается четко регламентировать
"пограничные" проблемы, то во всяком случае его принятие не должно
создавать препятствий для нахождения обоснованных решений по этим проблемам в
последующих законах. Необходимой предпосылкой для этого является разработка
общей программы.
Чем детальнее и тщательнее будет разработана
общая программа, тем продуктивнее будет законотворческая деятельность и тем
весомее гарантии от возникновения коллизий законодательных актов. Создание
такой общей программы позволит выявить и обосновать необходимость в уточнении
(дополнении, корректировке) как уже действующих законов, так и разрабатываемых
законопроектов, чтобы учесть специфику различных областей информационной
деятельности при регламентации, к примеру, таких вопросов, как сертификация
информационных продуктов и услуг, организация информационного обслуживания на
бесприбыльной и коммерческой основах и др.
Международные аспекты
Следующий круг задач связан с законодательным
регулированием трансграничных потоков информации (в том числе в электронной
форме), обеспечивающим эффективное включение России во всемирные экономические
и научно-технические связи с учетом взаимных интересов к специфики
взаимодействия:
- со странами СНГ.
- с развитыми странами и странами Восточной Европы.
- с остальным миром.
Здесь должна быть. в частности, обеспечена
"открытость" российских информационных систем в смысле возможности
обмена информацией с зарубежными партнерами на основе использования
соответствующих международных стандартов. В России в настоящее время не
существует практически никаких ограничений правового характера на передачу
открытой информации из России в любой форме и на любом носителе. Отработаны и
соответствующие механизмы таможенного оформления. Фактически также нет и
правовых проблем доступа из России к зарубежной информации.
Более того, открытый Западом со второй половины
80 свободный и фактически бесплатный доступ в Internet для советских ученых и
специалистов оказал положительное влияние на открытие для широкого пользователя
российских ведомственных информационных сетей и систем, содействовал
формированию в обществе модели открытого и свободного обмена любой информацией
как основы национальной информационной инфраструктуры. С другой стороны,
проблемы трансграничных потоков информации, будоражившие мировую общественность
с середины 70-х до середины 80-х годов, пока еще не осознаны. Они неминуемо
возникнут в связи с ростом объемов информационного обмена.
Негативное влияние на развитие международного
обмена информацией имеют постоянные попытки ужесточения таможенного
законодательства и правил валютного регулирования и контроля. Понятно, что даже
при самых высоких темпах развития международного сотрудничества в области
информации, его доля в общем внешнеторговом обороте страны вряд ли превысит
несколько процентов, однако таможенный и валютный контроль применяется к ним
почти также жестко, как к экспортерам сырья или импортерам продовольствия.
Важной практической правовой проблемой для
нарождающихся коммерческих и прежних некоммерческих служб в развитии рыночных
отношений в информационной деятельности стали постоянные изменения
законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность и, прежде всего,
налогового. Анализ российского рынка информационных услуг и продуктов
показывает, что он все еще развит слабо. Информационная деятельность в России в
целом по-прежнему убыточна. Даже высокая рентабельность коммерческих
информационных служб не в состоянии улучшить результаты в целом, поскольку
государственный сектор пока не преодолел границы плановой убыточности и не смог
выйти хотя бы уровень бесприбыльной работы. Тем не менее, всего за несколько
лет новые российские предприниматели проделали огромный путь от примитивной
перепродажи государственных информационных ресурсов до инвестиций хотя бы части
заработанных средств в развитие бизнеса. К сожалению, в информационной
деятельности, в отличие от многих других областей российской экономики, процесс
образования единого предпринимательского сообщества, все более осознающего свои
интересы и цели, происходит замедленными темпами. Анализ результатов последних
лет показал, что, по существу, в российской информационной инфраструктуре не
оказалось элементов (ни государственных, ни общественных. ни частных), которые
могли бы взять на себя задачу реформирования -перевода информационной
деятельности на рыночные рельсы. Эго усиливает изоляцию данного сектора
российского рынка от соответствующего сектора мирового рынка.
Ясно, что информационная деятельность в России
уже не может дольше оставаться в состоянии свободного падения и изоляции. Имея
в виду, что страна такого уровня просто не может развиваться без национальной
информационной инфраструктуры, уже в ближайшее время необходимо начать
разработку разумной программы модернизации российской информационной
инфраструктуры или хотя бы элементов такой программы. При этом важно будет
выйти за рамки уже привычных схем развития информационной деятельности и
информатизации, так как только новые подходы смогут дать что-то,
соответствующее новым реалиям.
В зарубежных, а часто и в российских публикациях
проблемы обеспечения общества и экономики информацией и информационными
услугами трактуются слишком примитивно. С одной стороны, кажущаяся легкость
замещения услуг и продуктов собственного производства импортными создает
видимость естественного, рыночного решения проблемы информационного обеспечения.
Пусть мол отечественная информационная инфраструктура сократится в меру се
неэффективности и низкой конкурентоспособности Тогда значительные бюджетные
средства, направляемые на поддержку информационной деятельности, можно будет
передать на другие, более приоритетные направления.
Есть и другая крайность, ориентирующая общество
на, своего рода, ин-формационную автаркию, опирающаяся на идею информационной
независимости страны. Действительно, замещение отечественных информационных
услуг импортными, или услугами, подготавливаемыми и оказываемыми в России
филиалами западных компаний, наблюдающаяся в наиболее прибыльных секторах
информационного рынка, нацеленных на обслуживание предпринимателей, делает
актуальным вопрос информационной безопасности страны. Государственные структуры
не осознали, что их задача в информационной деятельности заключается не только
в поддержке старых институтов, но и в том, чтобы:
- отдать везде, где возможно по соображениям безопасности, решение
задач информационного обеспечения государственных информационных потребностей
частным структурам;
- поддержать становление новых частных информационных служб,
работающих в направлениях точек роста сегодняшней российской экономики (в
основном это деловая и коммерческая информация) как за счет бюджетных средств,
так и средств, получаемых по линии международных финансовых институтов и
проектов.
При этом нельзя не учитывать, что в области
научной и технической информации создателями баз и банков данных являются
исключительно государственные структуры (ВИНИТИ, ИНИОН, ВНТИЦентр). Малые
структуры часто пытаются использовать результаты этой деятельности, не вступая
ни в какие правовые отношения с центрами-генераторами. Сегодня малым структурам
просто не по силам создание и поддержка крупных баз данных типа создаваемых
ВИНИТИ. Содействие же их распространению, доведению до конечных потребителей
при отрегулированных на правовой основе взаимоотношениях, может и должно стать
функцией малых структур.
Понятно, что результаты первоначальной
библиографической обработки и сами первоисточники должны быть доступны всему
обществу в современной форме, по крайней мере, в машиночитаемом виде. в том
числе и государственным и коммерческим информационным службам, работающим на
конечного потребителя. При этом не требуется децентрализации подготовки
рефератов в отдельных областях, которые государство и общество в состоянии
поддерживать. Инфраструктура и опыт существующих центров, таких как ВИНИТИ.
ИНИОН, могут использоваться при финансировании их в рамках специальных целевых
программ или контрактов с коммерческими организациями. Примеры такого
сотрудничества у ВИНИТИ уже есть в отношении электронных реферативных журналов.
Государство должно бы следить за тем, чтобы все
программы помощи России по линии международного сообщества обязательно включали
информационную компоненту, прежде всего, по приобретению первоисточников
информации и привлечению российских информационных организаций в качестве
соисполнителей этих программ. В связи с этим остановимся на состоянии
российского законодательства в области информации, информатизации и
информационной безопасности. За период 1991-1995 гг. в указанной области было
издано более 500 нормативных правовых актов. Из них 87 полностью относятся к
информационной практике, остальные включают отдельные нормы по определенным
проблемам. Важным шагом на пути законотворчества в информационной сфере следует
считать принятие и ввод в действие с 20 февраля 1995 г. Федерального Закона
"Об информации, информатизации и защите информации", который стал
базовым в информационном законотворчестве.
Анализ всего правового поля показывает
отсутствие каких-либо стратегических принципов, системности в подготовке
правовых актов, что в общем характерно для всей российской законодательной
сферы. В связи с этим в мае 1995 г. утверждена Программа законодательных работ
Президента Российской Федерации, в которую включены 13 наиболее приоритетных
проектов, в том числе законопроект "О праве на информацию"
Российский комитет по информатизации
(Роскоминформ) в течение нескольких лет пытается скоординировать в России
деятельность по законодательству в информационной среде. В 1995 г. Роскоминформ
опубликовал проект очередного варианта "Концепции формирования и развития
законодательства в сфере информации, информатизации и информационной
безопасности в Российской Федерации". На его основе разработан проект
"Программы формирования и развития информационного законодательства в
Российской Федерации", который в настоящее время дорабатывается.
Упомянутые материалы, в первую очередь, закон "Об информации,
информатизации и защите информации" создают предпосылки для разработки
последовательной информационной политики Российского государства.
Завершая анализ правовой среды, можно сделать
вывод, что в России сегодня она является благоприятной для развития
информационной деятельности и рынка информационных продуктов и услуг, а также
самого широкого международного сотрудничества в- данной области. Правовые
проблемы, которые встречают российские информационные службы, не являются
специфическими, и постоянные изменения и ужесточения российского
законодательства мешают им не больше, чем другим российским предприятиям и
организациям. Сегодня становится все более очевидным. что простых решений
проблем российской информационной инфраструктуры и обеспечения страны
информацией не существует.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Таким образом, как показал данный реферат
необходимым условием для успешного функционирования любой сложной системы (в
т.ч. экономической, технической, военной и т.п.) является нормальное
функционирование следующих процессов:
• целенаправленный сбор, первичная обработка и предоставление
доступа к информации
• каналы организации доступа пользователей к собранной
информации
• своевременное получение информации и ее использование для
принятия решений
Основная проблема сбора необходимой информации
состоит в том, чтобы обеспечить:
• полноту, адекватность, непротиворечивость и целостность
инфор-мации
• минимизацию технологического запаздывания между моментом
зарождении информации и тем моментом, когда к информации может начаться доступ.
Обеспечить это можно только современными
автоматизированными методиками, базирующимися на основе компьютерных
технологий. Крайне важно, чтобы собранная информация была структурирована с
учетом потребностей потенциальных пользователей и хранилась в машиночитаемой
форме. позволяющей использовать современные технологии доступа и обработки.
Очень важной экономической проблемой бизнеса,
связанного со сбором и предоставлением информации, является высокая пороговая
цена вхождения в дело. В связи с этим крайне важно грамотное использование
современных маркетинговых технологий, которые могли бы обеспечить “попадание в
потенциального клиента”, т.е. обеспечить сбор такой информации, реализация
которой будет , как минимум, экономически рентабельной.
Из имеющихся на сегодня каналов предоставления
информации наиболее интересными являются каналы передачи информации на
машиночитаемых носителях( магнитные ленты, дискеты, CD-Romы, Internet).
Причиной этого является тот факт, что технологическое запаздывание информации
при передаче ее на традиционных печатных носителях настолько велико, что к
моменту поступления к потенциальному пользователю она уже не будет
соответствовать реальной ситуации и будет малопригодна для принятия
обоснованных управленческих решений. При решении задачи организации доступа к
информации очень важным фактором является экономически обоснованная
использование дорогостоящих и высокооперативных каналов Internet, и более
дешевых, но менее оперативных каналов передачи на машиночитаемых носителях (
прежде всего CD-Rom).
При принятии решений необходимо обеспечить:
• своевременное получение необходимого объема достоверной
информации
• грамотная минимизация затрат связанных с обеспечением полноты,
достоверности и оперативности информации ( затраты должны соответствовать
стоимости и рискованности того проекта, при реализации которого используется
данная информация)
• правильное обработка собранной информации, своевременное
предоставление ее лицу принимающему решение и правильное использование им
полученной информации.
Все известные истории, случаи принятия успешных
решений соответствуют ситуации, когда все выше названные проблемы удавалось
решить хотя бы удовлетворительно.
Поскольку ни один процесс не может
функционировать без принятия решений, ни одна система не может выжить, если не
сумеет создать высокоэффективного механизма сбора, обработки, передачи и использования
информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Информационный рынок в России/ Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский,
В.С. Егоров и др.-М.:ВИНИТИ,1996.-293с.
2. Михнова И.Б., Пурник А.В., Антонова О.И. Библиотека и бизнес:
Практические рекомендации, документы и материалы. - М.: НВЦ
“Библиомаркет”,1994.-167с.-(Сер. “Рос. Библиотеки: идеи, концепции,
разработки”)
3. Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое
распространение и маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 1993.-128с.
4. Служба деловой информации в библиотеке: отечественная и
зарубежная практика: Учеб. Пособие/Пер. с англ. А. Пурника, Е. Пурник, В.
Пурника, Г.Цесарской; Под общей редакцией И.Михновой. - М.:НВЦ
“Библиомаркет”,1996.-112с. - (Сер. “Публичные Библиотеки: идеи, концепции,
разработки”)
5. Родионов И.И. Информационные ресурсы для предпринимателей. -
М.: Электронные знания,1994.-173 с.
6. Родионов И.И. Мировой рынок электронной информации для
предпринимателей. - М.: Электронные знания,1992.-156с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|