Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную
конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и
адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать
средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась
именно им.
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления
(автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями
вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и
обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии
из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении
или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже
достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа
крупной фирмы.
Деятельность малых предприятий в менее развитых районах
западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни
и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая
эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности
в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников
(сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений
в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства
функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в
экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а
необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями,
которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.
1.3 Правовые основы деятельности малых предприятий.
По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы
организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые
формы: единоличные, партнерства и корпорации.
Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для
мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить
лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые
партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми
заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут
быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная
форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа
всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы. И хотя
формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко
бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при
помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не
принимают участия в управление ею.
Правовые основы деятельности малых предприятий в Российской Федерации
будут описаны в следующих пунктах.
Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РФ "О
предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IY.
Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества
или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива
государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке,
предусмотренном Законом. Предприятие может быть учреждено в результате
выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного
или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих
обязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результате
принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством
РФ.
Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а
также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия
определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес,
органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования
фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав
предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном
предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности, в имуществе
которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав
утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.
Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица
со дня его государственной регистрации.
Государственная регистрация предприятия, независимо от его
организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по месту
учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в
месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в
Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность
незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от
деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный
бюджет.
Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы:
1)
заявление
учредителя,
2)
устав
предприятия,
3)
решение о
создании предприятия или договор учредителей,
4)
свидетельство
об уплате государственной пошлины.
Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно
быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявления
учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины.
О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не
позднее чем в недельный срок со дня регистрации.
Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае
нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также
несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказ
в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении
отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в
3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации
предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может
взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в
регистрации предприятия.
Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его
ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение,
преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и
реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа,
уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива
либо по решению суда.
Предприятия ликвидируются в случаях:
1)
признания
банкротом,
2)
принятия
решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий,
установленных законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не
обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности,
3)
признания
судом недействительными учредительных документов и решения о создании
предприятия,
4)
по другим
основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав
республик.
2 МАЛЫЙ БИЗНЕС: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
2.1
Развитие и становление малого бизнеса за рубежом
Для
самостоятельного анализа малого бизнеса важно найти метод подразделения
предприятий на мелкие и крупные. Существует много способов. Часто выделяют
понятие монополии, а все, что не подходит под это определение, относят к
мелкому предпринимательству. Понимая, что этого недостаточно, сравнивают
обороты средств, объемы прибыли и продаж. В настоящее же время предприятия
классифицируют по количеству занятых в них человек. К малому бизнесу относят, как
правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где:
1) от 1 до 20 - ремесленные;
2) от 20 до 100 - малые;
3) от 100 до 500 - средние
предприятия.
Но часто, в
зависимости от важности малого бизнеса в экономике страны, он самостоятельно
разделяется на различные группы.
В Германии,
например, существует 4 категории:
1) от 20 до 49;
2) от 50 до 99;
3) от 100 до199;
4) от 200 до 499.
В Германии, чтобы
фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3,5 до 11,5
млн.евро, в США - 3-12 млн.$.
Но в любом случае
система градации фирм и их отнесение к разряду малых или средних является
достаточно проблематичным, тем более, что малым предприятием быть выгоднее, так
как для него осуществляется практика государственной поддержки посредством
льготных кредитов и государственных заказов.
Эффективность
малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на
долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только
52,6% национального дохода [9]. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет
мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.
Наибольшее
влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:
1) в развитии инфраструктуры и
средств связи произошел скачок;
2) повысился общеобразовательный
уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
3) уменьшение габаритов,
стоимости и упрощение использования информационных систем;
4) способствование малыми
фирмами решению вопроса безработицы;
5) в создании малых предприятий
дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;
6) большая конкурентоспособность
за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического
аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
7) расширение сферы услуг,
базирующейся на малых предприятиях.
По мере развития
мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных
фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные,
партнерства и корпорации.
Фирма,
находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса.
Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от
местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства
представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается
контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и
ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее
характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех
корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы. И хотя формально
управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают
случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи
подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают
участия в управление ею.
Но, конечно,
малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Например,
в Германии в1990 году более 14500 предприятий из числа малых потерпели крах,
причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди
предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель
решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь
начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по
сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою
работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому
начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее
частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта
продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.
Но все же, несмотря
ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных,
что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего
бизнеса в экономике.
Причем достаточно
важно то, что часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь
выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.
Отсюда можно
говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства:
1) консервация масштабов
деятельности с последующим сохранением статус-кво;
2) медленное расширение деловой
активности;
3) быстрое развитие малых
предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.
По данным опроса
владельцев малых предприятий в Германии 55% не планируют расширение, 35%
разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого
развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки,
что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо
удовлетворяющего своих владельцев.
В предыдущей
главе мы видим, что в 80-х годах обозначилась тенденция к увеличению
числа малых предприятий в Германии. Поэтому правомерно утверждать,
что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического
капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран
Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде
областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.
Относительно состояния
промышленности Германии, хотелось бы привести следующие цифры. Доля 10 ведущих
концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х годов до
середины 80-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее
же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с 1980 по
1989 года доля фирм малого предпринимательства увеличилась с 18% до37%.
В общем, в 70-е -
80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней стала проявляться
тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции,
инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной
или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между
мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом
малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится
быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних
взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды.
Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только
преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно
царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при
производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные
научно-исследовательские разработки, разделение риска.
Большой плюс
малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более
приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды
для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на
какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике
правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран
помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали
своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие
предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры,
падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или
образования новых компаний зарождается прежде всего в немонополизированном
секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм,
отражаясь на их деятельности.
В условиях
ухудшения воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде
экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности.
Это
вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и
сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов
сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою
очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило
важным средством оздоровления экономики. И объясняется это прежде всего той
ролью и функциями, которые малый бизнес выполняет.
Во-первых, как
уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка,
создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая
эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши,
образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|