Поскольку большая часть благ, входящих в потребительский
набор, относиться к разряду товаров неэластичного спроса, их постоянное
удорожание оборачивается с прямым снижением жизненного уровня беднейших слоёв
населения. Склонные к сбережению большей части своих доходов богатые теряют
лишь сберегаемую часть, при этом их текущее потребление не только не страдает,
но может возрастать.
Инфляция особенно опасна для категории населения,
получающих фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и прочие.
Именно
у
этих людей преобладающую роль в активах играют наличные деньги и накопления,
аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость
(покупательная способность) уменьшается.
Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и
кредиторами . В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду первым –
получателям ссуды за счёт вторых – ссудодателей (при условии, конечно, что
договоры о кредитовании не предусматривали пересмотра ставок в зависимости от
темпа роста цен).
Воздействие инфляции на производство носит противоречивый
характер и зависит от её размеров. Умеренная инфляция вреда не приносит, более
того, её снижение связано с ростом безработицы и сокращением реального
национального продукта. В отдельных случаях она даже может вызвать временное
оживление экономики, создать специфическую инфляционную конъюнктуру, когда рост
спроса даёт толчок к расширению производства.
Галопирующая инфляция пагубно сказывается на производстве,
финансах, кредите и денежном обращении. При ней начинаются глубокие деформации
рыночного механизма, поражается его центральное звено – система цен. Последние
перестают отражать реальные потребности и, следовательно, давать объективную
информацию инвесторам, в результате снижается эффективность размещения
экономических ресурсов. Вследствие этого неоправданное движение инвестиций
вызывает региональные и отраслевые диспропорции.
Высокая инфляция активно противодействует экономическому
росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40 % и выше экономический рост,
как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции,
тем обычно выше темпы экономического роста, причём они максимальны при
минимальных темпах инфляции.
Инфляционные процессы подрывают также стимулы роста
экономики на базе НТП, поскольку внедрение в производство новой техники
обходиться всё дороже. Для предпринимателя в этих условиях выгоднее
использовать устаревшее, но более дешевое оборудование и старую трудоёмкую
технологию. Причина использования последней состоит в том, что издержки, связанные
с заработной платой, как правило, растут медленнее затрат на приобретение
средств производства.
Наблюдается общее замедление экономической активности.
Неопределённые перспективы развития, отсутствие необходимой достоверности в
прогнозах динамики цен заставляют предпринимателей отказываться от реализации
долгосрочных проектов с длительными сроками окупаемости. Большая часть капитала
перемещается из сферы производства в сферу обращения и используется для чисто
спекулятивных операций.
Набирает силу тенденция к росту ссудного процента,
призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с
увеличением масштабов денежного обращения и выпуском новых денег.
Активизируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный голод, который
подрывает стимулы к денежному накоплению, что в свою очередь нарушает
функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.
Выше перечислены в основном внутренние последствия
инфляции, но имеет место и внешнее. Обесценение денег внутри страны приводит к
их обесценению по отношению к иностранным валютам (через разницу в
покупательной способности валют).
Инфляция создает так называемый баланс убытков и
выигрышей[1].
Возможные убытки: 1) работающие по найму, где зарплата
оговорена на определённый срок; 2) кредиторы, предоставившие долго – и
среднесрочные ссуды при фиксированном проценте; 3) получатели фиксированных
платежей – аренды, платы за коммунальные услуги (оговоренные контрактом); 4)
лица, хранящие наличные деньги в “кубышках”.
Возможные выигрыши: 1) при возрастающей инфляции выгодно
брать в долг; 2) вложение в недвижимость, картины и т.д.; 3) у государства
могут возникнуть известные “выгоды”, связанные с ростом налоговых поступлений
от личных доходов; 4) выгодно конвертировать отечественную валюту в
иностранную.
Возникшие инфляционные явления имеют и негативные
социальные последствия [11].
Прежде всего, снижаются реальные доходы населения, а
соответственно и уровень жизни, так как система образования доходов более
инерционна, чем цены. Для того чтобы компенсировать обесценивание заработной
платы, необходимо вести борьбу с работодателем за её повышение. Если цены
повысились, предположи, в сентябре, то, начав борьбу за повышение зарплаты в
октябре, результаты её можно получить в лучшем случае в ноябре. А это значит,
что фактически 2-3 месяца население живёт в условиях снижения реальных доходов.
Так как инфляция – это процесс постоянный, то, начав, в
октябре борьбу за увеличение зарплаты на 10 % в соответствии с ежемесячным
темпом инфляции и получив это увеличение в ноябре, мы в таком случае не получим
полную компенсацию, так как полученная прибавка к этому времени также
обесценится. Поэтому, если государство берет на себя компенсацию затрат, то
компенсация должна быть опережающая.
Второе негативное последствие для населения – обесценивание
вкладов и сбережений. Для того, чтобы огородить вклады от обесценивания,
процент по вкладам и процент инфляции как минимум должны быть равны. В
противном случае вклады будут изъяты из банков и её больше увеличат спрос, а
возможность кредитования производства резко сократиться, что замедлит
возможность увеличения предложения товаров, и инфляция будет развиваться
быстрыми темпами. Что касается сбережений, то в условиях инфляционного спроса
их размер резко уменьшается, и в итоге все получаемые доходы направляются на
увеличение спроса.
И третье, что могут ощутить потребители, - это потеря части
компенсационных доходов от увеличения налогов. Это происходит, если в стране
действует прогрессивная шкала налогообложения доходов населения. В этом случае
доходы увеличиваются, так как в процессе инфляции увеличиваются компенсации и
соответственно сумма дохода, поэтому из одной налоговой группы получатель
дохода перемещается в другую, где ставка налога выше, следовательно, большая часть
полученного дохода уходит в виде налога, а реальные доходы уменьшаются. Для
того чтобы избежать этого, необходимо регулярно пересматривать тот предельный
доход, за которым начинается действие прогрессивных налоговых ставок.
Таким образом, инфляция ведёт к перераспределению
национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что
обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной
платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят
все категории наёмных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье,
доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы
инфляции.
Глава 2. Антимонопольная политика
§1. Сущность и инструменты антиинфляционной политики
Для антиинфляционного регулирования используются два типа
экономической политики[13]:
1. Политика, направленная на сокращения бюджетного
дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В
соответствии с монетаристскими рецептами применяются
таргетирование-регулирование темпов прироста денежной массы в определенных
пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью
увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов,
определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской
корзины и согласуемая с динамикой индекса цен.
Конкретные методы сдерживания инфляции,
"дозировка" и последовательность применения привлекаемых для лечения
лекарств зависят от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз - значит
определить схемы, и серией чрезвычайных мер невозможно покончить с инфляцией.
Денежно-кредитные мероприятия в неоклассической и
неокейнсианской теориях направлены на достижение одних и тех же целей, но
разными методами. Кейнсианцы во главу угла ставят обеспечение стабильного
экономического роста ценой умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения,
выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного
агента позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления.
Правительство применяет денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного
"перегрева экономики", чтобы не допустить галопирующей инфляции.
В противоположность кейнсианской схеме представители монетаристов
пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного
регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. "Утверждение о том,
что деньги - это единственный источник колебаний номинального дохода... - пишет
М.Фридман,- является преувеличением, но оно верно отражает общий смысл наших
выводов". Монетаристы отвергают практику регулярного вмешательства
госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста
предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают
инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только
ценой временного спада производства.
Наиболее популярная монетаристская модель регулирования экономики была впервые
разработана специалистами федерального резервного банка Сент-Луиса Л.Андерсеном
и Дж.Джорданом. Они предложили сокращенную модель, выраженную уравнением[14].
С помощью этого уравнения определяется зависимость
номинального варианта национального продукта от предложения денег (агрегат М1)
и расходов федерального правительства.
Эмпирически рассчитанные коэффициенты уравнения
предполагают, что финансовая коэффициенты уравнения предполагают- финансовая
политика оказывает убывающее к конце периода воздействие на номинальный валовой
внутренний продукт.
Определенную роль в денежно-кредитном регулировании
экономики, а также - преодолении инфляционных процессов - играют[15]:
1. дисконтная политика, то есть политика регулирования
учетного
процента центрального банка;
2. операции на открытом рынке, которые состоят в покупке-продаже
преимущественно государственных ценных бумаг;
3. политика норм обязательных резервов: норму кассовых
резервов; норму минимальных резервов; коэффициент казначейства, или
обязательство банков хранить в резервах определенное количество государственных
ценных бумаг.
Монетаристская программа борьбы с инфляцией широко
применялась в Англии. Наряду с сокращением денежной массы с 24% в 1975 г. до
4-8% в 1983/84 финансовом году предусматривалось существенное уменьшение
дефицита бюджета с 6-7% в конце 70-х годов до 1.5% ВВП в ближайшие четыре года
за счет ограничения государственных расходов и некоторого расширения доходной
части бюджета. Планируя ежегодное сокращение государственных расходов в размере
1%, а также расширение доходов от добычи североморской нефти, правительство
собиралось снизить уровень прямого налогообложения, сократив высшие ставки
подоходного налога. Также планировалось добиться устойчивого уровня цен в
стране с помощью денежно-кредитного таргетирования.
Наиболее полно монетаристские принципы были реализованы в
практике таргетирования денежной массы. В Великобритании во времена правления
М.Тэтчер предполагалась перестройка денежно-кредитной политики, которой была
придана антиинфляционная, а неантициклическая направленность.
Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные[1].
Чаще всего проявляется следующая закономерность: чем
кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и
центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.
Косвенные методы включают в себя:
·
регулирование общей массы денег через управление
“печатным станком”.
·
регулирование процентных ставок коммерческих банков
через управление ими Центробанком.
·
обязательные денежные резервы коммерческих банков.
·
операции центрального банка на открытом рынке
ценных бумаг.
Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на
полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок
ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует,
а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу
через куплю-продажу ценных бумаг.
Прямое регулирование покупательной способности денежной
единицы включает в себя такие методы, как:
·
прямое и непосредственное регулирование кредитов и
их распределения государством.
·
государственное регулирование цен.
·
государственное регулирование пределов заработной
платы.
·
государственное регулирование внешней торговли и
операций с иностранным капиталом.
·
государственное регулирование валютного курса.
Практика прямого регулирования денежной массы широко
распространена на западе.
§2. Программа борьбы с инфляцией в Украине
Опыт борьбы с инфляцией в Украине показывает, что большая
часть мероприятий основываемых на “книжных” примерах, малоэффективна, тогда как
успех в борьбе с этим явлением возможен только лишь при учете тонких
особенностей ситуации. Тонкость борьбы с инфляцией заключается именно в том,
чтобы правильно уловить и использовать именно те обусловленные местом и временем
явления.
К числу инфляционных факторов, которые имели и имеют
место в течение последних лет в Украине, принадлежат:
·
нестабильная экономическая ситуация в стране;
·
поднятие цен на энергоносители и основные виды
сырья и материалов;
·
высокая ставка налога на прибыль-30%;
·
монопольное ценообразование в условиях
монополизации большинства видов промышленного производства, которое ведет к
диктатному повышению цен производителями, поскольку потребители, лишены выбора
и отсутствует сдерживающий контроль по ценам.
К социально-экономическим последствиям инфляции в Украине
относятся в первую очередь
·
снижение жизненного уровня населения;
·
сокращение текущих реальных расходов население;
·
разделение население на бедных и богатых;
·
падение производства отрасли;
·
увеличение уровня безработицы.
Нельзя однозначно сказать, что правительство Украины ничего
не предпринимает в борьбе с инфляцией.
Нынешняя антиифляционная политика государства направлена
на:
·
Создание условий для предприятий, занимающихся
производством так как успешная деятельность предприятия является залогом
снижения уровня безработицы в стране, и увеличения ВВП.
·
Разработку всех возможностей по улучшению налоговой
системы в Украине, более "мягкие" налоги позволят предпринимателям отказаться
от так называемой чёрной кассы.
·
Жесткий контроль за соблюдением антимонопольного
законодательства Украины, с целью недопущения увеличения цен на монопольные
продукты (газ, сырьё, топливо и др.)
·
Постоянное увеличение заработной платы работающим
на государственных предприятиях, повышение уровня минимальной заработной платы
и пенсий.
·
Контроль за мероприятиями по импорту и экспорту
продукции с целью недопущения демпинговых цен импортёров и завышенных цен
экспорта; контроль за курсом валют.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и
опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и
экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение
покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного
регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований,
восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция
бывает различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не
могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики,
политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования
производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных
процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между
спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге
процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а
весьма устойчивый.
Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения,
так и в сфере производства и очень часто обуславливаются экономическими и
политическими отношениями в стране, а её последствия могут проявляться в
течение многих десятилетий. Но важно знать не то, каким последствиям может
привести инфляция, а то, как избежать этих негативных последствий. Именно по
этому разработка антиинфляционных программ становиться одной из важнейших задач
государства, в котором неистовствует инфляция. Известно, что антиинфляционная
стратегия предусматривает целый комплекс долгосрочных мер, но они оказываются
не эффективными, если не ведется работа по погашению инфляционных ожиданий. Для
того, что бы решить эту
проблему,
необходимы комплекс мер по укреплению рыночных механизмов и доверие большинства
населения правительству.
И, конечно, чтобы сдержать инфляцию, необходимо всемерно
сокращать бюджетный дефицит. Это важно потому, что в принципе нет путей
ликвидации бюджетного дефицита, не ведущих к усилению инфляции. Решить проблему
можно двумя путями – увеличивая налоги или сокращая государственные расходы.
Так как возрастание налоговых поступлений даёт лишь кратковременный эффект, а
на деле приведёт к подрыву стимулов к труду, сокращению инвестиций, замедлению
развития производства и в итоге к сокращению базы налогообложения, то
рационально отказаться от этого пути. Следовательно, остаётся второй путь –
сокращение расходной части. Но реализовывать этот путь нужно постепенно,
предвидя возможные социально-экономические последствия.
Все меры
антиинфляционной стратегии будут действенны, если они подкреплены процессом
развития и стабилизации производства.
Одновременно со стратегическими мерами необходимо
использовать и меры долгосрочного тактического воздействия. Такая тактика даёт
результат в том случае, если она увеличивает предложение без изменения спроса,
или наоборот, снижает спрос без снижения предложения. Решение первой проблемы
связано с усилением товарности рынка; проще говоря, необходимо продавать всё,
что можно продать: неиспользуемые факторы производства, недвижимость,
незавершённое производство, отходы производственной деятельности, - всё, на что
может быть спрос. Рассасывание денежной массы и уменьшение денежного спроса
может способствовать разумно организованная приватизация, возможность
вкладывать денежные средства в акции предприятий.
В конечном итоге создаются условия для поддержания
предельно низких темпов инфляции, не влияющих на рыночный механизм и не
мешающих нормально развиваться рыночной экономике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция:
учеб. Пособие – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
2. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. М.: Банки и биржи, 1995.
3. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ, 1993
4. Красавина Л.Н. Инфляция в условиях современного капитализма. М.:
Финансы, 1993.
5. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., 1998.
6. Маконнелл К, Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993, т. 1, 2.
7. Самуальсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1964.
8.
Хейне П. Экономический
образ мышления. М.: Новости. 1991.
9. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров.: АСА, 1995.
10. Макроэкономика ( Часть II ). Учебно-методическое
пособие ГАСБУ.
11. М., 1994.
12. Инфляция: причины и закономерности // Вопросы экономики, 1992,. № 2.
13. Клупт М.А., Силинский В.П. Международная экономическая статистика.
СПб., 1993.
14. Ключник В.П. Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы. Владивосток,
1997.
15. Усенко Д.Н. Инфляция: причины и следствия. СПб.,1994.
16. Давыдов А.Ю. Инфляция в экономике. К., 1991.
Страницы: 1, 2
|