Механизм индексации уже
несколько десятилетий используется в США, Японии, Канаде и более чем в десяти
западноевропейских странах; в последнее время - и в бывших социалистических
государствах Восточной Европы, выполняя по отношению к значительной части
населения защитные функции, он необходим еще и для предотвращения социальных
взрывов, и с последним обстоятельством было бы опрометчиво не считаться.
Причины развития и активизации деятельности государства в сфере
занятости:
1) развитие НТР и повышение
роли человека в общественном производстве;
2) обеспечение общих условий
воспроизводства, в том числе воспроизводство рабочей силы;
3) обеспечение
предпринимательства необходимыми кадрами;
4) необходимость
компромиссности и смягчения социальных конфликтов;
5) способствование развитию и
совершенствованию интеллектуального потенциала общества;
6) влияние идей и конкретных
социальных достижений (отсутствие явной безработицы - прежде всего)
капитализма;
Влияние государства на рынок
труда осуществляется прямыми и косвенными средствами.
Возникает вопрос, возможна ли
безработица в нашем обществе. Возможна и неизбежна, из-за экономического
кризиса производства, смены форм собственности, курса на реализацию
производства, технического прогресса и структурных сдвигов в экономике,
конверсии ВПК.
Есть два варианта развития
рынка труда. Первый заключается в том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть
всем платить одинаково и мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй
состоит в том, чтобы существенно повысить уровень заработной платы, но не всем
одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в
производство. При этом вводить трудосберегающую технику и технологию,
сокращать избыточные кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо
зависит от уровня зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность
переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно
уменьшает качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель
развития рынка труда во всех развитых странах. Речь ведется о перемене
концепции рабочей силы, то есть об отказе от концепции полной занятости и
принятии на вооружение концепции эффективной занятости.
Эффективная занятость - это
модель развития и использования квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей
силы, ориентирована на переоценку ее возрастающих материально-бытовых
потребностей. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости должны
играть государственная служба трудоустройства, учрежденный государством фонд
улучшения занятости (отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы
независимо от формы собственности). Необходимо организовать также службу
прогнозирования процессов, которые происходят в сфере спроса и предложения
труда, разрабатывать программы преобразования всех форм уровней образования и
обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной
занятости является более рациональной, социально направленной, что отвечает
требованиям рынка рабочей силы.
Страхование от безработицы
предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит,
во-первых, от длительности периода безработицы, во-вторых, от специфических
условий той или иной страны. В первом случае максимальные суммы выплат (от 50
до 70% средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение
определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются.Во втором случае берется
во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду,
время предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен
составлять не менее 6 месяцев занятости в течение 3-х лет.
Важным звеном социальной защиты на рынке труда являются программы
трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ
участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на
эти меры млрд. долларов. Государство тратит на реализацию программ
переквалификации большую часть средств. С целью создания новых рабочих мест
государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как
строительство дорог, канализаций и т.д. Во время экономического кризиса
государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия.
Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного налогообложения
компаний, которые создают рабочие места.
Обеспечение компенсации
потери рабочего места государством. Речь идет о пособиях по безработице,
выплате подъемных на новом месте жительства, выходных пособий и т.п. Вопрос
упирается в источники финансирования служб занятости, системы переподготовки
кадров, информационных центров, сосредоточивающих данные об излишках рабочей
силы и потребности в ней.
Наиболее перспективной и
эффективной, представляется система экономических льгот предприятиям, которые
сами создадут у себя дополнительные рабочие места и трудоустраивают
высвобождающих работников, переобучают их. В награду такие предприятия могут
освобождаться от части налогов, получать льготные инвестиции под прирост
рабочих мест и другие предпочтения. Если же предприятие (любой формы
собственности) выталкивает излишнюю рабочую силу, то сумма ее шести -
двенадцатимесячного содержания должна вноситься в муниципальные органы, которые
перераспределяют и переподготавливают высвобожденных людей. Работодателя
полезно ставить перед альтернативой: создавать новые рабочие места на
собственном предприятии или оплачивать содержание своих бывших рабочих. Именно
такой механизм, кстати, существует в Швеции, где, как и в Японии, безработица
заметно меньше, чем в других государствах с развитой рыночной экономикой.
Минимальная заработная плата
является одним из важнейших рычагов воспроизводства рабочей силы и её
стимулирования, кроме того, на основе минимальной зарплаты устанавливаются
различные пособия (в том числе по безработице), пенсии и т.д. При установлении
минимального уровня заработной платы рекомендуется учитывать потребности
работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а
также показатели, которые влияют на уровень занятости. За базу минимального
уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые
удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека
или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому набору
в разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него
входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в
пять лет подержанного автомобиля и др.
Размер минимальной заработной
платы в развитых странах Запада составляет от 30 до 50% размера средней
заработной платы. В США этот показатель сегодня составляет 4.5 долларов в час.
Отдельный минимум устанавливается для молодежи.
Для определения абсолютного
уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской
корзины. Так, в Болгарии в состав такой корзины на семью из двух человек
включались 552 позиции, из трех - 639, а из четырех - 652. Потребительская
корзина составляется из 149 позиций по продовольственным товарам (или 23-27%
общего количества позиций названных трех типов семей) с таким расчетом, чтобы
структура еды обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве
2822 кал, для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123. В Белоруссии и республиках
Прибалтики для расчета прожиточного минимума берется показатель социального
прожиточного минимума, в России, Казахстане - физиологического. С 1 апреля 1992
г. в Белоруссии введен показатель среднедушевых минимальных потребительских
бюджетов, которые обеспечивали бы норму калорийности для трудоспособных мужчин
в суме 3050 калорий и 2525 калорий для трудоспособных женщин [11].
Для обеспечения защиты
населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить
основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления
социальной поддержки.
Анализ мирового опыта
позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения.
Государственная социальная помощь лицам, которые в силу
нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии
самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми
источниками данного института защиты являются государственный, региональные и
муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы.
Определяющая характеристика данного института защиты социально-алиментарные
недоговорные отношения государства с уязвимыми категориями населения
(инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для
получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию). Выплаты в
рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны
обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем,
определяющим черту бедности. Обязательное (по закону) социальное
страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности
(болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые
источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные
на принципах и с помощью механизмов обязательного социального страхования.
Определяющие характеристики социально-страховых отношений: замещение утраченной
заработной платы (это означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и
взносами, т.е. предполагается наличие страхового стажа), солидарность и
самоответственность страхователей и застрахованных. Добровольное личное
(коллективное) страхование работников (от несчастных случаев,
медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники – страховые взносы
самих работников (иногда в их пользу – работодателей), организованные на
принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие
характеристики - наличие страхового договора самоответственность граждан.
Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями
(медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных,
учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые источники
– средства предприятий. Среди названных институтов социальной защиты базовым
(по объему финансовых средств, массовости охвата разнообразию и качеству услуг)
является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от
несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). В развитых
странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех
затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП в России же
на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45%
затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП. Мировой опыт подтверждает, что
система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты
в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию
конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае
болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой
от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры получаемых средств
регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового)
стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых
взносов), степени утраты трудоспособности. В отличие от социальной помощи,
когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств
(фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по
программам социального страхования являются специализированные фонды,
формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. Исходя из
источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное
страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и
попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую
комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов. Характерной чертой принципа
страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов
и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер
выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на
предварительный вклад застрахованного. Тем самым принцип страхования в
наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости,
вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это
ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает
последствия социального риска. Социальный риск-это риск внезапного
возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим
лицам одновременно. Современная реакция на риски - страхование, суть
которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:
1.Осуществляется частными
компаниями (добровольное);
2. Осуществляется
государством (принудительное);
Для развитых стран
общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на
случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих
направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых
частное страхование не срабатывает. Но страхование не может перекрыть все
варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальной
помощью.
Сходства между социальной
помощью и общественным страхованием:
1.То и другое предполагает
перераспределение доходов
2.То и другое связано со сложившимися в
обществе представлениями о справедливости.
3.То и другое имеют поля пересечения.
Но также имеются и отличия,
одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсем
другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости
его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное
накопление, а в первом - иждивенчество. Поэтому там, где страхование и
социальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию.
Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При
определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подход:
- помощь всем покупателям
выплачивается в одинаковом размере;
- помощь ориентирована на
индивидуальную обеспеченность;
- размер помощи может быть
ориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховых
взносов получателя;
- величина помощи зависит
от потребностей получателя.
Одинаковый размер помощи для всех получателей -
наиболее простой в организационном отношении вариант. Этот способ оказывается,
однако непригодным, если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к.
размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того,
одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду. В пользу учета индивидуальной
обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то,
что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и
исключаются случаи необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета все
системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой
степени зависят от финансового положения государства. Все три принципа
организации социальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой
свое определенное место. Система социальной обеспеченности способна действовать
с максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и попечительства.
Характерной чертой попечительства является финансирование за счет
налогов. Однако если значительная часть системы социального обеспечения
построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке
государственных финансов.
Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и
социальной помощи. Основных критериев здесь два:
- социальные гарантии должны
обеспечивать минимально достаточный уровень жизни;
- социальные пособия не
должны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения;
Первый критерий определяет
минимальную, а второй - максимальную границу социальных пособий.
Если минимальное пособие
достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако
это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи
необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное
обслуживание.
Социальная политика в
переходной экономике - это комплекс социально-экономических мер государства
предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту
населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д., в то же время
проведение этих мер затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися
чрезвычайными ситуациями и т.п.
Основные
черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с
состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом
характером изменений в этот период. Важнейшая для социальной сферы черта -
характерная неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой
системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различные
изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели,
свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое,
равновесное состояние.
Реальные условия и задачи переходной экономики требуют
более конкретного анализа и ответа на вопросы: необходима ли такая ориентация,
что она собой представляет, каковы «слагаемые» социально-ориентированной
переходной экономики, какими методами может достигаться «настройка» процессов
саморегулирования на подобную ориентацию экономики. Одна
из первых задач социальной ориентации экономики — достижение благосостояния
человека. Под благосостоянием, как отмечалось, понимается такой уровень
удовлетворения утилитарных потребностей, который создает необходимые предпосылки
для ощущения большинством общества себя как общества, живущего в состоянии
«блага». Более конкретными характеристиками благосостояния является, прежде
всего, уровень реального потребления, рассматриваемый как по своему
минимальному значению, так и по средним величинам, а также уровню разрыва между
наиболее высокодоходными и наименее богатыми, или (что точнее для переходной
экономики) наиболее бедными слоями населения.
Социальная политика в
переходный к рынку период должна строиться на трёх основных
принципах:
·
приоритетности
проблем социальной защищенности населения;
·
повышении
роли личного трудового дохода в удовлетворении социально - культурных и
бытовых нужд населения и ликвидации на этой основе иждивенства;
·
организации
нового механизма финансирования социальной сферы, то есть переходе от
государственного патернализма к социальному
партнерству.
Целью социальной политики
в России в переходный период являлось разумная политика
налогообложения, осуществление активной политики на рынке труда,
стимулирования предпринимательской активности, обеспечение социальной
защищенности от безработицы и инфляции.
Приоритетным направление
социальной политики являлось решение проблемы стабилизации финансирования
социальной сферы, в том числе, за счет населения. Именно здесь были
наибольшие сложности, поскольку сбор налогов для пополнения бюджета
представлял собой трудно разрешимую задачу, так как социально -
экономические механизмы и технологии сбора, аккумуляции и
перераспределение средств были далеки от оптимальных.
Важное значение в
социальной политике приобрел переход от социального иждивенства к
социальным гарантиям со стороны государства. Эти гарантии
подразумевают: защиту права на труд, обеспечение пособий для уже и
еще нетрудоспособного населения, обеспечение личной безопасности
граждан, обеспечение нормального уровня жизни за счет доходов от
трудовой деятельности и пособий. Ключевое средство в решении этой
задачи - развитие отношений самозащиты граждан при помощи государства в
различных общественных и экономических формах, среди которых профсоюзы,
страховые общества, местные и центральные органы власти, осуществление
функции социальной защиты трудящихся.
Эти социальные гарантии
подкрепляют систему социального страхования, которая имеет свои
собственные задачи: формирование экономической основы обеспечения
возмещения страховых рисков; структуризация страховых фондов; расширение
гарантий обеспечения страховых выплат; развитие системы добровольного
страхования.
Существует четыре
внебюджетных фонда в сфере социального страхования: пенсионный,
занятости, медицинского и социального страхования.
Но кроме внебюджетных
фондов социального страхования, существуют внебюджетные социальные
фонды, также подкрепленные гарантиями государства, которые:
· представляют собой элемент
рыночного механизма политики доходов и заработной платы, государство
косвенно регулирует их деятельность через законодательные процедуры;
· в своей перспективе они
должны стать основными организаторами социальных выплат и накопителями
средств для них;
· с переходом к рыночной
экономике возрастает роль отдельных граждан как плательщиков страховых
взносов и расширится круг видов страхования.
Важнейшей задачей
социальной политики является предназначенная для конкретных групп
населения (адресная) социальная поддержка со стороны государства слабо
защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание
оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части
населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и
социальных трансфертов.
Чем тяжелее
экономическая ситуация в той или иной стране, тем больше и громче
звучат в ней призывы к социальной защите населения. О такой защите
настоятельно просят, ее требуют от правительства. Сложность положения
при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдается
экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый,
национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные
средства для социальной защиты населения, крайне ограничены. Нагрузка
на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать
к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы работающих. А
это порождает новое социальное напряжение.
В этой ситуации необходимо
понимать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в
условиях экономического спада невозможно. Правильнее, обоснованнее говорить о
социальной поддержке отдельных слоев, групп населения, наиболее в ней
нуждающихся. Это социально уязвимые слои населения, доходы которых ниже
прожиточного минимума.
Способом смягчения экономического
неравенства служит передача части доходов, изъятых у богатейших граждан, беднейшим
группам населения через программы социальной помощи.
·
Реформы и
развернувшийся экономический кризис обострил проблему бедности, привлекли к ней
внимание общественности. Но к сожалению, в России это было неизбежно, из-за
реформ экономики после “застоя” на протяжении 60-80 годов.
Никакое государство не в
силах само, с помощью законов, выделения средств, оказания государственной
социальной помощи, справиться с проблемами социальной экономики. Всегда за
чертой, границей официальной, узаконенной, обязательной государственной помощи
будут находиться тысячи людей, которым способен эффективно помочь только
ближний, непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадания к
бедствующим, нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно.
Переход к рынку - очень
сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру экономики,
адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь
определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и
хозяйства. Она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а
спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.
Разрабатывая программу активной социальной
политики в России, необходимо учитывать опыт развитых стран с их достижениями
и проблемами. Нельзя игнорировать и тот факт, что ресурсные потребности
социальной сферы в ближайшее десятилетие резко возрастут, и даже в условиях
развитой экономики будут усиливаться трудности в ресурсном обеспечении
социальной сферы.
Мировой опыт позволяет дать ответ на сложный для российского общества
вопрос о взаимодействии развития рыночных отношений с социальным развитием.
Социальное развитие в своей основе нельзя противопоставлять утверждению в
экономике регулируемых рыночных механизмов. Именно они при их разумном
использовании создают материальную базу и некоторые важные социальные и
социально-психологические условия для расширения производства ресурсов,
направляемых на социальные цели, и для рационализации их использования. Опыт
развитых стран свидетельствует и о том, что могут быть созданы эффективные
механизмы поддержки социальных отраслей, деятельность которых при
непосредственном контакте с потребителем социальных благ и услуг не может
определяться рыночными отношениями.
В заключение стоит отметить,
что никакое государство не в силах само, с помощью законов, выделения средств,
оказания государственной социальной помощи, справиться с проблемами социальной
экономики. Всегда за чертой, границей официальной, узаконенной, обязательной
государственной помощи будут находиться тысячи людей, которым способен
эффективно помочь только ближний, непосредственно видящий чужую беду,
проявляющий сострадания к бедствующим, нуждающимся, способный глубже всего
понять, что же им нужно.
1.
Бузгалин
А.В. Переходная экономика – М.: «Таурус», 2003 г
2.
Баркалов
И.Б. Производственные функции и модели экономического роста– М.,2001г.
3.
под редакцией А.С. Булатова Экономика – М., БЭК,
1999г
4.
Итоги экономических реформ в России и план развития
на 1997 – 2003 годы», доклад Правительства РФ, 1998г
5.
под редакцией Д.Камаева Экономическая теория
М.,ИМПЭ 1998г
6.
Корнаи Я.
Путь к свободной экономике – М.: экономика,1990 г
7.
Курс
экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА, 1995.
– 625 с.
8.
Марченко
Г. “От кризиса к стабилизации. Дальнейшая судьба реформ в России” //
“Октябрь”1998
9.
В. Роик.
Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд, 11/2000. С. 42-44.
10.
Сакс Дж.
Рыночная экономика в России: исторические и теоретические предпосылки -М.:
«Мосгорархив»,1995 г
11.
Социально
– трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Под ред.
Акимова А.К., Волгина Н.А. и др. М.: Молодая гвардия, 1996. – 835 с.
12.
Е.
Шестакова. Реформирование системы социальной защиты населения в странах
Восточной Европы // Мировая экономика и международные отношения, 1/1997. С.
45-53.
13.
Экономика.
Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 1998. – 792 с.
Страницы: 1, 2
|