Меню
Поиск



рефераты скачать Социальная политика государства и ее совершенствование

p> Хуже всего положоние лиц , длительное время не работающих. В настоящее время отсутствует чёткое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право на получение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенбенция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство платить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).

Регистрация и учет безработных в органах ФСЗ — сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой струкрурной политики и складывающийся экономической конъюктуре.

Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий.

Система профессиональной подготовки и перепобготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них ФСЗ минимально.

Особые надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались на реализацию идеи социального партнёрства и регулирование занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало

Генеральное соглашение на 1992 г., заключённое между правительством

РФ, российским объединением профсоюзов и объединениями предпренимателей, в котором нашли отражение основные направления соействия занятости и развития рынка труда. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление на периобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по меспу последней работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие, навосстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочие.

СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ


Система пенсионного обеспечения в России в период перехода к новым экономическим отношениям не была кординально разрушена, а всего лишь реформированна. Многие трабиционно сложившиеся принципы её функционирования, в том числе общегосударственный характер пенсионной системы , сохранились. В России, как и ранее в СССР, действует единое пенсионное законодательство на всей территории страны, прова пенсионеров зависят не от места их проживания, национальности, социальной группы, а от возраста, состояния здоровья, степени утраты источников самообеспечения, трудового стажа, уровня получаемой до назначении пенсии трудового дохода.
Наиболее важное изменение в системе пенсионного обеспечения явился переход от формального к реальному страхованию трудовых пенсии. В традиционной системе (плановой) государство было единственным работодателем для наёмных рабочих. Трудовые отношения регулировались единым для всех участников законодательством и априорно предлагали обязательное государственное страхование каждого работающего.
Однако установленные тарифы страхования были низки и не полностью покрывали всю потребнасть в средствах на выплату трудовых пенсий. Так, в 1988 г. средства государственного социального стахования в СССР составили всего лишь 43% общей суммы выплаченных пенсий и пособий страхового характера, остальное поступало из государственного бюджета.
Перемены, начавшиеся в 1990 г., в основном заключались в выделении системы социального страхования из сферы бюджетного финансирования. Это было связано с усилением хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций, перехода к рыночным отношениям. Была сформулированна новая самостоятельная структура — Пенсионный фонд, отделённый от бюджета. Он должен аккомулировать средства из всех источников на выплату государственных пенсий. Таких источников формирования два: работодатель, в обязательном порядке страхующихся за счёт затрат на производство своих наёмных работников (обязательное страхование распространяется также на само занятых предпренимателей, не образующих юридического лица, фермиров и т. д.), и государство, взявшее на себя обязанность обеспечивать за счёт бюджета пенсии военнослужащим, социальные пенсии и накоторые другие виды социальных выплат. Доли участников составляют 90 и 5% соответственно. Хотя в данном случае государство выступает в качестве гаранта социальной обеспеченности перечисленных категорий пенсионеров, на самом беле его расходы на выплаты пенсий гораздо выше, ибо оно, само является работодателем и следовательно, стахователем для государственных служащих, работников бюджетных отраслей, государственных предприятий и т. д.

Таблица 3
Примерная структура Пенсионного фонда РФ(в%)4
| |
Всего поступлений |100 | | в том числе страховые взносы |91.5 | | средства федерального бюджета |5.1 | | из них: выплаты военнослужащим, их семьям и припавненым к ним категориям |3.2 | | Социальные пенсии |1.6 | |
Компенсоции жертвам чернобыля |0.3 | | прочии поступления |1.5 | |

Современная ситуация в областе пенсионного обеспечения в России характеризуется отсутствия накоплений пенсионного характера. В результате тратит на пенсионеров исключительносвои текущие доходы. Пенсионный фонд теперь работает так, что ежемесячные отчисления тут же направляются на выплату пенсий за исключением необходимого резерва оборотных средств (примерно 5%) и собственных расходов на содержание аппарата управления (0,5%) и т. п. Подобное положение отличают Россию от развитых зарубежных стран, где пенсионные фонды распологают крупными денежными резервами в банках, науопленных в течении многих лет.
Неустойчивость финансового положения Пенсионного фонда, помимо отсутствия накоплений предыдущих лет, связана с падением доходов платильщиков, а также с дифицитом государственного бюджета, который сейчас недостаточно возмещает расходы Пенсионного фонда в своей части. В результате Пенсионный фонд перестал самообеспечиваться, и его доходов теперь нехватает на текущие выплаты, не говоря уже о расходах на ежеквартальную индексацию в соответствии с законодательством в связи с ростом цен.
Увеличение финансирования пенсионных выплат может исходить из учистия самих застрахованных работников в формировании фонда. Переходный характер принятой пенсионной системы, её незавершённость и низкий исходный уровень заработной платы, не предусматривающий расходов на выплату личных страховых взносов, обусловили неучастие в них самих работников. Согласно действующему законодательству, население из личных доходов уплачивает всего 1% заработной платы в Пенсионный фонд. В остальные фонды обязательного страхования, действующих в РФ, — медицинский, занятости, социального страхования — никаких взносов трудящиеся не производят.5
Положение наименее обеспеченных, одиноких и недееспособных пенсионеров несколько облегчает действующая система социальных надбавок, льгот,обслуживание и социальной помощи. Практически все эти выплаты осуществляется за счёт государства, роль частного сектора в благотворительности в данной сфере неощутима. Более того, государство её не поощряет, не освобождая от налогов средства благотворителей.
Все надбавки, льготы и помощь пенсионерам делятся на два вида: а)надбавки на иждивенцев, по уходу, на одиночество и др., льготы по оплате квартир, проезда, лекарств, предоставляемыефедеральным законодательством (основной документ для предоставления льгот — Закон РФ “О ветеранах”); б) льготы по местному законодательству, а также социальная помощь на местном уровне в виде выплат по бедности, надбавок к минимальным пенсиям, а также бесплатное питание, раздача вещей, обслуживание на дому тех, кто нуждается в постоянном уходе, организация центров социальной помощи и социального обслуживания. Последние включает в себя: бесплатное дневное пребывание, культурную работу, консультацию медиков, психологов, юристов. В настоящее время вводятся жилищные субсидии для малообеспеченных.
Однако социальное обслуживание и социальная помощь не оказывают существенного влияние на общее материальное положение пенсионеров.
Пенсионеров становится всё больше, их количество возрастает на 600-700 тыс. в год, особенно интенсивно увеличивается численность пенсионеров по инвалидности, что говорит не только о стирении населения, но и о качестве жизни в целом. Пенсионеры составляют значительную часть населения, вкладчиков и инвесторов. Государство даже в своих интересах должно уделять внимание их социальному самочувствию.

Таблица 4
Прогноз численности пенсионеров на 1996-2005 гг.6

|1999 |2001 |2002 |2003 |2004 | |
| | ГОД |
| |1996|1997|1998|1999|2000|2001|2002 |2003|2004|2005|
|Общая численность|36.6|36.8|36.9|36.7|36.6|36.6|36.71|36.7|36.6|36.6|
|пенсионеров(млн.ч|0 |6 |0 |6 |7 |1 | |0 |2 |8 |
|ел) | | | | | | | | | | |


СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММ РОССИИ.
Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защещённых слоёв общества.

К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат. (см. приложение)

Государственные социальные пособия семьям имеющим детей.

Пособия такого рода не велики, они составляют около одного размера оплаты труда (далее МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предпреятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет,но средств местного бюджета кадастрофически не хватает. При задержки их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё жу являются “подпиткой” для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Так-же они (пособия) распростаняются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях.

Страховые пособия в связи с рождением ребёнка.

При рождении ребёнка выплачивается довольно значительное пособие, что является существенной пподдеержкой семье с новорождённым ребёнком. Так-же существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребёнка, материально поощряется их своевременная забота о будующем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование новорождённого с матерью.

Выплаты взрослым членам семьи.

Предусмотренно пособие трудоспособному, неработающему лицу по некоторым случаям ухода за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины МРОТ, что очень мало. Население редко прибегает к уходу с работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.

Так-же дело обстоит и с выплотами женщинам не работующим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты.

В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Так-же и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.

Пособия по безработице это особая форма выплат. Эти пособия в

России появились не так давно. Нет отлаженного механизма

“присваивания звания” безработного и выплаты этого пособия.

Средства фонда занятости ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработицине велико, около МРОТ, и его получение связано с большими сложностями.

Стипендии.

Стипендия для студентов ВУЗов равна МРОТ. Жизнь студента на стипендию не возможнабез дополнительного заработка или поддержки родителей. Стипендии лицам пишушим кандидатские или докторские работы примерно соответствует средней оплате труда.

Особой формой поощрения студентов и аспирантов ВУЗов является

Президентская стипендия. Она достаточна велика. Для студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ.

Выплачивается стипендия часто не вовремя, но на примере

БелГТАСМ эта задержка за последний учебный год не составила полумесяца, а за последний период выплачивается точно в срок. Но такдело обстоит не вовсех ВУЗах (пример БГУ).

К результатам социальной политики в России является выделение некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно.
Правительство и государственная дума России постоянно принемают законы о повышении минимольной зарплаты, пенсий, вводят новые песобия. Но на практике эти законы не выполняются или выполняются не повсеместно и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многох регионах задерживается на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что не может не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Повальная остановка предприятий ведёт к увеличению армии безработных, большенство из которых идут в "теневую экономику". Отсюда и не дособираемость налогов с населения и мелких предпренимателей. А из налогов в частности формируется бюджет. А от сюда и не хватка средств на социальные программы и другие аспекта деятельности общества. Круг таким образом замыкается.
Но по существу большенство социальных программ направлены на экстреное замятие проблем в социальной жизни общества. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большенство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Например,
Малоимущего. бедного, безработного, не имеющего опеделённого места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предостовить приют на ночь. Но завтра он сново будут голодным, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потраченны впустую. Для такого обеспечения постоянно ни хватит не каких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности, безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, преостановке их деятельности. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства так-же может помочь этому процессу.
Функционирование пенсионной системы в сущности не изменилось. Так-же в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система пенсионного обеспечения не поставленна на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в комерческих банках не получило массового распространение, из-за не стабильности в экономической сфере. Большенство банков не имеет прочного запаса средств и не известно будет ли существовать этот банк через пять-десять лет. Система социального обслуживания в основном встала на новый уровень в своём существовании. Появилось множество мелких частных предприятей по обслуживанию населения по всем необходимым аспектам жизни человека.
В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных преобразований.

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям.
С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подовляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления не были явно видны при другой политической системе. Особенно остро встает вопрос безработицы. Когда при придведущей политической системе было декларированно об отсутствии у нас безработици и когда сейчас закрываются предприятия, тысячи человек остаются без определённого места работы или отправляются в отпуска бессодержания, сокращение штатов. Когда молодые специалисты не могут устроится на работу по специальности, а квалифицированные специалисты уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.
Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям необходило продолжение или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни населения России.

-----------------------
[1] Учебник по основам экономической теории ред.Камаев В. М.:”ВЛАДОС”
1995 г.

[2] Учебник по основам экономической теории ред.Камаев В.М. М.:
“ВЛАДОС”1995
[3] О мерах по улучшению социальной жизни России и результатах социальных реформ будет описано далее.
4 Социальная политика Л.Ржаницина Вопросы экономики №9 1995.

5 Среднеевропейский уровень составляет — 25%; половину платят работодотели, половину — работники.
6 Доклад Минтруда России “Демографическая ситуация и состояние трудовых ресурсов в РФ, их влияние на формирование пенсионного обеспечения.
Социальная политика №1 1997.



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.