p>2. Социальная политика Российской Федерации от перестройки до наших
дней2.1 Социальная политика и социальная экономика. Социальная политика в переходный к рынку период должна
строиться на трёх основных принципах: - приоритетности проблем социальной защищенности населения; - повышении роли личного трудового дохода в удовлетворении
социально - культурных и бытовых нужд населения и ликвидации на
этой основе иждивенства;
организации нового механизма финансирования социальной сферы, то
есть переходе от государственного патернализма к социальному
партнерству. Целью социальной политики в России в переходный период
являлось разумная политика налогообложения, осуществление активной политики на рынке труда, стимулирования предпринимательской
активности, обеспечение социальной защищенности от безработицы и
инфляции. Приоритетным направление социальной политики являлось решение
проблемы стабилизации финансирования социальной сферы, в том
числе, за счет населения. Именно здесь были наибольшие сложности, поскольку сбор налогов для пополнения бюджета представлял собой трудно разрешимую задачу, так как социально - экономические
механизмы и технологии сбора, аккумуляции и перераспределение
средств были далеки от оптимальных. Важное значение в социальной политике приобрел переход от
социального иждивенства к социальным гарантиям со стороны
государства. Эти гарантии подразумевают: защиту права на труд,
обеспечение пособий для уже и еще нетрудоспособного населения,
обеспечение личной безопасности граждан, обеспечение нормального
уровня жизни за счет доходов от трудовой деятельности и
пособий. Ключевое средство в решении этой задачи - развитие
отношений самозащиты граждан при помощи государства в различных
общественных и экономических формах, среди которых профсоюзы,
страховые общества, местные и центральные органы власти,
осуществление функции социальной защиты трудящихся. Эти социальные гарантии подкрепляют систему социального
страхования, которая имеет свои собственные задачи: формирование
экономической основы обеспечения возмещения страховых рисков;
структуризация страховых фондов; расширение гарантий обеспечения
страховых выплат; развитие системы добровольного страхования. Существует четыре внебюджетных фонда в сфере социального
страхования: пенсионный, занятости, медицинского и социального
страхования. Но кроме внебюджетных фондов социального страхования,
существуют внебюджетные социальные фонды, также подкрепленные
гарантиями государства, которые:
представляют собой элемент рыночного механизма политики доходов
и заработной платы, государство косвенно регулирует их
деятельность через законодательные процедуры;
в своей перспективе они должны стать основными организаторами
социальных выплат и накопителями средств для них;
с переходом к рыночной экономике возрастает роль отдельных
граждан как плательщиков страховых взносов и расширится круг
видов страхования. Важнейшей задачей социальной политики является предназначенная
для конкретных групп населения (адресная) социальная поддержка
со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта
задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между
доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных
граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. Чем тяжелее экономическая ситуация в той или иной стране,
тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защите
населения. О такой защите настоятельно просят, ее требуют от
правительства. Сложность положения при таких условиях заключена
в том, что, если в стране наблюдается экономический спад,
снижается производство, уменьшается создаваемый, национальный
продукт, то возможности правительства выделять дополнительные
средства для социальной защиты населения, крайне ограничены.
Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство
вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем
снижаются доходы работающих. А это порождает новое социальное
напряжение. Чтобы выправить такое положение, не достаточно желания получить
социальную защиту от невзгод ухудшающейся жизни, также как
недостаточно намерений и обещаний правительства улучшить жизнь.
Проблема может быть полностью решена только тогда, когда экономика
пойдет вверх и станет создавать минимум благ, который необходим людям.
В этом в конечном итоге, и состоит спасение. Но что же делать до того,
когда экономика, производство находятся на спаде и не способны
удовлетворить потребности всего населения в благах и услугах? Следует,
прежде всего помнить, что если снизить производство благ и услуг в
стране и одновременно помощь из-за рубежа, если закупки по импорту не
способны компенсировать также снижение, а запасы и резервы доведены до
минимума, то предоставить понижение уровня жизни, потребления
практически невозможно. Стольже нереальна в этих условиях задача полной
социальной защиты всего населения от уменьшения потребления благ и
услуг в целом и в расчете на одного человека. Хуже того, если
попытаться предоставить блага в нужном, желаемом количестве, то
заведомо пострадают другие, кому эти блага не достанутся. Поэтому, и
правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная
защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического
спада невозможно. Правильнее, обоснованнее говорить о социальной
поддержке отдельных слоев, групп населения, наиболее в ней нуждающихся.
Это социально уязвимые слои населения, доходы которых ниже прожиточного
минимума. Проблема неравенства благосостояния – одна из древнейших, как и
порождаемое этой проблемой социальное напряжение, а проще говоря, -
враждебное отношение богатых к бедным. У этой проблемы есть две грани:
1. Неравенство доходов
2. Неравенство богатства Люди получают доходы в результате предоставления находящихся в их
собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в
пользование фирмам для производства нужных людям благ, либо вкладывают
эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования
доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причины,
поражающие неравенство доходов:
- разная ценность принадлежащих людям факторов производства;
- разная успешность использования факторов производства;
- разный объем, принадлежащих людям, факторов производства. Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение
дополнительного объема факторов производства. Например, семья может
положить часть своих заработков в банк, чтобы получить доход не только
в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется
богатство семьи. Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и
создать угрозу для политической и экономической стабильности в стране.
Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют
меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна
лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и
богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью
государственной политики. Способом смягчения экономического неравенства служит передача части
доходов, изъятых у богатейших граждан, беднейшим группам населения
через программы социальной помощи. Реформы и развернувшийся экономический кризис обострил проблему
бедности, привлекли к ней внимание общественности. Но к сожалению, в
России это было неизбежно, из-за реформ экономики после “застоя” на
протяжении 60-80 годов. Помощью беднейшим гражданам могут стать
следующие способы:
1. Создание равных “стартовых” условий для всех граждан:
- запретить любую дискриминацию при приеме на работу по расовым,
социальным или иным признакам;
- обеспечить всем детям нормальные условия для развития (это
затрагивает проблемы питания, воспитания, медицинского обслуживания,
среднего и высшего образования)
2. Раширение возможностей найти работу даже для тех, кто одарен
природой менее щедро. Эти способы помощи беднейшим гражданам требуют больших усилий со
стороны государства, чтобы стать действительно результативными. Основанием для отнесения человека к группе бедных служит величина
доходов его семьи. Правительственные статистики рассчитывают, сколько
денег требуется, чтобы обеспечить семью основными продуктами питания, и
затем, умножают это число на три. Полученная величина представляет
собой “порог бедности”, и семьи, доход которых ниже этого порога,
считаются бедными. Величина “порога бедности” изменяется с течением
времени, отражая изменения в прожиточном минимуме. Большая часть экономистов сходятся во мнении, что наилучшими и
наиболее эффективными способами снижения уровня бедности являются
увеличение предложения товаров и услуг и повышение качества образования
среди бедноты. Повышение доступности товаров и услуг привело бы к росту
жизненного уровня бедных и не сказалось бы негативно на жизненном
уровне других слоев населения. Получение образования раскрыло бы перед
бедняками дополнительные возможности для того, чтобы заработать денег и
выбраться из нищеты. Одна из причин нищеты – отсутствие у бедных людей квалификации
навыков, необходимых для того , чтобы занимать высокооплачиваемое
рабочее место . Запрещена дискриминация по отношению к работникам по признаку пола,
религии, возраста и национального происхождения. Масштабы социальных программ в развитых странах мира сегодня огромны. Все развитые страны мира постоянно продолжают совершенствовать свои
системы социальной поддержке малоимущих. Они пытаются найти ту грань,
за которую эта поддержка не должна выходить, чтобы не подрывать основу
основ экономики – стремление людей работать, поскольку только так можно
обеспечить себе и своим близким, достойное и , более того, комфортное
существование. Рис. 1. Расходы на социальную поддержку граждан в 90-е годы (в % ВНП).
[pic] Россия искала свою модель социальной политики. Это дело чрезвычайно
трудное, поскольку масштабы помощи беднейшим гражданам надо расширить
очень существенно. В России масштаб социальных программ, направленных на поддержку
бедных семей был крайне ограничен. Это преимущественно небольшие
социальные выплаты, производимые в пользу семей с особенно низкими
доходами. В ту же категорию попадают и так называемые социальные
пенсии, выплачиваемые, например, инвалидам с детства, то есть людям,
которые в силу врожденных или полученных в раннем детстве физических
или умственных дефектов , неспособны заработать себе на жизнь. Но даже
на такие выплаты государству нужны немалые средства, Откуда государство
может их взять? За счет изъятия части доходов состоятельных граждан и
коммерческих фирм, то есть налогообложения. Не допустимо устранять различия в уровнях доходов и богатства семей
полностью, но государство должно предотвратить чрезмерное усиление
экономического неравенства и проводить социальные программы помощи
беднейшим гражданам. Отечественные экономисты и правительство постоянно
ищут способы предотвращения быстрого и резкого усиления различий в
уровнях жизни россиян, начавшееся в 90-х годах. Развитие этого процесса
на рисунке 2, где показано изменение соотношения в уровнях
среднедушевых доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных семей нашей
страны.
Рис.2[pic] Всего лишь за 4 года разница в уровнях доходов богатейших и беднейших
россиян возросла в 3.16 раза (с 4.5 до 14.2 раза). В итоге к началу
1995 года Россия подошла к довольно высокой по мировым меркам степенью
дифференциации доходов [pic]
Рис. 3 2.2 Социальное обеспечение и социальная справедливость.
В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявлялась
проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и
безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к
катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично
применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата,
пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста
розничных цен.
К сожалению, при спаде производства ни правительство, ни предприятия не
имеют возможности повысить доходы, зарплату ровно во столько раз, во
сколько повышаются цены. Так как количество товаров уменьшается, то
выплата чрезмерного количества денег приведет к наводнению рынка
денежной массой, как следствие, к новому росту цен, что потребует
увеличения доходов, и так далее. Возникает гиперинфляция. Поэтому
разумно повышать доходы в несколько меньшей степени, чем растут цены. В
переходной экономике сокращается непосредственное, прямое
государственное регулирование зарплаты. Социальное обеспечение начинает
осуществляться по страховому, а не по государственно –
распределительному принципу. За несколько лет экономических реформ было
принято много разного рода нормативных актов, положений, распоряжений,
направленных на регулирование заработной платы. Это относится к
вопросам управления минимальной заработной платой, ее индексации в
условиях инфляции, попытки регулирования заработной платы на основе
различного рода соглашений между государством, работодателями и
представителями трудящихся. Практика показывает, что тарифные соглашения нарушают правительством
страны, отраслевые соглашения – местной администрацией, а коллективные
договора либо вообще не заключаются, либо заключаются в интересах
администрации и тоже подчас не выполняются. Специального внимания с точки зрения защиты населения интересов
наемных работников заслуживает обсуждаемый в настоящее время переход на
гарантированный часовой размер государственного минимума оплаты труда.
Когда занятость в течение полного рабочего дня и рабочего месяца не
гарантирована, работники наемного труда могут оказаться менее
защищенными перед произволом работодателей. Гарантирован будет лишь
заработок в соответствии с балансом часов, фактически отработанных за
оплачиваемый период времени. По этому нельзя считать обоснованными
предложения по переходу от гарантированного, установленной минимальной
ежемесячной оплаты труда к установлению минимальной почасовой оплаты. В настоящее время поднимается вопрос по проблемам заработной платы о
соотношении и взаимодействии ее роста и инфляции. Но инфляция
порождается не только массой денег в обращении, сколько повсеместным
падением производства. Реальная борьба с инфляцией может быть на основе
подъема экономики, общественного производства В рыночной экономике система соотношения в ставках и окладах в
зависимости от сложности, условий и значимости сфер приложений труда
является неотъемлемой частью всей системы организации оплаты труда. В
этих целях необходимо согласовывать и утверждать в процессе переговоров
на федеральном и отраслевом уровнях минимальные тарифные ставки оплаты
первого разряда. Но централизованно согласованные и утверждённые уровни
ставок и окладов, ниже которых не может оплачиваться тот или иной вид
труда - это гарантированный минимум, который согласовывается и
утверждается на общефедеральном, отраслевом и территориальном уровнях.
В качестве ориентиров могут быть использованы соотношения в уровнях
тарифных ставок и окладов по отраслям, предусматривавшиеся системы
тарифы в дореформенный период, ибо они отражают достаточно длительно
складывающиеся соотношения в оплате труда по отраслям. По данным российских правительственных учреждений, средняя зарплата
в России продолжала расти весь 1993 год. В пересчете на доллары
россиянин получал в среднем за январь 65 “зеленых”; за сентябрь –
85.3; а в декабре –уже 112.1. Но с учетом налогов и инфляции реальные
доходы россиян росли не столь быстро и увеличились за год всего на 9.1
процента. Существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и
категорий населения со стороны государства, правительства, общества, не
связанные непосредственным образом с чрезвычайными ситуациями. Речь
идет о людях, находящихся на длительном или постоянном иждивении
государства и общества, живущих в основном за счет гособеспечения. Для
того, чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми
средствами, существует социальная отрасль экономики, называемая
социальным обеспечением. Организации социального обеспечения принимают на себя заботу о тех
категориях, частях населения, которые в законодательно установленном
порядке располагают правом на длительную или постоянную помощь в связи
с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием
других источников существования. Наиболее распространенный вид социального обеспечения – пенсионное
обеспечение. В России свыше 30 миллионов человек пенсионеры.
Большинство из них, пенсионеры по возрасту. Согласно российскому
законодательству женщины, начиная с возраста 55 лет, а мужчины – 60
лет, имеют право выхода на пенсию. Для лиц, работавших на вредных
производствах, а также военнослужащих этот возраст еще ниже.
Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от стажа работы
и уровня заработной платы, которую получил пенсионер до выхода на
пенсию. Наряду с пенсией по старости выплачивается пенсия по
инвалидности. Пенсии по инвалидности не зависят от возраста и
обусловлены только состоянием здоровья, невозможностью или
ограниченностью человека осуществлять трудовую деятельность. Пенсии выплачиваются за счет средств пенсионного фонда, образуемого
из отчислений предприятий и организаций в этот фонд и частично за счет
госбюджета. По мере перехода к рыночным отношениям и повышения
хозяйственной самостоятельности, предприятия получают возможность
создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим
работникам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|