Социальная ответственность и этика управления в торговле
смотреть на рефераты похожие на "Социальная ответственность и этика управления в торговле" Содержание
Введение 2
1. Методологические основы менеджмента 3
1.1. Сущность менеджмента 3-4
1.2. Научные подходы и принципы менеджмента 4-5
1.3. Содержательные концепции мотивации 5-7
1.3.1. Понятие и виды мотивов 7-9
1.3.2. Экономические мотивы деятельности людей 9-10
2. Управление коллективом 11
2.1. Функции и обязанности руководителя 11-12
2.1.2. Качества руководителя 12-15
2.2. Подчиненные и их обязанности 15-18
2.3. Влияние и власть 18-20
2.4. Пути повышения эффективности использования рабочего времени
20-21
2.4.1. Диагностика рабочего времени 21-24
2.4.2. Нормирование времени исполнителей 24-25
3. Социальная ответственность и этика управления 26
3.1. Делегирование полномочий 26-28
3.2. Культура речи 28-29
3.3. Стиль переговоров 29-30
3.3.1. Деловые отношения 30
3.4. Понятие "деловой этики" 30-31
3.4.1. Этика и современное управление 31-34 3.4.2. Условия формирования цивилизованной этики 34-35
Заключение 36
Приложения 37-39
Список литературы 40
Введение Данная курсовая работа посвящена изучению методологических основ
менеджмента потому, что помимо призвания и таланта необходимы также знания
сущности менеджмента, понятия мотивации, а также экономических мотивов
деятельности людей, о которых здесь пойдет речь. Во втором разделе моей работы перечисляются факторы, которые
необходимы менеджеру, чтобы умело управлять своим коллективом. Руководитель
должен иметь в виду, что помимо знаний своих обязанностей и обязанностей
подчиненных существует еще множество аспектов социального характера,
которые он тоже должен учесть. Главной целью проделанной работы является изучение социальной
ответственности и этики управления в торговле. Изучение данного вопроса
имеет большую роль в жизни общества в целом, так как соблюдение этических и
социальных норм ведет к улучшению и сонации торговых отношений. В настоящее
время существует много магазинов, уровень обслуживания в которых оставляет
желать лучшего, но на ряду с ними есть и магазины (так называемые
супермаркеты), где отношение к потенциальному покупателю достаточно
доброжелательное и соблюдаются этические нормы поведения, то есть –
«покупатель всегда прав!». Но помимо этого положительного момента остается
еще очень много отрицательного – все негативное надо менять. Торговля является одной из областей общения людей, а значит с
повышением нравственности в обществе улучшится и этическая сторона жизни.
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 1.1. Сущность менеджмента Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой
деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной
деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных
намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых
ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического
механизма менеджмента. Менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что
означает: • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы
конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции,
которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль; • постоянное стремление к повышению эффективности производства: с
меньшими затратами, получение оптимальных результатов, • хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия
решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности
фирмы или ее подразделений; • постоянную корректировку целей и программ в зависимости от
состояния рынка; • конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно
самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена; • необходимость использования современной информационной базы с
компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии
обоснованных и оптимальных решений. Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и не
переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он
употребляется довольно свободно в различных значениях, но всегда
применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для
других значений используются другие слова. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности
предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в
которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может в не иметь их,
работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера — это
производительный труд, возникающий в условиях комбинирования
высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации
работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного
процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных
специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов,
статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под
руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным
отделением или фирмой в целом. Термин "менеджер" обозначает принадлежность конкретного лица к
профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от
уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического
опыта работы. 1.2. Научные подходы и принципы менеджмента Эффективность менеджмента определяется прежде всего обоснованностью
подходов и методов. В настоящее время к менеджменту применяются только
некоторые научные подходы, что объясняется «узостью» его понятия. Если
руководствоваться «широким» понятием, то автоматически добавляются
функциональный, комплексный, динамический и интеграционный подходы. Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет
установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов. Подходы к менеджменту |Название |Краткое содержание |
|Административный |При административном подходе регламентируются функции, |
| |права, обязанности, элементы системы менеджмента в |
| |нормативных актах |
|Воспроизводственный |Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное |
| |возобновление производства товара для удовлетворения |
| |потребностей рынка с меньшими затратами |
|Динамический |При динамическом подходе объект управления |
| |рассматривается в диалектическом развитии, в |
| |причинно-следственных связях и соподчиненности |
|Интеграционный |При интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи |
| |между отдельными подсистемами и элементами системы |
| |менеджмента, уровнями, субъектами управления |
|Количественный |Сущность количественного подхода заключается в |
| |использовании количественных оценок при помощи |
| |математических, статистических, инженерных расчетов и |
| |т.д. |
|Комплексный |При комплексном подходе учитываются технические, |
| |экономические, социальные и другие аспекты менеджмента |
|Маркетинговый |Маркетинговый подход предусматривает ориентацию |
| |управляющей подсистемы на потребителя |
|Нормативный |При нормативном подходе устанавливаются нормативы в |
| |управлении |
|Поведенческий |Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь |
| |работнику осознать собственные возможности |
|Название |Краткое содержание |
|Процессный |При процессном подходе управление рассматривается как |
| |совокупность взаимосвязанных функций |
|Системный |При системном подходе любая система рассматривается как|
| |совокупность взаимосвязанных элементов |
|Ситуационный |Ситуационный подход предполагает, что применение |
| |различных методов управления определяется конкретной |
| |ситуацией |
|Функциональный |Сущность функционального подхода состоит в том, что |
| |потребность рассматривается как совокупность функций, |
| |которые нужно выполнять для ее удовлетворения | Данные подходы следует отнести к главным принципам управления.
Принципы управления можно определить как основные правила, вытекающие из
объективных экономических законов и закономерностей общественного развития.
Ими должны руководствоваться субъекты (органы) управления в процессе
управления конкретными объектами. 1.3. Содержательные концепции мотивации В основе содержательных концепций мотивации находятся потребности
человека, то есть ощущение нехватки чего-то, без чего он ощущает состояние
дискомфорта, внутреннего и внешнего неравновесия, которое он желает
преодолеть. Потребности могут быть врожденными, первичными (естественного
происхождения) и приобретенными (социальными). К первым относятся,
например, потребности в пище, воде, тепле; ко вторым — в общении, получении
знаний, самореализации. При осознании потребностей у человека возникает желание их удовлетворить, а, следовательно, интерес к тому, что позволит это сделать. Однако интерес становится мотивом для активных действий только в том случае, если человек уверен в том, что достичь желаемого ему по силам. Первым представителем содержательного подхода к концепции мотивации, основанного на стремлении людей к удовлетворению своих потребностей, стал уже известный нам Ф. Тейлор, выступивший с ее классическим вариантом. В его основу он положил научно обоснованную систему норм расходования времени на каждый вид работ или выполнение тех или иных операций — так называемых квот, ориентированных на самых сильных, а главное, сноровистых работников. Другим вариантом содержательного подхода к мотивации стала концепция иерархии потребностей известного американского социолога А. Маслоу, сформулированная им в 1940 г. и уточненная впоследствии психологом Г. Мурреем. К первому уровню потребностей Маслоу отнес физиологические,
удовлетворение которых обеспечивает человеку элементарное выживание — в
пище, жилье, отдыхе и пр. Для этого необходим минимальный уровень
заработной платы и сносные условия труда. Ко второму уровню были причислены потребности в безопасности и
уверенности в будущем, удовлетворяемые с помощью заработной платы,
превышающей минимальный уровень, которая уже позволяет приобретать
страховой полис, делать взносы в пенсионный фонд, а также через работу в
надежной организации, предоставляющей сотрудникам определенные социальные
гарантии. На третьем уровне Маслоу поместил социальные потребности в поддержке
со стороны окружающих, признании заслуг человека, принадлежности к той или
иной общности. Для их удовлетворения необходимо его участие в групповой
работе. Чётвертый уровень образуют потребности в самоутверждении, признании
со стороны окружающих. Наконец, на пятую ступень иерархии Маслоу поставил потребности в
самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей, причем
относительно независимо от внешнего признания. Для удовлетворения таких
потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора
средств и методов решения стоящих перед ним задач. В концепции Маслоу имеется ряд слабых мест. Он не учитывал влияния, которое оказывают на потребности ситуационные факторы; настаивал на жесткой последовательности при переходе от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу — вверх; считал, что удовлетворение потребностей верхней группы приводит к ослабеванию их воздействия на мотивацию. Сравнительно новой концепцией в рамках содержательного подхода к
мотивации считается концепция ERG К.Альдерфера. Последний также выделяет
три группы потребностей. Во-первых, это потребности существования, примерно
соответствующие двум нижним группам потребностей пирамиды Маслоу. Во-
вторых, потребности связи, нацеленные на поддержание контактов, признание,
самоутверждение, обретение поддержки, групповой безопасности, охватывающие
третью, а также частично вторую и четвертую ее ступени. В-третьих,
потребности роста, выражающиеся в стремлении человека к признанию и
самоутверждению, в основном эквивалентные двум верхним ступеням пирамиды
Маслоу. Еще одной концепцией в рамках содержательного подхода является
двухфакторная модель Ф. Герцберга, разработанная им во второй половине 1950-
х гг. Автор показал, что мотивацией на практике служат не только
удовлетворенность, но и неудовлетворенность тех или иных потребностей.
Причем нарастание одной и убывание другой являются самостоятельными
процессами, а поэтому факторы, влияющие на один из них, совершенно не
обязательно должны воздействовать на другой. Герцберг показал, что присутствие мотивационных факторов оказывает
значительное стимулирующее воздействие на результативность труда, но при
удовлетворении соответствующих потребностей это воздействие исчезает. С "гигиеническими" потребностями дело обстоит наоборот — их
отсутствие или недостаточное развитие вызывает у людей значительную
неудовлетворенность работой и резко снижает стимулы к активной
деятельности, однако их присутствие еще не означает появление
удовлетворенности, поскольку этим лишь создаются предпосылки для нее. Таким
образом, Герцберг сделал на первый взгляд парадоксальный вывод, что
заработная плата не относится к мотивирующим факторам. Герцберг и другие сторонники данной концепции внесли важный вклад в
понимание мотивации и ее факторов. (Приложение № 2, таблица № 1). 1.3.1. Понятие и виды мотивов Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или
мотивов (motif — фр. побудительная причина, повод к тому или иному
действию), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его
в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы,
побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в
деле достижения целей. Мотивы могут быть внутренними и внешними; последние обусловлены
стремлением человека обладать какими-то не принадлежащими ему объектами
или, наоборот — избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с
получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он
желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а,
следовательно, стремлением от него избавиться. Например, интересная работа
приносит человеку наслаждение и он зачастую готов трудиться почти даром; в
противоположном случае он согласен на все, лишь бы от этой работы
избавиться. Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества внешних и
внутренних, субъективных и объективных факторов, "включаются" под влиянием
стимулов (stimulus — лат. заостренная палка, которой в древнем Риме
погоняли животных). В качестве стимулов могут выступать материальные
предметы, действия других людей, предоставляющиеся возможности, надежды и
пр. По содержанию стимулы могут быть экономическими и неэкономическими. В
свою очередь последние делятся на организационные и моральные. Однако
четкой грани между ними не существует; на практике они тесно переплетены,
обусловливают друг друга, а зачастую взаимопереходящи, так что их просто
невозможно разделить. Например, повышение в должности и связанное с ним
денежное вознаграждение дают возможность приобретения не только каких-то
дополнительных материальных благ, но известности, уважения, почета. Применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его
усилия, старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность в
деле решения задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих
мотивов, называется стимулированием. Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия
подчиненного должны иметь для него положительные, отрицательные или
нейтральные последствия, в зависимости от того, как он выполняет порученную
работу. Стремясь избежать отрицательных последствий, наступающих при
отклонении от заданных параметров, устраивающих организацию, или заслужить
поощрение, он сохраняет стабильность поведения или изменяет его в требуемую
сторону. Соотношение различных мотивов, обусловливающих поведение людей,
образует его мотивационную структуру, являющуюся достаточно стабильной,
хотя и поддающейся целенаправленному формированию, например, в процессе
воспитания. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна и
обусловливается множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным
статусом, квалификацией, должностью, ценностными ориентациями и пр.
Проиллюстрируем это положение данными из таблицы, составленной С.
Виккерстафом и В. Герчиковым, в которой приводятся сведения о предпочтении
тех или иных форм мотивации различными категориями работников управления. Исследования показали, что при условии обладания достаточными средствами 20% людей не желают работать ни при каких обстоятельствах. Из остальных 36% готовы работать в случае интересной работы; 36% —чтобы избежать скуки и одиночества; 14% — из-за боязни потерять себя; 9% — потому, что работа приносит радость.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|