При полной ответственности учредители общества несут
перед своими кредиторами всю полноту ответственности всем своим имуществом,
включая и то, которое не входит в партнерскую собственность данного
предприятия. Причем это еще и взаимная ответственность: недостаточность средств
у одного из партнеров при расчете с кредиторами возмещается имуществом других
партнеров.
В партнерских предприятиях с ограниченной
ответственностью его учредители несут ответственность перед своими кредиторами
исключительно в размерах доли капитала (пакета акций), принадлежащего каждому
из них. Имущественная ответственность не распространяется на объекты
собственности его участников, которые не имеют отношения к собственности
партнерского предприятия. Акции таких предприятий распространяются только среди
их учредителей.
Корпоративная
собственность.
Корпоративная собственность базируется на
функционировании капитала, который формируется путем свободной продажи титулов
собственности – акций. Каждый владелец акции является собственником капитала
акционерного общества открытого типа. В противоположность партнерской
собственности, если последняя функционирует в виде закрытых акционерных
обществ, акции обществ открытого типа свободно продаются и покупаются на
рынках. В связи в этим через отдельные периоды времени могут происходить смены
собственников акций – фиктивного капитала, тогда как общество будет продолжать
свое существование до момента его ликвидации или реорганизации.
Следует подчеркнуть, что, хотя в корпоративной
собственности и представлены раздробленные, частные собственники акций, тем не
менее ее можно считать переходной формой от частной собственности к
общественной.
Что же касается общественной собственности, я бы
хотела рассмотреть:
-коллективную,
-государственную,
-общенародную собственность.
Коллективная
собственность.
Коллективная собственность формируется путем ее распределения
среди членов коллектива, занятых на определенном предприятии. Как правило, она
функционирует в акционерной форме капитала, однако акции могут распределяться
исключительно среди работников данного предприятия. Это неделимая общая
собственность трудового коллектива, начиная от руководства предприятия и кончая
неквалифицированными рабочими. Если работник увольняется с предприятия, уходит
на пенсию или умирает, его пай или акции остаются в распоряжении предприятия,
будут проданы (или переданы) вновь поступившим на работу или распределены между
уже работающими членами коллектива. При этом работник, покинувший предприятие,
ушедший на пенсию, или родственники умершего получат только возмещение
стоимости акций в денежной форме. Следовательно, коллективная собственность
будет продолжать функционировать, даже если весь персонал предприятия полностью
обновиться.
Данная форма собственности получает все большее
распространение на Западе. Например, в США таких предприятий насчитывается уже
более 10 000. Они пользуются поддержкой государства в виде предоставления им
кредитных и налоговых льгот. Это один из способов трансформировать работника в
собственника, когда отношения собственности и на рабочую силу, и на средства
производства становятся персонифицированными в одном и том же лице.
Государственная
собственность.
Государственная собственность выступает в качестве
собственности всех членов общества. Однако реализация отношений присвоения
через отношения владения осуществляется государственным аппаратом, который
призван олицетворять собой социально-экономические интересы всех слоев
населения, профессиональных и социальных групп общества.
Реализуя отношения государственной собственности,
правительство прежде всего должно проводить такую экономическую политику,
используя средства от этой реализации, которая бы привела к сбалансированности
интересов различных слоев населения общества, к смягчению социальных
противоречий и конфликтов.
Другая проблема заключается в том, чтобы не допустить
узурпирования прав собственности общества со стороны государственной бюрократии
и использования этой собственности в интересах своего обращения, или в таких
формах, которые наносят экономический, социальный и экологический ущерб обществу.
Общенародная
собственность.
Что касается общенародной собственности. В свое время
закрепленной Конституцией СССР, то она имеет чисто правовую трактовку, тогда
как с точки зрения экономических отношений собственности она не могла и не
может быть реализована в обозримой перспективе: налицо расхождение,
несоответствие юридической формы и экономического содержания. Фактически форма
оказалась без содержания.
Общенародная собственность предполагает принадлежность
всего общественного достояния прямо, непосредственно и одновременно всем и
каждому в отдельности. При этом отношении распоряжения реализовывало бы
отношения владения общенародной собственностью реализовывал бы каждый член
общества. Историческая тенденция накопления капитала указывает первоначально на
отрицание индивидуальной частной собственности капиталистической частной
собственностью, затем – на отрицание капиталистической частной собственности и
установление индивидуальной собственности в рамках общественной собственности.
Это отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную, а индивидуальную
собственность на основе достижений капиталистической эры, кооперации и общего
владения землей и произведенными самим трудом средствами производства, т.е. в
рамках общественной собственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что общенародная
собственность – принадлежит всему народу, т.е. всем и каждому одновременно, что
предполагает полную свободу перемены труда.
ГЛАВА
3. РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОСТИ В
РОССИИ
В КОНЦЕ ХХ ВЕКА
С конца 80-х годов в социалистических странах
обозначился переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономики
отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую
систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно
существующих в мире систем.
Экономическая система, основанная на
общественной собственности, позволяла концентрировать материальные и людские
ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на
решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторически эта система
была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося
хозяйства пришло в противоречие с централизованным директивным управлением.
СССР оказался не в состоянии в полной мере освоить достижения
научно-технической революции во второй ее части и экономика страны вступила в
стадию угасания. Возникла необходимость в изменении отношений собственности как
основы всей системы экономических отношений.
Возрождение различных форм частной собственности путем
разгосударствления предприятий началось с конца 80-х годов. Приватизация была
направлена на повышение эффективности хозяйственной деятельности через развитие
рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей,
стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий,
расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение
иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. Сложный
хозяйственный комплекс с установившимися связями был рывком брошен в рыночную
стихию. В рынок страна вступила, будучи не подготовленной ни в экономическом,
ни в социальном плане.
Мировая практика накопила определенный опыт
приватизации. В странах, где процесс национализации принимал относительной
широкие масштабы (Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в
Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда
на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной
монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной
Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая
кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача
собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача
предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.
Выбор направлений и форм преобразований в переходной
экономике России осуществлялся в ходе острых дискуссий, которые велись по
следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось:
разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных
предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных
предприятий, как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью;
бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через
специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.);
акционирование предприятий и продажа с аукциона акций и самих предприятий.
Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру,
масштабам, темпам, срокам и методам.
В России приватизация началась в
октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация.
Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала
в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание,
общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.
Второй этап – ваучерной приватизации
ставились. Его основным содержанием стало преобразование государственных
предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых
предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и
выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач
этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов
превратился бы в зажиточный «средний класс».
По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.)
было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной
собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.
С 1 июля 1994 г. был объявлен третий
– денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как
самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в
порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная
цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут
заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность
хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока
надежды на появление "стратегических" инвесторов. Этому мешал ряд
обстоятельств:
· 75% предприятий находились в
собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю
какому-то другому лицу.
· Большое количество акций
приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении
высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.
· Инвесторы не хотят вкладывать
деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.
Четвертым этапом приватизации стали
залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в
залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий,
акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой
приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не
планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.
В чем состояли основные особенности
процесса приватизации в России?
1. Директивность. Решение о приватизации
принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику финансового
и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам
директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой
по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права
выбора сроков и механизма преобразования собственности.
2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного
направления было превращение государственной собственности в частную.
Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований
государственной собственности, связанные с перераспределением прав
собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на
перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.
3. Приоритет социально-политических
целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической
эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах,
что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных
предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке
приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х
годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из
руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к
минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и
стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. Резкий спад
производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению
доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в
минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации
государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в
скорейшей и массовой приватизации.
4. Социальная деформированность при
быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников
и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием
государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального
государственного имущества основной массы населения.
Реальные результаты приватизации
состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении
государственного имущества и закреплении права частной собственности в
ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг. В
результате приватизации изменилась структура собственности. В количественных
оценках она выглядела в 1995г. следующим образом. (Таблица 1)
Таблица 1 - Доля предприятий в
государственном и частном секторах экономики России
|