Смешанная экономика и тенденции ее развития
ПЛАН
РАБОТЫ
1.
Введение
2.
Смешанная экономика
3.
Модели смешанной экономики
4.
Тенденции развития смешанной экономики
5.
Роль государства в развитии смешанной экономики
6.
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
В последние
150 – 200 лет в мире действовали различные экономические системы. Они
различаются подходом и методами решения основных экономических проблем. В
некоторых так называемых слаборазвитых странах действуют традиционные,
основанные на обычаях, экономические системы. Традиции, передающиеся от
поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого
производить. Перечень благ, технологии производства и распределение базируются
на обычаях, освященных временем. Экономические потребности индивидуумов
определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс
проникает в эти системы с большими трудностями, так как он вступает в
противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.
Наличие
специфических ресурсов также обусловливает традиционность в решении
экономических задач.
Командная
экономика. Все решения по основным экономическим проблемам принимает
государство. Все ресурсы здесь составляют собственность государства.
Центральное экономическое планирование охватывает все уровни -- от домашнего
хозяйства, до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе
долговременных приоритетов. В силу этого производство благ постоянно отрывается
от общественных потребностей. Прогресс общества тормозится.
Рыночная
экономика. В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы:
что? как? и для кого? - определяет рынок: цены, прибыли и убытки.
- «Что»
решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами. Потребитель сам
решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться
удовлетворить желание потребителя отдать деньги за нужный ему товар.
- «Как»
решается производителем, стремящимся получить большую прибыль. Поскольку
установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в
условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше
товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.
- «Для кого»
решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.
Смешанная
экономика. Современная рыночная система являет собой сочетание форм предпринимательской
деятельности и роли государства.
СМЕШАННАЯ
ЭКОНОМИКА.
Смешанная экономика
органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и
даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет
недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.
Смешанная экономика –
тип современной социально-экономической системы, складывающейся в развитых
странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода и к
постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер;
ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с
государственной собственностью ( 20-25).
На базе разнообразных
форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства
( крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство;
государственные и муниципальные предприятия ( организации, учреждения)).
Смешанная экономика –
это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и
общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями
выдвигаются в центр социально-экономического развития страны.
Смешанная экономика
имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так,
смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное
регулирование здесь представлено в значительно меньшей степени, чем в других
странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в
экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и
регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой
системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены
смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма
государственно-частного предпринимательства через систему правительственных
заказов.
Россия практически
первая в мире применила опыт административно-командной экономики в форме
государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать
основные элементы смешанной экономики.
МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
Общая линия на развитие
смешанной системы не означает однообразия и стандартизации. Реально в разных
странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они
отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами
смешения" разных форм собственности, рынка и государственного
регулирования. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера
материально-технической базы, исторических и геополитических условий
формирования общественного устройства, национальных и социально-культурных
особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п.
Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная
сторона параметров.
Американская
модель — это либеральная рыночно-капиталистическая
модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности,
рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень
социальной дифференциации.
Германская
модель — это модель социального рыночного хозяйства,
которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной
инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием
многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В
германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели
- это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные
правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы.
Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном
равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите).
Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного
права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой.
Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной
эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как
источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и
конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но
понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной
рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных
моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.
Германская модель, характеризуется
следующими чертами:
- индивидуальная свобода
как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия
решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной
политикой поддержания конкуренции;
- социальное равенство -
рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или
количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного
равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается
на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а
также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например,
в жилищном строительстве;
- стимулирование
технологических и организационных инноваций;
- проведение структурной
политики;
- защита и поощрение
конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от
основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых
является органическое единство рынка и государства.
Японская
модель — это модель регулируемого корпоративного
капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала
сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах
программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и
внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного
начала.
Шведская
модель - это социал-демократическая модель, которая
отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически
избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по
регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что
концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и
"скандинавским социализмом" на практике стираются. Таким образом,
современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной
экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства".
ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
Термин
«смешанная экономика» насколько был запретен в советский период, настолько
же активно приобретает права гражданства на современном этапе
общественного развития. Причем этот термин нередко используется не по
назначению. К примеру, присутствуя в названии журнальной статьи, он не
упоминается в тексте. Для других смешанная экономика- синоним переходной
экономики, а теперь и транзитной. Для третьих смешанная экономика – это
"разнообразие и взаимодействие форм собственности"'. Для
четвертых – "экономика переходного периода характеризуется
одновременным функционированием плановых и рыночных механизмов и
состоит, соответственно, из двух секторов: государственного и рыночного, в
силу чего ее можно назвать смешанной”. Это перечисление можно продолжать, но
дело не в перечислении, а в выявлении теоретических и методологических
основ познания исследуемого явления, где, прежде всего надо выявить его
содержательные основы. Решение этой проблемы мы видим не в отвержении
накопленных знаний, приклеивая им различные ярлыки, и не в
приукрашивании модными терминами или взглядами. Авторы отдельных теорий формирования
смешанной экономики выводят ее из следующего положения. "В развитых
странах складывается смешанная, отличная от классического капитализма,
цивилизация". Можно было бы согласиться с приведенным последующими положениями,
но понятие “смешанная экономика” – не порождение только сегодняшнего дня.
0 смешанной экономике начали писать ровно, 100 лет назад и их авторами
были А. Шеффле и А. Вагнер. Для них основой высказывания о формировании
смешанной экономики послужила наметившаяся практика государственного
вмешательства в частнопредпринимательскую деятельность. А для сегодняшних
авторов теории смешанной экономики такой основой служит
“...многосложность системы экономических интересов и наличие альтернативных
вариантов их реализации на базе высокой технологичности, гибкости,
плюрализма и постоянной диверсификации производства и индивидуализации
производства". Авторы этих строк, как и А. Шеффле, А.Вагнер,
А.Зомбарт выводят понятие не из внутренних закономерностей функционирования
общественного производства, а из внешней видимости. Соответственно и
рекомендации по формированию смешанной экономики носят поверхностный,
разноплановый характер, который не имеет логической последовательности,
генетически проистекающей из действий органов власти. Почти все авторы
различных концепций видят в смешанной экономике внешнюю форму, выражающуюся
в "разрешении общественных и частных интересов", в
"сочетании государственного и частного начала", в
“государственной и частной собственности". Но что движет и подвигает
к этому? К сожалению, ответов на этот вопрос у них нет. Более того, некоторые
авторы считают, что "содержание формирования рыночной экономики
смешанного типа нацелено... на более эффективную социально-экономическую
систему и связано с трансформацией плановой экономики в рыночную".
Здесь желаемое выдано за действительное и наворочено в такой степени, что
видимо надо сначала разбираться в содержании терминов, а затем
переходить к содержательной части цитаты.
-
Во-первых, смешанная экономика - это не субъект, а объективная
экономическая реальность. Следовательно, смешанная экономика закономерно
функционирует, не нацеливаясь на что-то.
-
Во-вторых, она не связана с трансформацией плановой экономики в
рыночную, ибо как объективное экономическое явление она имела место не только
в постсоветский, но и досоветский период, и не следует связывать ее с
развалом СССР и переходом от так называемой плановой к рыночной экономике.
Это субъекты в лице государства и людей, работающих во властных органах,
которые стремятся сформировать рыночную экономику, ломая и уничтожая
командно-административную систему. Здесь законы смешанной экономики объективно
заставляют людей следовать закономерностям эволюции общественного
производства.
-
В-третьих, переходная экономика - понятие, присущее экономическим отношениям,
проявляющимся при переходе от одного способа производства к другому в рамках
одной формы общественного производства. Например, от рабовладельческих к
феодальным, в основе которых находилось натуральное производство.
-
В-четвертых, смешанная экономика – не поверхностное явление, и эту сторону
отмечают почти все, кто пишет по этой проблеме и волей или неволей
указывают на связь ее с собственностью. Соответственно, смешанная
экономика не есть переходная экономика, не есть переходной период и, тем
более, не есть транзитная экономика, ибо пласты экономических
отношений, связанные с собственностью, говорят о глубинных отношениях.
Собственность связана с типами общественного хозяйства и в зависимости от
последнего проявляются различные формы собственности. Следовательно,
смешанная экономика характеризует переходные отношения не между
способами производства, не между формациями, даже не между цивилизациями.
Она характеризует переходные отношения между типами общественного
производства.
-
В-пятых, о смешанной экономике заговорили в конце прошлого века. То было
время, когда одни писали о монополиях, а другие (А. Шеффле и А.Вагнер) о
смешанной экономике, и это не случайно. Названный период характеризовался
переходом к использованию новых видов энергии, новых видов передаточных
механизмов, новых орудий воздействия на предметы труда, что дало повод
заговорить о смешанной экономике, исходя из переворота в производительных
силах (средствах производства), поэтому он является порождением
переходных отношений между формами общественного производства.
В
западном мире – мире корпораций – в течение всего ХХ столетия создавалось
современное индустриальное общество. В нем сочетаются громадная
концентрация денежного капитала, передовая техника и технология, сложнейшая
организационная структура. С другой стороны, здесь функционируют тысячи мелких
предпринимателей, заполняющих те ниши в экономике, которые не
представляют особого интереса из-за недостаточной эффективности для
гигантов индустрии. Весь этот конгломерат работает сам на себя, дополняя,
используя или подавляя и преследуя определенные интересы своих
собственников. В результате, экономический мир замкнулся на смешении
товарных и коллективных форм общественного производства. Экономическому миру
предстал не только частный собственник, не только отдельный частный
предприниматель, но и ассоциированный или коллективный собственник,
собственность государства и их различные сочетания. Глубинная причина
появления в экономической жизни различных форм собственности, связана с
наличием общественного и мануфактурного разделения труда. В результате, общественное
производство, базирующееся на машинах, соединяет в себе две противоположные
тенденции – обособление и взаимозависимость предприятий и отраслей
производства. Наличие коллективных отношений в рамках товарного
производства или товарных отношений в коллективном производстве показывает различное
переходное состояние общественного производства от одной формы к другой. Это
переходное состояние общественного производства фиксируется на новом уровне
развития товарных отношений – смешанной экономике. Товарное производство, в
котором формируется коллективное производство и где закономерности первого
преображаются и трансформируются во второе, называется смешанной экономикой.
Смешанная экономика представляет собой товарное производство,
оплодотворенное отношениями коллективного производства. Степень развития
последнего в первом показывают этапы становления смешанной экономики.
РОЛЬ
ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ СМЕШАННОЙ
ЭКОНОМИКИ
Проблема
совершенствования государственного управления экономикой и регулирования рынков
относится к числу основополагающих в экономической науке. На современном этапе
она является особенно актуальной в связи с общесистемным кризисом и появлением
пробелов именно в управлении экономикой. Сейчас происходит давно назревший
отход от догматически понимаемых постулатов монетаризма и остро ощущается
необходимость новой стратегии государственного управления, основанная на
концепции активного участия не только государства - регулятора, но и
государства - собственника рыночных процессов.
В основу
предполагаемого подхода, положены приоритет национальной и экономической
безопасности. Ставка на внутренние источники роста и государственное
стимулирование развития промышленности, преодоление разрыва между финансовым и
реальным секторами экономики, и социальная направленность стратегии
государственного управления экономических преобразований в стране.
В переходные
периоды усиление роли государства в экономике необходимо по следующим причинам:
- пока не
созданы неформальные рыночные институты и неэффективно работает законодательная
система государство должно активно поддерживать производство, регулируя
основные рынки через государственные холдинги и государственные агентства;
- место
ушедшего от управления экономикой государства тот час же занимают криминальные
структуры, создавая знакомый нам облик «мафиозного» капитализма вместо
капитализма государственного;
- потери при
отсутствии государственной поддержки предприятий и отраслей имеет столь
масштабный и необратимый характер, что могут привести к безвозвратной утрате
новейших технологий, уникальных производств, научных школ и незаменимых
специалистов.
Основные
направления новой стратегии государственного управления экономикой включают:
формирование и усиление государственного сектора экономики; государственное стимулирование
роста промышленности по приоритетным направлениям и поддержку инновационного
процесса; государственное регулирование товарных, финансовых и информационных
рынков, внешнеэкономических процессов; государственное управление на
региональном уровне.
Тяжелые
кризисные периоды совершенствование и координацию системы управления экономикой
необходимо строить, опираясь на государственные права собственности, которые не
менее важны чем частные. Для этого предполагается на основе имеющихся казенных
предприятий, государственных унитарных коммерческих предприятий, а также
компаний с преобладающей государственной собственностью организационно
оформлять государственный сектор экономики, состоящий преимущественно из
крупных государственных научно производственных компаний - государственных
холдингов, сформированных в основном по отраслевому принципу. Государственные
холдинги организуют управление государственной собственностью, используя
средства и методы корпоративного управления. Они являются экономически независимыми
предприятиями, действующими на рынке в интересах государства - собственника,
оговоренных в уставных документах. Цели государственных холдингов - обеспечение
национальной экономической безопасности страны и развитие экономики. Эти цели, как
и конкретные задачи, определяются государством посредством индикативных
планов.
Государственная
поддержка инновационных [i] процессов. Эффективность
регулирования экономики государством в период научно-технической революции во
многом определятся его влиянием на инновационный процесс. Основным
преимуществом централизованной системы управления является возможность
концентрации ресурсов и научных кадров на стратегических инновационных
направлениях. Передовые страны достаточно близко подошли к оптимальной системе развития.
В условиях современной России инновационный бизнес является чрезвычайно
рискованным и привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов
возможно при компенсирующей риски доходности или твердых государственных
гарантиях в рамках структур, хорошо контролируемых самими инвесторами.
Большинство передовых стран достигло высоких уровней развития вследствие
опережающего роста науки и инноваций по отношению к промышленности.
Государственное
регулирование товарных, финансовых и информационных рынков. Государственное
регулирование рынков составляет наиболее развитую часть государственного
управления экономикой. Рынок в той или иной форме существовал всегда и во всех
странах регулировался государством с момента его возникновения. Накоплен
значительный арсенал приемов государственного регулирования. Спецификой
современного этапа являются резкое усиление роли и увеличение объемов
финансовых и информационных рынков, формирование новых информационно-финансовых
институтов, регламентирующих и регулирующих рынки. Россия, несколько отставая
от передовых стран в этом направлении, может использовать накопленный опыт. Так
же как отрасли и отраслевые комплексы, соответственные им рынки
классифицируются по степени их важности для национальной и экономической
безопасности страны, использования имеющегося потенциала российских компаний
для отвоевания данного рынка у иностранных конкурентов и дальнейшего
закрепления на соответствующем рынке. В зависимости от места на
классификационной шкале выбирается модель государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности: от значительного протекционизма до полной
открытости, а так же необходимая степень прямого государственного управления.
Государство
способствует созданию на каждом привлекательном для страны рынке трех - четырех
научно-производственных корпораций, контролирующих до 60-70% внутреннего рынка.
Целесообразно так же привлекать на некоторые рынки иностранные ТНК,
поддерживающие в заданных пределах конкуренцию и способствующих подтягиванию
качества продукции к мировому уровню. Регулирующий данный рынок государственный
орган (министерство, госкомитет и т. п.) лицензирует и контролирует исполнение
установленных правил поведения на рынке и соблюдения его нормативов. На
стратегически важных или жизнеобеспечивающих рынках (продовольственный) холдинг
проводит государственную политику, направленную на поддержание целевых цен
путем закупки продукции и товарных интервенций. Для экспорто- ориентированных
высокотехнологичных отраслей, государство, в рамках государственного холдинга,
создает специализированные компании, занимающиеся маркетингом, проведением
товаров на внешние рынки.
Регулирование
товарных рынков во многом определяется регулированием финансового рынка. При
этом необходимым условием подъема экономики являются стабильность национальной
валюты не столько по отношению к доллару и другим СКВ, сколько в контролируемой
государством предсказуемости ее изменений.
Финансовые
рынки передовых стран играют огромную роль в поддержании высокого объема их
внутренних рынков, составляя около 50% ВВП. Объем российского фондового рынка и
особенно рынок акций не соответствуют современному уровню нашей
промышленности, а тем более ее потенциалу. У большинства компаний не хватает
опыта и средств для продвижения своих акций на рынке, поэтому на данном этапе
государство должно помочь расширению активов компаний, первичному размещению их
акций.
Государство
может реализовать свои цели обеспечения наблюдаемости и управляемости
экономикой, осуществляя следующие мероприятия по установлению контроля над
информационными рынками: информационно обустроить основные товарные рынки;
обеспечить лицензирование участников рынка; сертификацию использованной
информации; обучение специалистов по каждому сегменту рынка; создание базы
данных по всем участникам рынка: их активам, финансовому состоянию, задолженностям
и т. д.
Стремление к
открытости экономики в период общей глобализации вполне закономерно. Взяв на
себя заботу по организации рекламы, маркетинга и т. д. государство поможет
своим компаниям сократить издержки и повысить их конкурентоспособность, что
особенно важно для небольших фирм.
Проблема
государственного управления регулирования тесно связана с региональной
политикой. На начальном этапе реформ был взят курс на предоставление регионам
максимальной самостоятельности в рамках Федерации. Однако предоставление
регионам права почти бесконтрольно распоряжаться региональными бюджетами
привело к неэффективному использованию средств в отдельных регионах. Попытка
ограничения в регионах действий власти наталкивались на сопротивление субъектов
федерации, часть из которых сумела добиться особых условий в разграничении
полномочий с центром, что создало опасность сепаратизма и превращения федерации
в конфедерацию. Предотвращение ее - одна из задач государственного управления
экономикой. Кроме того, федеральный центр должен обеспечивать равноправное
развитие регионов и устранение региональных диспропорций. Для укрепления
единого экономического пространства необходимо бороться со всеми проявлениями ограничений
межрегиональной торговли.
Одновременно
предстоит разработать законодательную базу, надежную систему стимулов и
гарантий для решения первоочередных задач развития информационных технологий,
глобальных компьютерных систем и эффективных коммуникаций, обеспечивающих
прорыв в области организации управления на всех уровнях экономики.
Конкурентное
преимущество на данном этапе будет иметь страна, которая сможет образовать
механизмы быстрого и экономически эффективного освоения создаваемых и
заимствованных крупных институциональных моделей, применения их в практике
экономической жизни посредством современных информационных технологий, новейших
средств массовой информации включая интернет. Необходимо создать специальный
государственный орган, занимающийся идеологической поддержкой нового этапа
реформ стратегического управления экономикой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная
рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день, предстает наиболее
совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью
является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических
систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты
чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к
изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой.
Достоинством
смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и
экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее
эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных
технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики
выступает её ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемешаются
из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным
директивам. Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения
экономических проблем. Общество с различным историческим и культурным
наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и
методы эффективного использования собственных ресурсов.
Список используемой
литературы:
1.В.В.Янова Экономика – М.:
Издательство ЭКЗАМЕН, 2006.
2. Сажина М. А., Чибриков Г. Г.
Экономическая теория. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
3. Государство в условиях формирования
смешанной экономики / Науч. ред. Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю. - М., 2001.
[i] 1. Инновация – вложение средств в разработку и развитие новых
технологий.
2.ТНК- Транснациональные корпорации
|