p> Однако рабочий, в отличие от капиталиста, во-первых, не столь уж и
сильно заинтересован в низкой норме своей эксплуатации, а во-вторых, он не
может столь же безболезненно, столь же безнаказанно, как капиталист,
"перетечь", «перебросить" себя из одной отрасли в другую. Совместное действие всех вышеописанных факторов и приводит в итоге к
тому, что в отраслях с разным уровнем использования живого труда
капиталисты имеют в среднем совершенно одинаковые нормы прибыли. То есть
малое количество живого труда в высокотехничной отрасли даёт капиталисту
среднюю норму прибыли потому, что, во-первых, этот конкретный труд реально
более дорог, а во-вторых, потому, что у высококвалифицированного работника
отобрать такого труда можно существенно больше. 4. Частная собственность на средства производства и трудовая теория
стоимости Чтобы обосновать необходимость разрушения чего-то, надо усмотреть в
нем некое активное зло, коренной принципиальный порок. Такой порок Маркс
усмотрел в частной собственности на средства производства, которая по, его
утверждению, вступает в непримиримое противоречие с общественным характером
производства. Теоретическим обоснованием этой концепции является трудовая
теория стоимости, принадлежащая Адаму Смиту, но развитая Марксом и ставшая
неотъемлемой частью марксизма. По Марксу, истинная стоимость товара, которую он отличает как от
"потребительной стоимости", так и от рыночной цены, есть количество
"общественно необходимого труда", затрачиваемого на изготовление этого
товара. Парадоксально, что эта теория возникла и получила признание в
момент начала расцвета капитализма, то есть как раз тогда, когда она стала
ошибочной, утратила право на существование! Ибо продукт производственного
цикла пропорционален, грубо говоря, сумме С + V . В докапиталистическую
эпоху член С был мал, и поэтому можно считать, что производственная
стоимость пропорциональна затраченной рабочей силе V : продукт производится
работой. Но в эпоху капитализма именно член С является решающим: машины
производят продукцию! Зачем же понадобилась Марксу трудовая теория
стоимости? Чтобы доказать, что капиталист грабит рабочего. Если признать,
что полный продукт пропорционален С + V, то есть в стоимостном выражении
Р = k(С + V),
где k - коэффициент воспроизводства, то и прибавочный продукт, или
прибавочная стоимость, будет пропорциональна С + V:
m=Р -(С+V)=(k-1)(C+V). Но тогда получается, что владелец капитала С имеет право по крайней
мере на пропорциональную часть прибавочной стоимости. Чтобы избежать этого
вывода, Маркс и проводит черту между "потребительной стоимостью" и якобы
"истинной" стоимостью, определяемой количеством затраченного рабочего
времени. Затем он постулирует, что стоимость, содержащаяся в С, просто
переходит один к одному в конечный продукт, а прибавочная стоимость m
пропорциональна вложенному труду V; коэффициент пропорциональности m/V
носит название нормы прибавочной стоимости. Это, конечно, чисто
метафизический постулат, не имеющий никакого реального смысла. Именно
"потребительная стоимость" товара, его материальная форма, является той
стоимостью, ради которой он производится и которая участвует в процессе
ценообразования на рынке. Прибавочная стоимость в этом смысле отражает
свойство развивающихся систем увеличивать со временем свою массу и
производить новые материальные формы. Рабочее же время, заключенное в
товаре, остается невидимым, когда товар поступает на рынок; оно влияет на
цену лишь косвенно, через свое влияние на предложение. И уж конечно, нет
никаких разумных оснований помножать рабочее время на норму прибавочной
стоимости: время, в отличие от материи, не обладает свойством
самовоспроизведения. При попытке вычислить норму прибавочной стоимости мы
должны вводить в рассмотрение конечный продукт, который пропорционален не V
, а С + V, из-за чего возникает множество противоречий и нелепостей. Эти
нелепости становятся особенно очевидны, когда речь заходит о труде
организатора, об изобретении новых машин, об автоматических линиях и т. п. В логике Маркса заслуживает внимание то, что он борется с
капиталистической собственностью, опираясь на понятие собственности,
апеллируя к собственническому инстинкту, а отнюдь не пытаясь подняться над
ним. Стать выше собственности - это значит увидеть и объяснять другим, что
собственность есть просто форма управления предметной компонентой
цивилизации, которая, как и всякая форма управления, может
трансформироваться постепенно. Принять такой подход - значит, стать на путь
реформ: прогрессивный подоходный налог, высокий налог на наследство,
ограничение на право распоряжаться крупной собственностью и т. п. Но нет
худшего зла для революционера, чем реформы, и нет худшего ругательства, чем
реформизм. Марксисты доказывают, что капиталист грабит рабочего, то есть,
отнимает его собственность; что прибавочная стоимость, которая в
капиталистическом обществе считается принадлежащей капиталисту, на самом
деле принадлежит рабочему. Это метафизическое "на самом деле" сохраняет
мистику собственности, опирается на нее. Вытекающий отсюда лозунг обратного
грабежа - грабить награбленное или экспроприировать экспроприаторов -
встречает у различных слоев населения поддержку, обратно пропорциональную
культуре 5. Влияние трудовой теории стоимости на становление советской экономики Придя в России к власти и начав грандиозный советский проект,
коммунисты приняли в качестве официальной идеологии учение, объясняющее
совершенно иной тип общества и хозяйства и заведомо не дающее ответа на
вызов времени. Это несоответствие маскировалось бедствиями и перегрузками,
которые заставляли действовать просто с позиций здравого смысла в очень
узком коридоре возможностей. Но оно сразу выявилось в благополучный период
"застоя", когда общий кризис индустриализма созрел в общественном сознании. Что же касается того хозяйства, которое создавалось в СССР, оно было
буквально насильно втиснуто в совершенно непригодные для него понятийные
структуры хрематистики. Была создана химера "политической экономии
социализма" - вопреки всей хозяйственной и культурной реальности. Этот
процесс, впрочем, был непростым и длительным. В начале пути стали быстро
восстанавливаться традиционные ("естественные", по выражению М.Вебера)
взгляды на хозяйство и производственные отношения. Главными укладами
становились трудовая крестьянская семья и вертикальная кооперация на селе
(изученные А.В.Чаяновым), малые предприятия традиционного капитализма (НЭП
в городе), первые крупные предприятия социалистического типа в
промышленности. Поразительно, как Ленин, став во главе правительства, моментально смог
проникнуться мышлением и чувством экономики в смысле Аристотеля. Когда
читаешь его документы и об "очередных задачах", о гидроторфе или обводнении
нефтяных скважин Баку, видишь хозяина, воспринимающего мир во всей его
материальной фактуре, как воспринимает его мастер. Здесь и следа нет
хрематистики и трудовой теории стоимости.
Маркс отмечал кардинальное отличие капиталистического общества
(хрематистики) от хозяйства некапиталистического (экономики - на примере
античной древности) в отношении использования техники: "Единственной
руководящей точкой зрения здесь [в экономике] является сбережение труда для
самого работника, а не сбережение цены труда". В главах "Капитала" VIII и XIII ("Рабочий день" и "Машины") Маркс
показывает, что в условиях капитализма введение машин приводит к
интенсификации труда и стремлению хозяина удлинить рабочий день, и
противодействие этому оказывает лишь сопротивление рабочих. Да и Адам Смит,
видел смысл разделения труда лишь в том, чтобы рабочий производил больше
продукта - ему и в голову не приходило, что улучшение техники и организации
может быть использовано для сокращения рабочего дня при том же количестве
продукта. А вот как Ленин в статье "Одна из великих побед техники" излагает
выгоды предложенного Рамзаем способа подземной газификации угля. "При социализме применение способа Рамсея, "освобождая" труд миллионов
горнорабочих, позволит сразу сократить для всех рабочий день с 8 часов, к
примеру, до 7, а то и меньше. "Электрификация" всех фабрик и железных дорог
сделает условия труда более гигиеничными, избавит миллионы рабочих от дыма,
пыли и грязи, ускорит превращение грязных отвратительных мастерских в
чистые, светлые. Достойные человека лаборатории. Электрическое освещение и
электрическое отопление каждого дома избавят миллионы "домашних рабынь" от
необходимости убивать три четверти жизни в смрадной кухне". На начальном этапе становления советской экономической системы
основная дискуссия шла по вопросу о применимости к ней теории трудовой
стоимости. Видимо, большая часть экономистов склонялась к тому, что "ни
ценность, ни стоимость в социалистическом обществе существовать не могут и
не будут" (В.Осинский, 1925). Существование политической экономии
социализма активно отвергал Н.Бухарин (вообще-то, ортодоксально следуя
выраженной в подзаголовке "Капитала" мысли Маркса, который считал свой труд
критикой политэкономии вообще). Он писал в "Экономике переходного периода":
"Ценность, как категория товарно-капиталистической системы в ее равновесии,
менее всего пригодна в переходный период, где в значительной степени
исчезает товарное производство и где нет равновесия". (Подчеркнем важнейшую для нашей темы центральную догму политэкономии -
равновесие. Она была выявлена А.Богдановым в его теории систем и даже
введена как один из принципов истмата Н.Бухариным.) О том, насколько непросто было заставить мыслить советское хозяйство в
понятиях трудовой теории стоимости, говорит сам тот факт, что первый
учебник политэкономии удалось подготовить, после двадцати лет дискуссий,
лишь в 1954 году! К.Островитянов писал в 1958 г.: "Трудно назвать другую
экономическую проблему, которая вызывала бы столько разногласий и различных
точек зрения, как проблема товарного производства и действия закона
стоимости при социализме". Были попытки и связать экономическую теорию с энергетическими
представлениями. В 1920-21 гг. среди советских экономистов велись дискуссии
о введении неденежной меры трудовых затрат. Предлагалось (С.Струмилиным)
ввести условную единицу "тред" (трудовая единица). В противовес этому
развивалась идея использования как меры стоимости энергетических затрат в
калориях или в условных "энедах". Этот подход был навеян работами
"экологического утописта" Отто Нойрата, вышедших в 1919 и 1920 гг. (Это,
кстати, противоречит мнению историков экологии, будто О.Нойрат как видный
представитель Венского кружка, который назывался вначале "Кружок Эрнста
Маха", был поставлен под запрет в среде большевиков из-за резкой критики
Ленина в "Материализме и эмпириокритицизме"). Оценивая ту дискуссию,
Д.В.Валовой справедливо считает, что предложение меры энергетических затрат
было противопоставлением "Марксовой трудовой стоимости". "Обобщения, которые делают современные авторы современных
политэкономических теорий, порождают лишь фикцию и затемняют понимание
сущности некапиталистических формирований как прошлой, так и современной
экономической жизни", - писал А.В.Чаянов. Но Чаянов, занимаясь экономикой сельского хозяйства, не был прямо
вовлечен в теоретическую дискуссию, которая состоялась в январе 1925 г. в
Коммунистической академии. Главным был вопрос о предмете политэкономии.
Докладчиком был И.Скворцов-Степанов, который утверждал, что политэкономия
изучает любой вид хозяйственной деятельности и что необходимо разрабатывать
"политэкономию социализма". Это встретило поддержку только двух ораторов -
историка М.Покровского и А.Богданова, остальные 12 выступавших решительно
возражали, утверждая, что политэкономия - наука, изучающая товарное
производство и меновые отношения.
В отчете о конференции Скворцов-Степанов выговорил оппонентам строго:
"Невыразимая методологическая нелепость подобных разграничений не бьет в
глаза ни авторам, ни читателям: установившаяся у нас "предвзятость" делает
и авторов, и читателей слепыми к подобной чепухе".
Расшумелся Скворцов-Степанов зря, потому что из всего контекста "Капитала"
прямо следует, что политэкономия исследует именно и только товарное
производство и движение меновых стоимостей. Всякое "натуральное" хозяйство
(экономия, а не хрематистика), выводится за рамки политэкономии, и Маркс
берет сведения из натурального хозяйства только для иллюстрации, для
контраста. В словарях западных языков слово "хрематистика" даже отмечено
как устаревший синоним слова "политэкономия". Наш современник, экономист и историк экономики И.Кристол также вводит
вполне определенное разграничение: "Экономическая теория занимается
поведением людей на рынке. Не существует некапиталистической экономической
теории... Для того, чтобы существовала экономическая теория, необходим
рынок, точно так же, как для научной теории в физике должен существовать
мир, в котором порядок создается силами действия и противодействия, а не
мир, в котором физические явления разумно управляются Богом". Давлению сторонников политэкономии социализма помогало понятное
желание иметь свою теорию хозяйственного строительства. В книге Н.Бухарина
"Экономика переходного периода" (1920) на полях против слов "Итак,
политическая экономия изучает товарное хозяйство", Ленин написал: "не
только!". Это "задание" пытались обойти с помощью уловок. А.В.Чаянов
считал, что следует разрабатывать частную, особую политэкономию для каждой
страны. С начала 30-х годов экономисты начали "сдаваться" - разработкой
политэкономии социализма занялись Н.Вознесенский, К.Островитянов,
Л.Гатовский и др. Однако вплоть до 1941 г., как пишет А.Пашков, "советские
экономисты упорно твердили: наш товар - не товар, наши деньги - не деньги"
(а после 1941 г., видимо, не до того было). В январе 1941 г. при участии Сталина в ЦК ВКП(б) состоялось обсуждение
макета учебника по политэкономии. А.Пашков отмечает "проходившее красной
нитью через весь макет отрицание закона стоимости при социализме,
толкование товарно-денежных отношений только как внешней формы, лишенной
материального содержания, как простого орудия учета труда и калькуляции
затрат предприятия". Д.Валовой видит в этой "вульгаризации политэкономии
социализма" руку Сталина, который на том совещании предупреждал: "Если на
все вопросы будете искать ответы у Маркса, то пропадете. Надо самим
работать головой, а не заниматься нанизыванием цитат". Саморазоблачение
вульгаризатора! Д.Валовой крайне негативно оценивает роль Сталина в той многолетней
подспудной дискуссии. Мы же, не давая сейчас оценок, обратим внимание на
тот факт, что, не имея возможности от "научного марксизма" в экономике,
Сталин, видимо, интуитивно чувствовал неадекватность трудовой теории
стоимости тому, что реально происходило в хозяйстве СССР. Он сопротивлялся
жесткому наложению этой теории неявно и нерешительно, не имея для самого
себя окончательного ответа. В феврале 1952 г., после обсуждения нового
макета учебника (ноябрь 1951 г.), Сталин встретился с группой экономистов и
давал пояснения по своим замечаниям. Он сказал, в частности: "Товары - это
то, что свободно продается и покупается, как, например, хлеб, мясо и т.д.
Наши средства производства нельзя, по существу, рассматривать как товары...
К области товарооборота относятся у нас предметы потребления, а не средства
производства". Очевидно, что такие товары и такой товарооборот существуют и при
натуральном хозяйстве, начиная с зачатков земледелия. "Рыночная экономика"
как особый тип общественного производства возникает именно с превращением в
товар средств производства и, главное, рабочей силы. В "Экономических
проблемах социализма" Сталин сказал несколько туманно, но все же достаточно
определенно: "Не может быть сомнения, что при наших нынешних
социалистических условиях производства закон стоимости не может быть
"регулятором пропорций" в деле распределения труда между различными
отраслями производства". В неявном виде и И.В.Сталин, дав в "Экономических проблемах
социализма" определение Аристотеля для двух разных типов хозяйства -
экономики и хрематистики - предупредил о непригодности трудовой теории
стоимости для объяснения советского хозяйственного космоса в целом. После
смерти Сталина тех, кто пытался, по выражению Чаянова, разрабатывать
"частную" политэкономию советского хозяйства как нетоварного (не-
хрематистики) загнали в угол, хотя дискуссия периодически вспыхивала, пока
давление "рыночников" не соединилось с интересами партийно-государственной
номенклатуры и не привело к реализации всей "программы Горбачева-Ельцина".
Несмотря на эти дискуссии, советская экономическая наука начиная с конца 50-
х годов стала пользоваться языком и интеллектуальным аппаратом
хрематистики, что в конце концов привело к ее фатальной гибридизации с
неолиберализмом в его разрушительной версии. Заключение. Я полагаю, что всё вышеизложенное показывает насколько важным было то,
что Буагильбер и Петти обратили внимание на сферу производства. Теперь не
найдётся, пожалуй, таких людей которые будут утверждать что богатство
создаётся не посредством производства, работа всех экономистов на которых я
ссылался в ходе написания работы это доказывает, причём очень убедительно.
Однако могут найтись те, кто подобно Г. Норту станут утверждать что
капиталист «грабит» рабочего, это не так. Я думаю что вопросы по поводу
теории трудовой стоимости возникающие в ходе ознакомления с данной работой
в последствии отпадали, если же это не так я постараюсь на них ответить. Опять же, может показаться что в работе существуют некоторые
несоответствия, такие как в некоторых главах сказано что теория трудовой
стоимости принадлежит Петти и Буагильберу, а в последствии что она
принадлежит Адаму Смиту. Это объясняется тем, что хотя Буагильбер и Петти
сделали очень важный шаг в развитии всей политической экономии, однако они
не завершили свою работу, если можно так выразиться, потому что с ходом
времени меняются исторические условия, и посему в их теорию многие
добавляли свои тезисы и всячески её дорабатывали, для того, чтобы она
соответствовала историческим, политическим (как это было в СССР), а так же
экономическим. По этому она претерпела множество изменений, хотя они были
необходимы, и до наших дней дошла несколько видоизменённой это несколько не
умаляет её достоинств, она всё так же актуальна и будет оставаться
актуальной до тех пор, пока человечество будет организованно трудиться, то
есть всегда. -----------------------
1Ядгаров Я.С. Указ. соч. С. 35 [1] Там же С. 35
[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20 С. 243
[3] См.: Ядгаров Я.С. История экономических учений М.: Экономика 1996
С.51.
Страницы: 1, 2
|