Меню
Поиск



рефераты скачать Ситуация риска и неопределенности в экономике

Ситуация риска и неопределенности в экономике

смотреть на рефераты похожие на "Ситуация риска и неопределенности в экономике"

Микроэкономика

Курсовая работа

тема:

«Ситуация риска и неопределённости в экономике»

Студент гр. Э-81: Лесман Денис

Преподаватель: Мешков А.В.

1999 г.

План:

Предисловие……..………………………………………………………………………………3
1. Неопределенность результата и риск…………………………………………….…………...4

1. Неопределенность ………………………………………….……..………….………....4

2. Риск, и способы его оценки………………….………………………………...………..5

3. Выбор в условиях неопределенности…….…………………….…..…………………..7

4. Кривая риска…………………………………………………….…..…………………...9
2. Разновидности риска и их особенности………………………….…………………………..11
3. Процентный риск………………………………………………………….…………………..14

1. Разновидности процентного риска…………………………………………………....14

2. Риск заемщика………………………………………………………………………….15

3. Риск кредитора………………………………………………………………………....16
4. Кредитный риск………………………………………………………………………….……17

1. Для банков………………………………………………………………………………17

2. Для компаний …………………………………………………………………………..18
5. Предпринимательский риск …………………………………………….…………………....19
6. Валютные риски…………………………………………………………………………….…22

6.1. Валютные опционы и фьючерсы ……………………………………………………….22
7. Снижение риска………………………………………………………………………………23

1. Диверсификация ……………………………………………………………………....23

2. Страхование ………………………………………………………………………..….24

3. Информация…………………………………………………………………………....24
8. Пример………………………………………………………………………...………………25
Выводы.……………………………………………………………………………………….……26
Список литературы………………………………………………………………………………..27

Предисловие.

Риск присутствует в нашей жизни повсеместно. Сначала мы думаем, как заработать деньги, а потом - либо как их потратить сегодня, либо как сохранить в течение какого-то периода и приумножить для будущих трат.

Процесс зарабатывания денег и все последующие операции с заработанным капиталом в той или иной мере сопряжены с риском. Он возникает тогда, когда реальные события отличаются от ожидаемых. Риск может обуславливать как выигрыш, так и потери. Если мы надеемся на удачу и бездействуем, то это - пассивная позиция. Если мы пытаемся застраховаться от негативных воздействий и обеспечить благоприятный исход в будущем, это - активная позиция.

В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства

Говоря о капитале, нужно отметить, что в любой момент времени соседствуют одни юридические и физические лица, у которых имеется некоторый излишек финансовых средств, и другие - у которых их не хватает. К числу последних относятся и государственные структуры, которым очень часто не достает денег. Для нормального развития экономики постоянно требуется мобилизация, распределение и перераспределение финансовых средств между ее сферами и секторами. Понятно, что тема риска неразрывно связана с капиталом. Мы можем рисковать при том условии, что что-либо имеем.

В курсовой работе представлены как общие понятия, схемы, методы так и конкретные примеры экономических отношений. Первый параграф посвящен общетеоретической базе, далее следуют разновидности рисков и их особенности. Наиболее значимые в экономике, выделены для более подробного рассмотрения.

Изучение ситуации неопределенности в экономике, не мой взгляд, связано прежде всего со стремлением снизить риск потерь и увеличить вероятность получения максимальной прибыли.

1. Неопределенность результата и риск

1. Неопределенность

Когда цены, доходы и другие переменные точно определены, то любое принятое решение потребителя или фирмы приведет к одному и только одному результату. На рынке совершенной конкуренции, например, ситуация неопределенности просто исключается, так как и покупатели и продавцы имеют
Свободный доступ к информации о ценах, используемых технологиях и вероятной прибыли. Они полностью осведомлены о происходящих на рынке событиях. Другими словами, одной из сущностных черт рынка совершенной конкуренции является предположение о совершенном знании рынка, как покупателями, так и продавцами.

Однако данное предположение далеко не всегда реалистично отражает конкретные ситуации, происходящие в экономической жизни. Так фермер, например, решая вопрос о структуре посевных площадей, не может знать в начале сельскохозяйственного года точные значения рыночных цен, по которым ему предстоит продавать выращенный урожай, равно как и погодные условия будущего сезона. Для фирмы, осваивающей производство нового изделия, важно знать объем спроса, его будущую цену. Потребитель, желающий приобрести такой дорогостоящий предмет длительного пользования как дом и не имеющий достаточных средств для его немедленной покупки, должен располагать сведениями о величине своих доходов в будущем и предполагаемой цене дома к моменту его покупки.

В подобных ситуациях решения, принимаемые людьми или фирмами, связаны со значительной неопределенностью, которая означает возможность получения разных результатов, а не только одного желаемого. Ситуация неопределенности имеет широкий диапазон: от полного неведения о будущих событиях до возможности хотя бы приблизительно определить крайние пределы случайных величин и предсказать интервалы наиболее вероятных их значений.
Не трудно догадаться, что именно недостаток информации о вероятных будущих событиях создает ситуацию неопределенности. В этих условиях фирмам и потребителям приходится принимать решения до получения всей необходимой информации. Такие решения основываются на ожиданиях будущего значения цен, доходов и других переменных, которые не всегда могут быть верны. Дело в том, что отдельные экономические агенты, располагая несовершенной и неполной информацией, по-разному формируют свои ожидания, не одинаковы их возможности обработки и анализа имеющихся сведений.

Таким образом, многие, если не большинство, процессов экономической деятельности невозможно изучать без явного признания наличия ситуации неопределенности. Наука доказала, что практически в любом виде экономической деятельности присутствует вероятность выигрыша или проигрыша, и эти факторы лежат в основе поведения людей при выборе экономических альтернатив.

2. Риск, и способы его оценки

Когда человек не уверен в том, что произойдет в будущем, но ему известна вероятность каждого из возможных результатов своих действий, принято считать, что он идет на риск или рискует. При этом люди добровольно идут на риск, который сопровождает их действия и поступки. Например, при покупке лотерейного билета потребитель рискует сравнительно небольшой частью своего дохода, равной цене этого билета. Однако в случае выигрыша его доход может существенно увеличиться.

Нередко человек стоит перед выбором степени риска. Допустим, он решает вопрос как ему поступить с накопленными сбережениями. Сбережения домашнего хозяйства можно хранить в «кубышке», можно положить их на банковский депозит или приобрести ценные бумаги. Для того чтобы принять обоснованное решение потребитель должен определить степень риска по каждому из возможных альтернативных вариантов использования своих сбережений.

Риск поддается количественному измерению. Для этого необходимо, прежде всего, знать все возможные последствия какого-то действия и вероятность наступления этих последствий. Если сложить сумму значений каждого из возможного результатов, умноженного на вероятность наступления каждого из результатов, то получим ожидаемое значение или математическое ожидание.
Вернемся к нашему примеру о использованием сбережений домашнего хозяйства.
Потребитель решил поместить все свои сбережения в размере одного миллиона рублей в коммерческий банк с высоким уровнем процентной ставки. В случае удачи он через определенный срок вернет себе свои сбережения и получит доход в сумме 400 тыс. рублей. Если же его постигнет неудача, то все его сбережения пропадут. При этом опыт показывает, что шанс на успех составляет
1:5. Каково будет ожидаемое значение или математическое ожидание в нашем примере? Вероятность успеха будет равна 0,2 при выигрыше в виде процента
400 тыс. рублей. Вероятность неудачи 0,8 при потере 1000 тыс. рублей.
Отсюда математическое ожидание составит 0,2-(+400) + 0,8-(-1000) = 80 - 800
= -720. Налицо отрицательное математическое ожидание, риск вложения средств в данный коммерческий банк чрезмерно велик.

При количественной оценке риска потребителя интересует не только ожидаемое значение

(математическое ожидание), но и изменчивость неопределенного результата.
Меру изменчивости принято определять с помощью методов математической статистики — дисперсии и среднего квадратичного отклонения.

Вернемся вновь к нашему примеру с потребителем, стремящимся безопасно и выгодно разместить свои сбережения. Посчитав открытие депозита в коммерческом банке чрезмерно рискованным делом, он решил обратиться к рынку ценных бумаг. Здесь перед ним встала дилемма: либо купить государственные облигации и получать небольшой, но гарантированный доход, либо приобрести акции фирмы, по которым дивиденд может колебаться в широких пределах.

Допустим, что доход от облигаций будет равен 30 тыс. рублей. При этом на облигации может выпасть выигрыш в сумме 200 тыс. рублей, а вероятность такого исхода событий составляет одну тысячную. В случае же покупки акций доход потребителя составит 15 тыс. рублей при неблагоприятных для фирмы обстоятельствах и 120 тыс. рублей, если дела пойдут хорошо. При этом шансы благоприятного и не благоприятного исхода дел на данной фирме соотносятся друг с другое как 0,6:0,4.

Сведем в таблицу данные о возможных вариантах размещения сбережений потребителя на рынке ценных бумаг (см. табл. 8.1.1). Эти данные позволяют определить величину ожидаемого среднего дохода. В случае приобретения облигаций он составит (30-0,999) + (200-0,001) = 29,97 + 0,2 = 30,017 тыс. рублей, а при покупке акций (15 • 0,4) + (120 • 0,6) = 6 + 72=78 тыс. рублей.

Понятно, что действительный доход будет отличаться от ожидаемого среднего дохода. Чем больше величина отклонения действительного дохода от среднего ожидаемого, тем больше риск, и наоборот.

Варианты размещения сбережений на рынке ценных бумаг.

| |Вариант № 1 |Вариант № 2 |
|Варианты | | |
| |ДОХОД |Вероятнос|Доход|вероятност|
| | |ть | |ь |
|Покупка |30 |0,999 |200 |0,001 |
|Облигаций| | | | |
| | | | | |
|Покупка |15 |0,4 |120 |0,6 |
|акций | | | | |

Количественно меру отклонения принято определять с помощью двух тесно связанных, но отличающихся друг от друга показателей — дисперсии и среднего квадратичного отклонения.

Дисперсия — это среднее значение квадрата отклонений действительного результата от ожидаемого. Заметим, что возведение в степень необходимо для того, чтобы не получить отрицательное значение показателя. В нашем примере величина дисперсии при покупке облигаций составит

(30 – 30,17)2 • 0,999 + (200 – 30,17)2 • 0,001 = 288,35,

а в случае приобретения акций

(15- 78)2 • 0,4 + (120 - 78)2 • 0,6=2646.

Если из полученных значений дисперсии извлечь квадратный корень, то получим второй показатель, характеризующий меру отклонения действительного результата от ожидаемого, который называется средним квадратичным отклонением. В нашем уловном примере среднее квадратичное отклонение при покупке облигаций составит 53,7 а в случае приобретения акций — 51,4.


3. Выбор в условиях неопределенности

Если потребитель в своих действиях руководствуется гипотезой рационального поведения и последовательно стремится при размещении своих сбережений к минимуму риска, то он выберет покупку акций (пример из 1.2.), так как в этом случае он получи+т больший доход с меньшим риском. Когда оценка риска произведена, то принятие решения зависит от личностных качеств человека и обстоятельств, в которых он находится. Так, отмечено, что люди охотнее решаются на рискованные действия когда последние связаны с потерями. В случае же приобретений люди становятся более консервативными, они проявляют меньше стремление рисковать.

Тем не менее, по отношению к риску людей принято объединять в несколько групп. Прежде всего, это люди не расположенные к риску. Опыт свидетельствует, что антипатия к риску — наиболее распространенное в обществе отношение к риску. Как правило, большинство людей стремится обезопасить себя от всевозможных рискованных ситуаций. С этой целью, например, люди заключают договоры страхования жизни и здоровья, домовладений, автомобилей и другого имущества.

Вывод о преобладании в обществе антипатии к риску можно получить на основе кривой общей полезности. Отложим по вертикальной оси полезность, измеренную в неких условных единицах — ютилах, а по вертикальной — сумму сбережений в миллионах рублей (см. рис.1). В нашем примере накопления в 1 миллион рублей дадут потребителю 14 ютилов полезности. Если накопления удвоятся то величина полезности составит 22, т.е. возрастет на 8 ютилов.
При утроении суммы сбережений полезность будет равна 28 ютилам, т.е. увеличится на 6 ютилов. Следовательно, увеличение сбережений на одну и ту же величину будет приносить потребителю все меньшее количество ютилов полезности. В этом проявляется принцип убывающей предельной полезности.
Допустим, что обладая 2 млн. рублей, наш потребитель решил сыграть в
«орлянку»»: при выпадении «орла» сумма его сбережений увеличится на 1 млн. рублей, а при «решке» — настолько же уменьшится. Вероятность выигрыша при такой игре равна вероятности проигрыша, а математическое ожидание равно нулю. Однако совсем иным будет оценка этой игры в единицах полезности: выигрыш даст потребителю 6 ютилов, а при проигрыше он потеряет 8 ютилов.
Математическое ожидание составит 0,5-6 + 0,5-( - 8) = 3 - 4= - 1 ютил.

Рациональный потребитель в такой игре участвовать не будет, он предпочтет держать свои деньги при себе, а не вкладывать их в игру, где шанс выиграть определенную сумму денег в точности равен шансу ее проиграть.
Ему не нравится та неопределенность, которая связана с этой игрой. Он будет отдавать предпочтение более надежным способам вложения денег, где ценность результата меньше, но меньше и множественность вероятных результатов.

Следовательно, в рамках теории рационального поведения потребителя, индивидуум получает стойкую нерасположенность к риску почти во всех случаях. Люди не расположенные к риску составляют наиболее распространенную, но не единственную группу людей, различающихся между собой по своему отношению к риску. Практика показывает, что всегда имеются люди, охотно идущие на риск, люди, которым нравится рисковать. Не будь таких людей, общество испытывало бы большие трудности в проведении, например, лотерей, организации аукционных торгов, внедрении технических новшеств, развитии мелкого предпринимательства.

Статистика по развитым странам рыночной экономики говорит о том, что там ежегодно создается почти столько же мелких и мельчайших фирм, сколько и прекращают свою деятельность. Неудачи в бизнесе одних фирм отнюдь не пугают других. Рост мелких и мельчайших фирм нередко отмечается даже в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры.

Человек, расположенный к риску, отдает предпочтение рискованным вариантам с ожидаемым значением по сравнению с вполне определенным вариантом свободным от риска при одном и том же математическом ожидании результатов. Что лежит в основе поведения людей, предпочитающих риск?
Экономистами выдвинуто ряд гипотез, содержащих возможные объяснения причин такого поведения. В частности, кривая функции полезности может иметь иную конфигурацию, чем на рис. 1 Например, если эта кривая имеет выпуклые и вогнутые сегменты, то это объясняет склонность потребителя к рискованным предприятиям. Отдельные люди могут переоценивать вероятность выигрыша и, даже просто испытывать удовольствие от самого процесса азартной игры.

И, наконец, существует группа людей, проявляющих безразличие к риску.
Для людей, образующих эту группу, безразлично, что выбрать — определенный результат с заданным исходом или ряд рискованных вариантов о одним и тем же математическим ожиданием.

Несмотря на разное отношение отдельных людей к риску, экономисты склонны считать, что само наличие фактора риска в сфере экономики способствует развитию и обогащению предпринимательской деятельности, подталкивает фирмы к принятию нетрадиционных решений, внедрению инноваций, экономии ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.