Системы и модели в экономике
смотреть на рефераты похожие на "Системы и модели в экономике" КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Реферат на тему: «Экономические системы и национальные модели экономического развития» Работу проверил: Работу
выполнил:
Чернобривая Н.В. ст. гр. 99ВТ-1
Подпись________ Устич Н.В.
Дата____________ Подпись________ Дата____________ Калининград 2001 Содержание. Введение. 1. Типы и модели экономических систем. 2. Модели в рамках систем. 2.1.Модели смешанной экономики. 2.1.1. Шведская модель. 2.1.2. Американская модель. 2.1.3. Германская модель. 2.1.4. Японская модель. 2.2. Модели административно-командной системы. 2.2.1. Китайская модель.
Заключение.
Список использованной литературы. Введение Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным
образом упорядоченных элементов экономики. Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться
(постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы
существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться
теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы
быть скоординированной и эффективной экономической политики. Реальная практика постоянно подтверждает системный характер экономики.
Объективно существующие экономические системы находят свое научное
отражение в теоретических (научных) экономических системах. Первый
развернутый анализ экономики как системы был дан основоположником
классической школы политэкономии А. Смитом в его главном научном труде
"Исследование о природе и причинах богатства народов" (в принятом
сокращении — "Богатство народов"), вышедшем в свет в 1776 г. Из последующих
научных экономических систем следует, прежде всего, выделить системы,
созданные Д. Риккардо (1817 г.), Ф.Листом (1841 г.), Дж. С.Миллем (1848
г.), К-Марксом (1867 г.), К. Менгиром '(1871 г.), А.Маршаллом (1890 г.), Дж-
Кейнсом (1936 г.), П. Самуэльсоном (1951 г.). как показывает история экономической науки, классификация
экономических систем может производиться на основе различных критериев
(признаков). В основе этой множественности лежит объективное многообразие
свойств экономических систем. В укрупненном виде критерии экономических систем можно разделить на
три группы:
— структурообразующие критерии; . социально-экономические (содержательные) критерии; . объемные и динамические критерии. В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную,
командную и смешанную экономику. Лучше всего изучена рыночная экономика,
которая характеризуется как система, основанная на частной собственности,
свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает
роль правительства. Командная экономика описывается как система, в которой
доминируют общественная (государственная) собственность на средства
производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное
руководство экономикой посредством государственного планирования. Под
смешанной экономикой подразумевается тип общества, синтезирующий элементы
первых двух систем. Он характерен для большинства современных государств. Историческая классификация должна включать помимо современных системы
прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания классификация,
предложенная представителями теории постиндустриального общества, которые
выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные
экономические системы. Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются
промышленная и научно-техническая революции. Внутри каждой из этих систем
возможна более дробная типология, что позволяет наметить пути для синтеза
формационного и цивилизационного подходов. 1. Типы и модели экономических систем. Современная рыночная экономика (современный капитализм). По сравнению
со всеми рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна
перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним
условиям. Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась научно-
техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная
и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее
воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился
хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и
экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 1). Таблица 1. Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма. |Основные черты |Капитализм XVIII—XIX вв. |Капитализм второй половины |
| | |XX в. |
|Масштабы |Обобществление производства в |Обобществление и |
|обобществления |рамках предприятия |огосударствление части |
|производства | |хозяйства в национальном и |
| | |интернациональном масштабах |
|Преобладающая |Экономическая деятельность |Экономическая деятельность |
|форма |единоличных |на базе коллективной частной|
|собственности |предпринимателей-капиталистов |и государственной |
| | |собственности |
|Регулирование |Саморегулирование |Активное государственное |
|экономики |индивидуальных капиталов на |регулирование национальной |
| |основе свободного рынка при |экономики для стимулирования|
| |слабом вмешательстве |потребительского спроса и |
| |государства |предложения, предотвращения |
| | |кризисов и безработицы и |
| | |т.д. |
|Социальные |Социальная незащищенность |Создание государственных и |
|гарантии |граждан в случаях безработицы,|частных фондов социального |
| |болезни и старости |страхования и социального |
| | |обеспечения | В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает
хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее
развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В
то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с
государственным регулированием экономики. Здесь задача распределения
созданного валового национального продукта решается не только на основе
традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших
ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в
развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том
числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование
медицинского обслуживания населения, социальные нужды. На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с
бедностью» в настоящее время направляется не менее 30—40% всех
государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной
экономикой. В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь
активизировать работу персонала, повысить производительность труда,
сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить
конкурентоспособность фирмы. Традиционная система. В экономически слаборазвитых странах существует
традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы
базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда,
многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование при данной
экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде
стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном
ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта.
Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной
собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В
странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено
многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые
доминируют в экономике. В условиях относительно слабо развитого национального
предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто
играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи,
религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая
социально-экономический прогресс. Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в
рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая
особенность — активная роль государства. Перераспределяя через бюджет
значительную часть национального дохода, государство направляет средства на
развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям
населения. Административно-командная система (централизованно-плановая,
коммунистическая). Эта система господствовала ранее в СССР, странах
Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие
отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее
обобщенную характеристику. Характерными чертами административно-командной системы являются
общественная (а в реальности государственная) собственность практически на
все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в
специфических формах, централизованное экономическое планирование как
основа хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд
особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми
предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти,
что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых,
государство полностью контролирует производство и распределение продукции,
в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между
отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит
хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-
распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в
результатах труда. Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых
ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и
потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями
и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть
ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками
направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Распределение созданной продукции между участниками производства жестко
регламентировалось центральными органами посредством повсеместно
применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых
нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию
уравнительного подхода к оплате труда. Отличительной особенностью распределения продукции в административно-
командной системе являлось привилегированное положение партийно-
государственной элиты. 2.Модели в рамках систем. В каждой системе существуют свои национальные модели организации
хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического
развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-
командной системе существовали советская модель, китайская и др. В
современной капиталистической системе также существуют различные модели.
Отметим наиболее известные из них. 2.1.Модели смешанной экономики. В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных
формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более
сложных сочетаний различных элементов системы можно говорить о смешанных
экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность
— гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов. Смешанные системы существовали в различных исторических условиях.
Например, в свое время такой системой был колонат, возникший на основе
соединения рабовладельческих и феодальных отношений в Древнем Риме.
Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в
следующих укрупненных формах: — смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в
которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых
экономических форм; — смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).
Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и
получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в
социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период.
Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и
государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и
процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в
структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал. Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования. Его
первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на
сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на
разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от
кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного
механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная
разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании
капитала частного предпринимательства и социальности, общественных
социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из
цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических
и неэкономических начал в структуре современного общества.
Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не
противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий
формообразования современного типа развитой экономики и их единство.
Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных
параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов
экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических
тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал. Параметры смешанной экономики обладают относительной
самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного
параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран. Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных
структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их
сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-
государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения
государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д. Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей
адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы
опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции
социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения
рынка государственным регулированием, частнохозяйственной инициативы —
социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру
общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является
конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности
составляющих ее элементов. 2.1.1. Шведская модель. Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления. Другая характерная черта послевоенной Швеции специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся. Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели : полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Страницы: 1, 2, 3
|