·
страховых
взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных
уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
·
страховых
взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих
право на обеспечение по государственному социальному страхованию,
установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
·
доходов
от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные
государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда
в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете
Фонда на соответствующий период;
·
добровольных
взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных
законодательством;
·
ассигнований
из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот
(пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы
или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного
назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
·
прочих
поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет
страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной
нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального
заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций,
предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за
путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств,
возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к
страхователям, и других).
Средства Фонда направляются на:
·
выплату
пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам,
вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при
усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора
лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости
гарантированного перечня ритуальных услуг;
·
оплату
дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом с
детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их
детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской
Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ,
аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное
(диетическое) питание;
·
частичное
содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев,
имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на
питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно -
массовое обслуживание);
·
частичную
оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на
территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
·
частичное
содержание детско - юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда
тренерско - преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для
учебно - тренировочного процесса);
·
оплату
проезда к месту лечения и обратно;
·
создание
резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок
формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или
безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты,
расходования и учета средств государственного социального страхования (далее
именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и
социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации,
Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием
Центрального банка Российской Федерации;
·
обеспечение
текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
·
финансирование
деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих
государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая
подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных
законодательством;
·
проведение
научно - исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны
труда;
·
осуществление
иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную
работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно
участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
·
участие в
финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального
страхования.
Ныне Фонд
представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую
функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения
ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.
Кроме того, Фонд
финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей,
детскую летнюю оздоровительную кампанию.
В 2000 году Фонд
социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на
производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного
Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний»
С 1 января 2005
года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 №
122-ФЗ в части обеспечения граждан – получателей социальных услуг путевками на
санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и
обратно за счет средств федерального бюджета.
В этом же году в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004
года № 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов
техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа
ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями
за счет средств федерального бюджета" на Фонд также возложена
задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов
техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими
изделиями за счет средств федерального бюджета.
Отделения Фонда
созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.
Фонд организует
исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого
ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального
страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального
страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость
системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные
программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья
работников.
Фонд социального
страхования Российской Федерации — один из государственных внебюджетных
фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан
России.
Деятельность
фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным
законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными
законодательными и нормативными актами.
Действует в
соответствии с Указами Президента РФ «О Фонде социального страхования
Российской Федерации» от 7 августа 1992 года № 822, «Об управлении
государственным социальным страхованием» от 28 сентября 1993 года и Положением
о Фонде социального страхования РФ, утвержденным Постановлением Правительства
от 12 февраля 1994 года № 101.
Фонд представляет
собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей
многоуровневой системы государственного социального страхования.
Обязательное
социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты
населения, специфика которого - осуществляемое в соответствии с Федеральным
законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и
(или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязательное социальное
страхование защищает иные категории граждан при признании их безработными,
трудовом увечье или профессиональном заболевании, инвалидности, болезни, травмы,
беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости,
необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и
наступления иных социальных страховых рисков, подлежащих обязательному
социальному страхованию.
Бюджет фонда на
2006 год составляет 212 млрд. руб., проект бюджета на 2007 год
предусматривает сумму 278 млрд. руб.
Основными
задачами Фонда являются:
·
обеспечение
гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности,
беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности,
при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора
лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости
гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно - курортное обслуживание
работников и их детей;
·
участие в
разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников,
мер по совершенствованию социального страхования;
·
осуществление
мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
·
разработка
совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и
Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа
страховых взносов на государственное социальное страхование;
·
организация
работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы
государственного социального страхования, разъяснительной работы среди
страхователей и населения по вопросам социального страхования;
·
сотрудничество
с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями
по вопросам социального страхования.
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ)
Фонд
обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС РФ) —
один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования
медицинского обслуживания граждан России.
Деятельность
фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным
законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также
иными законодательными и нормативными актами.
Обеспечивает всем
гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и
лекарственной помощи. Для реализации государственной политики в области
медицинского страхования создаются федеральный и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные
учреждения.
Доходы бюджета
Фонда на 2007 год формируются за счет следующих источников:
1)
налогов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
2)
сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд,
подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с
законодательством
Российской Федерации;
3)
средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда в соответствии с
законодательством Российской Федерации, в размере, установленном Федеральным
законом "О федеральном бюджете на 2007 год", они направлены на:
а)
обязательное медицинское страхование неработающего населения
(детей);
б)
реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного
медицинского страхования;
в)
проведение пилотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на
повышение качества услуг в сфере здравоохранения;
г)
дополнительную диспансеризацию работающих граждан;
д)
диспансеризацию находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
е)
финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной
медицинской помощи;
ж)
оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан
по обеспечению лекарственными средствами.
Среди основных
функций фонда:
·
Выравнивание
условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского
страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского
страхования.
·
Контроль
за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного
медицинского страхования.
Основная функция
Федерального фонда обязательного медицинского страхования состоит в
выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию
программ обязательного медицинского страхования.
Территориальные
фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов
государственной власти субъекта Федерации. Положение о территориальных фондах
обязательного медицинского страхования утверждено Постановлением Правительства
РФ от 24 февраля 1993 года. В регионах (областях, краях, республиках) могут
создаваться филиалы.
Медицинское
страхование – одна из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья
по любой причине и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая
(заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и
финансирование профилактических мероприятий.
Заключение
Переход к
рыночной экономике обусловил создание специализированных денежных фондов для
решения задач общегосударственного значения, это государственные внебюджетные
фонды.
Государственный
внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для
реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное
страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы
государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном
Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая
законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
В России
действуют следующие государственные внебюджетные фонды:
·
Пенсионный
фонд Российской Федерации.
·
Фонд
социального страхования Российской Федерации.
·
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования.
Эти внебюджетные
фонды формируются, как правило, за счет отчислений предприятий-работодателей.
Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования устанавливаются федеральным законом в процентах от
выплат в пользу работников, начисленных по всем основаниям.
Следует подчеркнуть важность внебюджетных социальных фондов. Их значение
состоит в том, чтобы поддерживать существование лиц, нуждающихся в помощи, то
есть обеспечить минимальный гарантированный уровень доходов инвалидам,
пенсионерам, безработным, малоимущим и так далее. Все это осуществляется в
нашей стране с помощью средств, поступающих во внебюджетные социальные фонды,
значительную часть которых до 1 января 2001 года составляли страховые взносы,
теперь же введен единый социальный налог.
Так,
Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами
пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – для
обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального
страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального
страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения
Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из
бюджета и займов.
Что
касается размеров отчислений в ФОМС, то здесь можно сказать, что сегодня тариф
страхового взноса не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи
населению страны. И хотя доходы фонда в сравнении с предыдущим годом
увеличились почти в 1,5 раза, при сокращении бюджетного финансирования
становится все труднее реализовывать закон об ОМС.
Несмотря
и на значительные улучшения в функционировании ФСС, здесь также имеются
некоторые проблемы, которые связаны и с неуплатой полностью всех взносов, и с
противоречиями в законодательстве, и со сложностью расчетов внесения этих
взносов, причем здесь можно сказать, что эти проблемы актуальны не только для
ФСС, но и остальных внебюджетных фондов.
Список
литературы
1. Бюджетный кодекс Российской
Федерации. – М.:
Юрайт-Издат, 2007.
2. Налоговый кодекс Российской
Федерации.- М.: изд-во Омега – Л, 2006.
3. Федеральный закон РФ от 30
марта 2006г. № 56-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006
год»
4. Федеральный закон РФ от 30
апреля 2006. № 83-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2006 год»
5. Федеральный закон от 27
декабря 2006г. №152-ФЗ «О бюджете федерального фонда обязательного медицинского
страхования на 2007г.»
6. Беляева Т.П. Внебюджетные
фонды / Бюджетная система РФ / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской М:
Юрайт, 2000
7. Российский статистический
ежегодник. - М.: Госкомстат, 2006
8. Финансы, денежное обращение и
кредит. Учебник. Под ред. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ-Дана, 2005.
9. Гришин В.В., Бутова В.Г.,
Резников А.А. Модели системы обязательного медицинского страхования. //
Финансы. – 2005. - №10.
10. Пастухов Б.И., Климов Р.Н.
Состояние и перспективы развития законодательной базы страхования в России /
Б.И. Пастухов, Р.Н. Климов // Финансы. – 2006. - №4.
11. Пешехонов Ю.В. Внебюджетные
социальные фонды: состояние и перспективы / Ю.В. Пешехонов // Финансы. – 2006.
- № 4.
12. http://www.pfrf.ru
13. http://www.ffoms.ru
14. http://www.fss.ru
Страницы: 1, 2, 3
|