Система социальной защиты в условиях рынка
смотреть на рефераты похожие на "Система социальной защиты в условиях рынка" ТЕМА: " Система социальной защиты в условиях рынка" Содержание:
Введение. Глава 1.Сущность социальных проблем в рыночной экономике. 1.1.Причины появления социальных проблем. 2. Задачи государства в рыночной экономике по решению вопросов социальной защиты населения Глава 2.Система социальной защиты населения в условиях рынка. 2.1. Государственная система социальной защиты. Глава 3. Организация социальной защиты в современной России. 3.1.Социальная защита в Советский период. 3.2. Система социальной защиты в современной России и их решение. Заключение. Список литературы. Идеи Экономистов… имеют гораздо Большее
значение, чем принято думать. В
действительности только они и правят
миром. Джон Мейнард Кейнс ВВЕДЕНИЕ. Всякая наука имеет свой объект познания. Это в полной мере
относится и к экономической науке. Характерная особенность последней
состоит в том, что она является одной из древнейших наук. Истоки
экономической науки уходят в глубь веков, туда, где зарождалась колыбель
мировой цивилизации - в страны Древнего Востока V-III вв. до н.э. Позднее
экономическая мысль получили развитие в Древней Греции и Древнем Риме.
Аристотель ввел термин "экономия" (от греческого Oikonomia- управление
домашним хозяйством), от которого и произошло более позднее - " экономика".
В раннее средневековье христианство объявило простой труд святым делом,
стал утверждаться важнейший принцип: кто не трудится, тот не ест. Как наука экономика возникла в XVI-XVII вв. Ее первым
теоретическим направлением стал меркантилизм, который субстанцию богатства
общества и личности видел в деньгах, а деньги сводил к золоту.
В XVII в. появилось новое название экономической науки - политическая
экономия, которое просуществовало более трех веков. Новое направление этой
науке дали физиократы, которые утверждали, что источником богатства
является не обмен, а земледельческий труд. Основоположником классической
политической экономии явился шотландский экономист Адам Смит (1723-1790),
выпустивший в 1776 году свою знаменитую книгу " Исследование о природе и
причинах богатства народов". Его учение заложило основы теории стоимости
и рыночной экономики в целом. Дальнейшее развитие учение А.Смита получило в
работах немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818- 1883),
создавшего теорию научного социализма в своем многотомном сочинении
"Капитал". Современная экономическая наука в наши дни получила более
распространенное название - экономическая теория, а в англо- американской литературе-
"Экономик с". Термин "экономик с" впервые ввел английский экономист Альфред
Маршал(1842- 1924) в своей книге "Принципы Экономикс". В овременной экономической науке, взятой в ее
концептуальном теоретическом аспекте, наблюдается синтез старой
классической школы и трех новых направлений:
1. Кейнсианское направление, названное в честь его основателя английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883- 1946).
2. Неоклассическое направление.
3. Институционально-социологический подход к решению проблем хозяйственной жизни. Современная экономическая теория изучает поведение как
хозяйствующих субъектов на всех уровнях экономической системы в процессах
производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и
услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных
ресурсах семьи, фирмы и общества в целом. Технический прогресс, быстрые увеличения производственных
мощностей и жизненого уровня, одного из самых высоких в мире, являются
стртегическими направлениями динамического развития экономики. Однако этот
долговременный экономический рост не был равномерным, а прерывался
периодами экономической нестабильности. Глава 1.Сущность социальных проблем в рыночной экономике. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16-18 веках,
когда мануфактурное производство , нужды мореплавания и торговли
потребовали теоретического и эксперементального решения практических задач.
Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века,
всвязи с развитием машинного производства , что было обусловлено
изобретением Д. Уаттом. парового двигателя. Наука и техника начали взаимно
стимулировать друг друга , активно влияя на все стороны жизни общества,
радикально преобразуя не только материальную , но и духовную жизнь людей. Двадцатый век человечество встретило с новыми видами транспорта :
самолетами, автомобилями, огромнейшими параходами и все более быстрыми
паровозами; трамвай и телефон были в диковинку лишь жителям отдаленной
глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых
стран. Но в то же время в колониях сохранялась ужасающая нищета и
отсталость, да впрочем, в метрополиях все было далеко не так благополучно.
Всвязи с развитием техники и транспорта мир познал что такое безработица и
кризис перепроизводства , засилье только что появившихся монополий. К тому
же, ряд государств ( к примеру Германия ) не успели к разделу колоний , и
начало крупномасштабных войн было лишь вопросом времени . Научно-
технический прогресс встает на службу военно-промышленному комплексу.
Создаются все более разрушительные виды вооружений, которые сначала были
опробованы в локальных конфликтах ( таких как русско-японская война ) , а
затем применены во время Первой Мировой Войны . Первая Мировая произвела огромный переворот в общественном сознании.
Всеобщий оптимизм начала хх века под влиянием ужасов войны, понижения
уровня жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и
голода сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа самоубийств,
падение значения духовных ценностей - все это было свойственно не только
Германии, проигравшей войну, но и странам-победительницам . Массовое рабочее движение, вызванное требованием перемен после войны
и революцией в России, привело к небывалой до этого демократизации.
Однако вскоре мир постигла очередная беда: Великая Депрессия .
Неправильная экономическая политика приводит многие страны мира сначала к
биржевому , а затем к банковскому краху. По глубине и продолжительности
этот кризис не имел себе равных : в США за 4 года производство сократилось
на треть, а каждый четвертый стал безработным . Все это привело к
очередному всплеску пессимизма и разочарования. Демократическая волна
уступила место тоталитаризму и росту государственного вмешательства.
Фашистские режимы, установившиеся в Германии и Италии, увеличив число
военных заказов, избавили свои страны от безработицы, чем завоевали
огромную популярность в народе. Униженная Германия увидела в Гитлере
лидера, способного поднять страну с колен. Окрепший Советский Союз также
начал активную милитаризацию и был готов ликвидировать унизительные
последствия Брестского мира. Таким образом, очередной глобальный конфликт
был неизбежен. Вторая Мировая Война была самой разрушительной в истории человечества. В 1939-1945 годах погибло по разным оценкам от 55 до 75 миллионов
человек, то есть в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую. Ее последствия
еще долго будут влиять на жизнь последующих поколений, но, как это не
пародоксально, именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-
1 и первой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму , именно с изобретения
разрушительного оружия началась новая прогрессивная эра в развитии
человечества.
1.1.Причины появления социальных проблем.
Демографическая статистика дает возможность оценить качество
трудового потенциала ко второму десятилетию XXI века. Ведь люди которые
будут жить в то время уже родились, их здоровье, интеллектуальный
потенциал, в принципе, сложились. Нельзя оставлять проблему демографии за
"закрытыми дверьми". От того, какое решение будет сейчас принято для нее,
зависит состояние нашего общества, и как следствие этого, состояние нашей
экономики в будущем. На данном этапе мы "пожинаем плоды" прошлых
"ответственных" решений. И поэтому не стоит сейчас допускать ошибок. К
примеру, говоря о трудовом и интеллектуальном потенциале нашего
государства, можно сказать, что в стране сформировались каналы утечки умов,
что, кстати, абсолютно не отслеживается статистически. Отслеживается лишь
этническая эмиграция (около 100 тыс. человек в год). Не отслеживается поток
трудовой (контрактной) эмиграции. По оценкам, в нем где-то одна треть
специалистов высшей и высочайшей квалификации из сферы науки. Этот поток
почти в три раза больше, чем канал этнической эмиграции. Это прямая угроза
интеллектуальной и экономической безопасности России. Каков социально-экономический ущерб от утечки умов прежде всего из
науки? По оценкам специалистов, - это несколько десятков миллиардов
долларов в год, включая затраты на образование и упущенную выгоду. По иным
оценкам до 50 млрд. долларов в год. 2. Задачи государства в рыночной экономике по решению вопросов социальной защиты населения Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в
законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы
их реализации, и функции предоставления социальной поддержки. Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы
социальной защиты населения. Государственная социальная помощь лицам,
которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не
в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование.
Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный,
региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой
системы. Определяющая характеристика данного института защиты социально-
алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми категориями
населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового
стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному
страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки
нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого
сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности. Обязательное (по
закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за
потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места
работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников
(иногда государства), организованные на принципах и с помощью механизмов
обязательного социального страхования. Определяющие характеристики
социально-страховых отношений: замещение утраченной заработной платы (это
означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е.
предполагается наличие страхового стажа), солидарность и
самоответственность страхователей и застрахованных. Добровольное личное
(коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и
пенсионное обеспечение). Финансовые источники – страховые взносы самих
работников (иногда в их пользу – работодателей), организованные на
принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие
характеристики - наличие страхового договора самоответственность граждан.
Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые
работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных,
транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты).
Финансовые источники – средства предприятий. Среди названных институтов
социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата
разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование
(пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи
с безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования
поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и
составляют примерно 15-25% ВВП в России же на долю государственных
внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели
социальной защиты и 7,3% ВВП.[1] Мировой опыт подтверждает, что система
социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в
условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию
конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в
случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или
отсутствия таковой от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры
получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности
страхового (трудового) стажа величины заработной платы (которая служит
базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности. В
отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за
счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми
источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются
специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих
застрахованных. Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь.
Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном
случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.
Характерной чертой принципа страхования является финансирование
предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между
взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае
ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный
вклад застрахованного. Тем самым принцип страхования в наибольшей степени
соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно
личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможности
системы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального
риска. Социальный риск-это риск внезапного возникновения в обществе
обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно.
Современная реакция на риски - страхование, суть которого в объединении
рисков. Существует два основных вида страхования: Осуществляется частными компаниями (добровольное); Осуществляется государством (принудительное); Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование,
обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности,
наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя
не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает.
Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. В
общем, страхование должно дополняться социальной помощью. Между социальной
помощью и общественным страхованием:
То и другое предполагает перераспределение доходов
То и другое связано со сложившимися в обществе представлениями о
справедливости.
То и другое имеют поля пересечения. Но также имеются и отличия, одно дело, когда нуждающийся получает
помощь за счет других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема
зависимость размеров помощи в зависимости его вклада в общественный фонд.
Во втором случае стимулируется индивидуальное накопление, а в первом -
иждивенчество. Поэтому там, где страхование и социальная помощь
пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию. Принцип социальной
помощи предполагает финансирование из бюджета. При определении размеров
выплат возможны четыре альтернативных подход: - помощь всем покупателям выплачивается в одинаковом размере; - помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность; - размер помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховых взносов получателя; - величина помощи зависит от потребностей получателя. Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее простой в
организационном отношении вариант. Этот способ оказывается, однако
непригодным, если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер
потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того,
одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду. В пользу учета
индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи
говорит и то, что таким способом эффективно используются средства
соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат. Ввиду
финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе
которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового
положения государства. Все три принципа организации социальной
обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой свое определенное
место. Система социальной обеспеченности способна действовать с
максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и
попечительства. Характерной чертой попечительства является финансирование
за счет налогов. Однако если значительная часть системы социального
обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к
перегрузке государственных финансов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|