Регулирование и контроль в системе менеджмента
Регулирование
и контроль в системе менеджмента
Доклад по
дисциплине «менеджмент»
Выполнил:
студент 3-го курса гр.5212 Кирсанов Эдуард Александрович
Московский
Государственный Индустриальный Университет (МГИУ)
Москва, 2001 г
С функцией планирования тесно
связана функция регулирования и координирования, которая осуществляется
органами управления в процессе выполнения планов.
Регулирование есть деятельность
по поддержанию в динамической системе управления производством заданных
параметров. Она определяется задачей сохранять состояние упорядоченности как в
подсистеме производства, так и в подсистеме управления.
Функция регулирования
детерминируется нормативностью: в ее поле зрения находится всякое отклонение от
нормы.
Координация обеспечивает
согласованность действий во времени и пространстве органов управления и
должностных лиц, а также между системой в целом и внешней средой. Объектом
функции координирования является как управляемая, так и управляющая подсистемы.
КОНТРОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ - одна
из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все
другие функции. К.у. призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и
тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные
показатели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому К.у.
выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений,
обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных
целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного
руководства.
В функцию К.у. входят: сбор,
обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности всех
подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление
отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых
для достижения намеченных целей. Таким образом, контроль можно определить как
процесс, обеспечивающий эффективное достижение цели организации. В функцию контроля
входят учет (сбор, обработка) и анализ информации о фактических результатах
деятельности всех подразделений организации, сравнение их с плановыми
показателями, выявление отклонений и анализ их причин; разработка мероприятий
для достижения поставленных целей. Появление отклонений в деятельности
организации от плана может потребовать срочных решений, что осуществляется
через рассмотренную функцию координации и регулирования.
Выделим два типа контроля -
стратегический (или управленческий) и тактический (или административный).
Стратегический, или
управленческий, контроль направлен на решение стратегических задач и тесно
связан, естественно, со стратегическим планированием и управлением.
Тактический, или
административный, контроль призван систематически следить за обеспечением
выполнения текущих задач, программ. планов.
Выделяют также предварительный,
текущий и заключительный контроль в организациях.
В литературе существует целый
ряд подходов к выделению форм контроля. Так, например, выделяют четыре формы:
контроль финансовых ресурсов; контроль материальных ресурсов: контроль
человеческих ресурсов и контроль информационных ресурсов.
Некоторые авторы выделяют
следующие формы контроля: производственный контроль: управление запасами;
контроль качества: финансовый контроль.
Кроме того. выделяют и такие
виды контроля, как финансовый, качества продукции, ценообразования,
административный (текущий).
Наряду с вышеуказанными типами
контроля, на наш взгляд, следует выделить следующие формы контроля: финансовый,
производственный, маркетинговый контроль и контроль качества.
Финансовый контроль является
основой общего управленческого контроля и осуществляется на основе получения от
каждого подразделения финансовой отчетности по стандартным формам. Финансовый
контроль охватывает все аспекты жизнедеятельности организации - производство,
маркетинг и непосредственно само управление. Он включает в себя - бюджеты,
анализ рентабельности, анализ относительных показателей и отдачу инвестиций.
Производственный контроль включает в себя шесть функций:
1. Маршрутизация, то есть
последовательность операции.
2. Загрузка, то есть
распределение работ.
3. Производственные графики,
определяющие время, когда должна производиться каждая операция.
4. Предварительная оценка
стоимости выполнения работы.
5. Диспетчирование - процесс
текущего упорядочения работы.
6. Отправка - завершающая
деятельность, в которой проверяется, выполнены ли планы. Маркетинговый контроль
базируется на:
- анализе возможностей сбыта;
- анализе доли рынка;
- анализе соотношения между
затратами на маркетинг и сбытом,
- наблюдении за отношением
клиентов.
Контроль качества, включая
новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в
эксплуатации, является одним из важнейших средств конкурентной борьбы,
завоевания и удержания позиций на рынке.
Контроль является одной из
основных функций менеджмента. Без надежной системы контроля в настоящее время
не может успешно функционировать ни одна фирма.
Контроль должен быть
всеохватывающим, держать в поле зрения все основные сферы деятельности фирмы,
внешнюю ситуацию н внутренние процессы, протекающие в ней. Речь не идет о
тотальности, мелочности, фиксации любых событии - это дорого и практически
невозможно и ведет к потере самостоятельности людей, освобождает их от
ответственности, а о разумном, научно обоснованном подходе, позволяющем
получить достаточно полную и объективную картину происходящего.
Система контроля должна иметь
четкую стратегическую направленность, отражать общие приоритеты развития фирмы.
Второстепенные же сферы часто проверять не стоит, тем более докладывать
руководству обо всех мелочах; а над простыми операциями контроль вообще вряд ли
имеет смысл, так как отвлекает много сил и средств.
Контроль должен быть
своевременным - «в нужном месте и в нужный час», с тем чтобы обнаружить
отклонения и устранить их, пока не поздно. Удобный момент для ревизии самого
процесса выполнения плана определяется не спонтанно, а в зависимости от стадии
его выполнения, скорости протекания соответствующих технических, технологических
и хозяйственных процессов.
Эффективный контроль требует
соответствия его организации структуре и системе управления фирмой, ее планам
(но без жесткой к ним привязки).
Система контроля должна быть
экономичной, чтобы выгоды, приносимые им, превышали затраты на его проведение.
Поэтому необходимо минимизировать все сопряженные с контролем издержки на
технические средства, сбор, переработку и хранение информации.
Эффективный контроль невозможен
без учета человеческого фактора. Поэтому он должен быть не только объективным,
но и доброжелательным, не допускать скрытого наблюдения за сотрудниками,
значительно ухудшающего морально-психологический климат в фирме, исключать
поиск «козлов отпущения», что невозможно без максимальной открытости,
гласности.
Этапы контроля: На первом этапе определяются параметры
функционирования и развития фирмы, которые необходимо контролировать. На втором
этапе контроля создается модель фирмы, в которой отражаются потоки ресурсов и
информации, места образования промежуточных и конечных результатов, а также
наиболее подходящие места, где контроль осуществляется, - так называемые «точки
контроля».
Третий этап контроля заключается
в «снятии» информации о реально достигнутых результатах и сопоставлении ее с
существующими нормативами, что позволяет определить, имеются или нет отклонения
от стандартов, насколько они находятся в пределах допустимого и не пора ли
прибегнуть к координирующим действиям. Четвертый этап процесса контроля состоит
в корректировке деятельности фирмы - пересмотре планов, перераспределении
заданий, модификации целей, совершенствовании технологии и процесса управления.
Процесс контроля составляет основу управления по отклонениям.
которое получает все более широкое распространение на Западе. Суть его состоит
в том, что все цели, стоящие перед работниками фирмы и ее подразделений,
формализуются в систему нормативов, отклонения от которых, выявленные в
результате контроля, служат основой принятия управленческих решений.
Возникающие отклонения от
нормативов могут быть весьма разными по своим масштабам и последствиям. Если
они незначительны, подчиненные могут самостоятельно исправить положение, даже
не ставя руководителя в известность о сложившейся ситуации; при значительных
отклонениях, создающих опасность благополучию фирмы или подразделения,
руководителю приходится брать бразды правления в собственные руки.
|