Меню
Поиск



рефераты скачать Регулирование заработной платы и политика доходов



Рисунок.1. Индекс потребительских настроений по доходным группам респондентов в 1996- 1998 гг.

Аналогичные тенденции наблюдаются в группе респондентов моложе 30 лет и средневозрастной группе. Менее остро воспринимают перспективы развития ситуации в старшей возрастной группе, хотя именно в этой группе отмечается наибольшее снижение Индекса Текущего Материального Положения (эта группа населения более всего пострадала от роста цен на потребительском рынке).                                    


Таким образом, цель данной работы состоит в том, чтобы выявить сложившиеся к настоящему времени основные проблемы в области регулирования заработной платы и политики доходов и рассмотреть пути их возможного решения.

Политика доходов

Как направление государственного регулирования в экономике – политика доходов – одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости.

Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.

Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах проявления этой политики в каждом конкретном государстве различаются особенности, определяемые:

социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;

степенью и характером вмешательства государства в вопросы регулирования заработной платы;

традициями заключения коллективных договоров;

социальной напряженностью в обществе.

Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и другое. В западно-европейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления.

Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы.

Разработка и реализация политики доходов особенно далеко ушла в Великобритании, т.к. британское государство пыталось добиться согласованных действий профсоюзов и правительства. Однако, практически во всех капиталистических странах политика доходов имела скромные экономические итоги: ее принципы полностью нигде не были осуществлены. Таким образом политика доходов  не проявила себя в качестве эффективного инструмента экономического управления.


Доходы населения

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Условно, можно провести следующую классификацию доходов:



По форме получения

По отношению к налогообложению и ценам

По факторам производства

По способам получения

Денежные

Номинальные

Заработная плата

(номинальная,  реальная)

Доход от формальной экономики

Доход от  неформальной экономики

Натуральные

Располагаемые

 

Реальные

Рента (природные ресурсы, земля)


Фиктивная экономика

Вторая экономика

 

 

Наука


“Черная” экономика


 

Процент / капитал (ссудный доход на собственную прибыль корпораций:

 -номинальная ставка

- реальная ставка)


 


 Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.

Натуральный доход включает прежде всего продукцию, произведенную домашним хозяйством для собственного потребления.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен.

Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реального распределения доходов. Он рассчитывается с учетом индекса цен.

Реальный доход характеризует номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов.


Распределение доходов

Проблема распределения доходов имеет два аспекта: функциональное распределение и личное распределение.

Функциональное распределение доходов связано со способом, которым денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы населения. В смешанной экономике, как показывает практика развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату. Доход мелких собственников, в том числе и от самодеятельности врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и некорпоративных предприятий, является по существу комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента.

Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Совокупный доход неравномерно распределяется между группами семей. Личное распределение связано с домохозяйствами, как с расходующей группой. Часть доходов населения поступает государству как индивидуальные налоги, а остаток распределяется на личное потребление и сбережение.

Неравенство доходов

Получение доходов сопровождается неравенством распределения. Причины неравенства распределения доходов:

Объективные причины отражают общую полезность занятий, территорию, отраслевую и межпрофессиональную дифференциацию оплаты труда, уровень образования, неравенство владения собственностью.

Субъективные причины связаны с характером личности (удача, связи, риск, авантюризм, дискриминация и т.д.)

Специфические причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды (низкая цена труда, неотрегулированность нормативно-правовой базы, возможность присвоения больших «теневых» доходов).

Кривая Лоренца

Неравенство доходов проявляется в двух формах: концентрации и дифференциации. Объектами исследования могут быть группы населения или регионы. (Для иллюстрации способа построения кривой Лоренца использованы материалы из книги К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю «Экономикс»).

Степень неравенства доходов можно увидеть на кривой Лоренца. "Доля семей" расположена на оси абсцисс, а "доля дохода" — на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, она указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20% всех семей получают 20% от всего дохода, 40% -  40%, а 60%—60% и т. д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Нанеся на график данные за 1987 г. из таблицы 2, мы получим кривую Лоренца, демонстрирующую фактическое распределение дохода. Как указывает точка a, 20% всех семей с самыми низкими доходами получили 4,6% дохода; точка b указывает, что 40% семей с низкими доходами получили 15,4% (4,6 - 10,8), и т. д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Чем больше эта область, или разрыв, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез. На границе рисунка, противоположной началу системы координат, показана ситуация абсолютного неравенства, когда 1% семей имеет 100% дохода, а другие не имеют ничего. В этом случае кривая Лоренца совпадет с осями системы координат, образуя прямой угол с вершиной в точке f, как показывают жирные линии на графике. Треугольник, образуемый диагональю и осями координат, характеризует эту крайнюю степень неравенства.

Таблица 2.

 Доля совокупного дохода (до вычета налогов), который получала каждая из пяти групп семей, а также 5% семей с самыми высокими доходами (за избранные годы, %)

Группа семей

(по 20% от общего числа)

1929

1935—36

1947

1955

1969

1979

1987

Низшая

12,5

4,1

5,0

4,8

5,6

5,3

4.6

Вторая

9,2

11,8

12,2

12,4

11,6

10,8

Третья

13,8

14,1

17,0

17,7

17,7

17,5

16,9

Четвертая

19,3

20,9

23,1

23,7

23,7

24,1

24,1

Высшая

54,4

51,7

43,0

41,6

40,6

41.6

43.7

Итого:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Наивысшие 5% семей с максимальными доходами

30,0

26,5

17,2

16,8

15,6

15,7

16,9

Источник: Bureau of the Census. Так как данные в таблице округлены, их сумма не всегда составляет 100%.


Кривая Лоренца наглядно показывает степень неравенства доходов. Точнее говоря, область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца отражает степень неравенства доходов.

Рисунок 2. Кривая Лоренца


Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, или в различных странах, или между различными группами (например, между черными и белыми), принимая во внимание доходы до и после вычета налогов и трансфертные платежи.

Как уже отмечалось ранее, данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что между 1947 и 1969 гг. кривая Лоренца слегка сместилась к биссектрисе, а с 1969 по 1987 г. — в обратном направлении. Сравнение с другими странами показывает, что в Соединенных Штатах доход распределяется менее равномерно, чем в большинстве других промышленно развитых стран.

Перераспределение  доходов

В переходной экономике существует два основных канала перераспределения доходов:

§         Прогрессивное налогообложение личных доходов;

§         Система трансфертных платежей.

Главная роль в уменьшении неравенства в распределении доходов принадлежит трансфертным платежам, цель которых не допустить обнищания отдельных слоев, сгладить остроту социально-экономических противоречий. Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не безразмерны. Это означает, что увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляют стимулы к труду. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на экономику и социальную атмосферу общества.

Возможности увеличения налоговой прогрессии ограничены. Таким образом, увеличение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым и стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряя утечку капитала зарубеж. Это также отрицательно сказывается на развитии национальной экономики

Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Мрачная картина бедности

Многих людей меньше беспокоит общин вопрос распределения дохода, чем более конкретная проблема неравенства дохода. Поэтому, вооружившись базовой информацией, давайте перейдем к проблеме бедности. Насколько распространена бедность в Соединенных Штатах? Каковы характерные черты бедных? И какую политику надо проводить, чтобы уменьшить бедность?

Бедность не поддается точному определению. Но в широком смысле мы можем сказать, что семья живет в бедности, когда ее основные потребности превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения.

Потребности семьи определяются многими факторами: ее размером, состоянием здоровья и возрастом ее членов и т. д. Средства семьи состоят из текущих доходов, трансфертных платежей, сделанных ранее сбережений, собственности и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.