p> Льготу по налогу на прибыль имеют банки, предоставляющие ежеквартально
не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям. Малые предприятия освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на
прибыль. Однако следует заметить, что в целом все эти и другие изменения
порядка и условий налогообложения малых предприятий не затрагивают
принципиальной основы действующей налоговой системы России. Действующая российская налоговая система строится на отношениях
подчинения. Нормативные акты, которые регулируют отношения по уплате
налогов его гражданами, не предусматривают все возможные ситуации, при
возникновении которых предприятию надлежит платить тот или иной налог. Вот
почему следует создать универсальную, по возможности гибкую налоговую
систему, которая минимальным количеством норм будет качественно
регулировать обширную область отношений и добиться соответствия созданной
системы законодательству, регулирующему область гражданских и
предпринимательских отношении. Налоговая система может действовать целенаправленно только в том
случае, если имеются государственные программы, четко определяющие
приоритеты промышленной и научной политики, в связи с которыми
предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии. При неопределенности
налоги действуют бессистемно и усугубляют положение дел. Непродуманное усиление налогового гнета не увеличит поступлений в
бюджет, ведь предприниматель определяет благоприятные и неблагоприятные с
точки зрения налогообложения виды хозяйственной деятельности, и гражданско-
правовых договоров. При существующей системе налоговых льгот, если нагрузка снята с одних
предприятий, то она неизбежно ложится на плечи других. Несовершенная налоговая система вынуждает предпринимателей уходить в
«теневую» экономику. Это приводит к несоответствию провозглашенных и
реально действующих правоотношений. Все налоговые льготы можно разделить на три основные группы. Первая группа - это льготы, предоставляемые всем предприятиям. Вторая группа - льготы, предоставляемые малым предприятиям, отнесенным
к таковым в соответствии с законодательством Третья группа - льготы только малым предприятиям, созданным не на базе
ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных
подразделений. [26. c. 24] Основной проблемой системы льгот является принцип их предоставления -
например, льготы только для прямых инвестиций и лишь для инвестиций в
собственное производство. Это практически сохраняет косвенную поддержку
крупных предприятий за счет относительно небольших, так как процесс
межотраслевого перелива капитала по-прежнему крайне затруднен и
неэффективен. Кроме того, нет и существенной поддержки финансирования инвестиций и
НИОКР, ведь не облагается налогом только 10% прибыли, используемой на
проведение предприятиями и организациями научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ. В связи с этим необходимо подумать об увеличении
процента не облагаемых налогом средств, направляемых на НИОКР, особенно для
предприятий малого предпринимательства, так как здесь имеются все возможные
условия для развития высоких технологии. В России на данный момент существует 44 вида налога вместе с акцизами.
Причем к малому предпринимательству применяются такие же налоговые рычаги,
как и к крупным предприятиям. Вот почему средств для саморазвития
предприятия практически не остается. Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства" вводится параллельная
система налогообложения. Выбор используемого налогообложения осуществляется
на добровольной основе самими субъектами малого предпринимательства. Данный порядок вводится для субъектов малого предпринимательства,
являющихся юридическими лицами, с численностью занятых в производственной
сфере деятельности до 15 человек, в сфере розничной торговли, бытового
обслуживания - до 10 человек. При превышении определенной законом численности работающих
налогоплательщики переходят на общепринятую систему налогообложения. Статьей 6 рассматриваемого Федерального закона предусмотрено, что
субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности, несут ответственность за правильность
исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с Законом РФ "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательным
и документами. Изменился подход к определению малого предприятия при предоставлении
ему льгот в первые четыре года работы, а также при освобождении его от
авансовых платежей. Предусмотрено также, что малые предприятия, осуществляющие несколько
видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того
вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме
оборота или годовом объеме прибыли. Нужно иметь ввиду, что организации, применяющие согласно Федеральному
закону № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г. "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности
не уплачивают налог на прибыль, если их предельная численность работающих
не превышает 15 человек. Отсутствие активной амортизационной политики - главный недостаток
отечественной налоговой системы. В зарубежных странах система ускоренной
амортизации для малых предприятий является мощным рычагом поддержки
производства. Разработка рыночного законодательства по этим вопросам в
России находится на начальной стадии. Действующая налоговая система в России не отвечает требованиям
реального экономического положения страны. Неустойчивость и
неопределенность налогового законодательства наносит наибольший ущерб
действующей государственной экономической системе. Даже разрабатываемый в настоящее время Налоговый кодекс не улучшает
ситуации. Изменчивость и сложность российских законодательных актов по вопросам
налогообложения в сочетании с неопытностью наших бизнесменов, создают,
наряду с другими факторами, дополнительные трудности для развития
предпринимательства. Это приводит к необходимости принятия ведомственных
актов - различных инструкций по вопросам налогообложения, призванных
дополнить и уточнить положения законодательства. В любой административной единице России необходимо создавать центры
поддержки малых предприятий, фонды финансовой поддержки и другие объекты
рыночной инфраструктуры. Использование региональных и федеральных фондов, торгово-промышленных
палат и ассоциаций в области содействия развитию предпринимательства может
быть разнообразным: от прямого кредитования предпринимателя, предоставления
гарантий по кредитам, получаемым в коммерческих банках, частичной
компенсации банковских процентов до помощи в подготовке специальных кадров,
в организации ярмарок. В ближайшее время необходимо проработать различные
варианты коммерческой деятельности самих фондов, механизм поступления
всевозможных средств. Для только что открывшихся малых предприятий полезно шире
использовать средства других предприятии, связанных с ними взаимовыгодными
контрактами и договорами на принципах долевого участия. Требуется разработка системы дополнительных льгот или преференций для
предприятий, инвестирующих свои средства в малое предпринимательство. Ведь
четкая система льготирования таких предприятий будет достаточно
стимулирующим рычагом для бизнесменов. Кроме того, необходимо ввести в налоговый кодекс раздел о статусе и
налогообложении малого предпринимательства как отдельного вида
налогооблагаемой базы; провести систематизацию множества налоговых изъятий
и неналоговых платежей с малых предприятий в разные фонды. Совершенствование системы налогообложения для малого
предпринимательства - это публичная отчетность об использовании налогов на
всех уровнях; простота и понятность; консолидация налогов и органов
контроля за налогами; запрещение бесспорного взимания платежей и закрытия
расчетных счетов без разрешения арбитража, введения в действие любых новых
нормативных актов, регулирующих вопросы налогообложения, не ранее чем через
3-6 месяцев после момента их опубликования; упрощение самого порядка и
сближение сроков уплаты по разным налогам, а также обязанность налоговых
органов обеспечивать налогоплательщиков информацией о принятии новых
нормативных документов, касающихся налогообложения и не опубликованных в
центральной прессе. Принятия всех этих мер требуют интересы малых
предпринимательских структур. Глава 3. Региональные проблемы малого предпринимательства Ханты- Мансийского Автономного округа. 3.1. Современное состояние малого предпринимательства в г. Нефтеюганске. В 1997 года на территории Тюменской области функционировало 34,4
тысячи малых предприятий (4,1% от общего их количества в стране). Среди
всех субъектов Российской Федерации Тюменская область занимает третье место
по данному показателю после Москвы (20,8%) и Санкт-Петербурга (11,7%). Три
пятых их общего количества сосредоточены в Ханты-Мансийском автономном
округе, на юге области – 26%. [59. c.14] Распределение отраслевой структуры по количеству малых предприятий
отражено на рисунке 3. [59. c. 23]
[pic] Рис. 3. Распределение малых предприятий по отраслям. Рисунок наглядно показывает, что на территории Ханты-Мансийского
Автономного округа преобладающим видом деятельности малых предприятий
является торговля и общественное питание. В этой отрасли занято больше
половины зарегистрированных малых предприятий. Приоритетной формой собственности является частная, ее доля в общем
количестве малых предприятий составляет 93%. По состоянию на 01.01.1999 года на малых предприятиях округа работало
около 124 тыс. человек, причем на постоянной основе трудятся из них 69 тыс.
человек. На одном предприятии в среднем постоянно работают 8 человек (в
строительстве – 20 человек, в промышленности – 27, торговле – 3). При этом
примерно в каждом двадцатом предприятии работали только по договорам или
совместительству, то есть постоянных работников не было вообще. [61] В силу нестабильной российской экономики и действующего
законодательства значительная часть малых предприятий Ханты-Мансийского
автономного округа диверсифицирует свою деятельность и в основном является
многопрофильными предприятиями. Это существенно повышает их устойчивость на
рынке за счет внутрифирменного перераспределения ресурсов и работы в
различных сегментах рынка. Кроме того, переход от специализации к
многопрофильности объясняется желанием малых фирм проводить оперативную
переориентацию деятельности в связи с изменением конъюнктуры рынка и
стремлением получать наибольшую прибыль, а также различными
макроэкономическими факторами, главным образом, политической
нестабильностью, изменениями в законодательстве, не отвечающими интересам
предпринимательства. За последние два года вклад малых предприятий Ханты-Мансийского
автономного округа в насыщение потребительского рынка товарами народного
потребления значительно возрос, его влияние на экономику округа становится
более ощутимым. Показатели их деятельности в последние годы позволяют
говорить о достаточной эффективности работы этого сектора экономики. Только
13,9% предприятий малого предпринимательства по итогам 1999 г. имели
отрицательный финансовый результат, причем наибольшее количество убыточных
малых предприятий имелось в промышленности (29,4%). Сумма убытков малых
предприятий в 1999 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего
года стала в 2 раза меньше. Это позволяет сказать, что малое
предпринимательство постепенно адаптируется в условиях рынка. В городе Нефтеюганске по данным городской налоговой инспекции на 1
июля 2000 г. зарегистрировано и состоит на учете 1882 предприятия различных
форм собственности, в том числе малых предприятий, из них 385 (20,2% от
числа зарегистрированных) последние годы не представляли в налоговую
инспекцию и городской отдел статистики никакой информации о своей
деятельности. Всего с 23 марта 1999 г. по 1 января 2000 г. по данным
работников налоговой инспекции «потерялось» около 900 малых предприятий. За
этот же период различными правоохранительными и налоговыми органами города
установлено местонахождение 190 малых предприятий. Местонахождение и
расчетные счета остальных малых предприятий неизвестны. Из этого следует,
что либо они прекратили свою деятельность не оформив официально, либо
скрываются от уплаты налогов. Согласно Федерального закона Российской
Федерации от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной
ответственностью», вступившего в силу с 1 марта 1998 г. все общества,
товарищества, ИЧП, зарегистрированные до 1 марта 1998 г., должны до 1
января 2001 г. привести свои учредительные документы в соответствие с этим
законом, то есть перерегистрироваться. Исходя из этого Администрации города
необходимо воспользоваться переоформлением учредительных документов
практически всеми зарегистрированными в городе малыми предприятиями и
произвести их перерегистрацию. На те малые предприятия, которые до 1 января
2001 г. не приведут в соответствие с Законом свои учредительные документы,
направить иски в суд на их ликвидацию и выведение их из городского реестра
малых предприятий. [47] За первые пять месяцев 2000 года отчеты о результатах деятельности
предоставили 682 предприятия производственной сферы и 83 малых предприятия
непроизводственной сферы (всего 40,6% от зарегистрированных). Кроме того, в
то же время в городе 4207 человек занимались индивидуальной трудовой
деятельностью. В 1999 году предприятия малого предпринимательства произвели продукции
в отпускных ценах на 615915 млн. рублей, получили выручку от реализации
продукции (услуг, работ) в сумме 784232 млн. рублей, что составляет
соответственно 15,3% и 17,5% от показателей всех предприятий отраслей
экономики города. Эти данные четко отражены в приложении 7 и 8. Вклад малого предпринимательства в экономику города несколько выше,
чем в среднем по России. Если в 1999 году все малые предприятия России
произвели 12% ее валового внутреннего продукта, то предприятия малого
бизнеса города Нефтеюганска произвели, как сказано выше, 15,3% всего объема
произведенной продукции. Однако, было бы неправильно считать, что эта
значительная величина сложилась только за счет бурного развития малых
предприятий. В большей мере это явилось следствием обвального спада промышленного
производства и, прежде всего, нефтедобычи и капитального строительства. При
подъеме экономики этот показатель несколько снизится, но в целом будет
иметь тенденцию к росту. Если исключить из итогов работы предприятий города основополагающую
для всего округа отрасль – нефтедобычу, - то малые предприятия Нефтеюганска
произвели продукции, работ и услуг в 1999 году более, чем 35% от всего
объема произведенной за год продукции всеми предприятиями города. Это
является существенным вкладом в экономику города. Особо следует заметить, что промышленные предприятия города за первое
полугодие 1999 г. допустили снижение выпуска товаров и услуг как по объему
выпуска, так и по основному виду деятельности на 12%, а малые предприятия
обеспечили за этот же период рост выпуска продукции, товаров, услуг на
12,3% (приложение 7). Аналогичная картина наблюдалась и в 1998 г. Особенно большой вклад в экономику города внесли малые предприятия,
осуществляющие строительство объектов производственного, жилищного и
социального назначения (87,1% от объема всех строительных работ в городе).
И малые предприятия торговли и общественного питания (29,0% всего объема
работ). Увеличиваются темпы роста объемов работ, выполняемых малыми
предприятиями жилищно-коммунального хозяйства города (в 1999 г. ими
выполнено 8,7% всех работ) и малыми предприятиями транспорта и связи (5,2%
всех работ). Несмотря на сложное финансово-экономическое положение как в целом по
России, так и по Ханты-Мансийскому автономному округу, более 60% малых
предприятий строительства в 1999 году увеличили объемы строительных работ.
Так:
- ОАО «Нефтеюганскжилстрой», где работало 98 человек, выполнило объем работ
на 15500 млн. руб. и ввели в строй 6514 кв. м. жилых площадей, против 5235
кв. м. введенных в 1998 году (прирост составил 24,4%);
- ТОО «Югансктехмонтаж» в составе 90 человек выполнило строительно-
монтажных работ на 8191 млн. руб. (прирост 7%), получив при этом 917 млн.
рублей прибыли;
- ЗАО «СМУ-996» (20 человек работающих) произвели строительно-монтажных
работ на 1424 млн. рублей (прирост 5%), оказали автоуслуги населению округа
на 11 млн. рублей и обеспечили прибыль в сумме 313 млн. рублей;
- ООО «Полигон» (18 человек работающих постоянно и 4 совместителя) получили
выручку от реализации продукции, работ и услуг на 2097 млн. рублей (прирост
3%), в то числе произвели разборку 11 тыс. куб. м. грунта, монтаж
железобетонных плит 769 куб. м., монтаж 31 тонны металлоконструкций,
изготовили 1962 метра ограждений из металлических панелей;
- ОАО «Междуречье» (100 человек работающих) в 1999 г. на 85 увеличили объем
строительно-монтажных работ, доведя его до 14820 млн. рублей, однако при
этом допустили убыток 654 млн. рублей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|