Петербург всеобщая стачка Всероссийская
(40 тыс.
рабочих) текстильщиков политическая
Всего в
январе (Иваново- стачка
бастовало Вознесенскс) 12 октября
440 тыс.
рабочих Около 200 тыс. чел. бастовало
14 жел. Дорог
Мощный
размах революционного движения напугал правительство. Вскоре был опубликован
указ царя об организации комиссии из представителей промышленников и рабочих
для урегулирования классовых взаимоотношений. Однако это были полумеры.
В I квартале 1905 г. бастовало
810 000 рабочих
Из них – 411 000 – под экономическими лозунгами
399 000 – под политическими
Армия и флот
в революции 1905 – 1907 г.г.
Июнь 1905 Июль
1905 Ноябрь 1905
Восстание
Волна недовольства Восстание солдат и
на броненосце моряков
в Кронштадте, матросов
«Потемкин» Свеаборге
Черноморского флота
Весной
и летом 1905 г. крестьянское движение охватило около пятой части уездов
европейской России. На Украине и в Прибалтике бастовали с/х рабочие. Рост
крестьянского движения привел к созданию Всероссийского крестьянского союза.
Работа съезда показала, что крестьянское движение шло за либералами и эсерами.
Характерно, что съезд принял решение о передаче земли в собственность народа
при возмещении собственникам ее стоимости.
Правительство
использовало силовые методы в борьбе с революционным движением. Широко
использовалась армия для стабилизации положения, однако эти меры оказались
неэффективными. Даже для консерваторов было очевидно, что необходимы изменения,
и с августа 1905 г. появился манифест, который провозглашал создание выборного
органа с законодательными правами –Думы.
Преимущество
при выборах предоставлялось собственникам, избирательных прав вовсе не получили
женщины, лица наемного труда, солдаты. Автором этого проекта был министр
внутренних дел А.Г. Булыгин, и Дума получила наименование «Булыгинской».
Манифест не только не успокоила общество, но, наоборот подтолкнул политические
силы к активизации борьбы. Булыгинской думе был объявлен бойкот, и она не
состоялась.
Декабрьские
стачки и восстание в Москве, Харькове, Чите, Красноярске испугали
правительство. Бюрократия выдвинула на первый план либеральное крыло.
Правительство подавило все вооруженные выступления. В разгар восстания в Москве
11 декабря 1905 г. был опубликован указ «Об изменении положения о выборах в
Государственную думу» и объявлено о подготовке выборов.
С
октября 1905 по 1906 г. С.Ю. Витте возглавлял образованный Совет Министров,
активно занимался реформированием высших органов власти. Ему удалось получить
внешний кредит от Франции в 849 млн. рублей золотом из расчета 6% годовых
(одним из условий кредита было создание органа представительной власти России),
что было чрезвычайно важно для стабилизации экономики, находившейся в тяжелой
ситуации из-за последствий экономического кризиса 1900 – 1903 г.г. и революции.
С.Ю.
Витте тяжело переживал ситуацию в стране, поражение России в войне с Японией.
Под
влиянием революции С.Ю. Витте существенно скорректировал свои взгляды. Если
раньше он считал, что в России не стоит спешить с конституцией, то теперь он
обратился к царю с запиской о необходимости либеральных реформ и введении
конституционного строя. Витте предлагал ввести всеобщее избирательное право,
продавать крестьянам казенные земли, предоставить Польше, Финляндии, Грузии и
другим народам Кавказа автономию в области законодательства, суда, просвещения,
образования, а также в других областях жизнедеятельности. В противном случае,
по его мнению, для стабилизации обстановки понадобиться жесткая диктатура царя.
Император
мучительно колебался: либеральные реформы были противны его убеждениям, но
ситуация требовала изменений политического курса.
С.Ю.
Витте подготовил указ «Об усовершенствовании государственного порядка». Под давлением
обстоятельств император подписал указ, который вошел в историю под названием
«Манифеста 17 октября 1905 г.». Этот документ предполагал колоссальный сдвиг
страны в сторону демократии и парламентаризма, конституционной монархии.
Вводились демократические свободы: слова, печати, собраний и союзов, совести,
неприкосновенность личности. Было объявлено о создании Думы. К выборам было
обещано допустить все классы и сословия. По сути предполагалось ограничение
самодержавия, введения в полном объеме разделение властей, контроль общества за
властью через выборы и через его представителей в законодательном органе (хотя
прямо об этом не говорилось).
Известие
о появлении в России законодательного, представительного учреждения было
встречено с бурным ликованием во всей империи и в Европе. 30 июня 1906 г. в
Думе была оглашена телеграмма из Лондона:
«326
членов старейшего парламента в свете приветствуют членов самого юного
парламента и надеются встретиться с его представителями в имеющей состояться
международной конференции в Вестминстерском дворце. По уполномочию
подписавшихся, Рандель Кремер»*.
Однако
правительство, подавать проекты законов в Думу не спешило, читать в войсках ее
стенограммы запретило.
После
Манифеста 17 октября 1905 г. в России создалось несколько десятков политических
партий, которые начали издавать свои легальные печатные органы.
IV. ОСОБЕННОСТИ МНОГОПАРТИЙНОЙ
СИСТЕМЫ.
В
относительно короткий исторический срок в России сформировался развитый
партийный спектр, отражавший многообразие социально-политических интересов.
Преобладали
политические образования выступавшие против западных ценностей: консерваторы,
неонародники, социал-демократы, анархисты. Отсюда видно что западный выбор не
имел массовой базы, мог быть привнесен только «сверху» путем реформ. Наиболее
массовыми были партии и организации защищавшие ценности «почвы» (русский
народ).
Партийно-политическая
система это важный элемент гражданского общества. Она возникла на базе быстрого
развития в России западного уклада, расширения демократии, появления
парламентаризма. Однако в целом общественная система, государственная власть
оставались деспотичными, трудно поддавались изменениям.
Отсюда
широкое применение политическими партиями и организациями насилия в борьбе за
изменение общества – «черный» (консервативный) и «красный» (революционный)
террор.
Водораздел
в политике проходил по линии: «за демократию или против». В советской
исторической литературе этот водораздел было принято определять иначе, по
принципу: «за монархию или против». Однако это не отражало действительного
содержания настроений того периода, и для общества была важна степень
демократизма, а не форма государства. Среди демократов преобладали
социалистические идеалы, причем толкуемые по-разному.
За
переход к социализму выступали эсер, эсдеки (социал-демократы), анархисты.
Социалистическими идеями увлекалась на стадии становления движения и
значительная часть либералов. Туган-Барановский писал в 1910 г.: Русский
интеллигент, если он вообще не чужд общественных интересов, обычно более или
менее сочувствует, а иногда фанатически привержен социализму».
Это
настолько бросается в глаза, что почти не требует доказательств*.
Интеллигенция искала общественный идеал, по образцу которого можно было бы
модернизировать Россию. Европа начала XX в. таким идеалом
стать не могла. Индустриальный капитализм выглядел малопривлекательным: тяжелый
труд на фабриках, нищета, социальные контрасты. Поэтому искали альтернативу.
Им стал социализм.
Довлели
исторические традиции, веками складывающаяся система ценностей: отсутствие
развитой частной собственности на землю, коллективизм, уравнительность. Россия
как бы объединялась с Европой, входила в ее сообщество и одновременно
оставалась сама собой. В Средней Азии, на востоке империи, идея социализма не
имела социальной базы (в мусульманских районах политические партии стали
появляться только в 1913 г. и были исламскими). В ходе революции появились
первые ростки общественной организации, которая выражала стремление масс –
Советы. Они были порождены инициативой снизу и воплощали мечту масс о
российской форме демократии.
V. АГРАРНЫЙ ВОПРОС В
ПРОГРАММАХ
ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ РОССИИ.
Попробуем
схематически представить вопрос
1.
Консервативно-
«Союз русского народа»
охранительные
«Партия русского собрания»
(правые)
«Союз Михаила Архангела»
В. Пуршикевич
Лидеры
Н. Марков
А.
Дубровин
Социальная Мещане, мелк. лавочники,
опора
купцы, дворянство
часть интеллигенциии
Аграрная
программа
Недопустимость Увеличение
крестьянских Улучшение
принудительного наделов
путем культуры
отчуждения переселения
крестьян и сельского
земли помещиков добровольного
отчуждения хозяйства
помещичьих земель
за вознаграждение
2.
«Центр» занимал «Союз 17 октября
(с 1905г.)»
позицию
между «Демократический союз конституалистов»
консерваторами
«Прогрессивная экономическая партия»
и оппозиционерами
власти
А.И.Пучков
Лидеры
Н.Н. Львов
П.П.,
В.П. Рябушинские
Партия
торгово-промышленных
представляла кругов
интересы
Решение
аграрного вопроса
Свобода Разрешение проблемы
малоземелья Учреждение
выхода за счет государственных
и удельных Государственного
крестьян земель, помещичьего
землевладения Банка поземельного
из общины со справедливым
вознагражлдением кредита
3.
Либерально-
Конституционно-демократическая
оппозиционные партия (кадеты)
партии Милюков
Социальная Интеллигенция, либеральное
опора
дворянство, отчасти
крестьяне
и рабочие
Крестьянский вопрос
в программе кадетов
Увеличение площадей Отчуждение
помещичьего Огранизация земельного
землепользования
землевладения со кредита и переселения
за счет государственных,
справедливым Интенсификация
удельных, монастырских вознаграждением
сельского хозяйства
земель
4.
Революционно-
ПСР партия социал-революционеров
демократические
(эсеры) (с 1905г.)
партии+
(крайне левые) РСДРП
– Российская социал-демокра-
тическая рабочая партия (с 1903г.)
РСДРП (с 1903г.)
РСДРП (б) –
партия РСДРП
большевиков
во (меньшевиков) во
главе с В.И.
Лениным главе с Г.В. Плехановым
Социальная Рабочий класс
опора
Аграрный
вопрос
Программа минимум
Программа максимум
1.
Возвращение 1. Полная
конфискация всех
крестьянам
отрезков помещечьих, государственных,
2.
Отмена выкупных удельных,
церковно-монастырских
патежей
земель
3. Отмена круговой 2.
Национализация земли -
поруки передача ее в собственность
государства
Аграрная программа Отказ от
конфискации помещичьего
меньшевиков: землевладения:
муниципализация
Отчуждение помещичьей земли путем
земли
выкупа или за вознаграждение
Переход земли в общенародное
пользование под контролем органов
самоуправления – муниципалитетов
Партия
социалистов –
Крестьянская партия
революционеров России
(эсеры)
М. Спиридонова
Лидеры
Б. Савинков
В.
Чернов
Программа социализации
земли
эсеров
Передача земли Сохранение крестьянской общины –
Распределение
в общенародное ячейки будущего
социализма и ее земли в
достояние права распоряжаться
земельным пользование
фондом по трудовой
норме
VI. ОКОНЧАНИЕ РЕВОЛЮЦИИ
В
России началось формирование парламентской культуры и парламентской культуры и
парламентских традиций. Наибольшее внимание и общества и власти привлекала
Государственная Дума. Разнородная по составу, политизированная, она будоражила
общественное мнение и вызывала раздражение властей, трудно приживалась. Из
четырех составов депутатов два были распущены императором досрочно. Через 72
дня после начала работы I Государственной Думы (9 июля
1906г.) депутаты, придя на заседание в Таврический дворец нашли двери
закрытыми. Император воспользовавшись правом роспуска Думы, прекратил ее
работу, отметив в Манифесте, что Дума не успокаивала общество, а разжигала
смуту. В ноябре 1906г. собралась II Государственная Дума.
Ее состав был еще более радикальным по отношению к власти, так как на этот раз
в выборах участвовали революционные партии и им сопутствовал успех.
Неонародники получили 53 места, социал-демократы – 65. смогли провести своих
представителей черносотоенцы (22 депутата). Кадеты потеряли значительное число
мест, но их представительство осталось солидным (98 мест). Председателем Думы
был избран кадет Ф.А. Головин. Однако II Государственная
Дума также просуществовала недолго – 102 дня. Председатель Совета Министров
П.А. Столыпин 1 июня 1907г. потребовал отстранить от участия в работе Думы 55
социал-демократов, а 17 из них лишить депутатской неприкосновенности для
привлечения к суду за организацию «военного заговора». Дума оказалась в сложном
положении. Очевидно, что социал-демократы, особенно большевики, организовывали
массовые выступления, в том числе военные восстания, но, с другой стороны, было
ясно, что это повод для начала наступления на Думу. Депутаты ответили отказом,
и 3 июня 1907г. последовал указ о роспуске II
Государственной Думы и изменении системы выборов.*
Избирательный
закон от 3 июня 1907г. в исторической литературе принято характеризовать, как
государственный переворот, т.е. как изменения в полномочиях власти, не
согласующихся с законом. Правомерно ли это? В чрезвычайных обстоятельствах
прекращение деятельности Думы император имел право издавать указы (по представлению
Совета Министров подлежащие затем одобрению новой Думой и Государственным
Советом). Однако закон предусматривал: «Мера эта не может, однако, вносить
изменений ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждения
Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановлениях о выборах
в Совет или Думу».
Как
видно император нарушил им же утвержденный закон. Однако изменений ни в
структуре органов власти, ни в полномочиях не произошло, поэтому приравнивать
этот акт к государственному перевороту вряд ли целесообразно. При этом ясно,
что произошел откат в процессе демократизации страны.
В
советской историографии 3 июня 1907г. считается также датой поражения
революции. Такая оценка исходит из лагеря крайних революционеров (прежде всего
большевиков), она не отражает интересов общества в целом.
VII. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕВОЛЮЦИИ
Революционные
силы, выступавшие за уничтожение самодержавия и монархии вообще потерпели
поражение. Консервативно-охранительные силы также проиграли, т.к. не смели
противостоять изменениям.
Революция
же в целом привела к положительным результатам. Россия обрела элементы
парламентаризма, общество обрело свой голос и политические организации,
выражавшие его интересы. 3 июня 1907г. свободы были несколько ограничены. Часть
политических партий перешла на нелегальное положение, часть существовала как бы
полуофициально, как частные организации. Но все же многопартийность,
оформившаяся в годы революции, сохранилась во всей ее многообразной палитре от
черной сотни до анархистов. Россия вступила в полосу глубоких и необходимых
реформ.
После
окончания революции российский парламент активно занимался законотворческой
деятельностью. Наибольший общественный резонанс вызвала деятельность
Государственной Думы, хотя состав ее стал значительно консервативнее.
Земевладельцам-помещикам – 51,5%, буржуазии – 24%, крестьянам – 22%, рабочим –
2,5%. От этого закона особенно пострадали крестьяне, которые составляли
большинство населения. Их представительство сократилось более, чем в 2 раза (в I Думе крестьяне имели – 47% голосов, во II Думе –
45%).
Некоторые
национальные районы были лишены права на свое представительство в Думе.
В
царском манифесте «О роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы
и об изменении порядка выборов в Государственную Думу» от 3 июня 1907г. четко
ставилась задача обеспечить доминирование русских в представительном
учреждении: «Созданная для укрепления государства Российского, Государственная
Дума должна быть русской по духу»*.
В
III Думе представители консервативно-охранительного
направления имели 144 места (из 429), в IV – 185 (из 442).
Из революционных партий в небольшом числе были представлены социал-демократы (в
III Думе – 19 мест, в IV – 14).
Главный
результат заключался в том, что верховная власть была вынуждена пойти на
изменение социально-политической системы России. Было достигнуто некоторое
ограничесние самодержавия, хотя у царя осталась возможность принятия
законодательных решений и вся полнота исполнительной власти.
Изменилось
социально-политическое положение граждан России: введены демократические
свободы, отменена цензура, разрешено организовывать профессиональные союзы и
легальные политические партии. Буржуазия получила широкую возможность участия в
политической жизни страны. Улучшились материально-правовые положения
трудящихся. В ряде отраслей промышленности увеличилась заработная плата и
уменьшилась продолжительность рабочего дня. Крестьяне добились отмены выкупных
платежей. В ходе революции были созданы предпосылки для проведения аграрной реформы
что способствовало дальнейшему развитию буржуазных отношений в деревне.
Окончание
революции привело к установлению временной внутриполитической стабилизации в
России.
Работая
с литературой по первой русской революции увидела, что ее дальнейшее изучение
является необходимой частью историографического процесса. Напрашивается много
аналогий. Например, если рассматривать вопрос «революция и человек»
-(социально-психологический аспект) обстановка начала века и конца имеет много
сходств (кроме развития техники).
Наталкивает
на размышления вопрос о реформах и революции и их месте в процессе модернизации
России.
Знала
о созданой Зубатовым организации, которую возглавлял священник Г.А.Гапон, но не
знала,что в тени остаются контакты Гапона с Лениным и Плехановым в Швейцарии,
куда он бежал после Кровавого Воскресенья. Все это стало предметом моего
всестороннего анализа при написании контрольной работы.
Литература
1.
Давыдов М.А. «Оппозиция его величества» М. 1994,
с.3
2.
Гапон Г.А. «История моей жизни» Ростов-на-Дону,
1990
3.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Савохина
Т.А. «История России» М., «Проспект-Н», 1999
4.
Семенникова Л.И. «Россия в мировом сообществе
цивилизаций» Брянск. «Курсив», 1999
5.
Полное собрание законов Российской Империи т. XXVII –С.Пб.,1907
6.
Тютюкин С.В. «Первая Российская революция в
отечественной историографии 90-х годов» ж. «Отечественная история» №4, 1996
7.
Шацилло К.Ф. «Первая Государственная Дума» ж.
«Отечественная история» №4, 1996
* А.С.
Орлов, В.А. Георгиев «История России» М. «Проспект», 1999 с.314
*
А.С. Орлов, В.А. Георгиев «История России» М. «Проспект», 1999 с.314
* Г.А.
Гапон «История моей жизни» Ростов н/Д. 1990 с.44
*
Семенникова Л.И. «Россия в мировом сообществе цивилизации» Брянск, «Курсив»,
1999, с.235
* С.Ю.
Витте (1849-1915гг) – министр финансов, а затем председатель Совета Министров
*
Шацилло К.Ф. «Первая Государственная Дума»
ж. «Отечественная история» №4, 1996
с.61
*
Давыдов М.А. «Оппозиция его величества» М., 1994, с.3
*
Семенникова Л.И. «Россия в мировом сообществе цивилизации» Брянск, «Курсив»,
1999, с 267
*
Полное собрание законов Российской империи, т. XXVII –
С.Пб., 1907. – с.319
Страницы: 1, 2
|