p> Ревизующий тщательно проверяет полноту оприходования денежных сумм,
полученных по каждому чеку из банка. В этих целях в банке получают выписку
из текущего счета и по ней сверяют записи в бухгалтерии ревизуемого
учреждения с копиями выписок из банка, имеющихся в делах бухгалтерии, так
как бывают случаи, когда после получения выписки из банка в нее вносятся
исправления, что искажает фактическое положение дел. Следует тщательно проверить перечисление в конце года сумм с
текущего счета бюджетного учреждения на счета торговых, заготовительных,
снабженческих организаций, колхозов и других хозорганов. Нередко
бюджетные учреждения перечисляют хозорганам средства и списывают эти суммы
прямо на расходы, вместо того, чтобы отразить их как дебиторскую
задолженность. В начале будущего года за счет этих сумм они получают
материальные ценности сверх предусмотренных ассигнований по утвержденным
сметам. В таких случаях необходимо проводить встречные проверки в
соответствующих организациях. Ревизующий должен проверить правильность оприходования сумм,
получаемых не по чекам из банка. Это главным образом касается сумм по так
называемым специальным средствам: плата родителей за содержание детей в
детских учреждениях, доходы от подсобных производств и др. Необходимо, в
частности, проверить, полностью ли оприходованы суммы, указанные в корешках
(копиях) квитанций, приходных ордеров и других документов, составляемых при
поступлении в кассу денежных сумм. Ревизиями выявлялись случаи, когда в
корешках квитанций о приеме денег от родителей за содержание детей в
детских учреждениях записывались суммы в меньшем размере, чем фактически
получено. По этим корешкам приходовались деньги по кассе. В квитанции,
выдаваемой на руки, а также в лицевом счете получаемая сумма указывалась
полностью. Кроме того, следует установить, какие доходы поступают в бюджетные
учреждения, правильность исчисления и полноту оприходования сумм по каждому
доходному источнику. Кассовые операция проверяются по оправдательным документам за
период с момента предыдущей ревизии. Каждый документ необходимо проверить с
точки зрения законности операции, соответствия расходов по смете и
выделенным ассигнованиям, экономного и целесообразного использования
средств, правильности оформления документов и отражения операции по
бухгалтерскому учету, обеспечения сохранности денежных средств и
материальных ценностей. При проверке правильности тарификации заработной платы учителей и
других работников просвещения необходимо иметь в виду следующее. Директора школ и руководители других учреждений просвещения
проверяют документы об образовании и стаже педагогической работы учителей,
преподавателей, воспитателей и других педагогических работников,
составляют на них тарификационные списки и вместе с заверенными ими копиями
этих документов представляют списки в вышестоящие организации. Отделы народного образования ежегодно по состоянию на 1 сентября
составляют сводные ведомости тарификации учителей, преподавателей,
воспитателей и других педагогических работников на основании утвержденных
тарификационных списков. Сводные ведомости представляются ежегодно
вышестоящему отделу народного образования или министерству просвещения:
районными, городскими отделами народного образования — не позднее 15
сентября, а областными, краевыми отделами народного образования и
министерством просвещения автономной республики — не позднее 1 октября.
Копии сводных ведомостей направляются соответствующим финансовым органам. Определение и утверждение размеров ставок заработной платы и
должностных окладов учителям, преподавателям и другим работникам
просвещения производятся: по учреждениям, состоящим на сельском, поселковом, районном или
городском (городов, не имеющих районного деления) бюджете,—соответственно
заведующим районным, городским отделом народного образования; по учреждениям, состоящим на краевом, областном, городском бюджетах
или республиканском бюджете автономных республик, - соответственно
заведующим краевым, областным, городским отделом народного образования,
министром просвещения автономной республики. При проверке правильности установления заработной платы работникам
здравоохранения следует иметь в виду, что: должностные оклады (ставки), размеры их повышения, а также размеры
надбавок, доплат, коэффициентов к должностным окладам (ставкам) работников
определяются руководителями учреждений здравоохранения, а руководителей
учреждения - вышестоящими органами здравоохранения; руководители учреждений должны лично проверять представленные
работниками документы об образовании, стаже работы по специальности,
присвоении квалификационной категории, разряда, наличии ученой степени,
присвоении почетного звания “заслуженный врач республики”; учреждения здравоохранения ежегодно должны составлять
тарификационные списки по форме, приложенной к смете расходов учреждения. При ревизии правильности начисления заработной платы учителям
контролер ревизор должен проверить по платежным ведомостям, соответствуют
ли ставки заработной платы ставкам, установленным по тарификации с учетом
последующих изменений, число оплаченных уроков - установленному учебному
плану, правильно ли начислены суммы за кружковую работу, классное
руководство, проверку письменных работ учащихся и др. При ревизии правильности начисления заработной платы работникам
здравоохранения ревизующий обязан проверить по платежным ведомостям,
соответствуют ли ставки заработной платы тарификационным спискам с учетом
изменений, штатным расписаниям, графикам и табелям учета фактически
отработанного времени. При проверке правильности выплаты заработной платы следует
проверить правильность составления платежных ведомостей, наличие подписей,
а также правильность итогов па каждой странице ведомости. В ревизионной
практике имеются случаи, когда частные суммы не соответствуют общим итогам
по ведомости, а полученные в связи с этим из банка излишние суммы
присваивались. Необходимо проверить правильность удержания подоходного
налога с каждого работающего и своевременность перечисления этих сумм в
бюджет, а также сумм по социальному страхованию. Распоряжения о
перечислении этих сумм должны даваться одновременно с получением по чеку
средств на выплату заработной платы. При ревизии бюджетных учреждений необходимо также тщательно
проверить: 1) не включены ли в платежные ведомости лица, фактически не
работающие в организации, с. целью присвоения денежных средств, начисленных
этим лицам. Ревизиями такие случаи устанавливались; 2) состояние расчетов с
рабочими и служащими по не выплаченным по каким-либо причинам заработной
плате, пенсиям, пособиям по временной нетрудоспособности, т. е. по
депонентским счетам. Ревизиями выявлялись факты, когда кассир бюджетного
учреждения выписывал на имя депонента подложный расходный кассовый ордер, в
котором подделывал подпись депонента, а полученные по чеку в банке деньги
присваивал. Следует обратить особое внимание на своевременность выплаты
заработной платы. Каждый случаи задержки выплаты заработной платы
работникам бюджетного учреждения должен быть зафиксирован в акте с
указанием причин и виновных должностных лиц. Одновременно в ходе ревизии
необходимо принять меры, чтобы имеющаяся задолженность была погашена.
3. Проверка использования основных средств и материальных ценностей. Ревизуя хозяйственную деятельность бюджетного учреждения,
необходимо тщательно проверить сохранность и правильность использования не
только денежных, но и материальных ценностей: инвентаря, оборудования,
производственных и строительных материалов, продуктов питания и др. Для
этого необходимо выяснить, проводится ли инвентаризация материальных
ценностей в установленные сроки, когда была проведена последняя
инвентаризация, выделены ли должностные лица, ответственные за сохранность
этих ценностей, правильно ли эти ценности списываются в расход,
обеспечивают ли складские помещения и кладовые сохранность материальных
ценностей. С целью организации проверки фактического наличия ценностей,
имеющихся в бюджетном учреждении, ревизор договаривается с руководителем
учреждения о назначении комиссии, в состав которой должны быть включены
наряду с материально ответственными лицами счетный работник и желательно
представитель общественности. Ревизору лично не рекомендуется
подсчитывать, взвешивать ценности, но он должен внимательно следить за
правильностью и полнотой проведения этой работы и фиксировать результаты.
Данные инвентаризации по каждому виду ценностей записываются в
инвентаризационную ведомость с указанием количества, веса или объема
каждого вида ценностей. Инвентаризационные ведомости подписываются всеми
членами комиссии, проводившими инвентаризацию. Одни экземпляр ведомости
передается в бухгалтерию. Проверяющему следует тщательно рассмотреть каждое
отклонение, выяснить причины, предложить оприходовать выявленные излишки и
записать на материально ответственных лиц всю сумму недостач и после
получения объяснения поставить вопрос о взыскании их с виновных лиц. Наряду
с этим он проверяет правильность записей, внесенных в сличительную
ведомость бухгалтером учреждения, и их соответствие бухгалтерским данным.
При выявлении крупных недостач или хищений необходимо составить
промежуточный акт и, не дожидаясь конца ревизии передать материалы
следственным органам. В больницах, детских учреждениях, где имеются продукты питания,
необходимо наряду со снятием остатков в кладовой проверить также
правильность и полноту отпуска продуктов на кухню. Поэтому в процессе
ревизии следует 1—2 раза внезапно, до начала работы кухни, проверить,
соответствует ли фактическое количество продуктов, переданных на кухню,
количеству, указанному в накладной, с учетом количества довольствующихся, и
проследить за тем, чтобы все выписанные продукты были фактически
использованы по назначению. Целесообразно также проверить на выдержку
готовые блюда для выяснения, содержится ли в них то количество продукгов,
которое указано в меню, используя для этого в необходимых случаях
лабораторный анализ для определения качества продуктов и калорийности
питания. При ревизиях в детских садах, в больницах и других учреждениях,
если они закупают продукты за наличный расчет на колхозных рынках, нужно
проверять правильность и достоверность цен, по которым приобретались эти
продукты. Необходимо также установить, не получают ли эти учреждения
продукты питания от совхозов или колхозов но себестоимости или бесплатно.
Это вызывается тем, что в процессе ревизий выявляются факты, когда
учреждения получают продукты в совхозах по себестоимости, а должностные
лица оформляют их как покупку на колхозных рынках по стоимости в пределах
государственных розничных цен и разницу в стоимости присваивают. В ходе ревизии следует проверить состояние учета и отчетности,
правильность составления и оформления документов. Каждый документ должен
быть подписан руководителем учреждения (распорядителем кредита) и счетным
работником. Без этих подписей ни один документ не может быть признан
действительным. На документах, связанных с наличными деньгами, должна быть
подпись лица, уплатившего и принявшего деньги. На документах, связанных с
материальными ценностями, обязательны подписи лиц, принявших эти ценности. Денежные средства бюджетной организации должны храниться в банке.
Непосредственно в кассе могут находиться суммы, предназначенные на оплату
хозяйственных расходов в пределах установленного лимита, на выплату
заработной платы, а также на командировочные расходы. Предельный лимит
наличных денег, которые могут храниться в кассе, устанавливается банком.
Все операции по приходу и расходу денежных средств учитываются в бюджетной
организации при помощи приходных и расходных ордеров и кассовой книги.
4. Составление акта и реализация результатов ревизии. Для обобщения результатов ревизии всей деятельности предприятия
составляется акт, в котором отражаются выявленные ревизией недостатки в
работе и нарушения государственной дисциплины. Акт ревизии подписывается руководителем ревизионной группы,
руководителем и главным (старшим) бухгалтером ревизуемого предприятия, а в
необходимых случаях руководителем и главным (старшим) бухгалтером, ранее
работавшими в ревизуемом предприятии, к периоду работы которых относятся
выявленные нарушения. При наличии возражений или замечаний по акту ревизии руководитель
и главный (старший) бухгалтер делают об этом оговорку перед своей подписью
и не позднее трех дней со дня подписания акта представляют письменные
объяснения. По акту представляются также объяснения других должностных лиц
ревизуемого предприятия, непосредственно виновных в установленных ревизией
нарушениях. Правильность фактов, изложенных в объяснениях, должна быть
проверена ревизующим и дано по ним письменное заключение. Один экземпляр акта ревизии вручается руководителю ревизуемого
предприятия. В тех случаях, когда выявленные ревизией нарушения или
злоупотребления могут быть скрыты или по выявленным фактам необходимо
принять срочные меры к устранению нарушений или привлечению к
ответственности лиц, виновных в злоупотреблениях, в ходе ревизии, не ожидая
ее окончания, составляется отдельный промежуточный акт и истребуются от
должностных или материально ответственных лиц необходимые объяснения. Промежуточные акты составляются также для оформления результатов
ревизии отдельных участков деятельности ревизуемого предприятия по
результатам ревизии кассы, инвентаризации материальных ценностей и основных
фондов, контрольного обмера и проверки качества выполненных строительно-
монтажных работ и др. Промежуточные акты прилагаются к основному акту
ревизии и подписываются членами ревизионной группы, которые участвовали в
ревизии данного участка деятельности ревизуемого предприятия, и
должностными лицами, отвечающими за этот участок работы, или материально
ответственными лицами, отвечающими за сохранность денежных средств и
материальных ценностей. Один экземпляр промежуточного акта вручается
должностному (материально ответственному) лицу ревизуемого предприятия,
подписавшему акт. Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в основной
(общий) акт ревизии. Результаты ревизии излагаются в акте на основе: проверенных данных
и фактов, вытекающих из имеющихся в ревизуемом предприятии документов и
материалов; результатов произведенных встречных проверок; проверок
фактического совершения операций; результатов взвешивания и обмера сырья и
материалов, проведения контрольных обмеров выполненных работ, контрольных
запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья,
материалов и готовой продукции; результатов проверки качества продукции,
соблюдения технических условий и технологических режимов производства,
соответствия продукции государственным стандартам, артикулов и цен -
прейскурантам; других данных, вытекающих из заключений специальных
экспертиз. В изложении акта ревизии должна быть соблюдена объективность,
ясность, точность описания выявленных фактов и данных, лаконичность. По каждому факту, отраженному в акте, должно быть четко изложено
его содержание, со ссылкой на соответствующие документы и материалы и с
указанием нарушений отдельных законов или других нормативных актов. Выявленные факты однородных массовых нарушений (например, по
результатам проверки авансовых отчетов подотчетных лиц и т. п.)
группируются в ведомостях, прилагаемых к акту ревизии, а в акте приводятся
только итоговые данные и содержание этих нарушений, со ссылкой на
соответствующее приложение. В этих случаях в прилагаемом к акту ревизии
перечне (ведомости) нарушений указываются: проверяемый период, дата и номер
документа, наименование нарушенного законоположения (статья, пункт),
содержание нарушения, фамилия, инициалы и должность виновного лица, сумма
ущерба. Ведомость подписывается ревизующим и главным (старшим) бухгалтером
ревизуемого предприятия. Не допускается включение в акт ревизии различного рода выводов,
предположений и не подтвержденных документами данных, не допускается также
включение в акт сведений из следственных материалов и ссылок на показания
должностных и материально ответственных лиц, данные ими следственным
органам. Акт ревизии не должен содержать квалификацию, оценку действий
отдельных должностных и материально ответственных лиц, в частности,
“расхитил денежные средства”, “присвоил государственное имущество”,
“допускал антигосударственную практику” и т. п. В акте ревизии приводятся: общие данные о выполнении ревизуемым предприятием производственных
и финансовых планов; выявленные факты нарушений законов Украины, нормативных актов
министерств и ведомств; факты неправильного планирования производственных и финансовых
показателей, невыполнения заданий и обязательств, неправильного
расходования средств и другие нарушения финансовой дисциплины; факты неправильного ведения бухгалтерского учета и составления
отчетности; выявленные факты бесхозяйственности, недостач и хищений денежных
средств и материальных ценностей; размеры причиненного материального ущерба и другие последствия
допущенных нарушений, с указанием фамилий и должностей лиц, по вине которых
они были допущены; вскрытые при ревизии дополнительные возможности и резервы
увеличения выпуска и реализации продукции, снижения ее себестоимости,
увеличения прибыли, сокращения затрат на содержание аппарата управления,
ликвидации потерь и непроизводительных расходов, увеличения доходов
бюджета. Акт ревизии не следует загромождать описанием структуры
ревизуемого предприятия, а также плановыми и отчетными данными, имеющимися
в периодической и годовой отчетности. В случае, когда по результатам ревизии возникает необходимость
использовать хорошие образцы работы и распространять их в других
предприятиях и хозяйственных организациях, руководитель ревизионной группы
отдельно докладывает об этом руководителю, назначившему ревизию. При составлении акта комплексной ревизии производственной и
финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и
производственных объединений рекомендуется следующая последовательность
изложения результатов ревизии: вступительная часть (наименование и подчиненность ревизуемого
предприятия, состав ревизионной группы, на основании какого документа
проведена ревизия, за какой период, фамилии и инициалы руководителей
ревизуемого предприятия и время их работы, какие участки деятельности
предприятия подвергнуты сплошной проверке и какие - выборочной и др.);
производство и реализация продукции; использование и сохранность основных
фондов; использование трудовых ресурсов и фондов заработной платы;
использование и сохранность материальных ценностей; кассовые, расчетные и
кредитные операции; затраты на производство и себестоимость продукции;
прибыль, фонды, резервы и финансовое состояние; капитальные вложения; состояние бухгалтерского учета, отчетности и внутрихозяйственного
контроля. Материалы каждой ревизии принимаются от руководителя ревизионной
группы руководителем контрольно - ревизионного аппарата организации,
назначившей ревизию. О принятии ревизионных материалов делается отметка на
последней странице акта ревизии: “Акт ревизии принят”; указывается дата и
ставится подпись лица, принявшего акт ревизии. Принятие мер к устранению выявленных ревизией нарушений
государственной дисциплины и недостатков Результаты ревизии предаются гласности, о них информируются
общественные организации ревизуемого предприятия. В необходимых случаях
результаты ревизии вносятся на обсуждение производственных совещаний или
собраний рабочих и служащих. Руководитель ревизионной группы в ходе ревизии принимает меры к
устранению выявленных недостатков и возмещению причиненного ущерба. На основании материалов ревизии руководитель ревизионной группы не
позднее недельного срока после подписания акта ревизии разрабатывает и
представляет руководителю, назначившему ревизию, проект приказа или письма
с конкретными предложениями, направленными на устранение выявленных
нарушений. государственной дисциплины, принятие мер к возмещению причин
нанесенного ущерба, предотвращение злоупотреблений, устранение причин
неудовлетворительной работы ревизуемого предприятия и улучшение его
финансово - хозяйственной деятельности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан не позднее
чем в 15-дневный срок по окончании ревизии рассмотреть результаты ревизии и
принять по ним необходимые меры. Руководитель контрольно - ревизионного аппарата организации,
назначившей ревизию, должен обеспечить надлежащий контроль за исполнением
принятых решений. В случаях, когда имеется основание для привлечения виновных лиц к
уголовной ответственности, материалы ревизий передаются следственным
органам и одновременно руководством ревизуемого предприятия или вышестоящей
организации решается вопрос об отстранение от работы виновных должностных и
материально ответственных лиц. Передача материалов следственным органам может производиться в
необходимых случаях непосредственно руководителем ревизионной группы,
производившей ревизию. Передаваемые в следственные органы материалы должны содержать
заявление (письмо), в котором должно быть изложено, в чем состоит суть
злоупотреблений, какие законы нарушены, размер причиненного государству
ущерба, виновные лица; акт ревизии, подписанный надлежащими лицами;
подлинные документы или копии документов, подтверждающие факты выявленных
злоупотреблений; объяснения ревизуемых, а также других лиц, чьи показания
имеют значение для проверки обстоятельств совершения злоупотреблений;
заключения ревизующих по этим объяснениям. При передаче материалов ревизии следственным органам в делах
контрольно-ревизионного органа должны быть оставлены: копия акта ревизии:
копия объяснений должностных лиц обревизованной организации, виновных в
установленных ревизией нарушениях и злоупотреблениях; копии основных
документов, подтверждающих указанные в акте злоупотребления и нарушения;
документ, подтверждающий передачу материалов следственным органам. При передаче материалов в следственные органы для привлечения
виновных к уголовной ответственности перед следственными органами
одновременно ставится вопрос о принятии мер к обеспечению гражданских
исков, а руководителю ревизуемого предприятия предлагается предъявить к
виновным лицам гражданские иски о возмещении причиненного ущерба. В случаях, когда причинен материальный ущерб, но виновные лица не
привлекаются к уголовной ответственности, или уголовное дело прекращено,
следует предложить руководителю ревизуемого предприятия предъявить
гражданские иски к лицам, виновным в причинении материального ущерба. Контрольно - ревизионные органы министерств, ведомств и
хозяйственных организаций должны устанавливать деловые контакты с органами
следствия при расследовании ими дел по материалам ревизий. Отказ в возбуждении уголовного дела или постановление следственных
органов о прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам
ревизии, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Контрольно-ревизионные органы (управления, отделы)
министерств, ведомств и хозяйственных организаций: осуществляют контроль за проведением в жизнь мер по устранению
выявленных ревизиями недостатков и нарушений и выполнением принятых
решений; ведут учет проведенных ревизий и их результатов; ведут учет
поступающих в контрольно - ревизионный орган жалоб, заявлений и писем
трудящихся; представляют в вышестоящие органы статистическую отчетность о
работе контрольно - ревизионного аппарата по установленным формам; немедленно по окончании ревизий информируют местные партийные и
советские органы и вышестоящие органы о всех выявленных случаях грубых
нарушений законов, а также о фактах очковтирательства, крупных
злоупотреблений, растрат, хищений государственных средств, об
обстоятельствах и условиях, способствовавших совершению указанных нарушений
и злоупотреблений, а также представляют предложения о мерах предотвращения
подобных случаев в дальнейшем, привлечении виновных лиц к ответственности и
возмещении причиненного ущерба; систематически изучают и обобщают материалы ревизий и на основе
этого вносят в необходимых случаях предложения: о пересмотре действующих
положений, правил, инструкций и других нормативных актов; улучшении системы
учета и внутрихозяйственного контроля за экономным расходованием и
сохранностью государственных средств; предотвращении возможностей
злоупотреблений и нарушений государственной дисциплины; улучшении финансово
- хозяйственной деятельности предприятий и хозяйственных организаций;
совершенствовании внутриведомственного контроля. Литература:
1. П Р И К А З N 608 от 05.06.81 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
г.Москва.
2. З А К О Н У К Р А Ї Н И Про державну контрольно-ревізійну службу в
Україні.
м. Київ, 26 січня 1993 року N 2939-XII
3. З А К О Н У К Р А Ї Н И Про внесення змін і доповнень до деяких
законодавчих актів у зв'язку з прийняттям Закону України "Про державну
контрольно-ревізійну службу в Україні"м.Київ, 17 червня 1993 року N 3292-
XII .
4. П О С Т А Н О В А від 5 липня 1993 р. N 515 Київ Питання державної
контрольно-ревізійної служби в Україні.
5. ДЕРЖАВНИЙ МИТНИЙ КОМІТЕТ УКРАЇНИ письмо N 15/1-378 від 05.07.95 м.Київ.
6. П О С Т А Н О В А ПРЕЗИДІЇ ВЕРХОВНОЇ РАДИ УКРАЇНИ Про проект Закону
України про внесення змін і доповнень до Закону України "Про державну
контрольно-ревізійну службу в Україні"м.Київ, 5 лютого 1996 року N 75/96-
ПВ.
7. ГОЛОВНЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВІЗІЙНЕ УПРАВЛІННЯ УКРАЇНИ НАКАЗ N 88 від 04.10.99
Зареєстровано в Міністерстві м.Київ юстиції України 4 листопада 1999 р.
vd991004 vn88 за N 762/4055.
8. ГОЛОВНЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВІЗІЙНЕ УПРАВЛІННЯ УКРАЇНИ НАКАЗ N 130 від 03.07.98
Зареєстровано в Міністерстві м.Київ юстиції України 27 листопада 1998 р.
vd980703 vn130 за N 757/3197. 9. ГОЛОВНЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВІЗІЙНЕ УПРАВЛІННЯ УКРАЇНИ НАКАЗ N 65 від
04.06.96 Зареєстровано в Міністерстві м.Київ юстиції України 11 червня 1996
р. vd960604 vn65 за N 284/1309. 10. Справочник контролера ревизора под ред. С.М. Устинюка. Москва
Финансы и статистика 1981. 11. Л.М. Крамаровский. Ревизия и контоль Москва Финансы и
статистика 1988.
Страницы: 1, 2
|