p> Налоговая скидка составляет 5% расходов на приобретение,
соответственно производство указанных выше основных средств. Однако такими
скидками не могут пользоваться кредитные и страховательные инструменты, как
и предприятия электро- и газоснабжения. Кроме того, существовала специальная налоговая скидка для среднего
класса в размере 10% для всех предприятий в области перерабатывающей
промышленности и ремесел, численность персонала которых не превышает 250
человек. Льгота относится к объему инвестиций до 5 млн. немецких марок в
год. Для более значительных капиталовложений предусмотрена дополнительная
скидка в 5%. В соответствии с положением Закона о годовых налогах, вступившего в
силу в 1996 г., срок действия льгот на инвестиции в размере 5 и 10% длился
до конца 1998 г. в соотношении тех лиц, которые пользуются такими льготами
до вступления законов силу. Кроме того, согласно тому же закону 10% скидка
на инвестиции. Действующая после 31 .12. 1995 г., уже касается также малых
и средних городских предприятий оптовой и розничной торговли, причем
единственное ограничение в этих предприятиях - это численность персонала;
не более 50 человек. Годовой объем инвестиций, на который распространяется
льгота, составляет 250000 немецких марок (для каждого предприятия в
отдельности). Скидкой в размере 10% могли пользоваться предприятия в области
перерабатывающей промышленности и ремесел с численностью персонала до 250
человек в Западном Берлине. Если, однако, данное предприятие было не
расположено в регионе с предоставлением льгот в соответствии с перечнем,
приложенным к совместной программе, оно могло воспользоваться льготой при
численности персонала не более 50 человек. Специальные амортизационные отчисления также относятся к приобретению
и производству недолговечных движимых и долговечных недвижимых активов,
как и к дополнительной деятельности в связи с их производством и
реконструкцией. Возможность пользоваться специальными амортизационными
отчислениями также распространяется на расширение существующих зданий.
Амортизационная ставка составляет 50% затрат на приобретение,
соответственно на производстве. Отчисления начинаются в год приобретения
производства и могут начисляться в течение следующих четырех лет, при этом
распределяются по усмотрению предприятия. «В соответствии с положением Закона о годичных налогах 1996 года,
специальные амортизационные отчисления на основные средства и собственные
производственные здания предприятий перерабатывающей промышленности, а
также на деятельность до 1998 года в связи с модернизацией и выполнением
плана реконструкции зданий этих предприятий, составляли 40%. Ставка на
производственные здания в других областях – 20% и также действительна до
1998 года». [6] 2.2. Поощрение развития региональной экономики Безвозмездные инвестиционные субсидии в рамках соответственной
Программы Совершенствование региональной экономических структур
«представляют собой еще одно средство поощрения инвесторов в
восточногерманских федеральных землях. Помощь оказывается при
капиталовложениях в торговлю и промышленность, а также в экономическую
инфраструктуру новых федеральных земель и Восточного Берлина. Половина средств на инвестиционные субсидии предоставляются из
государственного бюджета, другая половина – из бюджетов федеральных земель. В соответствии с 25-м рамковым планом при совместной программе все
восточногерманские федеральные земли и Восточный Берлин относятся к
регионам с поощрениями категории «А». Помощь из фонда совместной Программы
и другие виды помощи могут компенсировать до 35% расходов на инвестиции в
регионах этой категории. Для малых и средних предприятий максимальный объем
помощи можно увеличить дополнительно на 15%. Такая помощь распространяется
на все капиталовложения в строительство, расширение и рационализацию
деятельности. Помощь можно предоставить также на инвестиционные проекты в 32
отраслях перерабатывающей промышленности, 14 областях услуг и 21 видов
ремесел, если выпускаемые соответствующими предприятиями товары и услуги
продают преимущественно вне региона (в радиусе 30 км.). Инвестиционные субсидии также предоставляются на строительство и
расширение инфраструктуры, необходимой для развития производства и
торговли. Размер помощи может составлять до 50% расходов, на которые она
распространяется. «До конца 1996 года были заново проложены или коренным образом
модернизированы 11 000 км. автодорог федерального подчинения, в том числе
370 км. автобанов, и 5 000 км. железных дорог. в области жилищного
строительства были построены 3,6 млн. квартир. Фирма «Дойче телеком АГ»
создала около 5,2 млн. новых телефонных точек»[7]. Европейский Союз принимает участие в стимулировании регионального
экономического развития в новых федеральных землях и восточном Берлине
через свой региональный фонд. С этой целью в период 1991-1993 гг.
отпускалось около 1 млрд. немецких марок. 2.3. Специальные кредитные программы Кредитные программы в рамках Специального фонда Программы
восстановление Европы, как и программы таких учреждений как Кредитный
институт восстановления (KfW), предоставляют собой важные элементы всей
концепции по оказанию содействия экономическому развитию в
восточногерманских федеральных землях. Программой специальных безвозмездных
государственных субсидий на учреждение новых частных предприятий руководит
Германский компенсационный банк – Deutsche Auegleichsbank (DtA). Отдельные
федеральные земли также разработали собственные региональные программы,
часть которых – в форме кредитных программ, другие – в форме скидки с
процента. Большая часть этой помощи предназначена для малых предприятий, на
которые не распространяется помощь согласно положениям совместной
Программы. Помощь при формировании собственного капитала облегчает превращение
его в основу для учреждения новых предприятий, осуществления инвестиций в
новое оборудование или модернизацию существующего, как и для закупки
компаний (в том числе в ходе приватизации). Помощь на формирование собственного капитала предоставляется в размере
до 40% объема капиталовложений, соответственно финансированной доли
предприятия. Максимальная помощь одному лицу составляет 700 000 немецких
марок, а когда речь идет о приватизации ее размер может достигнуть до 2 млн
немецких марок. Помощь пайщикам является элементом программы помощи на формирование
собственного капитала, расходуемого на долевые взносы пайщиков с деловым
опытом в капитал малых и средних предприятий. Абсолютный размер этого вида
помощи может достигнуть 1 млн немецких марок, а относительный не может
превышать величину доли уставного капитала, умноженной на 2,5. Доля
пайщика, которому предоставлена помощь, в уставном капитале должна быть не
менее 100 000 немецких марок. Существует также программа DtA в связи с дополнением собственного
капитала, в рамках которой предоставляются дополнительные рисковые средства
для укрепления уставного капитала перспективных предприятий в восточной
Германии. Кредиты при низкой процентной ставке из специального фонда Программы
восстановления Европы предоставляются частным лицам, малым и средним
предприятиям, а также лицам свободных профессий (за исключением медиков) на
финансирование учреждения новых предприятий и инвестирование в
восточногерманских федеральных землях. Кредитный поток в размере 1 млн немецких марок и предельная доля
финансирования в рамках 50% остаются в силе для всех инвестиционных
проектов вне зависимости от происхождения инвесторов. В принципе такой кредит может быть предоставлен только предприятиям,
чей годичный оборот не превышает 50 млн немецких марок. В тех случаях,
когда капиталовложения направлены на защиту окружающей среды. Заявление на получение кредитов при низкой процентной ставке из
Специального фонда Программы восстановления Европы могут подавать немецкие
фирмы и те иностранные компании, у которых на территории восточногерманских
земель имеются независимые филиалы либо в зарегистрированном там совместном
предприятии. Кредитный институт восстановления (KfW) и Германский Компенсационный
банк (DtA) отвечают в ФРГ за осуществление мероприятий по линии Программы
восстановления Европы (оказание помощи при учреждении новых предприятий,
развитии экономической деятельности и роста долевого участия). Кроме того DtA имеет свою программу помощи при учреждении предприятий,
в рамках которой предоставляет собственные средства для учреждения или
становления частных предприятий в восточной Германии. Вместес видами другой
государственной помощи кредит, предоставленный DtA его максимальный размер
составляет 4 млн немецких марок), может компенсировать до 75% от
инвестиционных затрат при этом режиме финансирования. Кредитная программа Кредитного института восстановления (KfW)
чрезвычайно важны для долгосрочного финансирования инвестиционных проектов
в производстве и торговле, в муниципальном и жилищном строительстве на
территории восточной Германии. Институт предлагает инвесторам долгосрочные
займы при выгодных, твердых процентных ставках. Заемщикам также
предоставляется начальный период в 2-5 лет, в течение которого они
освобождаются от погашения основного размера кредита. Программа KfW по предоставлению кредитов представителям среднего
класса направлено на поощрение учреждения, укрепление или расширение малых
и средних предприятий в восточногерманских федеральных землях. Отпускаемые
средства предназначены для малых и средных хозяйственных предприятий с
годичным оборотом не более 1 млн немецких марок, а также для лиц свободных
профессий. Обычно максимальный размер кредита по этой программе составляет
10 млн немецких марок. Все проекты, нуждающиеся в долгосрочном финансировании, получают
содействие при осуществлении таких инициатив, как например: - закупка земли и зданий; - инвестиции в строительство; - закупка машин и транспортных средств; - оборудование для заводов и магазинов; - исследовательские проекты для разработки новой продукции; - приобретение нематериальных активов; - финансирование покупной цены для приобретения компаний, включительно в ходе обоих видов менеджерской приватизации. Из фонда KfW для поощрения долевого участия в капитале
восточногерманских компаний предоставляют кредиты при благоприятных
процентах, которые предназначены для рефинансирования долевого участия в
малых и средних предприятиях, разместивших свою производственную базу на
территории новых федеральных земель. Кредиты на рефинансирование
компенсирует до 100% или (в общем случае) до10 млн немецких марок долевого
участия в капитале. Предприятия, на которых внедряются новые технологии,
могут рассчитывать на преференциальное отношение. Кредиты (на 2 млн. немецких марок) из консолидационного фонда
федеральных земель могут получить приватизированные и реприватизированные
восточногерманские предприятия с хорошими перспективами будущего развития,
однако испытывающие временно финансовые затруднения. Консолидационный фонд
образован на средства Агентства приватизации Тройханданштальт (500 млн.
немецких марок) и из бюджетов федеральных земель. На помощь фонда могут
рассчитывать малые и средние хозяйственные предприятия с численностью
персонала не более 250 человек и годичным оборотом до 40 млн немецких
марок. 2.4. Поручительства по кредитам В новых землях ФРГ банки – поручители предоставляют обеспечение для
покрытия кредитов, предназначенные для учреждения предприятий в тех
случаях, когда у них нет нормального доступа к банковским поручительствам. Поручительства предоставляют постоянному банку заемщика. Они покрывают
до 80% размера кредита, соответственно до 1,5 млн немецких марок. Срок
погашения таких займов не должен превышать 15 лет (23 года для строительных
проектов). Постоянно обслуживающий компанию – заемщика банк обязан подать
заявление на предоставление поручительства в соответствующий банк –
поручитель данной федеральной земли. Не располагая нормальным банковским поручительством, как и в случае
недостаточности имеющегося, предприятия могут воспользоваться гарантиями
DtA на убытки для обеспечения займом. Ее минимальный размер составляет 1
млн немецких марок, максимальный – 20 млн немецких марок. Государство и соответствующие федерального земли предоставляют
совместную гарантию под крупные инвестиционные кредиты ( более 20 млн
немецких марок), в случае если проект экономически обоснован и
сопроваждается перспективным планом развития экономической деятельности. Стимулирование экономического развития восточной Германии Программы и их пользователи*
|Избранные отрасли |Предприятия |Вид предприятий |
| |Круп-|Мал. |Промы|Рекла|Произ-|
| |ные |и |шлен-|-ма |водств|
| | |сред.|ность| |о |
|Налоговые скидки на инвестиции |+ |+ |+ |+ |+ |
|Специальные амортизационные |+ |+ |+ |+ |+ |
|отчисления | | | | | |
|Помощь по совместной программе |- |+ |+ |+ |+ |
|Помощь на укрепление |- |+ |+ |+ |+ |
|собственного капитала | | | | | |
|Кредиты по программе |- |+ |0 |0 |+ |
|восстановление Европы | | | | | |
|Кредиты из KfW |0 |+ |0 |0 |+ |
|Кредиты из DtA |- |+ |+ |+ |+ |
|Программа помощи в торговой |- |+ |+ |+ |- |
|подготовке товаров | | | | | |
|Помощь при организации ярмарок |- |+ |+ |+ |+ |
|и выставок в ФРГ | | | | | |
|Помощь организации ярмарок и |+ |+ |+ |+ |- |
|выставок за рубежом | | | | | |
|Страховки «Гермес» |+ |+ |+ |+ |0 |
|Экологические инициативы по |+ |+ |+ |+ | |
|Программе восстановление | | | | | |
|Европы, KfW, DtA | | | | | |
|Инновационные мероприятия по |- |+ |0 |0 |+ |
|Программе восстановления Европы| | | | | |
|Специализированные программы |+ |+ |+ |+ |+ |
|Министерства образования и | | | | | |
|науки | | | | | |
|Консультационные услуги для |- |+ |+ |+ |+ |
|малых и средних предприятий | | | | | |
|Информация, курсы обучения |- |+ |+ |+ |+ |
|Поощрение политики в отношении |- |+ |+ |+ |+ |
|занятости | | | | | |
+ — в принципе возможно
- — в принципе не возможно
0 — возможно при определенных условиях _________
Источник: «поощрение экономического развития в новых федеральных землях»,
издание Федерального министерства экономики, Бонн, апрель 1996 г. 3. ВОЗНИКШИЕ ПРОБЛЕМЫ Значительной проблемой остается недостаточная конкуренто-способность,
присущая многим предприятиям. Подобная ущербность по части эффективности
прежде всего проявляется в том, что по-прежнему налицо значительное
отставание в производительности по сравнению со старыми федеральными
землями. С начала 90-х годов положение на немецком рынке рабочей силы
значительно обострилось. В 1990году численность безработных в Германии
составляла почти 1,9 млн, а в 1993 году достигла уже 3,4 млн (9,8%). В
начале 1997 года этот уровень повысился до 13%. До сих пор не удалось достичь уровня доходов на душу населения,
приближенного к заподногерманскому. ВЫВОД Преобразование нерентабельной экономики в восточной части Германии
было успешным. Этому способствовали желания государства и населения
принимать участие в перестройке экономики. Мы можем сказать порядок, заменивший существовавшую систему, был
разрешен в пользу немедленного восприятия западногерманского правового,
государственного и экономического порядка. ЛИТЕРАТУРА 1. БИКИ. «Перспективы развития ФРГ».—1999г.—№61 2. Германия – деловой партнер.—Бонн, 1997г. 3. Германия. Факты.—Франкфурт-на-Майне, 1997г. 4. Петровская А. «Прямые зарубежные инвестиции в Германии».// Человек и Экономика — 1996г. —№4 5. Патапов А. «Обеспечение кредитов и инвестиций в ФРГ»//Бизнес и банки — 1995г. — №5 6. Радюк А. «Государственное регулирование экономики: как это делается в ФРГ»//НЭГ — 1994 — №33 7. Смирнова С. «Приватизация на востоке Германии…» // МИ и МО—1991г.—№10 8. Рагнитц Й. «Политика экономического роста в восточной Германии»//Политэкономика — 1996г.— №33 -----------------------
[1] [ 7, стр.115 ]
[2] [ 3, стр.292 ]
[3] [2, стр. 42]
[4] [2, стр.144]
[5] [2, стр.125]
[6] [2, стр.147]
[7] [3, стр.293]
Страницы: 1, 2
|