p> Производственная мощность составляет 2718,9 тыс. дал. Среднегодовая
стоимость машин и оборудования составила 30279 тыс. тг. в 2001 г. и 26795,6
тыс. тг. в 2000 г, т.е. было закуплено оборудования на 3483,4 тыс. тг.
Предприятие имеет непрерывный режим, максимальный годовой фонд времени 330
дней, фактически предприятие проработало в 2000 г. 300 дней, а в 2001 г.
310 дней. Таким образом, показатели использования оборудования, производственной
мощности по экстенсивным и интенсивным факторам следующие: 0,90 и 0,94 по
времени работы, 0,60 и 0,72 по объему выпуска в натуральном выражении. Это
говорит о том, что фактическое время было увеличено (10 дней) и объем
выпуска продуции был также увеличен (130906 тыс. тг.). Коэффициент интегрального использования увеличился с 0,54 до 0,68,
т.е. на 14%. Фондоотдача активной части увеличилась на 2,8 тг. Коэффициент
сменности был снижен с 0,98 до 0,93, за счет потерь рабочего времени. 2.6. Анализ ассортимента Удовлетворение потребностей населения в продуктах питания требует,
чтобы предприятия пищевой промышленности выполняли план не только по общему
объему продукции, но и по номенклатуре, ассортименту и качеству. Ассортимент характеризует определенную совокупность продуктов, разных
по свойству, назначению и количеству, а также перечень наименований
продукции с указанием её объема выпуска по каждому виду. Номенклатура представляет собой перечень наименований изделий, а также
их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общей
классификации промышленной продукции (ОКПП). Предприятия часто нарушают структуру, установленную планом. Это
объясняется изменением спроса на продукцию, отсутствие необходимого сырья.
Часто, в соответствии со спросом, предприятие увеличивает выпуск более
дешевой или наоборот дорогой продукции. Это приводит к сдвигу в структуре
продукции. Также существуют два основных вида причин невыполнения плана по
ассортименту: внешние и внутренние. К внешним причинам относятся изменение
спроса на отдельные виды продукции, состояния материально-технического
обеспечения и т.д. Внутренние причины – это недостатки в организации
производства, плохое техническое состояние оборудования, простои, аварии,
недостатки в системе управления. Из таблицы видно, что предприятие успешно справилось с выполнением
плана по выпуску товарной продукции. Перевыполнение составило 159,36
тыс.дал. Темп роста составил 109%. Но если проводить анализ выполнения
плана по каждой ассортиментной позиции продукции, то план не выполнен на
26,63 тыс. дал. Темп роста был снижен до 98,5% Таблица 2.12 Анализ ассортимента |Наименование |Плановый |Фактический |Выполне-ние|Зачтено в |
|изделия |выпуск, |выпуск, тыс. |плана, % |ассортимент,|
| |тыс. дал |дал (2001 г) | |тыс.дал |
|1. Пиво всего, в |1510 |1631,36 |108 |1500,57 |
|т.ч. | | | | |
|Жигулевское |1000 |1100 |110 |1000 |
|Корона Алатау |160 |163,04 |102 |160 |
|АХА |100 |90,57 |96 |90,57 |
|Казахстанское |90 |107,05 |90,6 |90 |
|NS |70 |72,3 |103,3 |70 |
|Скифское |55 |58,17 |105,8 |55 |
|Алматинский портер |35 |40,23 |114,9 |35 |
|2. Безалкогольные |250 |288 |115,2 |232,8 |
|напитки всего, в | | | | |
|т.ч. | | | | |
|Лимонад «Дюшес» |150 |138,8 |92,53 |132,8 |
|Тоник |100 |149,2 |149,2 |100 |
|Итого |1760 |1919,36 |109 |1733,37 | Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с
помощью коэффициента выполнения плана по ассортименту Ка: Ка = 1733,37/1760 = 0,985. Алматинский пивзавод №1 на рынке города и областей республики
реализует 2 вида продукции: пиво светлых и темных сортов и безалкогольные
напитки (лимонад и тоник). Завод поставляет в торговлю пиво в бутылках и кегах различных сортов
от массовых до элитных, от 12% до 16% плотности или от 3,5% до 6,1%
алкоголя. Уверенно завоевали рынок города и регионы республики такие сорта
пива как “Казахстанское”, “Алатау”, “Жигулевское”. Нашли своих покупателей
новые элитные сорта “Алматинский портер”, “Аха”, “NS”. Уместно отметить, что ежегодно на Республиканских конкурсах, многим
сортам пива присуждены золотые медали. Неоднократными победителями
конкурсов были сорта пива, как “Казахстанское”, “Алатау”, “Жигулевское”.
Даже вновь изготовленное пиво “Алматинский портер” и “Аха” завоевали медали
на последнем конкурсе (2001 г).
2.7. Анализ качества
В условиях жесткой конкуренции на алкогольном рынке Казахстана в
настоящее время очень большое значение имеет качество продукции. Поэтому на
предприятиях уделяется серьезное внимание улучшению качества выпускаемой
продукции, расширению ассортимента и дизайну внешнего оформления. Произошло
переоснащение линий розлива на высокопроизводительные линии с автоматами,
осуществляющими автоматические операции, включая наклейку акцизных марок.
Производится замена варочных агрегатов на новые, позволяющие производить
глубокое выщелачивание экстрактивных веществ и работающие по программе
компьютерной настройки и полной автоматизации процесса варки пивоваренного
сусла. В производстве пива сейчас используются диатомитовые фильтры с
обеспложивающим эффектом. Оценка качества продукции основывается на исследовании ее
характеристик, они должны соответствовать определенным параметрам: . техническим (свойства товара, область его применения и назначения); . эстетическим (внешний вид товара); . эргономический (соответствие товара действующим нормам и стандартам); . экономическим (уровень цен на товар, сервисное обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности). Высокий уровень качества продукции способствует повышению
конкурентоспособности продукции, следовательно, и спроса на нее, и
увеличению дохода не только за счет увеличения объема продаж, но и за счет
установления более высоких цен на нее. Под качеством выпускаемой продукции понимается совокупность свойств,
определяющих степень пригодности в соответствии с назначением и
общепринятыми нормами и стандартами. Чем выше качество выпускаемой продукции, тем выше эффективность
финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Контроль за качеством
продукции обычно проводится на базе специально оборудованных лабораторий
предприятия, торговой инспекции, обществ защиты прав потребителей. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества
продукции. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной
продукции независимо от ее вида и назначения. . удельный вес новой продукции в общем объеме; . удельный вес аттестованной продукции; . удельный вес продукции высшей категории и качества; . удельный вес продукции соответствующей мировым стандартам. Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из ее
свойств: полезность, надежность, эстетичность и т.д. В пищевой промышленности качество продукции характеризуется следующими
показателями: количеством баллов, сортностью, потерями от брака, объемом
производства продукции высокого качества, удельным весом новых видов
продукции в общем объеме производства, числом рекламации на
недоброкачественную продукцию, качеством возвратных и безвозвратных
отходов. В Государственном стандарте РК отмечается, что пиво является
слабоалкогольным, насыщенным двуокисью углерода, тонизирующим пенистым
напитком, полученным путем сбраживания охмеленного сусла пивными дрожжами. Пиво светлое – с цветом не выше 2.5 цветовых единиц. Пиво темное – с цветом более 2.5 цветовых единиц. Также показателями качества пива являются: стойкость пива,
пенообразование. Осветленное пиво – это прозрачная жидкость без осадка и
посторонних включений. Неосветленное пиво - непрозрачная пенящаяся жидкость без посторонних
частиц несвойственных продукту. Допускается наличие слабого осадка. Пена – пиво налитое с высоты 25 мм должно иметь компактную пену
выделять пузырьки двуокиси углерода и соответствовать следующим стандартам: - бутылочное пиво – высота пены не ниже 20 мм, пеностойкость не менее 20 мин; - бочковое и бестарное пиво – высота пены не ниже 15 мм, пеностойкость не менее 15 минут. Таблица 2.13 Органолептические показатели качества продукции (пиво) |Показатели |Норматив |2000 г. |2001 г. |Отклонение |
| |(max. | | | |
| |оценка) | | | |
|Прозрачность |3 |3 |3 | |
|Цвет |3 |1,5 |2 |+0,5 |
|Вкус |5 |3 |5 |+2 |
|Хмелевая горечь |5 |4 |4 | |
|Аромат |4 |3 |4 |+1 |
|Пенообразование |5 |4,5 |4 |-0,5 |
|Итого |25 |19 |22 |+3 | Пиво, получившее сумму баллов по всем показателям 22-25 баллов,
оценивают как отличного качества, 19–21 баллов – хорошего качества, 13-18
баллов – удовлетворительного качества, а при 12 и ниже – плохого качества. Как видно из таблицы 2.13 в 2001 году качество продукции улучшилось и
в итоге составило 22 балла, по сравнению с 2000 годом. В целом картина
изменилась не существенно, количество баллов по таким показателям как
прозрачность, хмелевая горечь остались на прежнем уровне. По некоторым
показателям имеются отклонения, но в целом они не отразились на качестве
продукции. Много сделано на заводе по улучшению оформления продукции. Удачно
разработаны этикетки, кроненпробка. Сегодня бутылочное пиво имеет
привлекательный вид. Однако над проблемой совершенствования упаковки
работают специалисты завода. Сегодня бутылочная продукция завода может
отгружаться в торговую сеть как в пластмассовых ящиках, так и в
термоусадочной упаковке. Продукция акционерного общества “Алматинский
пивзаод №1” ежедневно развозится по торговым предприятиям горда, оптовым
базарам собственным автотранспортом. Рядом с заводом имеется заводской
торговый дом, где всегда в продаже пиво и безалкогольные напитки в
ассортименте без торговых наценок. Процесс приготовления пива осуществляется на комплексной варочной
линии американской фирмы “Ре-Ре”. Розлив пива и безалкогольных напитков осуществляется на двух
автоматических линиях розлива производства Германия фирмы “Нагема” и фирмы
“Кронес”. На данном этапе завод дополнительно устанавливает бродильные
емкости для пива - ЦКТ немецкой фирмы “Christian dresser” . Предприятие располагает производственной лабораторией аттестованной на
техническую комплектность и право проведения испытаний на закрепленной
номенклатуре. Аттестационное свидетельство № 93 от 10 августа 1999 г. выдано
Алматинским ГП ЦСМС и действительно до 2003 года. Деятельность лаборатории регламентируется “Положением о лаборатории,
утвержденным в установленном порядке, Законами Республики Казахстан”, “О
единстве измерений”, “О стандартизации и сертификации”, “О защите прав
потребителей”. Согласно Положения основной задачей лаборатории является
контроль качества поступающего сырья и готовой продукции. При проведении
измерений лаборатория руководствуется Государственными стандартами,
стандартами Республики Казахстан, нормирующими требования к продукции и
регламентирующими методиками выполнения измерений. Производственная
лаборатория оснащена необходимым оборудованием, химическими реактивами и
оборудованием для проведения микробиологических исследований качества
продукции. Наряду с повышением ассортимента и качества продукции, уменьшение
затрат на производство во многом определяет конкурентоспособность
предприятия, устойчивость его финансового состояния, платежеспособность и
кредитоспособность как клиента банка. Таблица 2.7 Анализ качества продукции (пиво) |ВЫДУВ |
|Автомат выдува с выгружающим |1200 бут/час |1 |21 000 |
|контейнером | | | |
|Прессформа (дюралюминивая с водяным |1,5 л |1 |2 500 |
|охлаждением) | | | |
|Масловлагоотделительный фильтр |1,7 м3/мин |1 |200 |
|Компрессор поршневой 16 атм. |1,66 м3/мин |1 |2 600 |
|ИТОГО выдув | |1 |26 300 |
|РОЗЛИВ |
|Сатуратор Насос |2000 л/час |1 |3 200 |
|Автомат розлива |600 бут/час |2 |11 000 |
|Транспортер |6 м |1 |2 700 |
|Укупорочная машина |600 бут/час |2 |1 200 |
|Этикетировочная машина |1200 бут/час |1 |4 300 |
|Атоматический упаковщик с |300 уп/час |1 |4 500 |
|термотоннелем | | | |
|ИТОГО розлив | | |26 900 |
|ВСЕГО |53 200 |
| |(8007 тыс.тг) | Стоимость одной стеклянной бутылки с пробкой составляет 8,67 тенге, а
одной преформы, из которой получается бутылка объемом 1.5 л, с пробкой -
всего 4,5 тенге. Таким образом, на одну ПЭТ-бутылку приходится экономия в
21,5 тенге (8,67 тенге * 3 – 4,5 тенге). Кроме того, экономятся средства,
затрачиваемые на мойку и дезинфекцию стеклотары. Мощность линии позволяет производить около 450 тыс. дал пива в год. Я
предлагаю наладить дополнительно выпуск самого популярного пива
«Жигулевское», расфасованного в ПЭТ-бутылки объемом 1,5 л. Рассчитаем
получаемый при этом объем экономии из расчета на 1 дал. Таблица 3.2 Калькуляция на производство 1 дал пива «Жигулевское» в стеклянных и ПЭТ бутылках
|Наименование |Ед. |цена в|Стекло |ПЭТ |
| |изм |тенге | | |
| | | |кол-во |ст-ть |кол.-в|ст-ть |
| | | | | |о | |
|1. Сырье и материалы | | | |151,39 | |151,39 |
|2. Вспомог. материалы | | | | | | |
|• кроненпробка |шт |0,67 |20,62 |13,82 |- |- |
|• бутылка стекл. 0,5 л|шт |8 |20,62 |164,96 |- |- |
| | | | | | | |
|• ПЭТ-бутылка 1,5 л с |шт |4,5 | | |6,7 |30,15 |
|пробкой | | | | | | |
|• этикетка |шт |0,88 |20.26 |13,78 |20.26 |13,78 |
|• клей кс-24 |кг |217,6 |0.0031 |0,68 |0.0031|0,68 |
|• каустич. сода |кг |64,6 |0.02 |1,29 |- |- |
|• кальцинир. сода |кг |29 |0,006 |0,4 |- |- |
|• бой бутылок |шт шт|8 |0.48 |3,84 |- |- |
|• фильтркартон КО |кг |229 |0.002 |0,6 |0.002 |0,6 |
|• кизельгур |кг |87 |0.036 |3,13 |0.036 |3,13 |
|• присадка NaOH |л | |0.00685|3,66 |0.0068|3,66 |
| | | | | |5 | |
|• присадка NaOH роз |л | |0,03 |1,97 |0,03 |1,97 |
|• кислотная очистка |л | |0,0208 |6,32 |0,0208|6,32 |
|• дизинф.ср-во |л | |0,00315|2,58 |0,0031|2,58 |
| | | | | |5 | |
|• хлорная известь |кг |48,82 |0.009 |0,4 |0.009 |0,4 |
|• углекислый газ |кг |40 |0.06 |2,4 |0.06 |2,4 |
|• мыло |кг | | |0,47 |- |- |
|• картон для упаковки |шт |12 |1 |12 |1 |12 |
|• пленка для упаковки |кг |240 |0,025 |6 |0,025 |6 |
|Итого | | | |238,3 | |83,67 |
|3. Оплата труда | | | |37,2 | |37,2 |
|4. Отчисление от ФОТ | | | |8,9 | |8,9 |
|5. Накладные расходы | | | |13,8 | |13,8 |
|6. Вспом. пр-во | | | |13,6 | |13,6 |
|7. Амортизация | | | |5,1 | |8,6 |
|8. Энергия, газ, вода | | | |32,6 | |32,6 |
|Итого | | | |111,2 | |114,7 |
|9. Расходы по | | | |11,1 | |11,1 |
|реализации | | | | | | |
|10. Общие и адм. | | | |17,2 | |17,2 |
|расходы | | | | | | |
|Итого | | | |28,3 | |28,3 |
|11. Общие затраты | | | |529,19 | |378,06 |
|12. Прибыль | | | |30 | |100 |
|13. Акциз | | | |60 | |60 |
|14. НДС | | | |84,7 | |86 |
|15. Оптовая цена, | | | |559,19 | |478,06 |
|тенге | | | | | | |
|16. Отпускная цена, |дал | | |704 | |624,06 |
|тенге | | | | | | |
| |бут. | | |35 | |93 | Как видно из калькуляции, себестоимость производства 1 дала пива
сокращается на 151,13 тенге или на 29%. При выпуске 450 тыс. дал пива в ПЭТ-бутылках: 1. Выручка от реализации составит: 478,06* 450 = 215127 тыс.тенге; 2. Себестоимость составит: 378,06*450 = 170127 тыс.тенге; 3. Прибыль составит: 215127 – 170127 = 45000 тыс.тенге; 4. Рентабельность составит: 45000 / 170127 * 100 = 26,5%. Таблица 3.3 Сравнение основных показателей по предлагаемому мероприятию при одинаковом объеме производства (450 тыс. дал/год)
| |Выручка от |Полная |Прибыль, |Рентабельность|
| |реализации,|себестоимость|тыс.тг |, % |
| |тыс. тг |, тыс.тг | | |
|До мероприятия |251635 |238135 |13500 |5,7 |
|После мероприятия |215127 |170127 |45000 |26,5 | Из таблицы видно, что внедрение данного мероприятия позволяет в три раза
поднять уровень прибыли и в 4.6 раз увеличить рентабельность.
3.2. Улучшение качества путем внедрения системы мембранного фильтрования
После проведения химического анализа и подтверждения готовности пива
оно фильтруется. Сначала пиво проходит через сепаратор, где из него
удаляются остатки дрожжей. Следующим этапом фильтрации является
продавливание пива через слой кизельгура, вертикально расположенного на
картонных листах. Пиво проходит через слой этого мелкого мукообразного
песка, а все взвешенные частицы, не удаленные дрожжевые клетки, крупные
белки, частички пены и др. остаются в слое кизельгура. После прохождения
кизельгурового фильтра пиво направляется на следующий этап фильтрации -
через слой стабилизатора. При прохождении через этот фильтр из пива
удаляются невидимые глазом вещества, которые могут в последствии стать
мутностью пива в бутылке - полифенолы. Последним этапом фильтрации является
продавливание пива через мелкопористый картон для удаления наиболее мелких
частиц, прошедших все предыдущие этапы фильтрации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|