p> Второй недостаток - малый выбор программ для неподготовленных
пользователей. Он обусловлен сложностью разработки алгоритма. Третий недостаток - отсутствие программ для профессионалов
исследователей и аналитиков. Он связан со сложностью разработки алгоритма,
который должен базироваться на иной схеме проведения бухгалтерского учета и
строиться на циклическом решении прямой и обратной задачи. Постановка
обратной задачи, которая будет формироваться по принципу: финансовый
результат - налоговое поле предприятия - договорные отношения - первичные
документы, не является однозначной и потому потребует выбора из
определенного числа вариантов. Четвертый недостаток – малый программный охват специализированных
предприятий. Этот недостаток постепенно преодолевается. Усилия
разработчиков направлены, чаще всего, на торговые и строительные
организации, в то время как существуют другие отрасли (промышленность,
наука и технологии, сельское хозяйство и др.). Пятый недостаток — малая совместимость бухгалтерских программ с
международными стандартами. Для его устранения необходимо реформирование
бухгалтерского учета с учетом достижений российского учета и специфики
экономических условий, традиций, опыта хозяйствования. Среди прикладных программных продуктов в настоящее время большое место
занимают специализированные программы для решения частных задач
бухгалтерского учета. Это программы: расчетов заработной платы, учета
материальных ценностей, ведения книг продаж и покупок, учета НДС,
составления первичных бухгалтерских документов, оформления отчетности,
анализа правильности ее составления, защиты отчетности в Госналогинспекции
и др. Прикладные программы строятся в основном по блочному принципу и
охватывают самые разнообразные участки работы бухгалтерии. Инструментальные программы, предназначенные для бухгалтеров высокой
квалификации, владеющих техникой программирования, позволяют создать
собственную программу бухгалтерского учета на своем предприятии. Комбинированные программы, включают в себя признаки всех трех
рассмотренных типов бухгалтерских программ. Большинство имеющихся
прикладных программ в той или иной степени являются комбинированными.
Поэтому представленное их деление достаточно условно. Настоятельную потребность сегодня испытывают бухгалтеры в
комбинированной программе, сочетающей бухгалтерский учет с анализом
результатов хозяйственной деятельности. В силу сложившихся традиций такая
задача ранее не ставилась перед бухгалтерской службой предприятия.
Бухгалтерский учет был прерогативой бухгалтерии, а финансово-экономический
анализ возлагался на отдел экономики. На крупных государственных
предприятиях такой подход был естественным и оправданным. На малых и
средних коммерческих предприятиях совокупность указанных проблем в рыночных
отношениях приходится решать бухгалтерии. Чаще всего это осуществляется
использованием двух различных по стилю, принципам и подходам компьютерных
программ. Это обстоятельство усложняет процесс планирования прогнозирования
финансового результата и налоговых платежей. Гораздо удобнее решать проблему анализа результатов хозяйственной
деятельности сопоставлением денежных потоков предприятия по отдельным
периодам. В работе предприятия можно выделить замкнутые экономические
блоки, имеющие входом выручку и другие поступления, а выходом— чистую
прибыль. Между входом и выходом располагает спектр хозяйственных операций,
отражающий его расходную деятельность. Все расходы условно можно отнести к
одной из двух групп:
• суммарные налоговые выплаты (или суммарные налоги);
• операционные расходы (или просто расходы). По экономическому смыслу первая группа расходов не связана с
производственным процессом, а вторая определяется именно хозяйственной
деятельностью. Поступающая на предприятие выручка подразделяется на три денежных потока:
• суммарные налоговые платежи;
• операционные расходы;
• чистая прибыль. Эти денежные потоки удобно рассматривать в относительном виде, а
именно, в процентах к выручке. По относительным денежным потокам можно
сопоставлять финансовые результаты деятельности предприятия за разные
периоды. Используя комбинированные программы можно проследить динамику
показателей работы предприятия, провести анализ финансовой деятельности и
осуществить налоговое планирование. Аналогичная потребность появилась при стыковке материалов
бухгалтерского и управленческого учетов, и разработке специализированных
бухгалтерских программ для решения проблем внутреннего аудита предприятий. Особое место в проблеме программного обеспечения бухгалтерского учета
предприятия в настоящее время занимает необходимость тщательного анализа
хозяйственных ситуаций с правовой точки зрения. Принятие финансово-
экономических решений руководством предприятия и его учредителями сегодня
невозможно без доскональной проработки возможных правовых последствий.
Поэтому бухгалтер обязан хорошо знать законодательство в различных сферах
производственно - коммерческой деятельности и постоянно отслеживать
происходящие изменения. В этом ему помогут имеющиеся правовые
информационные базы данных. По статистическим данным, 40% бухгалтеров в той
или иной мере используют такие базы данных. Опрос представителей
бухгалтерского корпуса России показал, что наиболее употребляемые в
практической деятельности правовые базы данных следующие (табл. 2).
(21с.58) Таблица 2 Использование правовых баз данных |Наименование базы |Доля рынка, |
| |% |
|Консультант Плюс | |
|Гарант |64,5 |
|Кодекс |28,0 |
|Прочие |4,5 |
| |3,0 | В настоящее время разработана специализированная правовая
информационная база данных «Консультант Бухгалтер», включающая в себя
законодательные акты, различные разъяснительные и консультационные
материалы чисто бухгалтерского характера, например, документы Минфина
России, Госналогслужбы, Центрального Банка. Для удобства проведения анализа
и принятия решений в бухгалтерском программном обеспечении осуществляется
стыковка бухгалтерских программ с информационной базой. Бухгалтер, не
выходя из бухгалтерской программы, может войти в правовую базу, получить
консультацию и продолжить работу. Важное место в программном обеспечении занимают антивирусные программы. Компьютерный вирус - это рукотворная законспирированная миниатюрная
программа, которая самостоятельно внедряется в другие программы и выполняет
вредные незапланированные пользователем действия на компьютере, которые
могут исказить и полностью разрушить хранимую бухгалтерскую информацию и
программное обеспечение. Бухгалтеру необходимо при работе соблюдать следующие меры
предосторожности:
• стараться работать только с лицензионным программным обеспечением;
• составлять и сохранять резервные копии документов и программ;
• проверять чужие дискеты и диски в момент их введения в свой компьютер;
• начинать и заканчивать работу компьютера процедурой антивирусного
тестирования. Антивирусные программы в настоящее время имеют достаточно
большую номенклатуру и постоянно совершенствуются. Но одновременно
постоянно увеличивается количество вирусов. Бухгалтер должен постоянно и
оперативно обновлять имеющиеся у него антивирусные программы. Наиболее
предпочтительной антивирусной программой на сегодняшний день считается
Norton AmiVirus. На исследуемом предприятии ООО Электромонтаж бухгалтерский учет
осуществляется посредством программы 1С Проф. Версия 6.0. Данная программа
обеспечивает выполнение полного объема бухгалтерского учета и отчетности.
Производится формирование финансовых результатов предприятия, анализ счетов
(80, 81, 88) и составление отчетности. Анализ счетов, баланс, отчет о
прибылях и убытках за 1998г. приведены в приложении. Основные недостатки
используемого продукта приведены в Заключении данной работы. Также на предприятии используется правовая база Консультант плюс
«Российское законодательство». Эта программа содержит полный спектр
законодательных актов Российского государства. В ней удобно выполненна
поддержки документов, система гиперссылок. Основным недостатком данной системя является отсутствие связи с
бухгалтерскими программами. В следствии этого возникает необходимость
увязывания законодательных актов и бухгалтерского учета непосредственно
главному бухгалтеру, что порой вызывает затруднения. Глава 3. АУДИТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 3.1 Методика аудита финансовых результатов предприятия Становление рыночных отношений сопровождается повышением роли прибыли
как материальной основы движения экономических интересов предприятии и
государства. Общегосударственные интересы реализуются посредством налоговых
платежей. Реализация экономических интересов предприятий базируется на
прибыли, остающейся в их распоряжении, как основном источнике
производственного и социального развития. В этой связи главной целью
проверки хозяйственных операций по формированию финансовых результатов
деятельности предприятии и использованию прибыли является установление
достоверности ее определения и соблюдения законности при начислении
платежей в бюджет. Кроме того, обращается внимание на правильность
распределения прибыли, создание фондов, выплаты дивидендов и т.п. При проведении аудита необходимо учитывать, что конечный финансовый
результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от
реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества
предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму
расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции и товаров определяется как разница
между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС и
акцизов и затратами на ее производство и реализацию. Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при исчислении
прибыли из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключают
экспортные тарифы. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661 “О внесении
изменений и дополнений в Положение о составе затрат...”установило, что “для
целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг)
определяется либо по мере оплаты... либо по мере отгрузки товаров
(выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных
документов”. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для
составления финансовой отчетности и потому применяемый в системе
бухгалтерского учета без альтернативы устанавливается по отгрузке
продукции, товаров, выполнении работ, услуг и предъявлению покупателю
(заказчику) расчетных документов. Выбирая для целей налогообложения первый из названных методов,
предприятие принимает на себя обязательство наряду с бухгалтерским учетом
выручки от реализации осуществлять ее учет для целей налогообложения. При проведении аудиторской проверки необходимо установить: - правильность определения предприятием предполагаемой прибыли и
выручки от реализации продукции (работ, услуг) для исчисления авансовых
платежей в бюджет. В качестве источников проверки используются заключенные
с покупателями договора на поставку продукции (выполнение работ,
оказание услуг), гарантийные письма, плановые калькуляции себестоимости
единицы продукции; - наличие приказа (распоряжения) по учетной политике предприятия с
указанием метода определения выручки от реализации продукции (работ,
услуг); - правильность определения и законность отражения фактической прибыли
от реализации продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета.
Предприятия по мере предъявления покупателям (заказчикам) расчетных
документов на отгруженную продукцию (выполненные работы и оказанные услуги)
должны в бухгалтерском учете делать записи: Д-т сч. 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” К-т сч. 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” Одновременно себестоимость отгруженной продукции (работ, услуг)
списывается в дебет счета 46 с кредитов счетов 20 «Основное производство»,
40 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные». При этом большое значение имеет проверка обоснованности приведенных в
Главной книге и балансе данных о фактической себестоимости остатков
нереализованной продукции (работ, услуг) и затрат незавершенного
производства на счетах 40 и 45. Если в бухгалтерском учете производственная
себестоимость остатков готовой продукции рассчитана неверно, то это требует
исправления показателей прибыли. В целях получения достоверных результатов
о прибыли для налогообложения предприятия должны создавать резервы
сомнительных долгов по расчетам с другими юридическими, а также физическими
лицами; - законность и обоснованность создания резервов по сомнительным долгам.
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность предприятия,
которая не погашается в установленный срок и не обеспечена соответствующими
гарантиями. Резервы по сомнительным долгам создаются по результатам
проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности
предприятия, а также, если создание такого резерва предусмотрено учетной
политикой предприятия. Величину резерва определяют отдельно по каждому
сомнительному долгу в зависимость от финансового состояния
(платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга
полностью или частично. На сумму создаваемых резервов делаются записи: Д-т сч. 80 “Прибыли и убытки” К-т сч. 82 “Оценочные резервы” субсчет 3 “Резервы по сомнительным
долгам”. Если до конца года, следующего за годом создания резервов по
сомнительным долгам, этот резерв не будет использован, то неизрасходованные
суммы присоединяются к прибыли отчетного года. Основным вопросом проверки фактической прибыли является установление
правильности: 1. отражения в отчетности фактической выручки (валового дохода) от
реализации основной продукции (работ, услуг); 2. отражения в отчетности фактических затрат на производство
реализованной продукции (работ, услуг); 3. отражения в отчетности прибыли от прочей реализации; 4. отражения в отчетности вне реализационных доходов. 3.1.1 Отражение в отчетности фактической выручки (валового дохода) от
реализации основной продукции (работ, услуг) Для проведения аудиторской службой проверки фактической выручки
(валового дохода) от реализации основной продукции (работ, услуг)
используются следующие первичные документы, учетные регистры и отчетность: - приказ предприятия об учетной политике на отчетный год, исходя из
условий хозяйствования и заключенных договоров; - форма бухгалтерского отчета N 2 "Отчет о финансовых результатах и их
использовании"; - главная книга или оборотный баланс; - журнал - ордер NN 1,2, 11, 11-с, 11-сн (при применении журнально -
ордерной формы счетоводства); - первичные документы на отпуск готовой продукции со складов (расходные
накладные склада готовой продукции, товарно-транспортные накладные на
перевозку грузов автомобильным транспортом, транспортные накладные на
перевозку грузов железнодорожным, водным и воздушным транспортом и др.); - банковские выписки по движению денежных средств по расчетному счету; - приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу
предприятия в оплату счетов на отгруженную продукцию; - платежные требования и платежные поручения на оплату отгруженной
продукции; - пропуск на вынос (вывоз) готовой продукции с территории предприятия. На основании вышеперечисленных документов, учетных регистров, отчетных
данных и первичных документов проверяющий при определении фактической
выручки от реализации основной продукции производит проверку в следующем
порядке. Сверяет данные, отраженные в отчетной форме N 2 "Отчет о финансовых
результатах и их использовании" по статье "Выручка (валовой доход) от
реализации продукции (работ, услуг)", с данными по Главной книге
(оборотного баланса) по кредиту счета N 46 "Реализация продукции (работ,
услуг)". Общая сумма расхождения должна составить сумму налога на
добавленную стоимость, показанную в отчете о налоге на добавленную
стоимость по статье "Налог на НДС по выручке от реализации" или в отчете по
форме N 2 (раздел 1) "Отчет о финансовых результатах и их использовании" по
статье "Налог на добавленную стоимость", а также сумму акцизов, отраженных
в отчете по форме N 2 (раздел 1) "Отчет о финансовых результатах и их
использовании" по статье "Акцизы". Сумма налога на добавленную стоимость вычитается из выручки в сумме
кредитового оборота по счету 68, субсчету "Расчеты на добавленную
стоимость", за минусом обратных проводок по авансовым платежам. В случаях несоответствия суммы, отраженной в Главной книге (оборотном
балансе) по кредиту счета 46, с суммой, полученной после уменьшения выручки
по отчетной форме N 2 на сумму НДС и акцизов, аудитор обязан выяснить
причину такого несоответствия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|