Рыночное ценообразование: сущность, преимущества, недостатки
Московский Государственный Университет
Приборостроения и Информатики
Курсовая работа
по экономике на тему:
«Рыночное
ценообразование: сущность, преимущества, недостатки»
Выполнил студент
1-го курса:
спец.080801
гр. МФ ЭФ2-06-01
ДО
Князев В.В.
Проверила:
Скляднева С.А.
Можайск, 2007.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава i. Основные понятия цены и ценообразования 5
1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике. 5
1.2. Принципы и подходы ценообразования 6
1.2.1. Научная обоснованность цен 6
1.2.2. Принцип целевой направленности цен 6
1.2.3. Принцип непрерывности процесса ценообразования 6
1.2.4. Принцип единства процесса ценообразования и
контроля за соблюдением цен 6
1.3. Влияние
государства на процесс ценообразования 7
Глава ii. Ценообразование: рыночное и плановое.
Сущность, различия ... 10
2.1. Сущность рыночного ценообразования 10
2.2. Основные аспекты планового ценообразования 16
2.3. Основные отличия рыночного и планового ценообразования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Приложение 1 29
Приложение 2 30
ВВЕДЕНИЕ
Я не считаю, что доходы от перехода на рыночное
ценообразование с нашими ближайшими соседями могут нанести какой-то ущерб нашей
политике на постсоветском пространстве. Более того, уверен, что как раз
наоборот, это поможет решать наши внешнеполитические задачи и цели.
В.В. Путин
Актуальность
темы. Цена и
ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены
обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
Цена является
конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает
интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.
Объект
исследования. Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и
услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования:
рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование.
В условиях командного ценообразования установление цены является
прерогативной сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на
производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса
производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных
органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он
просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их
дальнейшее изменение.
Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования
происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на
продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара,
целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность.
Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят
непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или
услуги.
Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том,
что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим
собственником или производителем товара. Государственные органы могут
регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства
становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию.
Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется
законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию
предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в
экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.
Цены играют
важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской
деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные
результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены
выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков
сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета
издержек производства, определения объемов инвестиций, поэтому всё что связано
с ценообразованием является
Цель моей
работы исследовать сущность рыночного ценообразования, а так же выявить
основные преимущества и недостатки рыночного и планового ценообразования.
Глава
I. основные понятия цены и ценообразования
1.1. Понятие,
сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике.
Цена и ценообразование являются
центральными элементами рыночной экономики. Цены
обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
В самом общем
виде цена представляет собой
сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар.
В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В
ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность,
запросы, спрос, предложение и т. д. Цена - монетарное выражение ценности. Но,
как пишет Голубков Е.П., цена не всегда выражается в денежной форме. Бартер,
например, представляет собой очень древнюю форму натурального обмена, которая в
России, вследствие ограниченности оборотных средств у предприятий, используется
чрезвычайно широко.
Цена является конечным
показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы
всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.
Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги.
Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное
ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование.
1.2. Принципы
и подходы ценообразования.
1.2.1. Научная
обоснованность цен - необходимость учета в ценообразовании объективных
экономических законов.
Научной
обоснованности устанавливаемых цен способствует тщательный сбор и анализ
информации относительно действующих цен, уровнях издержек, соотношении спроса и
предложения, других рыночных факторах. Особое значение приобретает
прогнозирование макро- и микроэкономических показателей.
Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится
ключевым моментом в обосновании уровня цен.
Необходимо
обоснование и анализ различия цен, устанавливаемых предприятием, и ценами на
конкурирующую продукцию с точки зрения приобретения потребителем дополнительных
услуг и выгод в виде сервисного обслуживания, новизны и качества продукции,
гарантий на эту продукцию, предоставляемых предприятием – производителем
(Приказ Минэкономики РФ от 01.10.97 № 118,п.9).
1.2.2. Принцип
целевой направленности цен - предприятие должно определить, какие
конкретные экономические и социальные задачи оно будет решать в результате
использования выбранного подхода к ценообразованию.
1.2.3. Принцип
непрерывности процесса ценообразования. Согласно этому принципу продукция
на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной
рыночной ситуации вносятся постоянные изменения в уровень действующий на рынке
цен.
1.2.4. Принцип единства процесса
ценообразования и контроля за соблюдением цен. Целью контроля является
проверка правильности применения установленных законодательством правил
ценообразования. Прежде всего, это отношение к установлению цен на продукцию
предприятий монополистов, а также на продукцию первой необходимости, имеющей
большое социальное значение. За нарушение, установленных государством принципов
ценообразования, предусматриваются административные и экономические санкции.
С точки
зрения целей деятельности можно выделить следующие подходы к ценообразованию:
·
максимизация
прибыли в долгосрочном плане;
·
максимизация
прибыли в краткосрочном плане:
·
увеличение
показателя рыночной доли;
·
сохранение
статуса ценового лидера в отрасли;
·
препятствие
появлению новых конкурентов;
·
сохранение
лояльности со стороны торговых посредников;
·
улучшение
имиджа организации;
·
улучшение
продаж «слабых» продуктов;
·
предотвращение
«ценовых войн».
1.3.
Влияние государства на процесс ценообразования
Можно выделить три степени влияния государства на ценообразование:
- Фиксация цен. Государство использует
следующие основные способа фиксации цен;
·
использование
цен прейскурантов. Прейскуранты
цен на товары и услуги - это официальный
сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами,
государственными органами ценообразования. Количество цен, устанавливаемых с
помощью прейскурантов, может быть очень разным: близким к 100% в условиях
жесткого тотального контроля государства за уровнем цен
и незначительным, близким к нулю - в случаях преимущественно рыночного способа ценообразования. Обычно регулированию с
помощью прейскурантов цены
предприятий монополистов: электроэнергия, газ, нефть, коммунальные услуги,
транспорт. Цены на данную продукцию
вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на
определенном уровне способствует стабилизации всей экономической ситуации и
определяет степень стабильности цен во всех других сферах. Самым трудным здесь
является определение уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в
прейскуранте. Фиксация цен на уровне
выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке,
фиксация цен на уровне ниже рыночной цены
- к дефициту.
·
фиксирование
монопольных цен. Государство фиксирует цены
предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему
решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в
конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. Решить
вопрос о том является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает
антимонопольное законодательство. По российскому законодательству предприятие
занимает доминирующее (монопольное) положение, если его доля на рынке
составляет от 35% до 65%;
·
замораживание
цен. Данный подход используется в случае возникновения
диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится
исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается
применение замораживания цен только в краткосрочном периоде.
- Регулирование цен за счет установления
предельных уровней цен (установление
верхнего или нижнего лимита цен),
введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок,
регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек,
максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление
максимального размера разового повышения цен,
определение и регулирование цен на
продукцию и услуги государственных предприятий.
- Регулирование системы
свободного ценообразования за счет законодательного регламентирования
ценообразовательной деятельности участников рынка, ограничение
недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия государства на процесс
ценообразования заключается во введении ряда запретов:
·
запрет на
демпинг - запрет на продажу
товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов.
Данная практика особенно актуальна, если на рынке имеется лидер, стремящийся
вытеснить конкурентов с рынка или не допустить их проникновения на данный
рынок. Кроме того, такой запрет широко применяется в практике международной
торговли с целью предотвратить проникновение на рынок агрессивных импортеров
продукции, имеющих низкие издержки производства;
·
запрет на
недобросовестную ценовую рекламу - подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару;
·
запрет на
вертикальное фиксирование цен - запрет производителям
диктовать свои цены
посредникам, оптовой и розничной торговле.
·
запрет
на горизонтальное фиксирование цен - запрет
на соглашение нескольких производителей о поддержании цен
на продукцию на определенном уровне, в случае, если совокупная доля рынка этих
предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке. Подобное
ограничение особенно актуально в условии олигополистического рынка. Однако его
легко игнорировать, например, если предприятие - олигополисты договорятся между
собой не о единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения
цены на конечную продукцию.
Согласно Приказу Минэкономики
РФ (по разработке ценовой политики предприятия) от 01.10.97 № 118 (п.8), при определении цены продукции, выпускаемой
предприятием, следует учитывать следующие факторы:
·
уровень
потребительского спроса на эту продукцию;
·
эластичность
спроса, сложившегося на рынке этой продукции;
·
возможность
реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;
·
меры
государственного регулирования ценообразования (например, на продукцию
предприятий – монополистов);
·
уровень
цен на аналогичную продукцию предприятий – конкурентов.
Страницы: 1, 2, 3
|