В отличии от экономических законов, принципы не носят
всеобщего универсального характера, зависят от вида, типа
общественно-политической, экономической системы и в определенном смысле даже
характеризуют систему с точки зрения господствующей государственной идеологии и
общественной, социальной психологии
Рассматривая, усваивая принципы рыночной экономики, ее
отличия от централизованно управляемой, огосударствленной экономики, необходимо
понимать, что в чистом виде не существует ни той, ни другой экономики. Рыночная
экономика, есть по существу, смешанная экономика, в которой рынок сочетается с
государственным регулированием.
Механизмом, координирующим деятельность всех субъектов, являются
рынок и цены. Рынок - это механизм, с помощью которого осуществляется контакт
между носителями спроса и предложения. На основе согласования интересов этих двух субъектов формируется система
цен на продукты и услуги.
Рассмотрим, как рыночная система осуществляет координацию
индивидуальных, свободно принятых решений.
Вопрос о том, какие товары и в каком объеме следует
производить, решается на основе интересов предприятия. Эти интересы состоят в
получении прибыли. В соответствии с этим производиться будут лишь те товары,
которые обеспечивают получение прибыли. Решение об этом принимается путем
сравнения общего дохода, получаемого от продажи конкретного продукта, и
экономических издержек производства.
Экономические издержки представляют собой платежи,
которые необходимо произвести, чтобы приобрести и сохранить в своем
распоряжении нужное количество ресурсов. Они складываются из заработной платы,
жалованья, процента на капитал, рентных платежей за землю, выплат предпринимателю
за выполнение им функций по организации производства. Плата за выполнение этих
функций предпринимателем составляет нормальную прибыль. Следовательно, продукт
будет производиться лишь тогда, когда общий
доход от его продажи обеспечивает кроме компенсации платы, процента и ренты
также и нормальную прибыль. Если же общий доход выше нормальной прибыли, то это
превышение составляет чистую, или экономическую, прибыль, которая накапливается
у предпринимателя, берущего на себя весь риск и выполняющего функции главного
организатора операций фирмы.
Получение отраслью экономической прибыли свидетельствует
о том, что эта отрасль процветает, и служит сигналом к ее расширению.
Происходит перемещение в эту отрасль фирм из менее прибыльных секторов. Однако
для этого процесса характерно самоограничение. С вступлением новых фирм растет
предложение продукта, что постепенно снижает его рыночную цену до уровня, при
котором экономическая прибыль исчезает совсем. При нулевом значении
экономической прибыли отрасль достигает «равновесного объема производства».
При получении прибыли ниже нормальной у фирмы
возникает убыток. Такая отрасль является
сокращающейся. Фирмы из этой отрасли стремятся перейти в другие отрасли,
приносящие нормальную или превышающую ее прибыль. Одновременно с этим
происходит сокращение рыночного предложения по сравнению
со спросом, а цена продукции повышается, пока, со временем, убытки не ликвидируются.
Сигналами для расширения или сокращения производства
служит получаемая экономическая прибыль. Она же зависит от потребительского
спроса на продукцию. Покупая ту или иную продукцию, покупатель декларирует свои
потребности, голосует за ту или иную продукцию. Увеличение потребительского
спроса, т. е. увеличение числа голосов,
поданных за продукт, и означает экономическую прибыль для отрасли.
Таким образом, предприятия отнюдь не «свободны» производить
то, что они желают. Потребительские предпочтения, которые обусловливают
прибыльность одних продуктов и убыточность других, ограничивают свободу выбора
фирм.
Это утверждение также справедливо в отношении поставщиков
ресурсов. Спрос на ресурсы производный от спроса на товары и услуги. Так как
только те фирмы, которые производят товары, пользующиеся спросом потребителей,
могут работать с прибылью, то именно эти фирмы предъявляют спрос на ресурсы.
Следовательно, рыночная система передает потребительские сигналы производителям
ресурсов и добивается от них надлежащего ответа. Таким образом функционирует
механизм распределения ресурсов между отдельными отраслями, направляя их на
производство благ, пользующихся достаточно высоким спросом, и лишая неприбыльные
отрасли редких ресурсов.
Рыночный механизм вынуждает фирмы применять требующую
наименьших издержек, а поэтому экономически самую эффективную, наиболее
производительную технологию (оптимальную комбинацию производственных факторов,
необходимых для производства продукции, при минимальных затратах на
приобретение этих факторов). Самая эффективная технология обеспечивает фирме
получение наибольшей прибыли.
Рыночная система играет двойственную роль в распределении
созданного в экономике продукта. Получаемый каждым индивидуумом денежный доход
определяется количеством и видами ресурсов, которые он поставляет на рынок, и ценами,
по которым он может продать свои ресурсы. Цены на ресурсы играют ключевую роль
в формировании денежного дохода потребителя. Цены на продукты, в свою
очередь, определяют структуру расходов потребителя.
Рыночная экономика обладает механизмом адаптации к
меняющимся предпочтениям потребителя, технологиям производства, структуре
поставляемых ресурсов. Через изменения спроса на продукцию передается сигнал
об изменениях в структуре потребительского спроса. Это влечет за собой
изменение спроса на ресурсы, и, соответственно, корректируются каналы их
распределения. Производители более привлекательных товаров могут платить более
высокие цены за ресурсы, отвлекая их тем самым из других секторов экономики.
Конкурентная рыночная система содержит стимулы для технического
прогресса. Новаторское применение технологии, снижающей издержки производства,
обеспечивает инновационной фирме временное преимущество перед конкурентами.
Снижение издержек означает получение экономической прибыли. Передавая
потребителю часть экономии от снижения издержек
в форме снижения цены продукта, инновационная фирма может добиться
значительного увеличения сбыта и получения высокой экономической прибыли. В
рыночной системе создается обстановка, способствующая быстрому распространению новых
технологий. Конкуренты, если не хотят роста убытков и банкротства, должны постоянно
внедрять новые технологии.
Снижение цены на продукт, вызванное техническим прогрессом,
ведет к расширению инновационной отрасли вследствие увеличения объема производства
существующих фирм или вступления в отрасль новых фирм. Другими словами,
происходит переключение ресурсов из менее технически прогрессивных в более
прогрессивные производства. Тем самым формируется оптимальная производственная
структура страны.
Важным аспектом функционирования конкурентной рыночной
системы является то, что она обеспечивает совпадение частных и общественных
интересов. Фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов, поскольку
это отвечает их частной выгоде. С другой стороны, и в интересах общества,
чтобы редкие ресурсы использовались наиболее эффективными способами.
Рыночная система способствует эффективному распределению
ресурсов. Она обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых товаров
из имеющихся ресурсов. Это означает максимальную экономическую эффективность.
Как уже отмечалось, рыночная экономика не может
существовать и функционировать без государственного регулирования. При
отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в
действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также «наводят порядок» в
экономике, восстанавливают своеобразную равномерность и пропорциональность, но
ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, безработицы,
социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правит
мафия, рэкет, олигархи, коррумпированные чиновника.
В цивилизованной рыночной экономике характеризующейся
наличием системы ориентиров выражающих общегосударственные, общенациональные
интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе
стихии противостоит государственное регулирование. Государственное
регулирование в заметной степени ассоциируется с централизацией управления экономикой,
поэтому к нему относятся отдельные положения, высказанные ранее по отношению к
централизации.
Как правило, государственное регулирование рыночной
экономики – это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое
условие его надежной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно
проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной
деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением. С другой
стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их
органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был
бы отторгнут политической и социальной структурами.
Государственное регулирование рынка осуществляется
посредством законодательства, через государственное планирование,
программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством
нормативных актов. Изымая средства необходимые для общегосударственных нужд и
распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику, таким
образом, чтоб оказать влияние на рынок и рыночные отношения.
Регулирующая роль государства может осуществляться методами,
которые адекватные рыночным формам хозяйствования. Для этого следует
разработать целевые программы развития определяющих сфер хозяйства. Обеспечить
поддержку приоритетных направлений экономического развития, выделения для этих
целей кредитов, уменьшение налогов; стимулирования развития производства, а не
посреднической деятельности, разных социальных форм хозяйства; создать
благоприятные условия для привлечения в страну частного иностранного капитала,
прежде всего в форме прямых инвестиций к производственной сфере, областей,
которые вырабатывают товары потребления.
Государство может регулировать выпуск национальной
денежной единицы, осуществлять контролируемую эмиссию, обеспечивать
взаимодействие национального рынка с международным.
Регулирующая роль государства может состоять в
обеспечении равновесия в обществе. И чем большие отклонения от равновесия, тем
более сильными должны быть регуляторы.
Рынок выполняет ряд следующих функций.
Наиважнейшие функции рынка таковы.
Регулирующая функция. Рынок регулирует все экономические процессы –
производство, обмен, разделение и потреблении, определяя пропорции и
направления разделения экономических ресурсов на макро- и микроуровнях за счет
расширения или сужения спроса и предложений. Рынок способствует формированию
оптимальной структуры экономики, стимулируя расширение наиболее перспективных
отраслей. Он также действует в направлении повышения эффективности, как всего
общественного производства, так и отдельного вида продукции. Внутриотраслевая
рыночная конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, ведет к
росту производительности труда, повышению качества продукции. Перелив капиталов
между отраслями обеспечивает ускоренное развитие наиболее прибыльных и
эффективных отраслей.
Стимулирующая функция. Рынок побуждает производителей товаров и услуг
к снижению затрат, повышению качества и потребительских свойств товаров. Он
создает действующий механизм мотивации труда, стимулирует повышение
эффективности экономики на основе внедрения самых п передовых достижений НТР.
Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные
ставки на кредит и другие экономические индикаторы рынок дает участникам производства
объективную информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве
товаров и услуг. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять
собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Функция посредническая. Именно на рынке производители находят друг
друга и обмениваются результатами своей деятельности. Без рынка практически
невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая
и экономическая связь между конкретными участниками производства. Потребитель
имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества
продукции, ее цены, сроков поставки и других параметров). В то же время
продавцу предоставляется возможность выбора наиболее подходящего покупателя.
Функция ценообразующая. Именно на рынке происходит признание
произведенных затрат . Рынок признает не все
затраты, а лишь те из них, которые не превышают сложившийся в данный момент
уровень, признаваемый обществом.
Функция селективная. Рынок осуществляет «естественный отбор» в
экономике. Другими словами, экономическая структура очищается от экономически
неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц. Для развития наиболее
предприимчивых и эффективных создаются наиболее благоприятные условия.
Разделительная функция. Доходы производителей и потребителей в
рыночной экономике дифференцируются через цены, обуславливая социальное
расслоение общество по доходам.
Функция санации. Рынок через конкуренцию очищает экономическое
пространство от неконкурентоспособных производств и поддерживает самые
эффективные. Этот механизм санации экономического окружения деперсонализованный
и поэтому не может быть справедливым.
Аллокационная функция. Рынок обеспечивает производство оптимальной
комбинации товаров и услуг с помощью эффективных комбинаций ресурсов.
Эффективной считается такая комбинация ресурсов, при которой товары и услуги
производятся с минимальными альтернативным затратами. (Рис. 1.3.)
2 Развитие рыночной экономики в
современном обществе
2.1 Условия возникновения рыночной экономики в Украине
Провозглашение
24 августа 19991 года Украины независимым суверенным государством не только
явилось важной вехой в истории украинского народа, но и открыло реальные
возможности для создания нового, динамичного народного хозяйства рыночного
типа.
Перемены
в общественно-политической жизни государства привели к коренной перестройке
экономических отношений. Было раз и навсегда покончено с однопартийной системой
и идеологической монополией и вместе с ними – с командно- административными
принципами руководства в экономике, которые сдерживали развитие экономических
процессов в рамках социалистической модели экономического развития, оторванной
от современных достижений общемирового процесса, социального и
научно-технического процесса. Украина твердо стала на путь радикальных
экономических реформ.
Однако
переход от командно-административной экономики к рыночной, т.е. к принципиально
новой системе хозяйствования, не мог оказаться безболезненным. Переходный
период в Украине охарактеризовался глубоким социально экономическим кризисом,
который выразился в спаде производства, развале финансовой системы, снижении
жизненного уровня народа, инфляционных процессах, безработице и прочих
негативных явлениях.
С
подобными ситуациями столкнулись все посткоммунистические страны Центральной и
Восточной Европы, избравшие путь демонтажа командно-административной системы и
создания современной, основанной на рыночных отношениях, национальной
экономики.
Единственно
возможным средством выхода из такого кризиса является дальнейшее преобразование
экономики, создание условий для всестороннего развития предпринимательства и
дальнейшего развития рыночных отношений.
Сегодня
люди в Украине уже умеют считать деньги и начинают понимать, что их
экономическое благосостояние зависит не от государства, а в первую очередь -
от них самих. Со своей стороны государство проводит политику, направленную на
обеспечение формирования нового класса – класса предпринимателей, который
призван играть решающую роль в экономик, выступая реальным конкурентом
государственным предприятиям.
2.2 Рыночная модель для Украины
Мировой
опыт показывает, что при выборе определенной модели экономики и ее реализации
нужно учитывать общее и специфическое, которое есть содержанием переходной
экономики, в стадии которой находится Украина.
Вместе
с тем обязательно следует иметь в виду, что общие закономерности для переходной
экономики неодинаково выражаются в разных условиях, скажем, в условиях
восточной и западной цивилизации.
Страницы: 1, 2, 3
|