p> В 70-х годах НТР стала перерастать в технологическую революцию.
"Высокие технологии": обеспечивают резкий подъем эффективности
производства, позволяет более полно использовать (сырьевые ресурсы,
отходное производство), являются экологически чистыми. "Высокие технологии"
широко используются в странах западной Европы, Японии, Южной Корее,
Тайване, Сингапуре и Гонконге. В нашей стране рынок "высоких технологий" развивался очень медленно.
В настоящий период необходимо оказывать государственную помощь в развитии
фундаментальных и прикладных наук, экономически стимулировать их широкое
освоение и применение. В самом сложном положении находится наукоемкое
машиностроение. Некоторые заводы выживают лишь за счет перехода на выпуск
технологически отсталого оборудования, скатываясь на уровень 60-х годов. В послании ФС Президент отметил: "Необходимо остановить
технологический откат российской промышленности, не допустить, чтобы этот
процесс стал необратимым, прежде всего в отраслях, высоко конкурентных на
мировом рынке, - авиа космической, лазерной, атомной промышленности,
судостроении, космических услугах, разработке программного обеспечения". Рынок инвестиций входит в рынок ссудных капиталов, в качестве
предмета купли-продажи на нем выступает особый товар - капитал. Его
особенность состоит в том, что деньги приобретают дополнительную полезность
- способность возрастать по стоимости и приносить прибыль. Инвестиция - это
долгосрочное вложение капитала в промышленность и иные отрасли хозяйства
ради получения прибыли. При этом финансовые инвестиции идут на закупку
акций, облигаций и ценных бумаг, выпущенных корпорациями или государством.
Реальные инвестиции - это вложения денег в производственный основной
капитал (здания, сооружения, оборудование), жилищное строительство, товарно-
материальные запасы. В настоящий период общей нестабильной ситуации в экономике российские
предприниматели и иностранные инвесторы не стремятся делать вложения в
развитие России. Существующая инфляция - препятствие к инвестированию
средств в промышленность с помощью рыночных механизмов, рыночными методами.
Но она же благодаря этому важнейший фактор, обуславливающий необходимость
бюджетных инвестиций и административных методов контроля над экономикой и
административных структур, распоряжающихся ею В условиях реализации антикризисной программы и перехода к рыночной
экономике инвестиционная политика в России должна быть нацелена на
улучшение соотношения между капиталовложениями в ресурсодобывающие,
перерабатывающие и потребляющие отрасли; необходимо перераспределение
инвестиций в пользу отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс,
повышение доли вложений на развитие непроизводственной сферы, отраслей
социальной инфраструктуры. В настоящее время крайне тяжелая ситуация с
капиталовложениями: "основа инвестиционного кризиса - высокая инфляция,
вследствие чего деньги идут не в производство, а в посредничество.
Бюджетных вложений уже почти нет, фондового рынка еще нет - такова
неизбежная комбинация переходного периода, негативные последствия которой
для инвестиций совершенно очевидны. Из-за инфляции кредит стал не только
дорогим, но и преимущественно краткосрочным", более того, "Федеральному
Собранию и Правительству предстоит немало сделать для того, чтобы вложения
в российскую экономику стали более привлекательными для иностранных фирм.
При этом ясно, что последние будут воздерживаться от серьезных инвестиций
до тех пор, пока не наступит стабилизация, пока в российскую экономику не
начнут вкладывать капиталы отечественные предприниматели". Б.Н.Ельцин в
своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации предложил в 1994
году сформировать особые институты - финансово-промышленные группы: "Такие
институты способны поддержать достаточную инвестиционную активность и
технологические нововведения, обеспечивать концентрацию ресурсов в точках
роста и необходимую конкурентоспособность как на внутри российском, так и
на мировом рынках". Рынок ценных бумаг - Валютный рынок - система экономических отношений, связанных с
осуществлением операций купли-продажи (обмена) с иностранными валютами и
платежными документами в иностранных валютах (чеки, векселя, переводы,
аккредитивы), включает в себя значительное число локальных рынков по
осуществлению конкретных операций. По своему режиму валютные рынки
подразделяются на свободные (для регионов, где нет валютных ограничений) и
несвободные (где ограничения установлены и валютные операции разрешаются
уполномоченными органами либо по официальному валютному курсу). Существуют
рынки: евровалют, евродепозитов, еврокредитов, еврооблигаций. Международные
валютные рынки служат важным объектом анализа спроса и предложения.
Например: иностранные импортеры являются агентами предложения своих валют,
а российские импортеры выступают агентами спроса на иностранные валюты.
Получающиеся в результате равновесные обменные курсы валют связывают между
собой уровни цен всех стран. При равновесии спроса и предложения
устанавливается единый курс, применяемый для всех сделок банков с
клиентами. На валютных биржах традиционно производится официальная фиксация
валютных курсов несколько раз в течение дня, зафиксированные курсы
публикуются в официальных биржевых бюллетенях. Эти курсы используются
банками и деловыми различными предприятиями в качестве справочных при
заключении контрактов. "Правительство должно усилить валютный контроль. Нужны жесткие
санкции против нарушителей, незаконно укрывающих за границей валютные
ресурсы. Одновременно следует предоставить частным владельцами валютных
средств государственные гарантии, защищающие их от конфискации и
блокирования." Ш. Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил следующую
закономерность в способах преодоления препятствий на пути к конкурентному
рынку: развитие массового предпринимательства, создание рыночной
инфраструктуры, установление рыночного равновесия, либерализация цен,
обуздание неуправляемой инфляции, обеспечение единого экономического
пространства, создание открытой рыночной экономики. Чем больше
предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет
насыщаться товарами рынок. Но проблема нашей экономики в том, что "массовое
предпринимательство" в основном не занимается производством товаров и
услуг, его усилия направлены на перепродажу импортных товаров, оказание
посреднических услуг. Для того чтобы стимулировать рост производства -
основу рыночной системы, правительство намерено оказывать государственную
поддержку (финансирование, льготы) малому предпринимательству, прежде
всего, в приоритетных областях: производство и переработка
сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных,
промышленных товаров, товаров народного потребления и др., оказание
производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов
жилищного, производственного назначения, инновационная деятельность.
Правительством Российской Федерации 29 апреля 1994г. N 409 принято
постановление "О мерах по государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 годы", в котором
была одобрена Федеральная программа государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995гг. Главной целью
осуществляемых мер по государственной поддержке малых предприятий является
создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных
условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого
предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост. Чтобы наладить нормальные экономические горизонтальные связи между
предпринимателями и привести в движение всю систему рынков необходимо
создать рыночную инфраструктуру. Развитие рыночной инфраструктуры РФ
претерпевает в настоящее время определенные изменения. Наблюдается
постепенное сокращение числа бирж. Из 303 бирж, получивший лицензию, к
концу 1993 г. действовало около 180. Основная доля биржевого товарооборота
(40%) приходилась на 6 наиболее крупных товарных бирж. В структуре
биржевого оборота сократилась доля продукции производственно-технического
назначения (с 65% до 41 %) и товаров народного потребления (с 31% до 12%).
Расширились операции с денежными ресурсами и ценными бумагами на фондовых
биржах. Объем их продаж в общем, биржевом обороте увеличился с 3% в 1992г.
до 46% в 1993г. К концу 1993г. зарегистрировано около 2 тыс. коммерческих
и кооперативных банков и около 4 тыс. филиалов. Коммерческими банками
предоставляется 80% от общей суммы кредитных вложений в народное хозяйство.
Но как отметил Президент РФ Б.Н.Ельцин в обращении к Федеральному Собранию
РФ "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней
и внешней политики), 1994 г.: "...хотя Россия уже располагает основами
инфраструктуры рыночного хозяйства, распределена она весьма неравномерно. В
частности, страна не имеет эффективных институтов, обеспечивающих
функционирование рынков оборудования, земли, жилья и прочей недвижимости,
ценных бумаг, оптовой торговли." В течении прошлого года усилия Правительства были сконцентрированы на
проведении умеренно жесткой денежно-кредитной политики, продолжении
процесса приватизации, развитии взаимоотношений с государствами-участниками
СНГ, дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности. Однако ряд важных задач в социально-экономической сфере не был решен:
сохранялись негативные тенденции, проявившиеся в спаде промышленного и
сельскохозяйственного производства, остановке многих предприятий,
продолжении финансового кризиса, заметном снижении инвестиционной
активности, нерациональной структуре народного хозяйства, высоком уровне
инфляции. Подведены итоги социально-экономического развития России в 1993 году.
По всем показателям очевиден резкий спад производства и соответственно -
благосостояния населения страны. Валовый внутренний продукт составил 162,3 триллиона рублей и в
сопоставимой оценке сократился по сравнению с 1992 г. на 12%. Это вызвано
спадом производства продуктов и услуг в большинстве секторов экономики, в
том числе в промышленности - на 16,2%, в строительстве - на 7%., в сельском
хозяйстве - на 4%. Промышленность. Физический объем производства сократился по сравнению
с 1992г. на 16,2%., в декабре - на 16,1%. В 1993г. объем производства
продукции промышленности был ниже, чем в 1990 г., на 37%., в том числе в
добывающих отраслях на 28%., в обрабатывающих - на 38%. Из 262 видов промышленной продукции, учитываемых в срочной
отчетности, по 234 (89%.) объем производства сократился, а по 28 -
увеличился (11%.). Темпы спада физического объема промышленного производства в марте
1994г. были максимальными за квартал и составили по отношению к марту
1993г. 27,4% (в январе и феврале соответственно 23,1 и 24,1%). В целом в 1
квартале 1994г. производство сокращалось быстрее, чем в 1993г. Если потери
за 1 квартал 1993г. составили 19,3% объема выпуска соответствующего периода
предыдущего года, то за 1 квартал 1994г. - почти четверть. Главной причиной углубления промышленного кризиса является сокращение
платежеспособного спроса. В результате резко участились длительные
остановки предприятий и отдельных производств. В феврале такие остановки
были на 4,3 тыс., а в марте - на 5 тыс. предприятий. В топливно-энергетических отраслях в 1993г., добыча и производство
всех видов первичных энергоресурсов уменьшились по сравнению с 1992 г. на
6%. В черной металлургии в 1993г. из-за снижения спроса сократилось
производство основных видов продукции: чугуна выплавлено на 12% меньше, чем
в 1992г., стали - на 13%, готового проката - на 9 %, стальных труб - на
28%. В машиностроении под воздействием снижения платежеспособного спроса
потребителей существенно уменьшился выпуск многих видов изделий: из 62
важнейших видов продукции, учитываемых в срочной отчетности, по четверти
сокращено производство на 20-40% и почти по трети - на 50% и более. В
меньшей степени сократился выпуск продукции автомобильной промышленности,
пользующейся относительно устойчивым спросом. В отраслях оборонной промышленности сокращение общего объема
производства продукции на конвертируемых предприятиях составило 11%.
Удельный вес гражданской продукции в общем, объеме выпуска конвертируемых
предприятий составляет около трех четвертей. Химико-фармацевтическая промышленность сократила производство по 11
из 16 важнейших фармакотерапевтических групп препаратов. В лесозаготовительной промышленности по сравнению с 1992г. выпуск
деловой древесины уменьшился более чем на четверть. На предприятиях легкой промышленности в 1993г. произведено 3,7 млрд.
кв. м. тканей (на 27% меньше уровня 1992г.) 547 млн. пар чулочно-носочный
изделий (на 13%), 146 млн. пар обуви (на 34%). В производстве товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения
сложилась неоднозначная ситуация. Производство холодильников и
морозильников в 1993г. составило 3,5 млн. штук (на 9% больше, чем в
1992г.), телевизоров - 4 млн. (на 8% больше), стиральных машин - 3,9 млн.
(на 10% меньше), швейных машин - 1,4 млн. (на 13% меньше),
видеомагнитофонов - 270 тыс. (на 39% меньше, чем в 1992г.). В 1993г. замедлилось сокращение производства отдельных
продовольственных товаров: произведено 4,0 млн. тонн мяса, 8,2 млн. тонн
цельномолочной продукции, 1,1 млн. тонн растительного масла, 3,9 млн. тонн
сахара. Обеспечен рост производства растительного масла, мясных
полуфабрикатов, жирных сыров и брынзы, молочных консервов, майонеза. Из-за возросших трудностей с материально-техническим обеспечением,
ухудшения финансового положения и по другим причинам в 1993 г. прекратили
свою деятельность 14 тыс. фермерских хозяйств. В 1993г. объем валовой
продукции сельского хозяйства сократился по сравнению с предыдущим годом на
4%, при этом в личных подсобных хозяйствах населения стоимость валовой
продукции возросла на 4% Состояние сельскохозяйственного производства в
январе-марте 1994г. оставалось кризисным. Продолжилось сокращение
производства животноводческой продукции. В хозяйствах всех категорий объемы
реализации скота и птицы на убой снизились по сравнению с 1 кварталом
1993г. на 13%, производство молока - на 9, яиц - на 6%. В общественном
секторе объемы производства мяса и молока сократились на 15-18%, а в личном
- остались на уровне соответствующего периода 1993г. Потребительский рынок. По сравнению с 1992 г. насыщенность розничной
торговой сети товарами увеличилась. Если в 1992 г. коэффициент уровня
наличия продовольственных товаров в розничной торговле составлял примерно
50% , непродовольственных - 70% то в 1993г. он был равен 60-70% и 80-90%. Доля частного сектора торговли в объеме розничного товарооборота
составила 71% (в 1992 г. 62%), государственного - 25 %(37%), других
негосударственных форм собственности - 4%(1%). Ситуация с неплатежами (1993-1994гг.) характеризуется следующими
тенденциями. Нарастают объемы просроченной задолженности поставщикам и
покупателей продукции, задолженность предприятий по оплате труда, не решена
проблема с оплатой продукции, произведенной по заказам государства,
нарастают объемы неплатежей по ссудам банков, имеет место задолженность
государства по своим обязательствам, продолжает расти задолженность
предприятий по оплате труда своим работникам. Вместе с тем в условиях
высокой инфляции динамика неплатежей в текущих ценах дает искаженную
картину. Просроченная задолженность, скорректированная на индекс инфляции и
измеренная в постоянных ценах (к декабрю 1992г.) сократилась: на 1 января
1993г. просроченная задолженность поставщикам в промышленности составляла
1139.3 млрд. руб., а на 1 февраля 1994г. в текущих ценах 10992.5 млрд.
руб., т.е. возросла в 9.6 раза, а в сопоставимых ценах - 952.4 млрд. руб.,
т.е. сократились на 16.4%; на 1 января 1993г. задолженность покупателей
составляла 1797.9 млрд. руб., а к 1.02.94г. в текущих ценах возросла до
15194.2 млрд. руб. (в 8,5 раза), а в сопоставимых ценах составила 1316.4
млрд. руб. (сократилась на 26.8%). Вместе с тем в IV квартале 1993г. четко
наметилась тенденция возрастания задолженности, исчисленной в неизменных к
декабрю 1992г. ценах. Сохраняющиеся неплатежи способствуют нарастанию
кредиторской задолженности, сокращению платежеспособного спроса и
замедлению роста цен. Кредиторская задолженность обследуемых ГКС
предприятий с 1 февраля по 1 марта возросла на 17% (с 54 до 63 трл. руб.),
а просроченная задолженность в ней с 37 до 40%. При этом финансовое
состояние предприятий было таково, что имеющиеся у них денежные средства
покрывали просроченную задолженность поставщикам в среднем на 41%.
Страницы: 1, 2, 3
|