Меню
Поиск



рефераты скачать Рынок его структура и функционирование

 


1.3. Механизм функционирования рынка

Для характеристики рыночных  процессов уже употреблялись такие понятия, как спрос, предложение и равновесная цена. Здесь мы рассмотрим их как “многомерные” явления в процессе рыночного   ценообразования. Так, спрос является по меньшей мере двуединым понятием, связывающим количество покупае­мых экономических благ с их ценой. Это со­отношение цен и количеств следует рассмат­ривать относительно фиксированной единицы времени. Как увидим ниже, фактор времени может существенно менять соотношение коли­чества продаж и цен за единицу товара.

Своеобразие   закона спроса — в обратной зависимости между ценой и покупаемым ко­личеством: чем выше цена, тем меньшее ко­личество товаров будет куплено потребителем. И наоборот, если цена ниже или снижается, количество продаж возрастает. Когда на ры­нок поступает больше данного товара, то при прочих равных условиях его реализация воз­можна лишь при снижающейся цене.

Понятие спроса,  характерную для закона спроса обратную зависимость между количеством продаж товаров и их ценой можно показать на графике с помощью кривой спроса на рис 3 (приложение 2).

На оси абсцисс - OX - можно   отложить количество продаж данного товара, а на оси ординат - OY -его цену. Кривая спроса будет графическим выражением двух важнейших особенностей закона спроса. Во-первых, кривая DD в любой ее точке демонстрирует обратную зависимость между ценой и количеством продаж.

Во-вторых, кривая спроса - это пологая линия с весьма характерным наклоном (иногда ее изображают вогнутой вовнутрь). Крутизна наклона может быть  большей или меньшей, так как у различных товаров спрос неодинаков. Но сам по себе наклон кривой - это графическая иллюстрация закона постепенного убывания спроса, отражающего субъективные оценки покупателей о снижающейся предельной полезности покупаемых ими товаров. Индивидуальный спрос отдельных покупателей может не подчиняться общей закономерности, но, при рассмотрении кривых спроса в совокупности (по отдельным товарам, у индивидуальных покупателей) обнаруживается подтверждение описанного здесь действия закона спроса.

При прочих равных условиях действие закона спроса осуществляется согласно представленному описанию и графику. А если условия изменяются? О какой ситуации можно говорить как о ситуации изменившегося спроса?

Для уяснения этих вопросов вернемся к рис.3. Любой произвольно взятой точке на его кривой   спроса — DD соответствуют определенные значения двух переменных — цены и количества продаж. Спрос не изменился, если количество продаж изменяется в обратной зависимости от движения цены. Не произошло также изменений   в положении кривой спроса DD: она осталась неподвижной. Движение имело место по неизменной кривой спроса — DD из одной ее точки в другую, соответственно тому, как менялась одна из переменных, вызывая соответствующее обратное изменение другой.   Например, в точке А на кривой DD (рис. 3) имеет место ситуация высоких цен и малого количества продаж; в точках В, С, Е — постепенное снижение цены и увеличение продаж, в точке Е— наибольшее   количество продаж, вызванное низкими ценами. По этой же кривой спроса можно проделать движение в противоположном направлении, продвигаясь по этим же или другим произвольно взятым точкам. Переходя от точки Е к точкам С, В и т. д., можно зафиксировать сокращение количества продаж вследствие более высокой цены. Итак, движение вверх по   кривой DD это рост цен и снижение продаж; движение вниз — снижение цен и рост продаж. Спрос не изменился, хотя создается видимость его “регулирования” за счет изменения цены.

Что же следует понимать под изменением спроса? Ответ на этот вопрос однозначен: изменение спроса — это движение всей кривой спроса DD, означающее изменение продаж независимо от цены. При возросшем спросе и той же цене количество продаж товара возрастает; при снижении спроса количество продаж сокращается, хотя цены остаются теми же, или даже ниже.

Движение кривой спроса вправо и вверх относительно   прежнего ее положения   DD означает рост спроса. В качестве примера на рис.4а взята точка B1, показывающая увеличение продаж  товара по той же цене. Размер увеличения показан стрелкой на оси X.

На рис.46 движение кривой спроса произошло влево и вниз от ее прежнего положения, что означает снижение спроса, показанного на кривой DD. Снижение объема продаж по той же цене зафиксированно в точке В2 и показано стрелкой на оси абсцисс.

Почему изменился   спрос, какие факторы влияют на его изменение? Прежде всего отметим, что спрос постоянно изменяется, статичным он бывает только на графике. Но все же принято учитывать не просто его случайные колебания, а воздействие конкретных условий. Вот некоторые  важнейшие  из них. Во-первых, увеличение доходов и платежеспособности вызывает рост спроса; снижение их - сокращение спроса. Во-вторых, по мере наполнения рынков одноименными товарами спрос будет снижаться, а уменьшение их количества приведет к росту спроса. В-третьих, наличие на рынке товаров-заменителей (например, пшеница и рожь, говядина и свинина, уголь и нефть и т. п.) снижает спрос на каждый из них,   а отсутствие - вызывает рост спроса на безальтернативный товар. В-четвертых, спрос может измениться вследствие субъективных вкусов и склонностей потребителей. Например, изменение образа жизни вследствие высоких доходов, роста культуры и технической грамотности, в особенности молодых групп населения, вызывает   рост спроса на компьютеры, видеотехнику, автомобили и т. п. товары.

Изменения в области спроса требуют адекватной реакции со стороны предложения. Что оно собой представляет?

Предложение - это та сторона рыночного процесса, которая характеризует непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством,   производимым и предлагаемым к продаже. Уровень цен и объем продукции, количество  ее продаж изменяются однонаправленно: если цены выше, то на рынок будет поступать к продаже больше товара. И наоборот,   если цены на данный товар снижаются,  будет сокращаться и его предложение.

Основным индикатором здесь выступает цена. По каждому из великого множества товаров и услуг цена дает оперативную информацию о необходимости сокращения или наращивания   производства   и предложения товаров, пользующихся  спросом. От уровня цен зависит выручка, доход, прибыль; чем они выше, тем оперативнее предложение. В этом смысле предложение—это довольно сложная работа, выполняемая не ради альтруизма и требующая   соответствующего вознаграждения.

В условиях конкуренции рост предложения имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены, и наоборот, при неудовлетворяющих, снижающихся ценах потребуется сложная организационная работа по переориентации предложения на другие товары, связанные с ними издержки, технологии, объем выпуска и т. д.

Предложение иллюстрирует рис. 5 и кривая SS. На оси абсцисс можно обозначить количество товаров, предлагаемых к продаже; на оси ординат — их цены. Полого поднимаю­щаяся линия SS (или кривая предложения) в любой ее точке характеризует важную зако­номерность: чем выше цена, тем большее ко­личество товаров будет предложено для про­дажи на рынке. Если цена ниже, количество предлагаемых к продаже   товаров меньше, так как их издержки не будут возмещены, а тем более не будет дохода.

Теоретически кривая  предложения может быть изображена прямой или изогнутой поло­го поднимающейся  линией с большей или меньшей крутизной наклона. Но общий вид кривой предложения не содержит ничего случайного: она лишь моментальная “фотография” и иллюстрация закона предложения, т. е. движения производства в строгом соответствии с экономической целесообразностью, подтверждаемой фактором цены.  Двигаясь по кривой предложения SS от точки А и вверх к точке D, фиксируем рост предложения под влиянием повышающихся  цен; движение по кривой SS вниз от точки Е к точке А вызывает снижение предложения под влиянием падающих цен. Предложению,   как и спросу, свойственны по меньшей мере две закономерности. Во-первых, закономерность прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемых   к продаже товаров.   Используя рис.5, эту закономерность можно представить как альтернативы ресурсовложения для предпринимателя. Площадь выше кривой предложения SS — это область альтернатив со знаком “плюс”, а площадь под этой кривой — альтернативы со знаком “минус”. Наилучшая альтернатива — это ресурсовложение, возмещенное денежной   ценой  со стороны спроса.

Во-вторых, имеет место и другая закономерность: предложение может возрастать и при той же цене. Ее также можно   изобразить графически кривой предложения SS, передвинутой вправо и вниз. Эту работу можно про­делать самостоятельно,  используя  график 6-3, определив точные цифровые значения точек на осях абсцисс и ординат. Напомним важное отличие: кривая спроса при его увеличении сдвигалась вправо и вверх. Рассматриваемая здесь кривая предложения, если ее внести пунктиром в наш рис.5, переместится вправо вниз, означая рост предложения при той же цене. Под влиянием каких факторов это может произойти? Отметим их:

рост конкуренции на рынках одноименных, взаимодополняемых и взаимозамещаемых товаров;

рост доходов, платежеспособности и других факторов, вызывающих в конечном итоге расширение спроса:

научно-технический прогресс и совершенствование технологий,   снижающих издержки производства товаров;

улучшение условий продажи за счет рекламы, маркетинга и т. п. факторов, способствующих увеличению спроса.

Как видим, кривые предложения, как и кривые спроса — это лишь формализованные с помощью графика отдельные явления рыночного процесса. С их помощью можно выявить наиболее общие закономерности, но охватить все многообразие рыночных сил невозможно. То же можно отметить и о понятии рыночного равновесия цен.

Оно устанавливается под влиянием многочисленных конкурентных сил на рынке, в этой связи цену называют конкурентным равновесием спроса и предложения, или уравновешивающей рыночной ценой, при которой совокупное предложение и совокупный спрос равны друг другу. В наиболее общем виде их можно представить с помощью совмещенных кривых спроса и предложения график 6.

Уравновешивающая рыночная цена находится в точке пересечения кривых предложения SS и спроса DD. Точка пересечения соответствует определенной   величине, которая может быть установлена как на оси абсцисс (количество товаров), так и на оси ординат (цены за единицу товара). Рыночное равновесие цены устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда:

— количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое предложение согласно продать;

- отсутствует тенденция изменения цен и количеств товара, исключены  также прочие экономические условия.

Из графика 6 следует, что равновесие спроса и предложения установилось на уровне точки В, которая соответствует определенному ценовому значению Р и количеству продаж Kр, удовлетворяющему этому ценовому равновесию. В указанных значениях, в течение фиксированной единицы времени, экономические интересы продавцов и покупателей совпадут, уравновесятся, будут удовлетворительны для обеих сторон. Любое понижение цены, отклонение ее от точки равновесия означает превышение спроса над предложением. И наоборот, рост цены выше равновесной точки вызовет ситуацию превышения предложения над спросом.

Разумеется, в реальной действительности колебательные отклонения происходят не так редко: равновесие - это скорее динамичное, чем статичное состояние экономики. Но, фиксируя равновесие в данном временном отрезке, можно объяснить то, что происходит за пределами точки равновесной цены. Из графика 6 видно, что высокие цены предложения могут послужить причиной товарного избытка, перепоризводства и переполнения рынков, а значит, и затруднений с продажей товаров данного вида. И наоборот, недостаточное количество товара на рынке вызовет избыток спроса, “изнанкой” которого является дефицит, ажиотаж и другие нездоровые явления. Уравновешивание спроса и предложения сопровождается движением цены, ее отклонением в ту сторону, где требуется противовес для установления равновесия на рынке. Таков в наиболее общем виде механизм установления цены на конкурентном рынке любого из множества товаров. По каждому виду товаров - свой равновесный уровень цены, поэтому принято считать, что существует множество рынков, равное множеству товаров (например, рынок стали, рынок автомобилей, рынок одежды, рынок рабочей силы, рынок денег, валют и т. д.). Равновесие—закон для каждого из них, благодаря чему поддерживается равновесие экономической системы в целом.


1.4. Роль государства в рыночной экономике


Государственные органы играют большую роль в экономической жизни. Государство влияет на рынок:


1.      Разрабатывая законы, нормы и правила.

2.      Покупая и продавая товары и услуги.

3.      Осуществляя трансфертные платежи.

4.      Облагая налогами.

5.      Предпринимая попытки стабилизировать экономику.

6.      Воздействуя на распределение ресурсов.

 

1. Государственные органы власти определяют право­вую основу, в соответствии с которой устанавлива­ются основные нормы (правила) владения собствен­ностью и функционирования рынков. Если правовая основа не допускает частной собственности на пред­приятия, то экономика — социалистическая; если предприятия находятся в собственности отдельных лиц и действуют ради частной прибыли, то экономика — капиталистическая. Даже в наиболее “чистых” капиталистических экономиках существуют ограничения на права собственности. Например, как верно то, что не каждый может владеть писто­летом, так верно и то, что люди не являются пол­ностью свободными в использовании своей соб­ственности в соответствии со своими желаниями;

так, строительство фабрики на территории жилых массивов является, как правило, незаконным актом.

Вдобавок к этому государственные органы всех уровней регулируют экономическое поведение, устанавливая подробные правила (нормы) деятель­ности предприятий. Регулирующие правила прости­раются от зональных требований, ограничивающих использование земли и размещение предприятий, а также правил соблюдения техники безопасности и охраны здоровья на предприятиях и строительных правил до попыток полного запрещения некоторых видов экономической деятельности, таких, как продажа героина. Некоторые правила относятся ко всем предприятиям; в их число входят законы против мошенничества и расовой дискриминации при найме на работу, а также антитрестовские законы, которые (кроме всего прочего) запрещают соглаше­ния между конкурентами об установлении фикси­рованных цен. Некоторые правила касаются только определенных отраслей, как, например, требования к парикмахерам и врачам иметь соответствующую подготовку, и законы, запрещающие конкуренцию с местной электрической компанией.

2. Государственные структуры покупают и производят много товаров и услуг, таких, как оборона, образо­вание, парки и дороги, которыми они обеспечивают фирмы и домашние хозяйства. Большая часть этих блат, например оборона и образование, предоставля­ется пользователям без непосредственной их опла­ты. Некоторые, как, например, поездки на местных автобусных маршрутах, пользование автотрассами и государственные издания, оплачиваются непосред­ственно пользователями.

Государственным структурам, как и частным фирмам, приходится решать, что покупать и что производить самим. Например, обычно государственные органы приобретают компьютеры, но сами производят программы, необходимые для рабо ты на компьютерах. Для этого они должны выступать как покупатели на рынках программных продуктов.

Государственные структуры также производят и продают товары и услуги. Во многих странах находятся в собственности государства телефонные компании, системы снабжения электроэнергией. В некоторых штатах США только государственные магазины (находящиеся в собственности правительства штата) могут продавать алкогольные напитки. В ряде зарубежных стран государство является монопольным продавцом табачных изделий.


3. Органы государственного управления производят трансфертные платежи, такие, как выплаты пособий по социальному обеспечению и безработице отдель­ным гражданам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.