p> - "телефонные" внебиржевые рынки валютных облигаций, казначейских
векселей и т.д. * Ценные бумаги частных эмитентов: - внебиржевое первичное размещение акций вновь созданных акционерных
обществ, долговых ценных бумаг; - внебиржевой вторичный рынок ценных бумаг коммерческих банков
(депозитных и сберегательных сертификатов, финансовых векселей); - стихийные внебиржевые рынки ценных бумаг (оборот по ценным
бумагам как между предприятиями, так и между физическими лицами); - электронные внебиржевые рынки, имеющие организованные системы
торговли (электронный рынок ELM (акции на нем котируются наряду с
продовольствием, химической продукцией и т.п.),
проекты корпорации "АСТ", "Национальной торгово-банковской системы" и др.
Электронные фондовые рынки находятся в процессе формирования; - стихийный рынок суррогатов ценных бумаг (коммерческие сертификаты,
кредитные опционы, стандартизированные страховые полисы, обращающиеся
товарные контракты, "билеты", свидетельства о депонировании и т.п.); Следует отметить, что до 1993г. российский внебиржевой рынок
отличался спекулятивностью и большим количеством афер, и только с 1993 г.
он стал приобретать оптовый характер (торговля крупными партиями акций
для установления контролирующего влияния и т.п.) и развиваться по
цивилизованному пути. 3. Технологии торговли, применяемые на первичном и вторичном рынках
ценных бумаг. В зависимости от применяемых технологий торговли можно выделить
следующие рынки: стихийный, дилерские и аукционные. Стихийный рынок. Правила заключения сделок, требования к ценным
бумагам и участникам не установлены, торговля осуществляется произвольно,
в частном контакте продавца и покупателя. В российской практике существует много примеров подобных рынков. Это
стихийный рынок, сложившийся вокруг Российской товарно-сырьевой биржи
(торговля ваучерами) и уличный рынок ценных бумаг "Гермеса" в 1992-1993
гг., стихийный рынок вокруг Центральной республиканской универсальной
биржи в 1994 г. Аукционные рынки. Это рынки, которые характеризуются публичными
гласными торгами с открытым соревнованием покупателей и продавцов в
назначении ценовых и других условий сделок по ценным бумагам, при
наличии механизма сопоставления заявок на покупку и продажу и установления
удовлетворяющих друг другу заявок, которые могут служить основанием для
заключения сделок. Аукционные рынки подразделяются на: простой
аукционный рынок, голландский аукцион и двойные аукционные рынки. * Простой аукционный рынок - рынок, на котором состязаются только
покупатели, прямая конкуренция продавцов отсутствует.
Перед началом торгов, на основании заявок на покупку и продажу,
составляется сводный котировочный лист. Аукцион происходит путем публичного
последовательного оглашения списка предложений, по каждому из которых
проводится гласное состязание покупателей путем назначения новых цен.
Простой аукцион лежит в основе деятельности большинства российских бирж и
фондовых отделов товарных бирж, и часто используется для организации
внебиржевых аукционов ценных бумаг, проводящихся российскими
инвестиционными институтами. Данная технология подходит для развивающегося
и неликвидного рынка ценных бумаг, каким является российский рынок. * При голландском аукционе происходит предварительное накопление
заявок покупателей, которые заочно рассматриваются эмитентом или
посредником, работающим в его интересах. Устанавливается единая цена,
которая равна самой нижней цене в заявках на покупку, позволяющей продать
весь выпуск. Все заявки на покупку, представленные по ценам выше
официальных, удовлетворяются по официальной цене. По данной схеме
проводятся аукционы казначейских векселей в США. В России она
использовалась для размещения ГКО, но в данном случае заявки
удовлетворялись по ценам , по которым они были поданы. * Двойные аукционные рынки - на таких рынках между собой конкурируют
и продавцы и покупатели. Этот вид рынка в свою очередь включает: -онкольные рынки, -непрерывные аукционные рынки. а) Онкольные рынки. До начала торгов накапливаются заявки о
покупке и продаже, которые затем ранжируются по ценовым предложениям,
последовательности поступления и количеству. Совпадающие заявки и
предложения сравниваются, устанавливается определенный курс, по которому
можно удовлетворить наибольшее количество заявок о покупке и
предложений на продажу. Такие рынки широко используются на Западе в
организации двойного режима работы фондовых бирж. Подобные рынки начали
функционировать в России, например, в деятельности валютной биржи. б) Непрерывные аукционные рынки. Именно по данной схеме организована
работа крупнейших фондовых бирж на Западе. В период торгов на таком рынке
возникает непрерывный поток заявок на покупку и предложений о продаже,
которые регистрируются специально уполномоченными лицами, сводящими между
собой все поручения продавцов и покупателей. Вновь поступающие заявки
сравниваются с зарегистрированными ранее и, если они совпадают, то
удовлетворяются в порядке поступления, а при одновременном поступлении
- выполняются наибольшие по сумме поручения. Непрерывный аукционный рынок
возможен лишь при значительных объемах ежедневного предложения ценных
бумаг (более 10000 лотов ежедневно). В России примером такого рынка может
служить рынок ГКО. Дилерские рынки. На этих рынках продавцы публично объявляют о ценах
предложения и порядке доступа к местам покупки ценных бумаг. Покупатели
согласные с ценовыми предложениями и
другими условиями инвестирования, заявляют о своих намерениях и приобретают
ценные бумаги. Продавцы несут обязанность совершить сделки с любым лицом по
ценам, которые они объявили. Прямой открытой конкуренции между продавцами
или между покупателями не происходит. Дилерские рынки применяются при: а)
первичном размещении ценных бумаг; б) в тендерных предложениях
(публичном предложении крупного инвестора о покупке ценных бумаг). Организовать дилерские рынки можно на основе следующих видов
предложении ценных бумаг: -локализованного (назначение нескольких локальных мест продаж за
наличные); -распределенного (создание распределительной сети из рыночных мест,
по категориям инвесторов, ценных бумаг, формам оплаты); -продленного (создание постоянного предложения различных видов ценных
бумаг в филиальной сети коммерческого или сберегательного банка). Схема дилерских рынков в России использовалась при первом публичном
предложении акций для частных и юридических лиц (межбанковское объединение
"Менатеп", декабрь 1990 г.) и при размещении Сберегательным банком РФ
продленного предложения на приобретение выпущенных им акций в своих
отделениях и филиалах. III. РЕГУЛЯТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ФОНДОВОГО РЫНКА Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных
бумаг, включающая: - регулятивные органы (государственные органы и саморегулирующиеся
организации); - регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные,
лицензионные и надзорные); - законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятивные
нормы, действующие на рынке ценных бумаг, которые на 90% состоят из
законодательства по ценным бумагам); - этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса,
утверждаемые саморегулирующимися организациями); - традиции и обычаи. Регулятивная инфраструктура является одной из обеспечивающих систем
рынка ценных бумаг. Существуют следующие модели регулятивной инфраструктуры, используемые в
международной практике. 1. По критерию "субъект регулирования" можно выделить следующие подходы: а) основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит
государству. Пример-Франция; б) регулирование разделено между государством и саморегулирующимися
органами (добровольными объединениями профессиональных участников рынка
ценных бумаг). Пример-Великобритания. 2. По критерию "жесткость регулирования" возможно выделить следующие
модели регулятивной инфраструктуры: а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и формальных
процедурах, детальном контроле за их соблюдением (США); б) базирующиеся на широком использовании, наряду с жесткими
предписаниями, неформальных договоренностей, традиций, рекоммендаций,
согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению сложных ситуаций
и т.п. (Великобритания). В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг характер
регулятивной инфраструктуры может быть банковским, небанковским или
смешанным. Регулятивная инфраструктура фондового рынка в России
характеризуется: - смешанной моделью инфраструктуры; - гипертрофированной ролью государства в регулировании; - значительными пробелами в законодательстве о ценных бумагах; - жесткими предписаниями и слабым контролем за их исполнением; - отсутствием правил честной практики на рынке ценных бумаг, формально
предназначенных профессиональным сообществом фондового рынка; - отсутствием традиций и обычаев (в связи с 70-летним перерывом в работе
рынка). 1. Государственное регулирование Государственное участие в регулировании фондового рынка необходимо,
поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для
финансовой безопасности страны. Особенно активную роль государство
должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в
стране, т.к. только оно может "запустить" это рынок в его
цивилизованной безопасной форме. Основные функции государства в регулирование рынка ценных бумаг: а) идеологическая и законодательная (концепция рынка, программа ее
реализации и т.п.; б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраструктуры; в) установление "правил игры" (требований к участникам, операционных
и учетных стандартов); г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка
(надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по
их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм,
применение санкций); д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и
обеспечение ее открытости для инвесторов; е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т.ч.
государственные или смешанные схемы страхования инвестиций); ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других
видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального,
налогового); з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных
ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных
ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства). Другим аспектом роли государства на рынке ценных бумаг является
то, что оно выступает крупнейшим эмитентом (финансирование
государственного долга) и инвестором (государственная собственность в
ценных бумагах предприятий и банков), использует инструменты рынка ценных
бумаг для проведения макроэкономической политики и, в лице центрального
банка, является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг. Российский фондовый рынок имеет исключительно сложную и противоречивую
структуру государственных органов, регулирующих рынок. Эта сложность
объясняется тремя причинами: 1) смешанная модель рынка ценных бумаг (центральный банк и
небанковские государственные органы в качестве регулирующих инстанций; 2) активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг
приватизационного агенства (Госкомимущества); 2. Саморегулируемые организации. Саморегулируемыми организациями признаются предпринимательские
ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов
формальные правила в ведении бизнеса. В странах с рыночной экономикой обязательно существует одна или
несколько ассоциаций инвестиционных институтов, действующих в национальном
масштабе и признанных в этом качестве государством как основных
представителей профессионального сообщества в области ценных бумаг. В
случае такого признания государство передает часть своих функций по
надзору и регулированию рынка. Саморегулируемые организации обладают следующими основными признаками: - это добровольное объединение; - членами являются профессиональные участники рынка ценных бумаг; - выполняют функции саморегулирования и установления формальных правил
ведения бизнеса; - выполняют функции, переданные им государством. Виды саморегулируемых организаций. Международные организации - Международная организация фондовых
бирж. Национальные организации - обычно в каждой стране существуют
организации, претендующие на представительство интересов профессионального
рынка ценных бумаг данной страны. В США это Национальная ассоциация
инвестиционных дилеров (NASD), В Японии - Японская ассоциация
инвестиционных дилеров и т.д. Региональные организации учреждаются в относительно замкнутых
региональных рынках ценных бумаг. Кроме организаций профессиональных участников бумаг существуют и
другие виды организаций участников рынка ценных бумаг. С целью защиты
интересов свои организации также создают эмитенты, институциональные и
частные инвесторы. Саморегулируемые организации в России. По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут
принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов или профессиональных
общественных организаций. Функции российских саморегулируемых организаций соответствуют
общепринятым в мировой практике: -саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг, -поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка
персонала, -развитие инфраструктуры фондового рынка, -проведение совместных научных разработок, -коллективное предпринимательство своих интересов и интересов
инвесторов. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций и контроль за
их созданием осуществляется Федеральной Комиссией по ценным бумагам и
фондовым биржам. IV ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА Формирование фондового рынка в России повлекло за собой
возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем,
преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и
функционирования рынка ценных бумаг. В данном разрезе возможно выделить следующие ключевые проблемы
развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного
решения. 1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е.
хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности. 2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного
обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных
пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных
денежных ресурсов на цели
восстановления и развития производства в России. 3. Улучшение качественных характеристик рынка: - наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков
ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду
развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к
номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-
15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка; - пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и
незаконной профессиональной деятельности (контроль за данным процессом
должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые
организации). 4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо: 1) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий
в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования
(окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время
преобладает ориентация на фондовый рынок США), а также определение доли
источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных
бумаг); 2) формирование согласованной системы государственного регулирования
фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций
многих государственных органов; 3) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку,
которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели
создания рынка ценных бумаг; 4) ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее
правовой базы для ограничения рисков инвесторов; 5) создание системы отчетности и публикации макро- и
микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг; 6) формирование активно действующей системы контроля за небанковскими
инвестиционными институтами; 7) государственная поддержка образования в области фондового рынка; 8) преодоление опережающего развития рынка государственных ценных
бумаг, которое переключает большую часть денежных ресурсов на
обслуживание непроизводительных расходов государства, сокращая
поступление средств в производство. 5. Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием
государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные
бумаги от потерь. 6. Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской
сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов. 7. Реализация принципа открытости информации через расширение объема
публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной
рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных
изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций),
создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и
т.п. 8. Реализация принципа представительства и консолидации регионов
посредством: а) создания консультативного органа, объединяющего
представителей государственных органов, банков, небанковских
инвестиционных институтов, регионов и публики; б) передачи части прав по регулированию рынка регионам; в) введения представителей публики в состав директоратов регулятивных
органов государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж; г) государственной поддержки саморегулируемых организаций; д) создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания
рынка (экспертные советы ученых и т.п.). З А К Л Ю Ч Е Н И Е . Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее
время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой,
динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе
позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска
ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого
создания новых коммерческих образований и холдинговых структур,
привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных
бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов
государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной
экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового
рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед
правительством, для решения которой необходимо принятие долгосрочной
государственной программы развития и регулирования фондового рынка и
строгий контроль за ее исполнением. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Российский фондовый рынок: Законы, комментарии, рекоммендации / Под
ред. А.А.Козлова, М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. 2. Фондовые рынки США. Основные понятия, механизмы, терминология. /
Под ред. С.Н.Драчева., М.:Патент, 1992. 3. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок.М.: Перспектива, 1995. 4. Фондовый портфель.Книга эмитента, инвестора, акционера. / Под ред.
А.В.Петракова., М:Соминтэк, 1992. 5 Кольцова Н. Фондовые индексы AK&M. / Рынок ценных бумаг, N10, 1995,
с.40-43. 6. Зайцев Д. Бурный и трудный рост. / Журнал для акционеров, N3, 1995,
с.23-26. 7. Кольцова Н. Информационное обеспечение./ Журнал для акционеров,
N4, 1995, с.33-36.
Страницы: 1, 2, 3
|