Меню
Поиск



рефераты скачать Рынок ценных бумаг и первичный и вторичный рынок

p> Таблица 1


Виды ценных бумаг, обращающихся в Республике Мордовия

Виды ценных бумаг

Государственные ценные Государственные краткосрочные бумаги облигации, ОФЗ-ПК, ОГСЗ

Республиканские ценные Облигации 1-ого республиканс- бумаги кого займа, простые векселя

Министерства РМ, Инвестицион-

ный займ РМ

Ценные бумаги кредитных Акции акционерных коммерчес- организаций ких банков, депозитарные сер-

тификаты, векселя

Корпоративные ценные Акции приватизированных пред- бумаги приятий
Мордовии, акции других частных эмитентов Мордовии, акции
АО других регионов, акции
АО российского уровня

В настоящее время количество выпусков ценных бумаг акционерных обществ составило 247. Из них 80% выпусков было сделано акционерными обществами в процессе приватизации. В 1996 году было сделано 25 дополнительных выпусков (вторичная эмиссия) за счет переоценки основных средств. В республике в 1996 году осуществлен единственный выпуск облигаций “Связьинформ”.

Все более активную роль на фондовом рынке республики играют инвестиционные фонды, созданные в ходе чековой приватизации, которые стремятся увеличивать свои активы за счет пополнения портфелей акциями приватизированных предприятий Мордовии.

В республике действуют 3 инвестиционных фонда: «Фора-Инвест»,
«Инвест», «Инвест-Бонд», «Инвест-Свет». Все эти фонды акционерные общества открытого типа. Также в республике функционирует инвестиционная компания «Лисма-Инвест». На рынке ценных бумаг
Мордовии работают две брокерские компании, имеющие лицензию на совершение сделок купли – продажи ценных бумаг.

В Мордовии, как и по всей России, в результате массовой приватизации возникло множество возможностей и проблем, которые будут занимать банкиров и брокеров, предприятия, государственных деятелей, законодательные органы в ближайшее время.

Наиболее характерной чертой для рынка ценных бумаг Мордовии является то, что в сфере деятельности по передаче акций преобладал и преобладает пост приватизационный «контролируемый рынок», который характеризуется односторонней передачей акций от мелких акционеров, прибредших свои акции в ходе приватизации. Покупателями чаще всего являются руководители предприятий, использующие различные приемы, чтобы завладеть пакетами акций мелких инвесторов. В иных случаях предприятие создает дочернюю инвестиционную компанию для приобретения таких акций путем использования средств самого предприятия.
Примером может служить созданные на базе АО «Лисма» инвестиционные институты «Лисма-Инвест» и «Инвест-Свет».

Контролируемый рынок не является особенно благоприятной средой для быстрого развития коллективных институтов, создающих активный вторичный рынок.

Основные клиенты брокеров, а часто и сами брокеры не особенно заинтересованы в открытости и ликвидности рынка. Это происходит потому, что в условиях контролируемого рынка эмитенты не заинтересованы в активном рынке для своих акций. Клиенты брокеров, как управляющие, так и внешние инвесторы, в основном заинтересованы поглощении небольших пакетов акций по наиболее выгодной цене.

К тому же брокер, приобретающий пакеты акций от имени клиента, обычно предпочитает не разглашать информацию о цене и объем сделки. Отсутствие открытости также позволяет брокеру добиться более значительной разницы между ценами, и он может легко манипулировать ими.

Большинство акционерных обществ Мордовии избрали такой вариант приватизации, при котором 51% акций остался за работниками предприятий. Кроме того, организаторами аукционов приватизации крупных предприятий и продавцами акций приватизируемых предприятий выступали Комитет по управлению имуществом и Фонд имущества
Мордовии. Хотя некоторые компании прошли через систему межрегиональных и национальных аукционов, большинство предприятий
Мордовии были проданы с аукциона только через местный центр чековых аукционов. Некоторые инвесторы, в особенности из чековых фондов, участвовали в аукционах по всей стране. Однако очевидно, что подавляющее большинство непосредственных акционеров приватизированных предприятий Мордовии – жители республики.

В этом есть и положительный момент, так как в ситуации при отсутствии необходимых данных о финансовом положении и перспективах предприятий, именно участники рынка ценных бумаг Мордовии обладают надежной информацией, как о новых эмиссиях, так и о торговых операциях, они лучше разбираются в том, что происходило с притоком наличных средств в акционерное общество; в проблемах, связанных с крупными заказчиками и поставщиками; в том, каким образом осуществлялись планы реформатизации и т.д.

Активными участниками рынка ценных бумаг республики являются коммерческие банки, для которых фондовый рынок играет значительную роль. Это и сфера инвестирования, и источник финансовых ресурсов, и один из видов бизнеса. Он дает банкам диверсификацию рисков, дополнительную устойчивость в непростой экономической ситуации, дополнительный источник доходов.

Всего в республике действует девять самостоятельных коммерческих банков с восемью филиалами, в том числе шесть паевых и три акционерных, действующих в форме открытого акционерного общества.

Коммерческие банки имеют в своих портфелях различные ценные бумаги, но по объему вложений наибольший удельный вес занимают государственные ценные бумаги.

Следует отметить, банкам Мордовии осуществление операций на рынке
ГКО/ОФЗ в качестве дилеров не представляется возможным из-за территориальной удаленности от брокерских площадок и необходимых денежных средств для необходимого обеспечения данных операций.
Некоторые из них не имеют лицензии на осуществление профессиональной деятельности в качестве брокера, а также достаточного размера собственных средств.

Не имея возможности стать дилерами, ком.банки республики в 1997 году осуществляли операции на открытом рынке ГКО/ОФЗ в качестве инвесторов через дилеров Москвы, согласно с заключенным с ними договором об оказании услуг по приобретению и продаже государственных облигаций, в частности: с московским коммерческим банком «Межбанковское объединение «Оргбанк», «Инкомбанк» и др.

Поддерживая реальный сектор экономики региона ком.банки выступают стратегическими инвесторами ОАО «Биохимик», ОАО «Связьинформ», ОАО
«Электровыпрямитель», ОАО «Саранский приборостроительный завод».
Работая как комиссионеры, они проводили операции по покупке акций
Инвест-Бонда, Сбербанка, Лисма и других эмитентов.

Банки республики выступают также портфельными инвесторами через
Российскую торговую систему, вкладывая средства в акции наиболее перспективных компаний - РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», АО
«Сургут нефть» и др.

Наряду с привлечением государственных и корпоративных ценных бумаг ком.банки Республики Мордовия осуществляют и собственную эмиссию. По состоянию на 01.01.98 г. было выпущено акций на 24,6 млрд.руб., в количестве 321,6 тыс. штук. В основном эмитировались обыкновенные именные акции – 307,6 тыс. штук на 24,5 млрд. руб., а привилегированные акции составили незначительную долю как по количеству (14 тыс. штук), так и по объему выпуска – 140 млн. штук. Распространением акций банки занимаются самостоятельно и услугами посредников не пользуются. Ком.банки также активно работают на рынке ценных бумаг как эмитенты депозитных сертификатов и простых векселей, максимально гарантируя своим клиентам доходность и возвратность вложенных ими средств и создавая наиболее благоприятные условия для проведения операций с этими бумагами.

В перспективе ком. банки Мордовии планируют расширение операций на фондовом рынке, включая увеличение объемов вложений в векселя надежных эмитентов, выход на рынок облигаций субъектов РФ и развитие операций с ценными корпоративными бумагами.

Таким образом, на рынке ценных бумаг республики Мордовия формируется группа участников, активно работающих с финансовыми инструментами.

3. Инфраструктура фондового рынка Республики Мордовия

Под инфраструктурой фондового рынка обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок, материализованная в разных технических средствах, институтах
(организациях), нормах и правилах. [ 1.14 ]

Развитие инфраструктуры в Республике Мордовия идет параллельно с развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. Но пока число сделок невелико и обороты ранка малы, поэтому содержание инфраструктуры обходится дорого, и она остается на примитивном уровне.

Главенствующую роль на рынке ценных бумаг играют торговая система, система регистрации сделок с ценными бумагами, система денежных расчетов между участниками.

Большую популярность в отечественной практике приобрела внебиржевая торговая система, которая получила название «Российская торговая система». Она позволяет фиксировать все происходящие сделки, накапливать статистический материал по спросу и предложению.
Система существует на средства участников и является независимой.
Эта система прошла успешную апробацию и доказала свою жизненность в российских условиях.

Элементами инфраструктуры фондового рынка являются регистраторы, депозитарии, биржи.

Развитию инфраструктуры рынка Мордовии способствовало создание регистраторов, ведущих реестры местных предприятий, акционерных обществ с числом лицевых счетов более 500. Это “Лисма-Инвест” и
ЗАО “Регистратор”.

Закрытое акционерное общество «Мордовская регистрационная компания
«Регистратор» (лицензия №01207 от 25 декабря 1996 г.) работает на фондовом рынке сравнительно недавно - с 1996 года.
Все работники ЗАО «Регистратор» имеют высшее образование и три специалиста - аттестаты Министерства финансов России I категории на право работы на рынке ценных бумаг. Средний возраст сотрудников – 36 лет.

Учредители ЗАО «Регистратор»: ТОО “Торгмонтаж” (г.Саранск), ЗАО
“Консультативно-аудиторская финансовая компания “ЭКФИ” (г.Москва).

ЗАО «Регистратор» ведет реестры около 30 акционерных обществ с числом счетов акционеров более 500. Среди обслуживаемых акционерных обществ - Завод Сарансккабель, Станкостроитель, Биохимик,
Электровыпрямитель, Центролит, Завод Медоборудования и др.

ЗАО «Регистратор» активно занимается открытием филиала в республике Татарстан, что стало возможным с изменением законодательства.

В 18-м постановлении (п.2) ФКЦБ от 17 сентября 1996 г. не разрешалось открывать филиалы региональным регистраторам кроме нескольких перечисленных. [ 2.12 ] Это противоречило Федеральному
Закону «Об акционерных обществах» и ставило региональные и центральные регистраторы в неравные условия. [ 2.1 ]

Устанавливалось, что обязательными условиями для получения лицензии на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев ценных именных бумаг являются: наличие в Уставе юридического лица, претендующего на получение лицензии, положений об осуществлении деятельности по ведению реестра владельцев ценных именных бумаг как исключительной (за исключением случаев, когда возможность совмещения с другими видами деятельности установлена Федеральным законом, актами
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, далее по тексту - Федеральной комиссией); наличие у заявителя, осуществляющего ведение реестров на момент подачи заявки, не менее 25 реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг каждого эмитента более 500, при этом местом нахождения эмитентов и заявителя должна являться территория одного субъекта Российской Федерации
(данное положение не распространяется на регистраторов, находящихся в
Москве, Московской области, Омске, Ростове, Самаре, Санкт-Петербурге,
Ленинградской области, Нижнем Новгороде, Новосибирске ,Екатеринбурге,
Иркутске, Казани, Челябинске, Хабаровске), или наличие, как правило, не менее 100 тыс. счетов, включая количество лицевых счетов в реестрах, ведение которых осуществляется заявителем, и количество счетов клиентов, ведение которых осуществляется номинальными держателями для учета ценных бумаг эмитентов, реестры которых ведутся заявителем, подтвержденное справкой заявителя; наличие у заявителя, не осуществлявшего ведение реестров на момент подачи заявки, не менее 15 договоров, заключенных с эмитентами на ведение их реестров на момент подачи заявки (в том числе и договоров, возникновение прав и обязанностей, по которым было поставлено в зависимость от получения заявителем лицензии); размер собственного капитала - не менее чем 5 000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации, а для заявителей, осуществляющих ведение реестров акционеров акционерных обществ, контрольный пакет акций которых закреплен в федеральной собственности, - не менее чем 10 000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством
Российской Федерации, на момент подачи заявки; остаток денежных средств на счетах заявителя, а также средств в Государственных краткосрочных бескупонных облигациях (ГКО), облигациях Государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациях Федерального займа (ОФЗ) и облигациях внутреннего государственного валютного облигационного займа на момент подачи заявки должен быть не менее 50 процентов от величины его собственного капитала; членство заявителя в одной из саморегулируемых организаций, объединяющей профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг; уставный капитал специализированного регистратора не может быть оплачен ценными бумагами, эмитентами которых являются его акционеры, учредители, а также ценными бумагами эмитентов, ведение реестров которых осуществляет заявитель
(регистратор).

Такое расхождение в законодательстве было устранено постановлением
ФКЦБ от 27 ноября 1997г. №41, пункт 2 приложения 1 к настоящему постановлению изложен в новой редакции, где уже были сняты ограничения для региональных регистраторов. [ 2.13 ] С момента действия постановления в новой редакции ЗАО «Регистратор» активно занялось открытием филиала в республике Татарстан и планирует открыть сеть филиалов в других регионах.

Установили, что обязательными условиями для получения (продления) лицензии на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг являются:

Наличие в уставе юридического лица, подавшего заявку на получение (продление) лицензии (далее - заявитель), положений об осуществлении деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг как исключительной (за исключением случаев, когда возможность совмещения с другими видами деятельности установлена законами Российской
Федерации, актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг).

Вклад любого акционера (участника) в уставный капитал заявителя не должен превышать 20 процентов от уставного капитала заявителя (вступило в силу с 1 апреля 1998 года).

Наличие у заявителя, осуществляющего ведение реестров на момент подачи заявки на продление лицензии, не менее 25 реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг каждого эмитента более 500, а у заявителей, местом нахождения которых является
Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская, Нижегородская,
Самарская и Свердловская области, - не менее 50 реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг по каждому эмитенту более 500. От действия настоящего требования регистратор может быть освобожден при наличии в перечне ведущихся реестров эмитентов федеральной группы ( вступило в силу с
1 апреля 1998 года).

Наличие у заявителя, не осуществляющего ведение реестров на момент подачи заявки на получение лицензии, не менее 15 договоров на ведение реестров, заключенных с эмитентами, с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 у каждого, возникновение прав и обязанностей, по которым поставлено в зависимость от получения заявителем лицензии.

Собственный капитал заявителя на момент подачи заявки на получение (продление) лицензии и в течение всего периода его деятельности должен быть не менее суммы, эквивалентной 200 000 ЭКЮ (в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату составления расчета размера собственного капитала в соответствии с требованиями настоящего приложения), а для заявителей, осуществляющих ведение реестров владельцев именных ценных бумаг эмитентов, контрольный пакет акций которых закреплен в федеральной собственности, - не менее 400
000 ЭКЮ (настоящий пункт вступает в силу с 1 апреля 1998 года).

Неснижаемый остаток денежных средств на счетах заявителя, а также средств в государственных краткосрочных бескупонных облигациях (ГКО), облигациях государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациях федерального займа (ОФЗ), облигациях государственного валютного облигационного займа и государственных ценных бумагах субъекта Российской
Федерации (по месту нахождения заявителя) на момент подачи заявки и в течение всего срока деятельности регистратора должен составлять не менее 20 процентов от величины, установленной в подпункте 2.5 настоящего приложения.
В случае, если заявитель имеет договор страхования своей ответственности по возмещению имущественного вреда третьим лицам в результате осуществления им деятельности в качестве регистратора, зарегистрированный саморегулируемой организацией, имеющей лицензию Федеральной комиссии и объединяющей профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг, - не менее 10 процентов от величины. Данное требование является обязательным для регистратора в течение всего периода его деятельности (вступило в силу с 1 апреля 1998 года).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.