p> Таблица 1
Виды ценных бумаг, обращающихся в Республике Мордовия
Виды ценных бумаг Государственные ценные Государственные краткосрочные бумаги
облигации, ОФЗ-ПК, ОГСЗ Республиканские ценные Облигации 1-ого
республиканс- бумаги кого
займа, простые векселя Министерства РМ, Инвестицион- ный займ РМ Ценные бумаги кредитных Акции акционерных
коммерчес- организаций ких банков,
депозитарные сер- тификаты, векселя Корпоративные ценные Акции приватизированных
пред- бумаги приятий
Мордовии, акции других частных эмитентов Мордовии, акции
АО других регионов, акции
АО российского уровня В настоящее время количество выпусков ценных бумаг акционерных
обществ составило 247. Из них 80% выпусков было сделано
акционерными обществами в процессе приватизации. В 1996 году было
сделано 25 дополнительных выпусков (вторичная эмиссия) за счет
переоценки основных средств. В республике в 1996 году осуществлен
единственный выпуск облигаций “Связьинформ”. Все более активную роль на фондовом рынке республики играют
инвестиционные фонды, созданные в ходе чековой приватизации, которые стремятся увеличивать свои активы за счет пополнения портфелей
акциями приватизированных предприятий Мордовии. В республике действуют 3 инвестиционных фонда: «Фора-Инвест»,
«Инвест», «Инвест-Бонд», «Инвест-Свет». Все эти фонды акционерные
общества открытого типа. Также в республике функционирует
инвестиционная компания «Лисма-Инвест». На рынке ценных бумаг
Мордовии работают две брокерские компании, имеющие лицензию на
совершение сделок купли – продажи ценных бумаг. В Мордовии, как и по всей России, в результате массовой
приватизации возникло множество возможностей и проблем, которые
будут занимать банкиров и брокеров, предприятия, государственных
деятелей, законодательные органы в ближайшее время. Наиболее характерной чертой для рынка ценных бумаг Мордовии
является то, что в сфере деятельности по передаче акций преобладал и преобладает пост приватизационный «контролируемый рынок», который
характеризуется односторонней передачей акций от мелких акционеров,
прибредших свои акции в ходе приватизации. Покупателями чаще всего
являются руководители предприятий, использующие различные приемы,
чтобы завладеть пакетами акций мелких инвесторов. В иных случаях
предприятие создает дочернюю инвестиционную компанию для приобретения таких акций путем использования средств самого предприятия.
Примером может служить созданные на базе АО «Лисма» инвестиционные
институты «Лисма-Инвест» и «Инвест-Свет». Контролируемый рынок не является особенно благоприятной средой
для быстрого развития коллективных институтов, создающих активный
вторичный рынок. Основные клиенты брокеров, а часто и сами брокеры не особенно
заинтересованы в открытости и ликвидности рынка. Это происходит
потому, что в условиях контролируемого рынка эмитенты не
заинтересованы в активном рынке для своих акций. Клиенты брокеров,
как управляющие, так и внешние инвесторы, в основном
заинтересованы поглощении небольших пакетов акций по наиболее
выгодной цене. К тому же брокер, приобретающий пакеты акций от имени клиента,
обычно предпочитает не разглашать информацию о цене и объем
сделки. Отсутствие открытости также позволяет брокеру добиться более значительной разницы между ценами, и он может легко манипулировать ими. Большинство акционерных обществ Мордовии избрали такой вариант
приватизации, при котором 51% акций остался за работниками
предприятий. Кроме того, организаторами аукционов приватизации
крупных предприятий и продавцами акций приватизируемых предприятий
выступали Комитет по управлению имуществом и Фонд имущества
Мордовии. Хотя некоторые компании прошли через систему
межрегиональных и национальных аукционов, большинство предприятий
Мордовии были проданы с аукциона только через местный центр чековых аукционов. Некоторые инвесторы, в особенности из чековых фондов,
участвовали в аукционах по всей стране. Однако очевидно, что
подавляющее большинство непосредственных акционеров приватизированных
предприятий Мордовии – жители республики. В этом есть и положительный момент, так как в ситуации при
отсутствии необходимых данных о финансовом положении и перспективах
предприятий, именно участники рынка ценных бумаг Мордовии обладают
надежной информацией, как о новых эмиссиях, так и о торговых
операциях, они лучше разбираются в том, что происходило с притоком наличных средств в акционерное общество; в проблемах, связанных с
крупными заказчиками и поставщиками; в том, каким образом
осуществлялись планы реформатизации и т.д. Активными участниками рынка ценных бумаг республики являются
коммерческие банки, для которых фондовый рынок играет значительную
роль. Это и сфера инвестирования, и источник финансовых ресурсов,
и один из видов бизнеса. Он дает банкам диверсификацию рисков,
дополнительную устойчивость в непростой экономической ситуации,
дополнительный источник доходов. Всего в республике действует девять самостоятельных коммерческих
банков с восемью филиалами, в том числе шесть паевых и три
акционерных, действующих в форме открытого акционерного общества. Коммерческие банки имеют в своих портфелях различные ценные
бумаги, но по объему вложений наибольший удельный вес занимают
государственные ценные бумаги. Следует отметить, банкам Мордовии осуществление операций на рынке ГКО/ОФЗ в качестве дилеров не представляется возможным из-за
территориальной удаленности от брокерских площадок и необходимых
денежных средств для необходимого обеспечения данных операций.
Некоторые из них не имеют лицензии на осуществление
профессиональной деятельности в качестве брокера, а также
достаточного размера собственных средств. Не имея возможности стать дилерами, ком.банки республики в 1997
году осуществляли операции на открытом рынке ГКО/ОФЗ в качестве
инвесторов через дилеров Москвы, согласно с заключенным с ними
договором об оказании услуг по приобретению и продаже
государственных облигаций, в частности: с московским коммерческим
банком «Межбанковское объединение «Оргбанк», «Инкомбанк» и др. Поддерживая реальный сектор экономики региона ком.банки выступают
стратегическими инвесторами ОАО «Биохимик», ОАО «Связьинформ», ОАО
«Электровыпрямитель», ОАО «Саранский приборостроительный завод».
Работая как комиссионеры, они проводили операции по покупке акций
Инвест-Бонда, Сбербанка, Лисма и других эмитентов. Банки республики выступают также портфельными инвесторами через
Российскую торговую систему, вкладывая средства в акции наиболее
перспективных компаний - РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», АО
«Сургут нефть» и др. Наряду с привлечением государственных и корпоративных ценных
бумаг ком.банки Республики Мордовия осуществляют и собственную
эмиссию. По состоянию на 01.01.98 г. было выпущено акций на 24,6
млрд.руб., в количестве 321,6 тыс. штук. В основном эмитировались
обыкновенные именные акции – 307,6 тыс. штук на 24,5 млрд. руб., а привилегированные акции составили незначительную долю как по
количеству (14 тыс. штук), так и по объему выпуска – 140 млн.
штук. Распространением акций банки занимаются самостоятельно и
услугами посредников не пользуются. Ком.банки также активно работают на рынке ценных бумаг как эмитенты депозитных сертификатов и
простых векселей, максимально гарантируя своим клиентам доходность и возвратность вложенных ими средств и создавая наиболее
благоприятные условия для проведения операций с этими бумагами. В перспективе ком. банки Мордовии планируют расширение операций на
фондовом рынке, включая увеличение объемов вложений в векселя
надежных эмитентов, выход на рынок облигаций субъектов РФ и
развитие операций с ценными корпоративными бумагами. Таким образом, на рынке ценных бумаг республики Мордовия
формируется группа участников, активно работающих с финансовыми
инструментами. 3. Инфраструктура фондового рынка Республики Мордовия Под инфраструктурой фондового рынка обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения
сделок, материализованная в разных технических средствах, институтах
(организациях), нормах и правилах. [ 1.14 ] Развитие инфраструктуры в Республике Мордовия идет параллельно с
развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. Но пока число
сделок невелико и обороты ранка малы, поэтому содержание
инфраструктуры обходится дорого, и она остается на примитивном
уровне. Главенствующую роль на рынке ценных бумаг играют торговая
система, система регистрации сделок с ценными бумагами, система
денежных расчетов между участниками. Большую популярность в отечественной практике приобрела
внебиржевая торговая система, которая получила название «Российская
торговая система». Она позволяет фиксировать все происходящие
сделки, накапливать статистический материал по спросу и предложению. Система существует на средства участников и является независимой.
Эта система прошла успешную апробацию и доказала свою жизненность
в российских условиях. Элементами инфраструктуры фондового рынка являются регистраторы,
депозитарии, биржи. Развитию инфраструктуры рынка Мордовии способствовало создание
регистраторов, ведущих реестры местных предприятий, акционерных
обществ с числом лицевых счетов более 500. Это “Лисма-Инвест” и
ЗАО “Регистратор”. Закрытое акционерное общество «Мордовская регистрационная компания
«Регистратор» (лицензия №01207 от 25 декабря 1996 г.) работает на
фондовом рынке сравнительно недавно - с 1996 года.
Все работники ЗАО «Регистратор» имеют высшее образование и три
специалиста - аттестаты Министерства финансов России I категории на
право работы на рынке ценных бумаг. Средний возраст сотрудников – 36 лет. Учредители ЗАО «Регистратор»: ТОО “Торгмонтаж” (г.Саранск), ЗАО
“Консультативно-аудиторская финансовая компания “ЭКФИ” (г.Москва). ЗАО «Регистратор» ведет реестры около 30 акционерных обществ с
числом счетов акционеров более 500. Среди обслуживаемых акционерных
обществ - Завод Сарансккабель, Станкостроитель, Биохимик,
Электровыпрямитель, Центролит, Завод Медоборудования и др. ЗАО «Регистратор» активно занимается открытием филиала в
республике Татарстан, что стало возможным с изменением
законодательства. В 18-м постановлении (п.2) ФКЦБ от 17 сентября 1996 г. не
разрешалось открывать филиалы региональным регистраторам кроме
нескольких перечисленных. [ 2.12 ] Это противоречило Федеральному
Закону «Об акционерных обществах» и ставило региональные и
центральные регистраторы в неравные условия. [ 2.1 ] Устанавливалось, что обязательными условиями для получения лицензии на
право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев ценных
именных бумаг являются: наличие в Уставе юридического лица,
претендующего на получение лицензии, положений об осуществлении
деятельности по ведению реестра владельцев ценных именных бумаг как
исключительной (за исключением случаев, когда возможность совмещения с
другими видами деятельности установлена Федеральным законом, актами
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, далее по тексту - Федеральной
комиссией);
наличие у заявителя, осуществляющего ведение реестров на момент подачи
заявки, не менее 25 реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных
бумаг каждого эмитента более 500, при этом местом нахождения эмитентов и
заявителя должна являться территория одного субъекта Российской Федерации
(данное положение не распространяется на регистраторов, находящихся в
Москве, Московской области, Омске, Ростове, Самаре, Санкт-Петербурге,
Ленинградской области, Нижнем Новгороде, Новосибирске ,Екатеринбурге,
Иркутске, Казани, Челябинске, Хабаровске), или наличие, как правило, не
менее 100 тыс. счетов, включая количество лицевых счетов в реестрах,
ведение которых осуществляется заявителем, и количество счетов клиентов,
ведение которых осуществляется номинальными держателями для учета ценных
бумаг эмитентов, реестры которых ведутся заявителем, подтвержденное
справкой заявителя; наличие у заявителя, не
осуществлявшего ведение реестров на момент подачи заявки, не менее 15
договоров, заключенных с эмитентами на ведение их реестров на момент подачи
заявки (в том числе и договоров, возникновение прав и обязанностей, по
которым было поставлено в зависимость от получения заявителем лицензии); размер собственного капитала - не
менее чем 5 000 минимальных размеров оплаты труда, установленных
законодательством Российской Федерации, а для заявителей, осуществляющих
ведение реестров акционеров акционерных обществ, контрольный пакет акций
которых закреплен в федеральной собственности, - не менее чем 10 000
минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством
Российской Федерации, на момент подачи заявки; остаток денежных средств на счетах
заявителя, а также средств в Государственных краткосрочных бескупонных
облигациях (ГКО), облигациях Государственного сберегательного займа (ОГСЗ),
облигациях Федерального займа (ОФЗ) и облигациях внутреннего
государственного валютного облигационного займа на момент подачи заявки
должен быть не менее 50 процентов от величины его собственного капитала; членство заявителя в одной из
саморегулируемых организаций, объединяющей профессиональных участников
рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестров
владельцев именных ценных бумаг; уставный капитал
специализированного регистратора не может быть оплачен ценными бумагами,
эмитентами которых являются его акционеры, учредители, а также ценными
бумагами эмитентов, ведение реестров которых осуществляет заявитель
(регистратор). Такое расхождение в законодательстве было устранено постановлением ФКЦБ от 27 ноября 1997г. №41, пункт 2 приложения 1 к настоящему постановлению изложен в новой редакции, где уже были сняты
ограничения для региональных регистраторов. [ 2.13 ] С момента
действия постановления в новой редакции ЗАО «Регистратор» активно
занялось открытием филиала в республике Татарстан и планирует
открыть сеть филиалов в других регионах. Установили, что обязательными условиями для получения (продления)
лицензии на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев
именных ценных бумаг являются: Наличие в уставе юридического лица, подавшего заявку
на получение (продление) лицензии (далее - заявитель), положений об
осуществлении деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных
бумаг как исключительной (за исключением случаев, когда возможность
совмещения с другими видами деятельности установлена законами Российской
Федерации, актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг). Вклад любого акционера (участника) в уставный
капитал заявителя не должен превышать 20 процентов от уставного капитала
заявителя (вступило в силу с 1 апреля 1998 года). Наличие у заявителя, осуществляющего ведение
реестров на момент подачи заявки на продление лицензии, не менее 25
реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг каждого
эмитента более 500, а у заявителей, местом нахождения которых является
Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская, Нижегородская,
Самарская и Свердловская области, - не менее 50 реестров эмитентов с числом
владельцев именных ценных бумаг по каждому эмитенту более 500. От действия
настоящего требования регистратор может быть освобожден при наличии в
перечне ведущихся реестров эмитентов федеральной группы ( вступило в силу с
1 апреля 1998 года). Наличие у заявителя, не осуществляющего ведение
реестров на момент подачи заявки на получение лицензии, не менее 15
договоров на ведение реестров, заключенных с эмитентами, с числом
владельцев именных ценных бумаг более 500 у каждого, возникновение прав и
обязанностей, по которым поставлено в зависимость от получения заявителем
лицензии. Собственный капитал заявителя на момент подачи
заявки на получение (продление) лицензии и в течение всего периода его
деятельности должен быть не менее суммы, эквивалентной 200 000 ЭКЮ (в
рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на
дату составления расчета размера собственного капитала в соответствии с
требованиями настоящего приложения), а для заявителей, осуществляющих
ведение реестров владельцев именных ценных бумаг эмитентов, контрольный
пакет акций которых закреплен в федеральной собственности, - не менее 400
000 ЭКЮ (настоящий пункт вступает в силу с 1 апреля 1998 года). Неснижаемый остаток денежных средств на счетах
заявителя, а также средств в государственных краткосрочных бескупонных
облигациях (ГКО), облигациях государственного сберегательного займа (ОГСЗ),
облигациях федерального займа (ОФЗ), облигациях государственного валютного
облигационного займа и государственных ценных бумагах субъекта Российской
Федерации (по месту нахождения заявителя) на момент подачи заявки и в
течение всего срока деятельности регистратора должен составлять не менее 20
процентов от величины, установленной в подпункте 2.5 настоящего приложения.
В случае, если заявитель имеет договор страхования своей ответственности по
возмещению имущественного вреда третьим лицам в результате осуществления им
деятельности в качестве регистратора, зарегистрированный саморегулируемой
организацией, имеющей лицензию Федеральной комиссии и объединяющей
профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность
по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг, - не менее 10
процентов от величины. Данное требование является обязательным для
регистратора в течение всего периода его деятельности (вступило в силу с 1
апреля 1998 года).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|