Меню
Поиск



рефераты скачать Рынок труда в Ханты-Мансийском автономном округе Российской Федерации

Поэтому на сегодняшний день деятельность СЗН округа представляет некоторый симбиоз – сочетание активной политики и материальной поддержки безработных и членов их семей.

     Основным источником поступления средств в Фонд Занятости населения являются обязательные страховые отчисления работодателей (предприятий, организаций, учреждений и др.), которые составляют 1,5% от фонда оплаты труда.

      Из средств Окружного Фонда Занятости предусмотрены отчисления в Федеральную Службу Занятости в размере 20%. Большая часть оставшихся средств Окружного Фонда Занятости уходит на дотации нуждающимся территориям.

      Постоянно пополняется банк вакансий в нашем округе. Предприятиями округа на 01.10.2000 г. было заявлено о наличии 13949 вакантных рабочих мест. И хотя уровень напряженности (число незанятых граждан, состоящих на учете в СЗ, приходящихся на одну заявленную предприятиями вакансию) находится на довольно невысоком уровне - 1,3 человека на одну вакансию, подбор подходящего специалиста на заявленное рабочее место усложнился.

       Поэтому такое направление как профессиональное обучение и переобучение (повышение квалификации, получение второй (смежной специальности) – одно из приоритетных направлений активной политики СЗ. За январь-сентябрь текущего года финансировалось переобучение для 3029 человек.

       В общественных работах за текущий период участвовало 2339 человек.

      Следует также отметить, что 01.05.2000 года была полностью погашена задолженность по выплате пособий по безработице.

       В связи с эффективной политикой, проводимой Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Ханты-Мансийскому автономному округу, и расширением банка вакансий почти в 2 раза, на рынке труда округа в 1999 году наблюдалась стабилизация: число безработных снизилось на 12 тыс. человек.
       По прогнозным оценкам, численность официально зарегистрированных безработных уже в первом квартале 2000 года сократится на 900 человек и достигнет 22,8 тыс. человек, при уровне регистрируемой безработицы 3%. К концу 2000 года численность официально зарегистрированных безработных уменьшится до 20,8 тыс.человек.


3.2 Поддержка малого предпринимательства.

 


       Администрацией Ханты-Мансийского автономного округа в 1995-1999 годах заложены основы системы государственной поддержки малого предпринимательства в округе. Созданы Окружной фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и его филиалы в городах Сургут, Советский, Лангепас, а также ряд специализированных организаций окружной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; в бюджете округа ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства на развитие этого сектора экономики, осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно-целевому методу поддержки предпринимателей.
 Постановлениями Думы Ханты-Мансийского автономного округа утверждены 4 Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе. На реализацию Программ было направлено 69,34 млн. рублей, в том числе: средств окружного бюджета –53%, средств местных бюджетов – 7%, средств Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства – 10%, привлеченных средств – 10%.

      Всего с 1995 по 1999 годы Окружным фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции на 1 рубль бюджетных средств привлечено дополнительно – 0,5 рубля.

  Первая окружная Программа государственной поддержки малого предпринимательства (1995г.) была направлена на создание необходимых правовых, экономических и организационных условий для формирования окружной инфраструктуры поддержки малых предприятий, обеспечивающей их ускоренный рост. Создан Окружной фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Определены приоритетные направления развития малого предпринимательства в округе.
Вторая окружная Программа (1996-1997 г.г.) исходит из принципа преемственности по отношению к ранее принятой программе. На реализацию Программы из различных источников направлено более 22,03 млн. рублей, в т.ч. из средств округа 11,80 млн. рублей.
Открыты три филиала фонда и создана ОАО "Югорская лизинговая компания". Реализованы проекты по очистке воды в г.Сургуте и производству обуви в г.Лангепасе, начато деревообрабатывающее производство в городах Ханты-Мансийск и Советский, открыты парикмахерские салоны в городах Нягань и Лангепас, ряд предприятий общественного питания и мини-пекарен в городах и районах округа.         
Открыта постоянно-действующая выставка "Малый бизнес Югры".
За два года количество малых предприятий возросло в 2 раза, доля выпуска продукции, произведенной малыми предприятиями, достигла 8,1% в валовом продукте округа, 12,5 % экономически активного населения занято в малом бизнесе.        
Третья Программа (1998-1999г.г.) была направлена на обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства как неотъемлемой части экономики округа, основного инструмента создания рабочих мест и источника формирования бюджетов всех уровней.
Направив на реализацию Программы 47,82 млн. руб., Фонд профинансировал проекты по открытию химчисток в г.г. Сургуте, Ханты-Мансийске, Лангепасе, производство пива, установку водоочистного оборудования, реконструкцию гостиницы в г.Ханты-Мансийске, производство макаронных изделий и безалкогольных напитков в г. Радужном, установку линии по производству майонеза в г.Пыть-Яхе, производство кондитерских изделий в г.Лянторе, производство молочной продукции в Ханты-Мансийском районе, благоустройство городских мини-рынков в Лангепасе и Югорске, открытие нескольких предприятий общественного питания.
  Количество малых предприятий увеличилось на 6% и в расчете на 1000 жителей составляет 6 предприятий. Число предпринимателей без образования юридического лица выросло на 10% и составило 45170 человек.

      Итоги реализации Программы государственной поддержки малого предпринимательства в ХМАО на 1998-1999 годы.

 Всего через Фонд и его инфраструктуру на исполнение Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе на 1998-1999 годы направлено 47,82 млн. рублей, структура финансирования мероприятий Программы отражена на рис1.

     Финансирование Программы из федеральных средств предусмотрено на условиях конкурса, где основными направлениями на 1998-1999 годы являются развитие новых и совершенствование уже действующих объектов инфраструктуры.        
     Данные средства использовались для реализации следующих подпрограмм.

1.Инвестиционная и финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства.

С целью обеспечения благоприятных условий для развития мелких товаропроизводителей, повышения предпринимательской активности профинансировано 52 бизнес-проекта на конкурсной основе на общую сумму 16,10 млн. рублей, в т.ч. по следующим направлениям:

сельское хозяйство - 2 проекта на сумму 0,85 млн.рублей;

промышленность - 11 проектов на сумму 10,65 млн.рублей;

строительство - 3 проекта на сумму 1,40 млн.рублей;

лесопереработка - 1 проект на сумму 0,30 млн.рублей;

торговля - 33 проекта на сумму 1,13 млн.рублей

бытовые услуги - 1 проект на сумму 1,25 млн.рублей;

общественное питание - 2 проекта на сумму 0,52 млн.рублей;

Окружным фондом разработана и с 1997 года работает программа формирования системы обеспечения кредитных ресурсов, предоставляемых субъектам малого предпринимательства. В том числе в рамках реализации программы "Гарантия" ОАО "Ханты-Мансийский банк" профинансировало проекты на сумму 2,6 млн. рублей, где гарантийные обязательства Фонда составили 1,2 млн. рублей.
Инвестиционная поддержка малого предпринимательства позволила сохранить 385 рабочих мест и вновь создать 234 рабочих места.
Оплачено налогов в бюджеты всех уровней в сумме 2,60 млн. рублей субъектами малого предпринимательства получивших финансовую поддержку в ОФПП и РК.

      2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства.

На финансирование проектов через филиалы Окружного фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции направлено всего 7,30 млн. руб., в том числе:

из средств Окружного бюджета – 2,85 млн. рублей,

из средств местных бюджетов – 3,95 млн. рублей,

средств рефинансирования – 0,50 млн. рублей.

Сургутским филиалом профинансировано на конкурсной основе 32 проекта в сумме 2,75 млн. рублей, Лангепасским филиалом профинансировано на конкурсной основе 43 проектов в сумме 3,60 млн. рублей, Советским филиалом профинансировано на конкурсной основе 9 проекта в сумме 0,95 млн. рублей.  
В 1997 году была создана и активно работает ОАО "Югорская лизинговая компания". Являясь основным учредителем, фонд приобрел акций компании на сумму 3,10 млн.рублей. Развитие финансового лизинга в округе позволило открыть новое производство по лесопереработке, расширить сеть общественного питания, привело к увеличению количества объектов пищевой промышленности, магазинов различного профиля, а также решить проблему чистой воды в окружном центре и увеличить объем оказываемых услуг по химической чистке одежды в г.г. Сургут, Ханты-Мансийск, Лангепас.
 3. Поддержка малого предпринимательства в области маркетинга, рекламы и информации.

Окружным фондом ведется работа по пополнению банка данных предпринимательских проектов и программ. В настоящее время банк данных содержит 241 предпринимательских бизнес-идеи, в т.ч.:

-строительство - 54;      
-ЖКХ - 15;     
-сельское хозяйство - 18;       
-промышленность - 46;  
-услуги - 36;  
-транспорт и связь - 32; 
-торговля - 40.

    

Выполняются и заявки по экспертизе проектов для Фонда занятости населения, Комитета по экономической политике Администрации Ханты-Мансийского автономного округа. 
На выставочную, рекламную и информационную деятельность израсходовано 0,38 млн. рублей. На развитие межрегионального и международного сотрудничества израсходовано 0,25 млн. рублей. С целью проведения рекламы и продвижения предпринимательских идей в обществе ежегодно выпускается календарь несущий в себе информацию о реализованных проектах.  
В феврале 1999 года Фонд принимал участие во Всероссийской выставке "Регионы России–99", проходившей в г. Москве. На выставке были представлены субъекты малого предпринимательства, получившие финансовую поддержку в Окружном фонде ПП и РК и успешно реализовавшие социально-значимые проекты.        
В апреле 1999 года Окружной фонд принял активное участие в Международной выставке-ярмарке "Ганновер-99" в рамках экономического форума, организованного МА "Сибирское соглашение". На ней была представлена информация об основных направлениях деятельности и достижениях Фонда и субъектах малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе.  
В целях расширения видов услуг и получения дополнительных доходов проводится оценка недвижимости, оборудования, автотранспортных средств специалистом, прошедшим обучение и получившим соответствующий сертификат.

     4. Содействие развитию малого предпринимательства путем создания нормативно-правовой базы.

На программу обучения предпринимателей направлено за отчетный период 34,5 тыс. рублей.     
Для повышения инвестиционной активности малого предпринимательства в округе и исполнения налоговой дисциплины субъектами малого бизнеса необходима законодательная база. В этих целях Фондом проводится работа совместно с Комитетом по экономической политике Администрации округа в следующих направлениях:
- Принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О едином налоге на вмененный доход", во втором чтении принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О государственной поддержке лизинговой деятельности".     
- Внесено изменение в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".     
- Принят в первом чтении проект Закона Ханты-Мансийского автономного округа "О государственной поддержке малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе", определяющий меры и приоритеты государственной поддержки предпринимательства на территории округа, с установлением суммы и строки бюджета на инвестирование программ и проектов через Фонды поддержки предпринимательства, а также предусматривающий участие малых предприятий в исполнении государственных заказов.
В 1998 году Фондом впервые был издан ежегодник "Малый бизнес Югры", позволивший определить эффективность деятельности малого предпринимательства и его вклад в развитие экономики округа. Расходы на издание ежегодника составили 0,03 млн. рублей.
Возвратность средств, полученных предпринимателями с начала деятельности Окружного фонда ПП и РК, на сегодняшний день составляет 92,6%. 
По состоянию на 1 июля 1999 года задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды нет. Решением Думы г. Ханты-Мансийска № 10 от 08.02.99 Окружной фонд ПП и РК освобожден от уплаты налогов в части местного бюджета. Высвобождающаяся сумма средств направляется на финансирование субъектов малого предпринимательства, располагающихся в г. Ханты-Мансийске.





3.3 Обеспечение трудовой занятости молодежи.



    До недавнего времени округ, считавшийся благополучным в вопросах занятости, сегодня вынужден решать проблему безработицы. Не в последнюю очередь это касается молодежной безработицы.
       Целенаправленность работы в этом направлении имеет определенные результаты.      
       В округе происходит увеличение потока подростков в возрасте 14-17 лет, которые претендуют на временные рабочие места в период каникул, а также в другое внеучебное время.         
      В течение 1998 года в органы службы занятости Ханты-Мансийского автономного округа обратилось 32 754 подростка 14-17 лет. Приоритетным правом трудоустройства пользовались молодые люди из малообеспеченных семей, семей, где оба родителя являются безработными.
  За 1998 год при посредничестве и финансовой поддержке служб занятости округа трудоустроено 28 252 подростка, из них 27 607 человек – на условиях временной занятости.       
 Затраты Фонда занятости Ханты-мансийского автономного округа составили 18 млн. рублей.     
     В летний период 9975 подростков работали в округе, 1602 человека выезжали в Санкт-Петербург, Саратовскую область, Краснодарский край. 30% из них составили подростки и дети малоимущих и из неблагополучных семей.       
 Дети выполняли работы, не требующие высокой квалификации:

сельхозработы (сбор урожая, прополка);

благоустройство города, поселка;

социальная помощь (работа в поликлинике, больницах, помощь престарелым);

услуги населению (прачечные, пункты проката, парикмахерские, работа в библиотеках, аптеках, фотолабораториях, ателье по пошиву одежды, репетиторство);

швейное, вязальное, вышивальное производство;

тепличное хозяйство;

общественное питание (молодежные кафе, доставка продуктов на дом);

подсобные работы в строительстве, торговле;

шелкографическое производство;

распространение и доставка печатной продукции;

изготовление предметов народного творчества.

  Помогая молодежи адаптироваться в новых экономических условиях на рынке труда и приобрести базовые трудовые навыки, службы занятости совместно с другими заинтересованными ведомствами, в первую очередь – с органами по делам молодежи, содействовали организации молодежных трудовых отрядов, созданию молодежных агентств, бирж труда для подростков и молодежи, организации рабочих мест для молодежи на предприятиях округа.
        На предприятиях округа создаются временные ученические рабочие места, на которые по направлениям служб занятости населения оформляются выпускники учебных заведений.
    В ряде территорий округа органами местного самоуправления установлена квота для работодателя, в счет которой он принимает на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений профессионального начального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети особой категории: имеющие отсрочку исполнения приговора, вернувшиеся из ИТУ).
В 1998 году прокуратурой автономного округа выявлены факты нарушений действующего трудового законодательства в отношении несовершеннолетних:

    в некоторых территориях квотирование рабочих мест носит формальный характер, поскольку в договорах, заключенных органами местного самоуправления и работодателем, не предусмотрена ответственность за невыполнение условий договора, не указаны источники финансирования (налоговые льготы и платежи);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.