Рынок труда в России
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Рынок
рабочей силы: содержание и функции.
2.
Проблемы и пути формирования рынка рабочей силы в России.
3.
Проблемы
занятости в рыночной экономике.
Служба
занятости, её функции
4.
Политика
занятости российского правительства.
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Переход российской экономики от административно-командного
управления к рыночным отношениям, начавшийся в начале 90-х годов и
продолжающийся по настоящее время, выявил значительное количество проблем,
требующих своего разрешения в рамках формирования новой государственности нашей
страны.
Одной из наиболее острых проблем для России является проблема
формирования цивилизованного рынка основанного на плюрализме форм
собственности, свободе предпринимательской деятельности, трудовой активности и
свободе труда.
В чистом виде рыночные механизмы саморегулирования,
устанавливающие жесткую конкуренцию на рынке труда, при отсутствии
государственного воздействия на данные отношения приводят (в условиях
Российской действительности) к массовой безработице и значительному обнищанию
населения.
Систематическое сокращение численности занятого населения и
неуклонный рост количества безработных стали основными тенденциями на рынке
труда. Так, в 2001 году из 74 млн. человек экономически активного населения
безработными являлись 9,1 млн. человек, из них зарегистрированы в органах
службы занятости 1,3 млн. человек. Эта цифра практически не изменилась в 2002
году (в 2002г. в органах службы занятости было зарегистрировано 1,26 млн.
человек).
Тенденции развития безработицы имеют специфические формы
проявления в зависимости от сфер приложения рабочей силы, отраслевых и
территориальных особенностей рынков труда, статусных характеристик работающих.
По данным Минтруда России наиболее подверженными сокращению численности
занятого населения являются такие отрасли народного хозяйства как
промышленность (более 20 % высвобождаемых работников), транспорт и связь (более
12 %), сельское хозяйство (около 10 %). Более 40 % высвобожденных в 2002 году
работников уволены в связи с ликвидацией государственных предприятий и
сокращением на них численности или штата работников.
В таких условиях игнорирование государственно-правового
вмешательства в процесс обеспечения занятости населения недопустимо.
Для обеспечения эффективности государственной политики в
области обеспечения занятости населения, реализуемой на рынке труда, необходим
ее научный анализ, позволяющий выработать конкретные рекомендации и предложения
для их последующего нормативного закрепления.
1.Рынок рабочей силы: содержание и функции.
Рынок труда как составная
часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с
согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы.
Рынку труда свойственны
следующие характеристики. Рынок труда — это: во-первых, совокупность
экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы; во-вторых, —
место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций;
в-третьих, с позиций предприятий, — поле взаимоотношений отдельного
предприятия и его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников,
но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.
Прежде чем рассматривать
сущность и структуру рынка труда, необходимо обратиться к дискуссии о том, что
на рынке труда продается и покупается: «рабочая сила» или «груд»?
Сторонники марксистской
теории рыночных отношений утверждают, что на рынке труда продается рабочая
сила, т.е. способность к труду, которую и эксплуатирует работодатель.
Современная экономическая
теория доказывает, что на рынке труда продается и покупается именно труд, что
заработная плата — есть плата за труд (называется это оплатой труда).
Третья точка зрения
заключается в том, что ее сторонники полагают, что рынок труда является
ресурсным рынком. В качестве основных субъектов купли-продажи выступают
работодатель— покупатель труда и юридически свободный и юридически защищенный
собственник — продавец ресурса труда. Последний является носителем и
собственником своей рабочей силы, т.е. всей совокупности своих способностей к
определенным видам трудовой деятельности. Это особый ресурс, специфика которого
состоит в физической неотделимости его от собственника. Указанная специфика
отражается на характере объекта купли-продажи на рынке труда. Здесь объектом
рыночной сделки является право использования единицы ресурса труда
определенного качества при определенных условиях в определенный отрезок
времени.
На рынке труда цена труда
выступает в форме ставки — заработной платы (часовой ставки), указываемой в
договоре (контракте), заключаемом между работодателем и лицом, нанимающимся на
работу. Рыночная цена единицы ресурса труда данного качества складывается в
зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда. Фактическая
цена труда отражает равновесную ставку заработной платы. Данную точку зрения
разделяют и авторы настоящего учебника.
Функционирование рынка труда
имеет ряд особенностей, а именно:
1) неотделимость прав
собственности на товар-труд от его владельца. Труд представляет собой процесс
расходования рабочей силы ее носителя; в процессе купли-продажи труда возникают
особые отношения:
2)значительная
продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке
труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем;
3)действие
неденежных факторов сделки (условия труда, микроклимат в коллективе,
перспективы профессионального роста);
4)наличие большого
числа институциональных структур особого рода. К ним относятся: система
трудового законодательства; различные учреждения и службы регулирования
занятости: государственные программы в области труда и занятости и т.д.;
5)высокая степень
индивидуализации сделок. Они отличаются большим разнообразием, поскольку каждый
работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере
отличается от другого и требует от претендента специфических навыков.
Главными составными
частями рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную
рабочую силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной
рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда.
Tекущий рынок труда
образуется
за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мecт (ввод новых и выбытие
старых).
Исходя из определения и
характеристики рынка труда можно установить основные его элементы: субъекты
рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов па рынке
труда; конъюнктура рынка; службы занятости населения; инфраструктура рынка
труда; система социальной защиты и др.
Основными субъектами
рынка труда являются работодатели и наемные работники.
Работодатель — наниматель,
который может быть представлен разными «фигурами» в зависимости от узаконенной
структуры oтношений
собственности. Это могут быть: государственные предприятия, акционерные
общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные
ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели .
Наемные работники — это свободные
трудоспособные граждане, для которых работа по найму — главный источник
средств существования и индивидуального воспроизводства.
Для работодателей они
представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации,
социального статуса и ряда социально приобретенных качеств — ответственности,
исполнительности, дисциплинированности,
обязательности, предприимчивости и др.
Система отношений на
рынке труда складывается из трех основных компонентов:
- отношения между
наемными работниками и работодателями,
- отношения между
субъектами рынка труда и представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей,
службы занятости):
- отношения между
субъектами рынка труда и государством.
Наличие и взаимодействие
всех элементов рынка труда необходимы для его функционирования. Рынок труда
выполняет ряд функций:
1)
организует встречи работодателей и наемных работников;
2)
обеспечивает конкуренцию на рынке труда как между работодателями,
так и между наемными работниками;
3)
устанавливает равновесные ставки заработной платы;
4)
содействует решению вопросов занятости населения;
5)
осуществляет социальную поддержку безработных.
Основная функция рынка
труда состоит в обеспечении через сферу обращения перераспределения рабочей
силы в национальном хозяйстве между отраслями и сферами производства и
обеспечении работой незанятого населения.
Текущий рынок труда
включает следующие элементы:
- открытый рынок труда,
состоящий из экономически активного населения, которое ищет работу, нуждается в
подготовке и переподготовке. Сюда же входят все вакантные рабочие места во
всех секторах экономики:
- скрытый рынок труда —
это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с
сокращением производства пли изменением его структуры могут быть высвобождены.
Исходным материалом для
оценки ситуации на открытом рынке труда, анализа тенденции и предложения
рабочей силы являются: данные государственного статистического учета по форме №
1-Т- «трудоустройство населения» (годовая, квартальная;: месячные отчеты
Федеральной службы занятости (далее ФСЗ) «О трудоустройстве и занятости
населения, обратившегося в службу занятости РФ в территориальном разрезе»;
данные Госкомстата РФ по форме № 17 «О наличии и прогнозе рабочих мест»,
приеме-выбытии штата и намечаемом высвобождении работников в
территориально-отраслевом разрезе. Использование перечисленных материалов
позволяет выявить емкость как официального рынка труда, охваченного посреднической
деятельностью ФСЗ, так и его неофициальной части, а также проследить динамику
показателей спроса и предложения на открытом рынке труда в целом, в рамках его
официальной и неконтролируемой частей, оценить их соотношение.
Для полноценного функционирования
рынку труда требуется
развитая инфраструктура.
Инфраструктура рынка
труда — это государственные учреждения, негосударственные структуры
содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации
и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом
и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения
между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда,
подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать
процессы защиты нрав работодателя и наемных работников на рынке труда.
|