Рынок таймшерных услуг в России
    Министерство образования Российской Федерации 
Дальневосточный государственный университет 
Институт международного туризма и гостеприимства 
Кафедра международного туризма 
Курсовая работа на тему: 
«Рынок таймшерных услуг в России. 
Проблемы и перспективы.» 
Выполнила: студентка  
группы 1541В Усова В.В. 
Научный руководитель: 
Артамонова Е.В. 
Владивосток 
2001 г. 
Cодержание: 
Введение……………………………………………………………………………3 
Глава 1. Рынок таймшера как сектор индустрии гостеприимства……………...4 
Особенности клубного отдыха на современном этапе…………….4 
История и хронология таймшерных услуг…………………………6 
Преимущества и недостатки рынка таймшера за тридцатилетний период………………………………………………………………...8 
Глава 2. Цивилизованный рынок таймшера в конце XX века………………..12 
Условия приобретения таймшера…………………………………12 
Особенности работы с клиентами для соблюдения взаимовыгодного сотрудничества………………………………..13 
Обменный потенциал как основная составляющая таймшера….16 
Глава 3. Таймшер в России……………………………………………………..18 
Реальная ситуация на российском рынке таймшера…………….18 
Юридические и  экономические  аспекты  таймшерной деятельности………………………………………………………..20 
Деятельность ассоциации АРККО по продвижению таймшерных услуг на российском рынке. Проблемы и перспективы…………21 
Заключение…………………………………………………………………….…24 
Список литературы……………………………………………………………....26 
Приложение 1…………………………………………………………………….27 
Приложение 2…………………………………………………………………….35 
Приложение 3………………………………………………………………….…36 
ВВЕДЕНИЕ 
На полюсе, противоположном социальному туризму, в последнее десятилетие наблюдается существенное развитие одного из наиболее динамично
развивающихся секторов туризма – системы владения клубным отдыхом, более известной как таймшер. По данным журнала «Travel Industry Monitor» за январь 1997 г., рост индустрии
владения отдыхом за последние десять лет в сравнении с общим ростом индустрии туризма более значителен. 
Система владения отдыхом является быстрорастущим сектором мирового туристского бизнеса:  
она получила свое развитие в 81 стране; 
существует более 4500 курортов-туркомплексов, работающих в данной системе; 
владельцы системы отдыха живут в 174 странах мира; 
более 3,14 млн. семей в мире владеют системой отдыха; 
объем продаж составил приблизительно 4,76 млрд. долл. 
Система клубного отдыха существует более 25 лет и до сих пор является одним из наиболее прогрессивно развивающихся
секторов туристического бизнеса, уже доказавшая свою чрезвычайную эффективность. Каждый год все новые клубы вводятся в эксплуатацию, и все
большее количество семей предпочитают этот вид отдыха любому другому. 
 К сожалению, в России распространенность рынка таймшеров развита плохо. На данный момент очень
важным является вопрос о законодательной базе, регулирующей этот вид отдыха. Но именно ограниченность знаний в этой области позволяет мало уделять внимания
этой проблеме.Важным составным элементом использования таймшера является знание о преимуществах, недостатках и возможных рисков при его покупке, владении и
распоряжении.  
Организация отдыха российских и иностранных граждан по таймшер-системе несомненно имеет большое значение для увеличения числа дополнительных рабочих
мест, так как в ее работе участвуют банки, страховые, трастовые и туристские компании, авиакомпании, юридические агентства, гостиницы, строительные компании
и т.д. 
Целью данной работы является: 
Анализ истории развития туризма. 
Преимущества и недостатки таймшера как в России, так и во всем мире. 
Юридические и экономические аспекты таймшерной деятельности в России. 
Глава 1. Рынок таймшера как сектор индустрии гостеприимства. 
1.1. Особенности клубного отдыха на современном этапе. 
Клубный отдых - это приобретенное законное и исключительное право ежегодно проводить 1 или более недель своего отпуска на выбранном курорте
или группе курортов. Он не предоставляет владельцу имущественных прав владения. 
Он дает право владельцу и его семье пользоваться всеми преимуществами клубного вида отдыха пожизненно или в течение всего времени
действия устава клуба - в среднем 30 - 80 лет. 
Клубный отдых также предоставляет владельцу право: 
подарить приобретенные недели своим детям, близким людям или родственникам; 
продать приобретенные недели другим лицам; 
направить на отдых своих друзей или знакомых; 
сдать приобретенные недели в аренду. 
Клубный отдых предоставляет возможность по договоренности с клубом переносить недели отдыха на другое время года или пропустить отдых в
одном году и прибавить эти недели к своему отдыху на следующий год.[9] 
Он дает возможность его владельцу за небольшую дополнительную плату стать членом сети обменов курортами и обменивать
приобретенные недели отдыха на любые другие недели на одном из 4700 курортов по всему миру, используя существующую систему обменов. 
Клубный отдых - это долгосрочное вложение капитала. 
Это великолепный способ для предприятий и организаций решить проблему приобретения и содержания курорта для своих сотрудников и их семей. 
Клубный отдых - это один из наиболее экономичных способов проведения своего отпуска при обеспечении более высокого уровня комфорта и
обслуживания по сравнению с традиционными видами отдыха. 
Независимые исследования показывают, что более 85% владельцев недель клубного отдыха довольны или очень
довольны своим приобретением. Более 60% владельцев недель обращаются на курорты или в маркетинговые компании за новыми услугами. Более 50% владельцев приобрели
более чем одну неделю отдыха.  
Ведущая компания в области туризма и развлечений Диснэй и одна из крупнейших систем гостиничного бизнеса Мэрриотт
также вовлекаются в индустрию клубного отдыха.  
Клубный отдых наиболее выгоден семьям, состоящим из более чем 2 человек и имеющим возможность каждый год
проводить свой отпуск на курортах уровня 4-5* в более удобных и просторных апартаментах по сравнению с обычными отелями.[12] 
В клубах будут себя прекрасно чувствовать как молодые семейные пары, которые найдут массу возможностей для
развлечений, так и люди пожилого возраста, предпочитающие спокойствие и комфорт. Клуб - это закрытая территория с ограниченным доступом для посторонних
лиц. На территории клуба часто располагаются продуктовый магазин, ресторан, бары, бассейны, детская площадка, бильярд, теннисный корт, тренажерный зал,
парковка для автомобилей и др. Апартаменты и студии в большинстве клубов оборудованы полностью укомплектованными встроенными кухнями, микроволновыми
печками, посудомоечными машинами, тостерами, телевизорами, гладильными досками, утюгами и т.д. 
Клубный отдых особенно привлекателен для людей, которые желают в полной мере воспользоваться
преимуществами системы обмена курортами и путешествовать по всему миру, будучи уверенными в качестве сервиса, обслуживания и условий проживания в любом из
выбранных 4700 курортов. 
Ежегодный отдых в клубах дает значительную экономию средств при условии правильной покупки. Вложенные
средства окупаются уже через 4-5 поездок по сравнению с отдыхом в гостиницах и приносят ощутимую экономию семейного бюджета.[3,23] 
Основным документом, подтверждающим право владения приобретенными неделями является клубный
сертификат (иногда его называют сертификат отдыха, сертификат члена клуба, сертификат владения), выполненный типографским способом, в котором фиксируются
основные данные по стандартной для данного клуба форме. Клубный сертификат не является ценной бумагой. 
В финансовом отношении затраты семьи по приобретению недель клубного отдыха подразделяются на 2 части:  
(1) сумму, уплачиваемую непосредственно при приобретении недель отдыха (в среднем по России от 1500
долларов США за 1 человека за студию) и 
(2) сумм, выплачиваемых впоследствии ежегодно в качестве оплаты управленческих взносов (примерно от
150$. за студию на 2-х человек до 400$ за 3х комнатный апартамент на 6-8 человек за неделю пребывания на курорте) и выплачиваемых непосредственно клубу
либо его управляющей/доверенной компании.[5,121] 
1.2. История и хронология таймшерных услуг. 
Таймшер (timeshare) как способ продавать гостиничные номера придумали европейцы в 60-х годах. По одной версии впервые идея продажи в
собственность по типу Таймшер (разделенного времени) родилась в Англии лет 40 тому назад на конференции гостиничных магнатов. Тогда была проблема с
заполняемостью гостиничных номеров, и англичане нашли оригинальный выход из положения. По другой версии мысль о таймшере зародилась у торговцев
недвижимостью на курортах Швейцарии, а затем Франции в 60-х годах. А уже американцы сделали из него популярный продукт, когда в середине 70-х на
американском рынке недвижимости начался кризис. Пустующие во времена нефтяного кризиса в США квартиры и курортные площади нужно было пристраивать, и вот тогда
во Флориде впервые применили формулу “совместного владения отдыхом”. Клиент мог выкупить право проживания в отеле одну-две недели в году на 20-30 лет вперед.
Для покупателя это получалось дешевле, а владелец отеля получал гарантированное количество клиентов. Так появился новый продукт, который назвали "таймшер". 
Идея была признана революционной: покупателю теперь предлагали не только время отдыха на постоянном курорте, но и возможность
обменять это время на другое и на другом курорте. Сначала идея, которая нуждалась еще тщательной разработке, прижилась в США. Там, в Индианаполисе, в
1974 году бала создана международная обменная компания RCI (Resort Condominiums International), а через два года - вторая подобная фирма, II (Interval
International). Система вернулась в Европу в начале 80-х годов.[16] 
В 1997 г. в обменной базе RCI было зарегистрировано уже 300 курортов в 81 стране мира и 2,2 млн. семей, владеющих отдыхом. 
RCI - обменная фирма, а не владелец курортов 
К системе RCI присоединяются курорты со всего мира, владельцы курортов платят
взносы компании, а семьи, купив время для отдыха на одном из курортов, становятся членами клуба RCI или II. Желающие поменять свои недели на другие
должны позвонить в офис обменной компании, чтобы "забанковать" свою неделю, то есть поместить ее в банк обмена. После чего можно оформлять запрос
на понравившийся курорт из каталога фирмы. Однако курорт должен быть равноценным, а неделя – того же "цвета", который зависит от сезона. 
Деятельность компании этим не ограничивается. В дополнительные услуги входит бронирование
билетов, прокат автомобилей, страхование туристов, программы туров и круизов и т.п. Все услуги RCI, разумеется, платные. Ежегодные взносы в клуб отдыха -
от150$. Отдельная плата за авиабилеты, трансферы, питание, услуги по обмену и т.п., и все это как правило по дорогим тарифам. Европейский офис RCI был открыт
в 1977 году. Начиналось все с восьми человек, помещавшихся в одной комнате и в ручную справлявшихся с обменной работой. Теперь офис связан компьютерной линией
с Индианаполисом. В 1997 году здесь было оформлено 1,7 млн. обменов. В настоящее время у компании 64 представительства в 32 странах, из них 15 - в
Европе, включая Москву.[12] 
Теперь любая из 14 тысяч российских семей, владеющих таймшером, может обменивать свой отдых. Добавим, что к этой индустрии в
последние годы подключились ведущие гостиничные компании, в том числе Hilton, Hyatt, Marriott, Westin и др. 
После того как люди получили возможность проводить отпуск не только на своем курорте, но и в любом другом месте (к системе обмена отдыхом
RCI сегодня подключено 3280 курортов), популярность таймшеров начала быстро расти. Сегодня услугами RCI ежегодно пользуются примерно 6 миллионов человек во
всем мире.[16] 
Хронология мирового развития рынка таймшера: 
 
  |