Структура процентных ставок в России
практически соответствует международной. Однако с учетом уровня инфляции, а
главное – сложности его реального прогнозирования в России, можно сделать
вывод, что практически отсутствует долгосрочное кредитование, следовательно, и
процентные ставки по долгосрочным долговым инструментам.
В нашей стране не получил широкого
распространения механизм использования плавающих процентных ставок, прежде
всего из-за недостаточного признания индикаторов денежно-кредитного рынка,
которые могли бы использоваться в качестве плавающей основы таких ставок. В
настоящее время применяются другие способы страхования процентного риска. Так,
эмитент долгосрочного долгового обязательства имеет возможность определять
ставку купона по долговому обязательству в установленный период времени в
соответствии с утвержденным проспектом эмиссии. Например, процентная ставка по
купонам в течение первого года обращения трехлетней облигации уславливается при
эмиссии, а по второму и третьему года объявляется при исполнении эмитентом
оферты на выкуп ценных бумаг, допустим, через год после выпуска.
Государство в настоящее время в ограниченных
масштабах использует ссудный процент как инструмент стимулирования определенных
экономических процессов. В качестве примера можно привести порядок
стимулирования сельскохозяйственного производства со стороны государства
посредством субсидирования процентных ставок по кредитам, получаемым
сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских банках. В условиях,
когда предприятиям возмещается из бюджета часть затрат на выплату процентов,
для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются льготные условия
кредитования.
Для коммерческих банков, являющихся основными
субъектами кредитных отношений в России, характерно постепенное снижение
процентной маржи. Это определяется общими тенденциями уменьшения процентных
ставок, усиления конкуренции в банковской системе и развития денежно-кредитного
рынка и рынка ценных бумаг.
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что
временно свободные денежные средства, возникающие на основе кругооборота
промышленного и торгового капитала, денежные накопления личного сектора и
государства образуют источники ссудного капитала.
В условиях экономического подъема, достаточной
экономической стабильности кредит выступает фактором роста. Перераспределяя
огромные денежные и товарные массы, кредит питает предприятия дополнительными
ресурсами.
В целом усиление роли ссудного процента в
экономике и превращение его в действенный элемент экономического регулирования
непосредственно связаны с состоянием экономической ситуации в стране и ходом
реформ. Для современных экономических отношений характерно усиление роли
ссудного процента как результата проявления его регулирующей функции.
1.2
Спрос и предложение
ссудного капитала
Сущность движения ссудного капитала наиболее
полно проявляется в процессе передачи его от кредитора к заемщику и обратно.
Фактически при этом владельцем капитала (кредитором) осуществляется продажа
заемщику не самого капитала, а права на его временное использование.
Многие экономисты рассматривают ссудный
капитал как своеобразный товар, потребительская стоимость которого определяется
способностью продуктивно реализовываться заемщиком, обеспечивая ему прибыль
(часть которой и используется для последующей выплаты ссудного процента).
Спрос на деньги и их предложение являются
наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно они не могут
быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота.
Соответственно все остальные величины относительные как с точки зрения
прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.
Увеличение спроса на деньги со стороны
участников денежного оборота определяется:
·
дальнейшим ростом
экономики;
·
снижением инфляции и
инфляционных ожиданий;
·
ростом доверия к
банковской системе.
В зависимости от того, какими мотивами
руководствуется участник денежного оборота, формируется спрос на деньги.
Первый (основной) вид потребности в деньгах,
т.е. в запасе денег (трансакционный мотив), обеспечивает текущее хозяйственное
функционирование того или иного участника денежного оборота. Для индивида – это
запас денег для покупок до следующего получения доходов. Для предприятий запас
денег предназначен для обеспечения закупок материалов, выплаты заработной платы
и осуществление прочих расходов до получения следующих денежных поступлений от
реализации товаров и оказания услуг. Для государства запас денег – это валютные
резервы, которые позволяют обеспечить своих резидентов средствами на расчеты по
внешнеэкономической деятельности.
Второй вид потребности в деньгах (мотив
предосторожности) позволяет участнику денежного оборота создавать резерв
денежных средств для снижения рисков в условиях неопределенности и сглаживания
неизбежных кассовых разрывов.
Третий вид потребности в деньгах
(спекулятивный мотив) возникает в силу того, что современные деньги сами по
себе не могут служить средством сохранения стоимости. Определенная часть
доходов участника денежного оборота должна использоваться в качестве средства
платежа – кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Данный спрос
реализуется а приобретении не материальных (финансовых) активов участниками
денежного оборота. Такими активами могут быть облигации, акции, а также
производные финансовые инструменты.
Денежное предложение определяется
взаимодействием трех переменных:
1.
денежной базой
центрального банка;
2.
ставкой процента на
денежном рынке;
3.
нормой обязательного
резервирования.
Денежная база центрального банка включает в
себя обязательные резервы и наличность. Эта база обеспечивается активами
центрального банка: золотовалютными резервами, хранящимися в его портфеле
ценными бумагами, кредитами банкам.
Ставка процента на денежном краткосрочном
рынке формируется в значительной степени благодаря оптимизации соотношения
резервов банковской системы к ее депозитам. На определение нормы обязательного
резервирования влияет соотношение наличных денег, находящихся в обороте, и
депозитов банковской системы.
На предложение денег также оказывает влияние:
·
розничный товарооборот;
·
поступления налогов и
сборов от населения;
·
поступления по банковским
вкладам;
·
поступления от реализации
ценных бумаг;
·
золотовалютные резервы
(особенно при наличии дефицита государственного бюджета);
·
состояние сальдо
платежного баланса страны;
·
состояние баланса
центрального банка.
Предложение денег формируют все участники
денежного оборота. Но банковская система оказывает на предложение денег прямое
влияние с помощью :
·
организации более
экономического, устойчивого денежного оборота;
·
проведения операций на
различных сегментах финансового рынка в целях влияния на структуру денежного
оборота;
·
сокращения или увеличения
эмиссии денег и других средств платежа.
В зависимости от уровня развития экономики
страны, национальных особенностей и финансовых возможностей обеспечение
устойчивого денежного оборота осуществляется жестко централизованной системой
специализированных подразделений центрального банка или банковской системы в
целом. На них возлагаются функции по налаживанию хорошо функционирующего денежного
оборота.
Вывод: Замедлении экономического развития и
снижения спроса на деньги со стороны экономических агентов не исключают
негативных инфляционных последствий роста денежной массы в условиях сохранения
внешнеэкономической конъюнктуры, и для сбалансированности предложения денег и
спроса на них требуются усилия. Денежное предложение должно быть сбалансировано
с экономически обоснованным спросом на деньги.
2. Банковская система
Деятельность банковских учреждений так
многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В
современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций.
Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них
осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции,
купля-продажа ценных бумаг, посреднические сделки, управление имуществом и
множество других операций. Кредитные учреждения осуществляют консультирование,
участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют
свои подсобные предприятия.
Банк - это автономное, независимое,
коммерческое предприятие.
Конечно, банк - это не завод, не фабрика, но у
него, как у любого предприятия, есть свой продукт. Продуктом банка является
прежде всего формирование платежных средств (денежной массы), а также
разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств,
консультаций, управления имуществом. Деятельность банка носит производительный
характер.
В условиях рынка банки являются ключевым
звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами.
Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются
аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к
бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок
неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов
экономического регулирования.
На сегодняшний день Банк определяется как
финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные
средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов
(займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между
предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное
обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег. Проще говоря банки -
это организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их от
своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Банковская система - совокупность различных
видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего
денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих
банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит
государственную эмиссионную и валютную политику, регулирует экономику и
является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют различные
виды банковских операций и услуг.
Таким образом, можно сказать, что основная
функция банковской системы – посредничество в перемещении денежных средств от
кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям.
В создании для России новой рыночной экономики
с разнообразными формами собственности роль банковской системы велика, с
помощью неё осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов,
регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки и т.д. Банки
призваны выполнять множество специальных функций. К их числу также относятся
проведение расчетных и кассовых операций, кредитование, инвестирование,
хранение денежных и других средств и управление ими, т.е. те услуги, без
которых сегодня не обойтись деловому человеку.
Кейнс сравнивал банковскую систему с
кровеносной системой организма, а капиталы - с кровью, питающей различные его
части. Он считал, что государство, регулируя с помощью банков движение потоков
финансовых средств, может воздействовать на национальную экономику и оказывать
поддержку тем отраслям, которые отстают от общего развития.
Таким образом мы подходим к более глубокому
пониманию роли банковской системы, т.е. к тому, что важнейшая её задача -
создание и функционирование рынка капитала, как основного звена национальной
экономики, определяющего в целом её развитие.
Банковская система – это такое целостное
образование, которое обеспечивает ее устойчивое развитие. Как совокупность
элементов ее можно представить в виде следующих блоков и их элементов. (рис. 5)
Рис. 5 Структура банковской системы России
Представленные блоки и элементы банковской
системы образуют единство, отражая специфику целого, и выступают носителями его
свойств.
Задача активизации развития банковского
сектора, необходимость государственного участия в этом процессе, а также ход
реализации в 2002 году Стратегии развития банковского сектора Российской
Федерации (далее Стратегия) ориентируют Правительство Российской Федерации и
Банк России на разработку и принятие дополнительных мер по повышению роли
банков в экономическом развитии страны, укреплению доверия к банковской
системе, усилению ее прозрачности, защищенности кредиторов и вкладчиков. Это
соответствует положениям Стратегии, которой предусматривается, что развитие
банковского дела может выдвинуть новые задачи, решение которых потребует
уточнения выработанных подходов.
Одним из важнейших условий динамичного
экономического развития является создание устойчивой ресурсной базы
экономического роста с опорой, в первую очередь, на внутренние источники, а
также снижение зависимости экономики от внешнеэкономической конъюнктуры.
Банковский сектор является одним из ключевых инструментов для решения этой
задачи. Через банки происходит аккумулирование финансовых ресурсов населения,
предприятий, их перераспределение по секторам экономики.
Основной задачей на ближайшую перспективу
является создание условий, обеспечивающих повышение эффективности банковского
сектора, укрепление его функциональной роли в экономике. Важными компонентами
решения этой задачи выступают снижение рисков банковской деятельности,
стоимости банковских продуктов и услуг, прежде всего кредитных, для реальной
экономики и населения; увеличение сроков и удешевление стоимости привлекаемых банками
ресурсов; повышение качества капитала (собственных средств), сокращение
издержек кредитных организаций.
Предлагаемые Правительством Российской
Федерации и Банком России меры будут способствовать укреплению и развитию
банковского сектора в целом. В то же время структура банковского сектора
неоднородна. В банковском секторе функционируют различные группы банков (по
стратегии развития, профилю принимаемых рисков, обслуживаемой клиентуре,
источникам формирования ресурсной базы). В связи с этим меры из числа
предлагаемых окажут различное влияние на деятельность кредитных организаций, в
том числе с позиций достижения конкретных целей государственной политики,
определенной на ближайшую перспективу.
Вывод: Важнейшими направлениями развития
банковского сектора стали расширение сети филиалов по всей стране, установление
связей с банковскими учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на
финансовые рынки Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что
связано с нестабильностью конъюнктуры кредитного рынка, усилением межбанковской
конкуренции, расслоением среди банковских учреждений.
Надежность банка - главная из составляющих той
основы, на которой сохраняются и приумножаются средства Акционеров и Клиентов.
2.1. Центральный Банк и выполняемые им функции
Центральный банк сочетает в себе черты
обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства,
обладая определенными властными функциями в области организации
денежно-кредитного обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень
независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен
непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии.
Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент.
Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых
стран Запада предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост.
Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества, наделенного
особыми полномочиями. В большинстве случаев его капитал принадлежит
государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые
учреждения.
Степень независимости центральных банков
неодинакова — от максимально независимого Немецкого Федерального банка до Банка
Франции, находящегося в полной зависимости от правительства. Банки Англии и
России занимают в этом ряду промежуточное место. Здесь существенное значение
имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и
банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами
центрального банка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|