p> Он определил состояние свободной конкуренции как такое, при котором
товары обмениваются пропорционально затратам (труда и капитала) на их
производство. По его мнению, это условие полностью выполнялось для
капитала, поскольку наличествовали большие резервы капитала, которые быстро
вливались в необычайно прибыльные области. Условие выполнялось только
частично по отношению к труду, поскольку существовали иерархии
профессиональных групп («не конкурирующих отраслевых групп»), до которых
работнику было особенно трудно подняться. Даже вознаграждения за
квалификацию сверх тех, что выплачивались за расходы на обучение, были
монопольным доходом. Этот метод не был аналитически точен (Кэрнс не сказал,
как уравнять затраты капиталистов и работников), не был он плодотворен и
эмпирически. Термином «отраслевая конкуренция» Кэрнс обозначил силу, влияющую на
соразмерность цен психологическим затратам, результатом действия которой
оказывается некая степень концентрации производства продукции в одной
неконкурентной группе, и он искал объяснения обмена продуктами между не
конкурирующими группами в теории взаимного спроса в международной торговле.
Отсюда следует, что мы могли бы назвать отраслевой конкуренцией конкуренцию
внутри не конкурирующих групп, а коммерческой конкуренцией — между не
конкурирующими группами. Но Сиджвик и Эджуорт приписывали Кэрнсу
противоположные взгляды: коммерческая конкуренция — это конкуренция в
пределах одной отрасли, а отраслевая конкуренция требует, чтобы ресурсы
могли переливаться из одной отрасли в другую. Маршалл Маршалл как обычно отказался плыть по течению, и его трактовка
конкуренции значительно ближе к взглядам Адама Смита, чем к воззрениям его
современников. Действительно, изложение Маршалла в этой области было почти
столь же неформальным и бессистемным, как и у Смита. Основное его
утверждение: «...мы изучаем нормальный спрос и нормальное предложение в их наиболее
общей форме; мы игнорируем те аспекты, которые характерны для частных
областей экономической науки, и сосредоточиваем внимание на тех широких
отношениях, которые присущи всей науке в целом. Так, мы допускаем, что силы
спроса и предложения действуют свободно, что не существует прочного
объединения торговцев на обеих сторонах, что каждый выступает
самостоятельно и что широко развертывается свободная конкуренция, т. е. что
покупатели обычно беспрепятственно конкурируют с покупателями, а продавцы
столь же беспрепятственно конкурируют с продавцами. Однако, хотя каждый
выступает сам за себя, предполагается, что его осведомленность деятельности
других обычно вполне достаточна, чтобы он не стал соглашаться продать по
меньшей цене или покупать по большей, чем все остальные». Если эта цитата, свидетельствует о возвращении Маршалла к строгой
концепции конкуренции, мы должны помнить, что в основных главах о
конкуренции он говорил о «страхе испортить рынок» и о фирмах, имеющих
кривые спроса с отрицательным наклоном, и что он только однажды упоминает
совершенную конкуренцию, и то только тогда, когда он энергично ее отверг. Вскоре он немного уступил тенденции к очищению концепции. Начиная с
третьего издания (1895) он явно ввел горизонтальную кривую спроса для
отдельной фирмы как нормальный случай и описал ее той же математической
формулой, что Курно. Но это были только заплаты, которые не затронули
многие другие места в работе, где сохранилось нестрогое толкование
конкуренции. Наиболее ценным был косвенный вклад Маршалла; он дал самый выдающийся
для своего времени анализ взаимозависимости конкуренции и оптимальной
экономической организации (кн. 5, гл. XIII — о доктрине максимального
удовлетворения). Здесь он обнаружил, что результаты конкуренции
характеризуются не только известным свойством, согласно которому
распределение ресурсов следует принимать как данность с тем ценным
исключением, что только одно из нескольких состояний устойчивого равновесия
может быть максимумом, но также установил новое и, возможно, крайне важное
исключение, вытекающее из внешней экономичности или неэкономичности.
Доктрина внешней экономичности утверждает, что в важных областях выбор
отдельного лица только частично подчинен учету последствий, и эта доктрина
неизбежно открывает широкий диапазон конкурентного равновесия, не
подчиненного обычным критериям оптимальной организации. Детальное изучение предпринимательского сектора экономики показывает,
чуть ли не бесконечное число различных рыночных ситуаций, ибо нет двух
похожих отраслей. Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль
экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком
много. Значит, следует определить и обсудить несколько основных рыночных
структур, или моделей. Экономисты различают четыре довольно несхожих рыночные ситуации:
чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и
олигополию. Эти модели отличаются по количеству фирм в отрасли независимо
от того, является ли продукция стандартизированной или дифференцированной и
насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. Характеристика модели рынка совершенной конкуренции Дадим несколько свойств чистой конкуренции:
Очень большое число. Основной чертой чисто конкурентного рынка является
наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно
предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат
рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных
валют.
Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят
стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю
безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке
продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателями как
точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции
отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на
базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.
«Принимающие цену». На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы
осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство
вытекает из предыдущих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма
производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что
увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния
на общее предложение и, следовательно, цену продукта. Короче говоря,
отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная
фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только
приспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующий
производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная
величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может
получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при
меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем
существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причины
назначать какую-либо более низкую цену, так как это вызвало бы уменьшение
ее прибылей.
Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно
входить, а существующие - свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В
частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных,
технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать
возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не
означает, однако, что анализ конкурентного ранка – неуместное логическое
упражнение. 1. Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели,
чем любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности сельского
хозяйства намного легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки. 2. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к
которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит
ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов
ценообразования и определения объема производства. 3. Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец,
или стандарт с которым можно сравнивать или оценивать эффективность
реальной экономики. Поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения
незначительна, отдельная фирма не способна ощутимо воздействовать на
рыночную цену, которая устанавливается на основе взаимодействия совокупного
спроса и совокупного предложения. Конкурентный производитель не имеет
собственной ценовой политики, то есть возможности регулировать цену. Он
скорее может лишь приспосабливаться к рыночной цене, которую вынужден
рассматривать как заданную величину, определяемую рынком. Как уже было
сказано выше -- конкурентный продавец выступает в роли принимающего цену. Совершенно эластичный спрос Кривая спроса на продукт отдельного конкурентного производителя
совершенно эластична. Данные столбцов (1) и (2) табп. 1 описывают кривую
совершенно эластичного спроса при рыночной цене, равной 131 дол. Фирма не в
состоянии добиться более высокой рыночной цены, ограничивая объем выпуска;
не нуждается она и в более низкой цене для увеличения объема продаж. Выражение «кривая рыночного спроса на конкурентном рынке совершенно
эластична» – не утверждение. Напротив, это типичная нисходящая кривая. На
самом-то деле кривые совокупного спроса на большинство сельскохозяйственных
продуктов совершенно не эластичны, даже не смотря на то, что сельское
хозяйство – наиболее конкурентная отрасль. Тем не менее, кривая спроса на
продукцию самостоятельной фирмы в чисто конкурентной отрасли совершенно
эластична. Различие объясняется следующим образом. Для отрасли, то есть для всех
фирм, производящих определенный продукт, объем продаж может быть увеличен
только путем снижения цены этого продукта. Все фирмы действуют независимо,
но одновременно могут повлиять – и действительно влияют - на общий объем
предложения и, следовательно, на рыночную цену. Однако это не относится к
самостоятельной фирме. Если один единственный производитель увеличивает или
сокращает выпуск при неименных объемах производства у всех других
конкурирующих фирм, это не оказывает сколько-нибудь существенного влияния
на общий объем предложения и рыночную цену. Следовательно, кривые спроса и
продаж самостоятельной фирмы совершенно эластичны, как показано на рисунке. [pic] Вот реальный пример неравномерного обобщения: то, что верно для
отрасли или группы фирм (нисходящая, менее эластичная, чем совершенно
эластичная кривая спроса), неверно для самостоятельной фирмы (совершенно
эластичная кривая спроса). Средний, валовой и предельный доход Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время
кривой дохода. То, что в столбце (1) табл. 1 обозначено как цена на единицу
продукта для покупателя, представляет собой выручку от продажи единицы
продукта, или средний доход продавца. Утверждение о том, что покупатель
должен заплатить цену 131 дол. за единицу продукта, тождественно следующему
тезису: выручка от продажи единицы продукта, или средний доход, полученный
продавцом, составляет 131 дол. Цена и средний доход — это одно и то же, но
с разных точек зрения. Валовой доход при любом объеме продаж можно легко определить путем
умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма
способна продать. При умножении данных столбца (1) на данные столбца (2),
получается результат, помещенный в столбце (3). В данном случае валовой
доход увеличивается на постоянную величину — 131 дол. — с каждой
дополнительной единицы продаж. Каждое проданное изделие прибавляет к
валовому доходу свою цену. Всякий раз, когда фирма планирует какое-либо изменение объема
производства, ее интересует, как изменится доход в результате этого сдвига
в выпуске. Каким будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы
продукта? Предельный доход есть изменение валового дохода, то есть
добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы
продукта. Как показано в столбце (3) табл. 1, валовой доход равен нулю,
когда продано нуль единиц продукта. Первая проданная единица увеличивает
валовой доход с нуля до 131 дол. Предельный доход — увеличение валового
дохода в результате продажи первой единицы продукта - составляет,
следовательно, 131 дол. Вторая проданная единица увеличивает валовой доход
со 131 до 262 дол., то есть предельный доход опять составит 131 дол. В
столбце (4) видно, что предельный доход есть постоянная величина, равная
131 дол., поскольку именно на такую неизменную величину возрастает валовой
доход по мере каждой дополнительной единицы продукта. Таблица 1. Спрос на продукт самостоятельной фирмы и ее доход в
условиях чистой конкуренции
|Спрос на продукт |Доход |
|фирмы |(в долл.) |
|и средний доход | |
|(1) |(2) |(3) |(4) |
|Цена продукта |Величина спроса |Валовой доход|Предельный доход |
|(средний доход) |(продано | | |
|(в долл.) |продукта) | | |
| |(в ед.) | | |
|131 |0 |0 | |
|131 |1 |131 |131 |
|131 |2 |262 |131 |
|131 |3 |393 |131 |
|131 |4 |524 |131 |
|131 |5 |655 |131 |
|131 |6 |786 |131 |
|131 |7 |911 |131 |
|131 |8 |1048 |131 |
|131 |9 |1179 |131 |
|131 |10 |1310 |131 | В условиях чистой конкуренции цена продукта для отдельной фирмы
является постоянной; добавочные единицы, следовательно, могут быть проданы
без понижения цены. Это означает, что каждая дополнительная единица продаж
присоединяет к валовому доходу свою цену - в данном случае 121 дол, и
предельный доход представляет собой это приращение валового дохода.
Предельный доход в условиях чистой конкуренции постоянный просто потому,
что дополнительный единицы продукта могут быть проданы по неизменной цене. IV. Образование цены в условиях совершенной конкуренции Здесь различают короткий период (при данном оборудовании) и длинный
период (при меняющемся оборудовании). 1) В коротком периоде цена в масштабах отрасли образуется в точке
пересечения кривой предложения и кривой спроса на уровне отрасли (рис. 1
а). Эта единая цена, что со всей очевидностью вытекает из атомизации
рынка, его прозрачности и однородности продукции. Нет никаких причин, по
которым продавцы согласились бы с более низкой, а покупатель - с более
высокой ценой. Рисунок 1 а) b) Cm P D P CMT O’ P P D D’ O 0 Q Q Q1 Q Эта цена представляет собой величину, которая является обязательной
для всех продавцов и покупателей. Отдельный производитель должен
приспосабливаться к этой пене и ее изменениям, которые отражают требования
и нужды потребителей. Потребители, которые согласились бы платить за товар более высокую
пену, продавцы, которые согласились бы продавать по более низкой цене,
получают ренту (или дополнительный доход) потребителя или продавца. Рыночная цена - это равновесная пена. Если бы пена была более высокой,
то превышение предложения над спросом привело бы ее к равновесию; если бы
цена была более низкой, то превышение спроса вновь восстановило бы
равновесие. Отдельный производитель считает, что спрос, адресованный его фирме,
бесконечно эластичен при рыночной пене; кривая средней выручки фирмы, таким
образом, параллельна оси X. Это означает, что вся продукция может быть
продана свободно и автоматически по цене, установившейся на рынке. Перед
отдельной фирмой не встает проблема сбыта, коль скоро она ориентируется на
рыночную цену. В этих условиях фирма, стремящаяся максимально увеличить свою прибыль,
будет расширять производство вплоть до момента, когда издержки на выпуск
добавочной продукции (предельные издержки) сравняются с рыночной ценой,
которая является средней выручкой. Но эта выручка равна предельной выручке:
дополнительные продажи осуществляются по такой же цене, как и
первоначальные, и выручка от продажи дополнительной единицы продукции равна
единой цене на рынке. Поскольку средняя выручка постоянна, предельная
выручка также будет постоянной и равной средней выручке. В условиях совершенной конкуренции правило максимизации прибыли может
быть выражено таким образом: предельные издержки = предельной выручке =
рыночной цене. Когда цена выше общих средних издержек, фирма получает в течение
короткого периода анормальную прибыль. Равновесие будет достигнуто, когда кривая средней выручки (или спроса)
будет касательной по отношению к кривой общих средних издержек в точке
пересечения линии предельных издержек и линии общих средних издержек. На
рис. 1Ь продукция в условиях равновесия спроса и предложения будет выражена
величиной OQ1. Следовательно, в этом случае: предельные издержки = рыночной
иене = общим средним издержкам.
Страницы: 1, 2, 3
|