Рынок пластиковых карт в России: особенности и перспективы развития
Рынок
пластиковых карт в России: особенности и перспективы развития
Анч Марина
Васильевна
В условиях
развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик
отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении
развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое
применение в современном мире. Одним из инструментов безналичных расчетов является
пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта
является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с
помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы
и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в
промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.
Экономисты
называют пластиковую карту «услугой века», одним из ключевых элементов
«технологической революции в банковском деле». Поэтому изучение проблем
использования пластиковых карт в России представляется особенно актуальным, а
изучение мировой практики и перспектив развития рынка пластиковых карт в России
приобретают в настоящее время конкретную значимость.
Масштабы и
характер использования платежных карт обоснованно рассматриваются в качестве
одного из важнейших индикаторов уровня развития ритейлового банковского
бизнеса. Пластиковая карта - это многоразовый платежный и кредитный инструмент
длительного пользования, обладающий наиболее высокой на сегодня степенью защиты
от подделок и к тому же содержащий идентификационную информацию о держателе
карточки, позволяющий производить проверку его платежеспособности. В настоящее
время пластиковый бизнес - это более 1,3 млрд. выпушенных карт. Ежегодный
мировой оборот превышает 3 трлн. долл. Платежные карты принимаются более чем 20
млн. торгово-сервисных предприятий. Около полумиллиона банковских отделений,
предоставляющих услуги, проводят операции с платежными картами, а число
банкоматов превысило 700 тыс. Наряду с локальными (национальными) системами всё
более широкое развитие получают международные системы расчетов с использованием
платежных карт. Основная часть мирового рынка пластиковых карт контролируется
двумя крупнейшими компаниями - Visa International и MasterCard International.
Если разделить весь мировой рынок пластиковых карт на сферы влияния основных
игроков - платежных систем, то получится следующая картина: на платежную
систему Visa приходится около 57%, на Europay/MasterCard примерно 26%, на
American Express - порядка 13%, и на другие (включая DinersClub и JCB) - 4%.
Российские
банки всегда отличались стремлением активно развивать карточный бизнес и уже
накопили определенный опыт выпуска как зарубежных карточек по лицензии
крупнейших финансовых ассоциаций, так и собственных рублевых и валютных карт.
Тем не менее, масштабы использования платежных карт все еще заметно уступают
среднестатистическим показателям по странам Европы. В немалой степени это
объясняется тем, что данный сегмент рынка банковских услуг особенно сильно
пострадал в результате финансового кризиса 17 августа 1998 года. Многократный
спад физического объема товарооборота и ещё больший - потребительского импорта,
был не самым главным ударом по рынку. Дефолты системообразующих для этого рынка
банков-эмитентов, таких как «Инкомбанк», «СБС-АГРО», «Мост», «Менатеп»,
«Империал» и др. привели к тому, что оказались замороженными до 90% средств на
карточных счетах. В России практически перестало существовать банкоматное
хозяйство. Почти полностью были прекращены внутрироссийские межбанковские
операции по обслуживанию карт. Обанкротились многие торговые точки, принимавшие
карты. Международные платежные системы заблокировали коды российских банков. В
результате владельцы карточек этих систем смогли осуществлять платежи лишь в
пределах России.
Постепенно
ситуация стала меняться в лучшую сторону. В восстановлении и динамичном
развитии российского рынка пластиковых карт заинтересованы многие:
международные платежные системы, которые не смирились с потерей капиталов в
России, международные страховые системы, торговые точки и др.
На конец 2001
года общее число эмитированных банковских карт в России составило 10,5 млн.
карт, в 2002 году - количество выпущенных карт увеличилось до 15,5 млн., а в
2003 - до 21 млн. По состоянию на начало 2004 года, в России эмитировано почти
24 млн. карт. Интересный факт, что соотношение международных и российских
систем составляют соответственно 48% и 52%. Наибольшее количество выпущенных карт
и объем операций с их использованием приходится на международные платежные
системы Visa и Europay/MasterCard, что объясняется, прежде всего, развитой
инфраструктурой, предназначенной для осуществления операций с использованием
карт этих платежных систем как на территории России, так и за ее пределами.
Наряду с этим в России действуют отечественные платежные системы: Золотая
Корона, Union Card, ACOORD, STB Card и ряд других небольших систем.
Рассматривая
банковскую пластиковую карту как платежный инструмент нужно выделить основные
ее достоинства и преимущества. Для самого клиента - это удобство в
использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при получении услуг в
предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых
операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность - начисление
процентов, удаленное управление счетами и многое другое; - для предприятий -
расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на
инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей
владельцев, престиж и ряд других преимуществ; - для банков - расширение спектра
услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет
безбумажной технологии, взимание дополнительных комиссий - и как следствие,
увеличение дохода, повышение конкурентного потенциала банка.
К сожалению для
российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не
платежный инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования
КОМКОН доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем в 10
раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Это
объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на
рынке пластиковых карт в России.
Во-первых,
развитие телекоммуникационной инфраструктуры в России по сравнению с другими
развитыми странами находится на низком уровне. Во-вторых, финансовый кризис
1998 года в значительной степени подорвал доверие к банкам, однако сейчас
ситуация меняется в лучшую сторону. В-третьих, к сожалению, пока не разработана
полноценная государственная политика в отношении рынка пластиковых карт,
которая предусматривала бы как законодательное регулирование всего комплекса
отношений между участниками рынка, так и разработку программ поддержки
отечественных инновационных решений в области расчетов пластиковыми карточками.
И четвертой проблемой нужно выделить проблему безопасности. Тем не менее,
сейчас во всем мире наблюдается тенденция перехода с магнитных карт на смарт-карты,
что безусловно способствует повышению степени безопасности расчетов в целом.
Уже в отдельных регионах получили широкое распространение карты с
микропроцессором (смарт-карты), количество которых за 2003 год возросло на 43%
и составило на конец 2003 года более 6 млн. карт.
Рынок платежных
карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками.
Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов
банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе
выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные
проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России и некоторых
странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны
вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма
существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение
платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии получаемые от
торгово-сервисных предприятий за обслуживание.
Специфика
российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет
индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов.
Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной
платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта
система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных
карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом
объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу
же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных
денежных средств.
Однако,
стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух
условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с
использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно
быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.
Тем не менее,
несмотря на наличие препятствий и трудностей, а также на довольно крупные
начальные затраты, связанные с запуском и отработкой технологий использования
пластиковых карт, российские банки всё активнее используют этот инструмент для
реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса. Если банк
рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных вкладов, ему не
обойтись без выпуска платежных карт.
Как утверждают
сами экономисты: «Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами». И это
действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок
пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие
надежды.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.finansy.ru/
|