Рынок на Украине
смотреть на рефераты похожие на "Рынок на Украине" ВВЕДЕНИЕ. Рынок – одна из самых распространенных экономических категорий,
относительно содержания, которой существуют различные толкования.
Первоначально рынок рассматривался как место рыночной торговли, и
объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения
первобытнообщинного общества, когда обмен между общинами становится более
или менее регулярным, приобретает форму товарного обмена осуществляемого в
определенном месте в определенное время. С развитием ремесла и городов
торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночные
площади. Данные определения рынка свидетельствуют о различных ступенях в
историческом процессе познания рынка как экономического явления и
раскрывают разные грани этого явления. С точки зрения политической
экономии, определение рынка должно отражать: - объективную сферу его действия; - законы, регулирующие его развитие. Рынок – это система экономических отношений, функционирующая и
развивающаяся в соответствии с законами товарного производства и денежного
обращения. Рыночные экономические отношения объективно требуют наличия развитой
инфраструктуры рынка. Понятию «инфраструктура рынка» предшествует понятие «инфраструктура
экономики, хозяйства». Инфраструктура хозяйства страны – это комплекс отраслей, обслуживающих
базовые сферы экономики и обеспечивающих условия жизнедеятельности
общества. Инфраструктура хозяйства является неотъемлемым элементом общественного
производства при любой экономической системе. Рыночная же экономическая
система невозможна без особой, рыночной инфраструктуры. ГЛАВА 1. Сущность и функции инфраструктуры рынка.
1.1. В любой системе есть передаточные звенья. Без них невозможно ее
существование. В экономической системе имеются свои связующие звенья,
которые в целом можно назвать экономической инфраструктурой. Эта
инфраструктура выступает связующим элементом во взаимоотношениях между
основными субъектами экономических отношений - производителями
экономических ресурсов, конечных товаров и их непосредственными
потребителями. Для функционирования любой формы хозяйства необходимо наличие целой
совокупности организационно-экономических и юридических условий, или
,другими словами, системы институтов хозяйства. Все они, вместе взятые,
образуют некую систему учреждений и организаций, называемую
инфраструктурой, то есть, образно говоря, систему каналов связи, по которым
беспрепятственно, наилучшим образом для данной формы хозяйства происходит
перетекание материальных и финансовых ресурсов, их аллокация, а также
движение каждого продукта от производителя к потребителю. Инфраструктуру рыночных отношений формируют многочисленные институты,
среди которых выделяются брокерские фирмы, различные биржи, инвестиционные
компании, банки, лизинговые компании, центры занятости, страховые
организации. Экономика предполагает создание товаров и их доведение до
потребителей. Последнее требует организации сферы обращения товаров.
Инфраструктура рынка - это совокупность институтов, обеспечивающих
обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей
товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение
институтов инфраструктуры.
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это
особый товар, существующий только в момент его производства. Оказывая
различные посреднические услуги предприятиям и домашним хозяйствам,
учреждения инфраструктуры выполняют ряд важных функций, среди которых можно
выделить следующие:
1. Создание предпосылок для преодоления противоречия между частными, обособленными производителями и общественным характером производства.
2. Формирование возможностей разрешения противоречия между объективным ростом затрат на производство и ограниченными средствами отдельных производителей.
3. Смягчение воздействия колебаний экономической конъюнктуры на результаты хозяйственной деятельности.
4. Снижение экономического риска в рыночном хозяйстве.
5. Содействие развитию всех форм предпринимательства, всех видов предприятий.
6. Углубление ориентации производства на удовлетворение реальных общественных потребностей.
7. Осуществление распределения ресурсов общества по отраслям и предприятиям в соответствии с общественными потребностями и общественной эффективностью.
8. Содействие углублению общественного разделения труда, его специализации с целью повышения результативности труда общества.
9. Содействие ускорению движения общественного капитала.
10. Повышение устойчивости, живучести рыночной экономики в целом. В плановой экономике, для которой характерна директивная форма связи
производства и потребления, роль таких каналов выполняли центральные и
местные органы Госплана, а также министерства и ведомства. Каждое решение
этих органов имело силу закона для нижестоящих и подчиненных ему
хозяйственных звеньев. Центральные плановые органы как бы на вершине
иерархической пирамиды хозяйственной власти. Принимаемые ими решения
распространялись вниз и вширь по различным уровням нижестоящих и местных
структур, конкретизировались, дополнялись новыми расчетами, деталями и
соответствующими указаниями и так постепенно доводились до непосредственных
производителей и потребителей. Такая, состоящая из множества
государственных учреждений инфраструктура имела то преимущество, что лишала
непосредственных производителей почти всякого хозяйственного риска и
потерь, связанных с конкуренцией, доводя до них планы производства, снабжая
под эти планы необходимыми ресурсами, регулируя посредством нормирования
весь процесс производства, а затем и распределения произведенной продукции.
Но, избавляя предприятия от риска, такая государственная инфраструктура
хозяйственных связей одновременно лишала их и возможности проявить
самостоятельность в поиске эффективных экономических решений. Кроме того,
многоуровневый вертикальный характер плановой инфраструктуры требовал
согласования любой хозяйственной инициативы на нескольких вышестоящих
уровнях управления, прежде чем будет принято окончательное решение о том,
отвергнуть ее или принять. Это снижало оперативность принятия решений.
Замедлялась скорость реакции непосредственного производителя на изменение
текущей экономической ситуации, а иногда эта реакция становилась попросту
невозможной. Поэтому, оценивая прошлую плановую систему хозяйства, можно
сделать вывод, что ее экономическая инфраструктура обладала, с одной
стороны, значительной стабильностью и устойчивостью, но отличалась, с
другой стороны, отсутствием гибкости и оперативности управления
экономическими процессами. Эта система, действуя, как известно, довольно долго, сформировала определенный образ экономического мышления и устойчивые стереотипы подходов к управлению общественным производством. Таковы были стартовые условия формирования новой рыночной инфраструктуры в переходной экономике постсоциалистических стран. Упомянутые консерватизм и устойчивость старой системы обусловили трудности становления новых институтов: непоследовательность политиков и недоверие широких масс населения «шарахание» хозяйственных руководителей разных уровней от фанатичной приверженности старым организационным формам и механизмам хозяйственных связей до противоположной крайности – кардинального и быстрого разрушения всех без разбора экономических каналов управления народным хозяйством, которые хорошо или плохо работали вчера. Понятно, что в таких условиях прямые связи предприятий часто носили вынужденный характер и не имели ничего общего с эффективной организацией обращения. Новое в переходной экономике – это зарождение чисто рыночной инфраструктуры торговли, которая представлена, прежде всего, частными рыночными структурами: товарными биржами, брокерскими конторами, торговыми домами и иными посредническими фирмами. Первоначально они обслуживали незначительную часть оборота, но постепенно их роль начинает неуклонно возрастать. 1.2. Классификация рыночной инфраструктуры, ее специфическое
содержание определяется особенностями рынков, в пределах которых
функционируют данные элементы. Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи,
предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы
занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников
рыночных отношений, рекламой, маркетингом, различные посреднические
компании, сервисные службы. Рынок
капиталов состоит из двух частей: «кредитного рынка» и «рынка ценных
бумаг». Рынок труда существует наряду с рынком
капиталов, выступая составной частью рынка факторов производства. На рынке
труда осуществляется купля – продажа рабочей силы. Организован он в виде
биржи труда. Государственные финансы составляют необходимый элемент рыночной инфраструктуры. Свои функции они выполняют посредством центрального и местного бюджета. Коммерческие банки. Как элемент инфраструктуры рынка коммерческие банки выполняют следующие основные функции: являются хозяйственным партнером всех экономических субъектов, обеспечивающим непрерывность производства; служат посредниками в платежах для всех субъектов хозяйственной деятельности; осуществляют гарантии в расчетах; объединяют всех участников хозяйствования посредством единой платежной системы. В настоящее время в странах с развитыми рыночными отношениями сформировалась система специализации банков. Так выделяются: инвестиционные банки; ипотечные банки; инновационные банки; экспортно – импортные банки. Страховые компании, фирмы. Появление этого элемента в системе инфраструктуры рынка является объективной необходимостью. Все виды хозяйственной деятельности, все субъекты этой деятельности находятся в условиях экономического риска. Содержание экономического риска определяется существованием реальной возможности не получить ожидаемый доход на вложенные в производство благ и оказание услуг средства. Крайней формой проявления экономического риска является потенциальная потерять и сами вложенные в производство средства. Основными причинами экономического риска в рыночном хозяйстве являются: противоречие между обособлением каждого производителя в условиях частной собственности на средства производства и общественным характером потребления создаваемых благ и услуг; - значительная изменчивость потребительских предпочтений; недостаточное знание производителем экономической конъюнктуры в каждый конкретный период времени; обострение конкурентной борьбы между производителями; чрезвычайные обстоятельства; обстоятельства непреодолимой силы – война, наводнение, засуха, революция, радикальное изменение действующего законодательства. Следствиями наличия экономического риска для предприятия, фирмы, организации могут быть: неполучение или недополучение дохода субъектом хозяйственной деятельности. В результате этого общество будет иметь: - производителей, не имеющих достаточных средств, для развития и
совершенствования своей деятельности; превращение производителей в безработных; - появление причин, для возникновение социальных проблем в стране. Разрыв во времени в процессе развития предприятий означает устаревание материально – технической основы производства; безработица означает начало потери накопленного опыта, квалификации работников, потери высококвалифицированной рабочей силы. По совокупности это означает торможение развития производительных сил общества. Это противоречит общественным интересам. Потеря дохода, экономический ущерб, разорение противоречат и частным интересам каждого производителя. Совпадение общественных и частных интересов в этом вопросе привело к возникновению такого экономического явления, как страхование. Экономическое содержание страхования состоит в создании страховых фондов для возмещения экономического ущерба субъектам экономических отношений. Страхование позволяет разрешить противоречие между ограниченными экономическими возможностями каждого отдельного предприятия, фирмы и неограниченным риском, связанным с рынком. На практике это реализуется через механизм частичных взносов в общий страховой фонд обособленными субъектами хозяйственной деятельности и полным возмещением понесенного ущерба. Аудиторские фирмы. Аудит – это независимый контроль хозяйственной деятельности
субъектов экономических отношений. Независимость аудита определяется тем, что фирмы, занимающиеся
аудиторской деятельностью, являются негосударственными предприятиями.
Необходимость аудита обусловлена рядом причин: . необходимостью формирования и развития отношений экономического доверия; . необходимостью предотвращения появления теневой, криминальной экономики, а также банкротств предприятий, по причине некомпетентности людей, пришедших в современный бизнес; . необходимостью оказания содействия государственным контролирующим органам в деле контроля, за исполнением требований действующего законодательства субъектами хозяйствования. Ярмарки. Ярмарки – это торги, рынки товаров, которые периодически
организовываются в установленном месте. Как элемент инфраструктуры рынка, ярмарки выполняют следующие функции: . соединение производителей и потребителей продукции; . информирование о товарах, которые могут быть произведены; . изучение потребностей в товарах; . поиск возможного равновесия между ценами производителей и покупателей; . поиск партнеров для экономического сотрудничества. С развитием общественного производства, расширением торгово -
обменных операций, усилением конкуренции между производителями, усложнением
и удорожанием производимой продукции, ростом транспортных расходов
произошло развитие и ярмарок: из центров привоза больших партий наличного
товара ярмарки превратились в ярмарки – выставки образцов товаров, которые
можно заказать производителю непосредственно или опосредованно. В настоящее время ярмарки – выставки являются важнейшей формой
общения производителей и потребителей на рынке таких товаров, как
станки, машины, оборудование, авиатехника, автомобили и оружие. Биржи. Биржа – это постоянно функционирующий, организационно оформленный
оптовый рынок. В зависимости от объекта биржевых торгов различают: . товарные биржи (объектом купли – продажи являются различные экономические материальные блага: и средства производства, и предметы потребления); . фондовые биржи (объектом биржевых сделок являются: ценные бумаги, иностранная валюта, драгоценные и редкоземельные металлы); . биржи труда, объектом деятельности которых является трудоустройство рабочей силы. Инвестиционные биржи и компании, доверительные (трастовые)
общества. Первая инвестиционная компания в мире была основана в августе 1822
года в Бельгии, затем в 1849 году в Швейцарии и в 1852 году во Франции.
Массовым явлением они стали в Великобритании. Инвестиции – это все виды ценностей, вкладываемых в объекты
хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достижения
определенного социального результата. Инвестиционный фонд – это особый вид предприятия, специализирующегося
на коллективном инвестировании. Инвестирование – это совокупность практических действий по реализации
инвестиций. Инвесторы – это субъекты экономических отношений, принимающие решение
о вложении средств в объекты инвестирования. Объекты инвестирования – это конкретные экономические проекты,
программы, предприятия, в которые вкладываются инвестиции. Необходимость появления инвестиционных фондов в рыночной экономике
обусловлена наличием противоречия между неограниченными потребностями
общества в развитии экономики и ограниченными ресурсами, которыми
располагает для обеспечения этого процесса каждый отдельный обособленный
субъект хозяйственной деятельности. Маркетинговые фирмы. Маркетинг – это особая система рыночной ориентации. Как элемент инфраструктуры рынка, маркетинг является идеологией,
философией хозяйственной деятельности на основах законов товарного
производства. Система маркетинга создает предпосылки для разрешения противоречия,
возникающего на основе частной собственности на средства производства:
между частной, хозяйственной деятельностью каждого отдельного
экономического субъекта и возможностью получения им дохода только в случае
соответствия его деятельности общественным потребностям. Именно на решение
проблемы соответствия и работает вся система маркетинга. Лизинговые компании. Лизинг – это долгосрочная аренда машин, станков, оборудования,
купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного
использования, при сохранении собственности на них арендодателем на весь
срок аренды.
Страницы: 1, 2
|