p> 1.2.4. Кредитно-денежная политика. Принципиальным моментом в кредитной политике ЦБР стал практически
полный отказ по согласованию с правительством от кредитования Минфина под
покрытие бюджетного дефицита. При лимите I квартал (и одновременно годовом)
в 5 трлн руб. ЦБ на начало мая профинансировал своими кредитам частично
покупкой ГКО при их первичном размещении лишь 3,2 трлн расходов (0,8%
ВВП).[6] Среднемесячный прирост кредитной задолженности Минфина перед ЦБР
составил в I квартале 1995 г. 2%. Рост актива ЦБР в этот период
обеспечивался главным образом счет увеличения иностранной валюты (как в
долларовом выражении, так и в рублевом эквиваленте) и кредитования
коммерческих банков, преимуществе краткосрочного. Именно эти два фактора определяли рост денежной массы в I квартале,
причем рост чистых золотовалютных резервов опережал, а нетто-кредитования
экономики – отставал от темпов, согласованных между российским
правительством и МВФ. Данная тенденция сохранилась и в апреле-мае. В
результате прирост денежной утесы, хотя и был обеспечен соответствующим
ростом золотовалютных резервов, все же превысил проектировки Минфина и МВФ.
Так, в апреле и мае 1995 г. денежная база увеличилась соответственно на 15
и 10%. 1.2.5. Ценные бумаги. Их рынок продолжал успешно развиваться. В январе-мае состоялось 22
аукциона по размещению трех-, шести- и двенадцатимесячных ГКО, которые
принесли чистый доход федеральному бюджету в размере 5 трлн руб. Новым в
1995 г. стала практика доразмещения ГКО на вторичных торгах по текущему
рыночному курсу, что позволило сгладить колебания доходности и
последовательно снижать величину последней, также пополнить бюджет. Минфину
пришлось пойти а свертывание программы развития казначейских обязательств
(КО), хотя по состоянию на начало мая 1995 г. за их счет было
профинансировано свыше трлн руб. расходов (без учета процентных платежей).
В июне прошел первый аукцион по размещению облигаций федерального займа –
нового инструмента с доходностью, привязанной к доходности ГКО, призванного
существенно удлинить сроки обслуживания госдолга. 1.2.6. Денежная масса и инфляция. Как и в январе 1994 г., год спустя вновь произошло изъятие из ращения
части наличных денег, выпущенных в декабре под обслуживание сезонно
возросших доходов населения
ления. Правда, в 1995 г. уменьшилась не только налично-денежная масса, но и
(впервые с начала реформ) денежный агрегат М,, в котором наличность
составляет примерно 1/3. Да и сам масштаб сокращения наличных денег
оказался гораздо значительнее, почти 13%. В результате этого темп роста
налично-денежных средств за весь I квартал 1995 г. оказался отрицательным.
Однако в силу отмеченных выше факторов во II квартале как М,, так и
денежная наличность возрастали с гораздо более высоким ежемесячным темпом
превышающим 10 %, что не могло не вызвать беспокойства у правительства,
поставившего своей цель! доведение инфляции до уровня в 2% в месяц уже
середине года. С ноября 1994 г. по апрель 1995 г. темпы рост потребительских цен
превышали темпы роста денежной массы, взятые с трехмесячным лагом. Темп
рост оптовых цен в промышленности опережал темп рост (с лагом 4 месяца)
агрегата М, в течение еще большего промежутка времени: с октября 1994 г. по
май 1995. Как следствие, происходило ускорение оборачиваемости денег и
снижение реальной денежной массы. Заметим, что и здесь наблюдается прямая
аналогия 1994 г., когда после прохождения некой равновесной точки под
влиянием снизившихся инфляционных ожиданий спрос на деньги (в реальном
выражении) начал расти. Поэтому в принципе сам факт 10%-ного роста денежных
агрегатов во II квартале не означает неизбежного ускорения инфляции до этих
величин осени Если удастся избежать существенного роста не покрытой
увеличением золотовалютных резервов денежной эмиссии в ближайшие месяцы и
обеспечить реальную положительную доходность по рублевым вкладам населения,
то произойдет повышение спроса на реальные деньги, замедлится их
оборачиваемость, и фактически инфляция окажется существенно меньше, чем
прогнозируемая только исходя из динамики денежной массы. 1.2.7. Денежные доходы населения и прожиточный минимум. Усилились неблагоприятные тенденции в динамике распределения денежных
доходов населения. Если в 1994 г. реальные располагаемые доходы увеличились
на 18,9%, то в январе-июле 1995 г. они упали на 7%. Прежде всего это
связано с сокращением реальной заработной платы. Номинальная средняя
заработная плата в Российской Федерации упала с 354,2 тыс. руб. в декабре
1994 г. до 302,6 тыс. руб. в январе 1995 г. и затем возросла в мае до 430
тыс. руб.. При этом реальная заработная плата в первые пять месяцев 1995 г.
составляла примерно лишь 70% от ее уровня в аналогичный период прошлого
года. По расчетам Министерства экономики, средняя заработная плата,
начисленная в апреле 1995 г., составляла в ценах 1991 г. только 27% от
размера средней заработной платы последнего дореформенного месяца. Такого
резкого снижения ее реального содержания не было еще за весь период реформ. Величина прожиточного минимума возросла со 179 тыс. руб. в среднем
(202 тыс. руб. для трудоспособного населения) в январе до 274 тыс. руб.
(312 тыс. руб.) в июне. Если в 1994 г. средняя оплата труда с учетом
дополнительных выплат социального характера могла обеспечить около 2,5
прожиточных минимумов.[7] В июне среднедушевые денежные доходы 31% населения (более 46,5 млн.
человек) были ниже прожиточного минимума. По данным Министерства экономики
в первом полугодии 1995 г. жизненный уровень у 80% населения страны.
Правительство признало, такого масштабного падения реальных доходов не
наблюдалось уже в течение двух лет. 1.3. Внешнеэкономические связи. Внешнеторговый оборот (Госкомстат наконец-то начал учитывать операции
со странами СНГ в долларах), включая неорганизованную торговлю типа
«челночной», возрос по сравнению с январем - июнем 1994 г. на 20% и
составил 60,4 млрд. дол. (279 трлн руб.), в том числе со странами дальнего
зарубежья он увеличился на 24%, а со странами СНГ - на 4%. (См. таблица 3) Таблица 3. Основные показатели развития внешней торговли РФ, включая
операции со странами СНГ, за январь-июнь 1995г., млрд. долл. | |Экспорт |Импорт |% к соответствующему |
| | | |периоду,1994г. |
| | | |Экспорт |Импорт |
|Всего |35,6 |24,8 |124 |115 |
|В том числе: |
|Страны дальнего |28,3 |18,4 |128 |119 |
|зарубежья | | | | |
|Страны СНГ |7,3 |6,4 |110 |106 | Успехи российского экспорта выглядели бы значительно скромнее, если
измерять его в натуральных показателях. Рост же стоимостных величин во
многом обусловлен повышением экспортных цен на (в страны дальнего зарубежья
– на 18%, в СНГ – на 39%), газ (в страны СНГ – на 32%) (в страны СНГ – на
41%), нефтепродукты металлы, целлюлозу и некоторые другие товары (данные за
5 месяцев). В товарной структуре экспорта (здесь и далее чая СНГ) доминировали
топливно-энергетические ресурсы: 45% всего его объема против 48% год
Удельный вес машин и оборудования вновь понизился – с 7,5 до 5,0% (для
сравнения: средний показатель для развитых стран примерно 45%,
развивающихся – около 20%, а в экспорте СССР в 1990 г. он был равен 16%)
место (53%) занимали европейские государства исключая страны СНГ, доля же
стран СНГ вновь упала до 20,5 с 23% год назад. Расширение импорта (по пока
имеются данные лишь за январь-май) объясняется прежде всего значительным
увеличением ввоза продовольственных товаров (мяса, масла растительного,
чая, сахара), а также машин и оборудования (табл. 2). В то же время заметно
закупки изделий легкой промышленности, что вкупе значительным падением
внутреннего свидетельствует о неблагоприятных сдвигах в конъюнктуре
соответствующих сегментов внутреннего рынка. 2. Экономика России в 1996-1999гг. В 1997г., впервые с начала реформ официальная статистика
зарегистрировала некоторый, хотя и незначительный (0.4%), рост ВВП,
который наблюдался в периоде за последние одиннадцать-двенадцать лет. 2.1. Факторы экономического роста. Можно выделить четыре фактора, обеспечившие если не рост, то стабилизацию
экономики в 1997 г. Во-первых, уникальный механизм адаптации в реальном
секторе в виде неплатежей; во-вторых, приток финансовых ресурсов из
внешнего мира; в-третьих, увеличение предложения денег, рост импорта,
ставший возможным благодаря комбинированному действию первых трех факторов. 2.1.1. Механизмы адаптации в реальном секторе. Самая поразительная и уникальная черта экономической системы, это
величайшая степень независимости реального сектора от денежных потоков и
ценовых сигналов. В декабре 1997 г. специальная комиссия, включающая
представителей всех главных экономических ведомств, провела детальное
обследование 210 крупнейших промышленных предприятий, задолженность каждого
из которых по платежам в бюджет превышала 1 трлн. руб. В среднем по
обследованным отраслям он составил 27, колеблясь от 5% в атомной энергетике
до 63% в винно-водочной промышленности. В машиностроении, черной
металлургии и угольной промышленности на неденежные формы оплаты приходится
до четырех пятых совокупного дохода отрасли. Остальные доходы представлены
бартером, дву- и многосторонним клирингом, а также прочими неденежными
формами расчетов.[8] В 1994 г. отношение просроченной кредиторской задолженности к ВВП
достигло примерно одной четверти и до 1996 г. незначительно колебалось
относительно этого уровня (таблица 4).
Таблица 4. Неплатежи в российской экономике.
| |1994 г. |1995 г. |1996 г. |1997 г.|
|1.ВВП, трлн. руб. |611 |1630 |2256 |2675 |
|2.Просроченная |15 |362 |514 |756 |
|кредиторская задол- | | | | |
|женость | | | | |
|предприятий,трлн.руб. | | | | |
|2:1,% |24.6 |22.2 |22.8 |28.3 |
|3.Наминальная М2, |98 |221 |295 |380 |
|трлн.руб. | | | | |
|2:3,% |154 |164 |174 |199 | В 1997 г. отношение просроченной кредиторской задолженности к ВВП
поднялось до 28,3%. Совокупный объем всех неплатежей достиг 54.3% ВВП, в
том числе просроченных - 29.2%. Нарастающая эмиссия квазиденег,
обеспечивает ему высокую степень независимости от макроэкономической
политики правительства и Центрального банка и становится основным, фактором
роста в российской экономике. Еще один фактор - существенное сокращение относительной налоговой
нагрузки на производителей. В промышленности отношение фактически
выплачиваемых налогов к добавленной стоимости упало с 38% в 1996 г. дo
27.4% в январе-августе 1997 г. В строительстве соответствующие показатели
составили 28.5 и 17.5%, отраслях связи- 52.3 и 37.1% . Снижение
относительной налоговой нагрузки опять-таки было навязано самими
производителями.[9] Экономика, в которой неплатежи достигают 30-50% ВВП, может поддерживать
свое существование, если она постоянно подпитывается ресурсами извне.
Топливно-энергетический комплекс и его экспортный сектор, то есть нефть и
газ, а также металлургия, деревообрабатывающая и рыбная промышленность
десятилетиями играют роль доноров для остальной экономики. В 1997 г.
нагрузка на нефтегазовый сектор, электроэнергетику и экспорт заметно
возросла. В структуре просроченной кредиторской задолженности промышленности, на
которую приходится около 70% задолженности конечных потребителей, удельный
вес отраслей топливно-энергетического комплекса вырос с 30% в начале 1993
г. до более 50% в конце 1994 г. 2.1.2. Приток финансовых ресурсов из мировой системы. Наряду с неплатежами основным фактором экономического роста в 1997 г.
стал приток финансовых ресурсов из мировой системы. В 1997 г, Россия
восстановила положительное сальдо трансакций с внешним миром. Если в 1994-
1996 гг. общее сальдо платежного, баланса сводилось с дефицитом-21.7
млрд.долл.и7.8%ВВП 11.1 млрд.и3%, 22.6 млрд. долл. и 5.1% ВВП
соответственно, - то за первые три квартала 1997 г. оно стало
положительным, составив 7.7 млрд. долл., и 2.3% ВВП. Движущей силой,
обеспечившей приток валютных ресурсов, стали стабильность обменного курса и
интернационализация внутреннего долга. 2.1.3. Увеличение предложения денег. Основным фактором, стимулировавшим экономический рост со стороны спроса,
стало увеличение предложения денег. В реальном выражении денежная масса М2,
дефлятированная по индекcy потребительских цен, в 1996 г. выросла на 9.8%,
а в 1997 г. - на 15.8%. Отражая рост предложения денег, коэффициент
монетизаций ВВП повысился до 14%. Анализ факторов экономического роста не случайно начат с реального
сектора (фактически предложения) и завершен спросом. Вклад последнего в
оживление экономической активности был незначителен. Движущей; силой роста
в 1997 г. были неплатежи и положительное сальдо трансакций с внешним миром.
Иначе говоря, рост был достигнут за счет усиления нагрузки на. ТЭК и
экспорт, а также увеличения заимствований в мировой финансовой системе. Или
еще проще -за счет ужесточения эксплуатации невозобновляемых природных
ресурсов и наращивания внешнего долга.
. В 1997 г. импорт увеличился на 8% по сравнению с 0.6% годом ранее. Причем
импорт извне СНГ вырос на 13.3% (в 1996 г. - 6%). Показательно, что и в
1995 г., когда также был зарегистрирован заметный всплеск импорта, ВВП
сократился в меньшей степени по сравнению с предыдущими и последующими
годами Таким образом, источники экономического роста российской экономике
остались в принципетеми же, что и экономики советской. Уже одно это
обстоятельство заставляет всерьез задуматься над тем, насколько устойчива
сама конструкция экономического роста в России. 2.2. Денежная политика 1992-1997гг. Денежная политика в России в 1992-1997 гг. не была жесткой. Рост денежной
массы в 1992 г. сдерживался не более первых трех месяцев. А с начала 1993
г. сам вопрос о степени жесткости или мягкости кредитно-денежной политики в
российских условиях потерял значение. Неконтролируемая эмиссия неплатежей
компенсировала производителям нехватку денег. Если в 1993 г. просроченная
кредиторская задолженность составляла всего треть денежной массы М2, то в
1994 г: первая уже превышала последнюю в 1.5 раза, в 1995 г. -в 1.6, в 1996
г. - 1.7 и в 1997 г. в 2 раза (таблица 4).[10] К неплатежам следует
добавить векселя, казначейские и прочие виды освобождений, взаимозачеты,
сельские, облигации и иные экзотические формы расчетов с завидной
регулярностью изобретаемые как властями всех уровней, так и непосредственно
производителями. 2.3. Кризисное состояние российской экономики. За последние девять лет мы пережили три серьёзных финансовых кризиса
(1991, 1994 и 1998 гг.). Каждый из двух предыдущих, сопровождавшийся, как и
сейчас, очередным нагнетанием политической напряженности, завершался
формированием новых рыночных институтов. Кризис 1989-1991 гг. был порожден в условиях острой нехватки
инвестиционных ресурсов и растущего дефицита госбюджета, характерных для
последних лет существования административно-командной системы. Во-первых,
государство сразу же резко ограничило свои экономические функций. Во-
вторых, финансовое равновесие стало формироваться во взаимодействии трех
макроэкономических игроков: международного финансового капитала,
государства и Центрального банка. Существенно, что деятельность сложившихся финансово-денежных институтов.
Соответственно развитие финансово-денежного сектора было в большой степени
сведено к валютно-денежным рынкам. Банковская система, не имея адекватных
механизмов, способных удержать финансовые потоки внутри производственной
сферы, шла по пути инфляционного кредитования экономики. Неизбежно
накапливались предпосылки финансового кризиса, который и разразился в 1994
г.[11] На выходе из этого кризиса началось становление фондовых рынков и
формирование рыночных форм, государственного долга. После второго кризиса
институциональным лидером финансово-денежного сектора становится
государство. Инфляция подавляется. Осуществляется частичная дедолларизация
на основе формирования внутреннего долга и развития рынка ГКО и других
государственных ценных бумаг. Валютный курс рубля приобретает устойчивость
благодаря введению наклонного коридора. Но непрекращающиеся усилия государства, направленные на минимизацию дефицита федерального бюджета, в который мы и вступили в конце лета 1998 г. Другой фактор сползания к кризису - неумение государства управлять спонтанным становлением внутреннего "черного" рынка в форме теневой экономики, приблизившейся к 50% ВВП. Кризис 1998 г. является кризисом инвестиционной системы в целом. Он включает кризис государства как глобального инвестора; кризис международного финансового капитала как кредитора российских реформ; кризис банковской системы, оказавшейся неспособной совместить стабилизацию валютного курса рубля с метаморфозой "капитал-деньги-доход". Выход из кризиса, в усилении роли банковских институтов в финансово-
денежном секторе и в экономике в целом. Теперь пришла очередь банку стать
лидером экономической трансформации. Государство пойдет по неверному пути,
если сохранит посягательство на лидерство в рыночной реструктуризации
экономики и ради его сохранения будет продолжать поддерживать монополию
Банка России. Рациональная денежная система как система финансового
капитала несовместима ни с монополией ЦБ, ни с политической властью
олигархов Вместе с тем терпимое отношение к долларизации ни в коем случае нельзя
свести к долларизации активов Центробанка (эмиссии под золотовалютное
обеспечение) и установлению стабильного валютного курса на валютно-денежных
рынках. Важнейшим компонентом рыночных реформ должна стать полная взаимная
конвертируемость долларов, рублей и финансовых активов на уровне всех
субъектов и применительно; ко всем хозяйственным операциям. Первое: в долларовые обороты включить так же вклады юридических и
физических лиц в коммерческих банках. Второе: предпосылка устойчивости финансово-денежной системы, как
развитие залогового кредитования обеспеченного оборотом корпоративных
акций. В институциональном плане, как говорилось, это проблема особого
института Банка капитала. Этот банк, а также ЦБ и Сбербанк, должны стать
не только эмиссионными центрами, но и центрам конвертируемости в означенном
выше смысле. Третье: для преодоления неплатежей нужно нормализовать ненормативные
векселя и монетизировать бартер (в рамках структур Банка капитала), их
свободную конвентируемость в доллары. Четвертое: важным компонентом полной конвертируемости является свободное
хождение долларов в сфере торговли и услуг. Нужно осознать, что долларизация служит внешней стоимостной мерой
национальной валюты в условиях крупных структурных сдвигов в экономике,
усугубленных спадом. Полная внутренняя конвертируемость - это к тому же
мощный антиинфляционный фактор, так как сбалансированность, долларовых и
рублевых оборотов в этом случае начинает опираться на спонтанную тенденцию
к равновесию. Итак, можно сказать, что третий финансовый кризис вылился в
реструктуризацию банковской системы. На этом пути вполне можно решить
проблему внутренних финансовых ресурсов, не только дополняющих внешние
инвестиции со стороны мирового финансового капитала, но и лидирующих по
сравнению с ними. Каковы бы ни были антикризисные меры, главной проблемой все равно
остается превращение банковской системы в институционального лидера
дальнейшего углубления реформ. Узловые моменты банковской системы: Банк
капитала плюс полностью развернутая система рынков плюс полная внутренняя
конвертируемость и как следствие, - создание всего комплекса структур для
зарождения и поддержания спонтанной тенденции к равновесию долларовых и
рублевых оборотов. Нам никуда не деться от этих проблем, если мы хотим
войти в режим экономики со стабильными положительными приростами. Если говорить чисто экономически, то такого рода возможность
сохранится до тех пор, пока не заработают в единой системе все три
макроэкономических субъекта рыночной трансформации: крупный финансовый
капитал, осуществляющий интеграцию российской экономики в мировой
финансовый рынок, государство как лидер институциональных рыночных
преобразований, национальная банковская система, обеспечивающая единство
макро- и микроэкономики и выход в режим экономического роста. 4. Программа стабилизации экономики и финансов. 4.1. Оценка ситуации. С ноября 1997 г. российская экономика вошла в полосу острого и затяжного
кризиса на финансовых рынках, который стал тяжелым испытанием для наших
финансов и денежной системы.[12]
До ноября в экономике отмечались определенные позитивные тенденции -
снижение инфляции (до 11% в год), прекращение спада и небольшой рост
производства. При этом происходил рост денежной массы и кредитных вложений
в реальную сферу (на 38% за год), процентные ставки для конечных заемщиков
снизились примерно с 70 до 30% в ноябре. Эти факты свидетельствуют о
начале интенсивного процесса монетизации экономики. Существенно возросли ин
странные инвестиции, в том числе прямые составили 5,3 млрд. долл. -вдвое
больше, чем в 1996 г., и портфельные (в государственные ценные бумаги и
акции российских предприятий) - до 20 млрд. долл. Эти позитивные тенденции развивались на фоне ряда застарелых слабостей
нашей экономики, прежде всего бюджетного кризиса, связанного с плохим
сбором налогов, высокими обязательствами государства по расходам и
неэффективной системой контроля за использованием государственных средств и
как следствие со значительным дефицитом федерального бюджета. За 1997 г.
эти расходы значительно возросли, составив 28% всех расходов бюджета против
16% год назад. Отношение государственного долга к ВВП для России не столь
велико (50%, что меньше, чем у многих стран), но структура долга, особенно
виутреннего, неблагоприятна в силу преобладания коротких и дорогих долгов
по ГКО. Отсюда и быстрый рост процентных расходов. В основном поэтому в
ноябре 1997 г. российская экономика оказалась весьма чувствительной к
"волне" мирового финансового кризиса, пришедшего из Азии, к ухудшению
конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей. Следует отметить, что и в первые 5 месяцев 1998 г. по основным
объективным показателям в российской экономике дела в целом идут не хуже,
чем в прошлом году. Рост потребительских цен с начала года составил 4%, что
в 1,5 раза ниже темпа инфляции за тот же период прошлого года. Объемы ВВП и
промышленной продукции практически стабильны. Стабильны также показатели,
характеризующие уровень жизни населения. Однако на финансовых рынках ситуация развивалась драматически. С ноября трижды (ноябрь, январь, май) наблюдались резкие падения котировок российских государственных и корпоративных ценных бумаг, доходность ГКО возросла с 19-22% в ноябре до 60-70% в мае-июне. Резко обострилось положение с бюджетом. Несмотря на сокращение бюджетного дефицита (4,4% против 6,7% ВВП в 1997 г., по международному определению) и превышение доходов над расходами без процентных расходов (на 17,4 млрд. руб. за 5 месяцев), все больше средств пришлось использовать на погашение долговых обязательств, чтобы не перефинансировать их по чрезмерно высоким ставкам доходности. С апреля снова стал ухудшаться сбор налогов и соответственно финансирование бюджетных назначений по непроцентным расходам. Вновь стала расти задолженность по заработной плате бюджетникам и по пенсиям. В этих условиях вновь подскочили процентные ставки по ссудам для реальной сферы, сократились кредитные вложения. Позитивные тенденции были сломлены. Страна оказалась перед опасностью нового обострения кризиса, кульминация которого и была 17 августа 1998 г. Заключение Проанализировав большое количество периодической литературы, я пришла к выводу, что за последние девять лет мы пережили три финансовых кризиса ( 1991,1994,1998 гг.). Каждый из двух предыдущих, сопровождавшийся очередным нагнетанием политической напряженности, завершался формированием новых рыночных институтов. Кризис 1989-1991 гг. был порожден в условиях острой нехватки инвестиционных ресурсов и растущего дефицита госбюджета, характерных для последних лет существования административно-командной системы, государство сразу же резко ограничило свои экономические функции, сведя их к регулированию долларизированных денежных оборотов и попыткам обеспечить на основе финансовую стабилизацию. Вместе с тем были сведены к минимуму инвестиционные и денежные потоки в материальное производство. Банковская система, не имея адекватных механизмов, способных удержать финансовые потоки внутри производственной сферы, шла по пути инфляционного кредитования экономики. Неизбежно накапливались предпосылки финансового кризиса, который и разразился в 1994 году. На выходе из этого кризиса началось становление фондовых рынков и формирования новых форм государственного долга. Кризис 1998г. является кризисом инвестиционной системы в целом. Он включает кризис государства как глобального инвестора; кризис международного финансового капитала как кредитора российских реформ; кризис банковской системы, оказавшейся неспособной совместить стабилизацию валютного курса рубля. На основе вышеизложенного, я пришла к заключению, что российская экономика в 1991-1999 гг. находилась в глубоком финансовом, инвестиционном и банковском кризисе, что не могло не отразиться на внутригосударственных социально-политических и экономических процессах. Список использованной литературы:
1. В. Соколов. Общеэкономические тенденции в 1995 году // ЭКО – 1995 - №9 - с. 3-34.
2. С. Рябикин. Социальная и рыночная экономика // Вопросы экономика – 1998 - №8 – с. 80-84. 3. Н. Лебедев. Российская экономика в 1998 г. // Общество и экономика – 1998 - №1 – с.28-40. 4. В. Морозов. Программа стабилизации экономики и финансов. // Вопросы экономики - 1997 - №1 – с.4-68. 5. Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев. Кризис: траектория преодоления. // МЭМО –1999 - №1 – с.35 – 37. 6. С. Жуков. Россия: экономическое развитие и императивы глобализации. // МЭМО – 199 - №1 – с. 25-34.
-----------------------
[1] В. Соколов. Общеэкономические тенденции в 1995 году // ЭКО – 1995 - №9
- с.7
[2] В. Соколов. Общеэкономические тенденции в 1995 году // ЭКО – 1995 - №9
- с.10
[3] С. Рябикин. Социальная и рыночная экономика // Вопросы экономика – 1998
- №8 – с.81
[4] В. Соколов. Общеэкономические тенденции в 1995 году // ЭКО – 1995 - №9
- с.17.
[5] В. Соколов. Общеэкономические тенденции в 1995 году // ЭКО – 1995 - №9
- с.24.
[6] В. Соколов. Общеэкономические тенденции в 1995 году // ЭКО – 1995 - №9
- с.30.
[7] С. Рябикин. Социальная и рыночная экономика // Вопросы экономика – 1998
- №8 – с.82.
[8] Н. Лебедев. Российская экономика в 1998 г. // Общество и экономика –
1998 - №1 – с.28
[9] В. Морозов. Программа стабилизации экономики и финансов. // Вопросы
экономики - 1997 - №1 – с.4
[10] С. Жуков. Россия: экономическое развитие и императивы глобализации. //
МЭМО – 199 - №1 – с. 27.
[11] Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев. Кризис: траектория преодоления. // МЭМО
–1999 - №1 – с.35.
[12] В. Морозов. Программа стабилизации экономики и финансов. // Вопросы
экономики - 1997 - №1 – с.20. -----------------------
[pic] Рис. 1 Динамика ВВП, промышленного и сельхозпроизводства, инвестиций
(данные Госкомстата) [pic]
Рис.2. Структура ВВП РФ
Страницы: 1, 2
|