При
проверки правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы соглашаются
с калькуляцией издержек производства или услуг только если амортизационные
отчисления были произведены в соответствие с нормами, разрешенными
министерством финансов. От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и
размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.
Варьирование
норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется
во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и
структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и
внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий.
Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной
конъюнктуры, т.е. в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной
политики ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль,
меньше возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы,
предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами для
частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны
сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет.
Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной
задолженности.
Государственные
капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном
секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном
регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом
воздействия на частное хозяйство.
Государственный
сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично
принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный
сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая
почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере
становления системы государственного регулирования экономики государство
строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным
образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование
которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда
выгодно с точки зрения частного капитала.
В одних
странах государственный сектор возник в основном в результате национализации
ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в
других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты
(в США, Швеции, Японии). В первой группе стран доля государственного сектора в
национальном богатстве выше, чем во второй.
Значительная
часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве
своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и
энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость
капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем
частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных
компаний.
Существование
в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности
руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм,
позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных
экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.
Монопольная
прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности
государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях,
НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды,
так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из
бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в
частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая,
таким образом, издержки в частном секторе.
Активно
используется государственный сектор как средство государственного регулирования
экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда
частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как
правило, растут. Таким образом правительственные органы стремятся
противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный
сектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство
создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах
деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает
недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР,
подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней
торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении
национального капитала в какую-либо страну (например, участие германского
концерна “Volkswagen”, частично находившегося в собственности федерального и
земельного правительств, в автомобильной промышленности Чехии).
В целом
государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой мере,
где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В
результате государственный сектор служит повышению эффективности народного
хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового
внутреннего продукта (валовый внутренний продукт - это совокупная стоимость
продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от
национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной
страны).
Размеры
государственного сектора, его доля в национальной экономике, изменяются не
только в результате нового строительства и приобретения, но и как следствие
приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов государственного
сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годах эта тенденция заметно усилилась.
Наряду
с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики,
имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств
внешнеэкономического регулирования.
Практически
все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное
влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки,
налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.
Однако
имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на
хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования
экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного
опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций
за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины
во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного
капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования,
качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического
уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей
силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных
государственных объединениях.
Отдельные
инструменты государственной экономической политики могут употребляться в
различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В
зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента
в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный
период.
Государственное
регулирование смешанной экономики на современном этапе.
Предпосылки новой стратегии государственного
управления экономикой. Проблема
совершенствования государственного управления экономикой и регулирования рынков
относится к числу основополагающих в экономической науке. На современном этапе
она является особенно актуальной в связи с общесистемным кризисом и появлением
пробелов именно в управлении экономикой. Сейчас происходит давно назревший
отход от догматически понимаемых постулатов монетаризма и остро ощущается
необходимость новой стратегии государственного управления, основанная на
концепции активного участия не только государства – регулятора, но и
государства – собственника рыночных процессов.
В
основу предполагаемого подхода положены приоритет национальной и экономической
безопасности, ставка на внутренние источники роста и государственное
стимулирование развития промышленности, преодоление разрыва между финансовым и
реальным секторами экономики и социальная направленность стратегии
государственного управления экономических преобразований в стране.
В
переходные периоды усиление роли государства в экономике необходимо по
следующим причинам:
1.
пока не созданы неформальные рыночные институты
и неэффективно работает законодательная система государство должно активно поддерживать
производство, регулируя основные рынки через государственные холдинги и
государственные агентства;
2.
место ушедшего от управления экономикой
государства тот час же занимают криминальные структуры, создавая знакомый нам
облик «мафиозно-олигархического» капитализма вместо капитализма государственного;
3.
потери при отсутствии государственной поддержки
предприятий и отраслей имеет столь масштабный и необратимый характер, что могут
привести к безвозвратной утрате новейших технологий, уникальных производств,
научных школ и незаменимых специалистов.
Основные
направления новой стратегии государственного управления экономикой включают:
формирование и усиление государственного сектора экономики; государственное
стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям и поддержку
инновационного процесса; государственное регулирование товарных, финансовых и
информационных рынков, внешнеэкономических процессов; государственное
управление на региональном уровне.
Управление государственной собственностью;
структура управления государственным сектором экономики.
На современном этапе предлагается сделать основную ставку
на усиление государственного влияния в экономике путем эффективного
использования государственной собственности, которая в годы реформ подверглась
продаже. Но полученные от этого суммы, составляя менее 1% ВВП, не играют решающую
роль в государственных доходах. Дивиденды от всей государственной собственности
составили 400 млрд. неденоминированных рублей. В 1998 году поступление
дивидендов резко сокращается, и их объем не превысит 0,03% от доходов бюджета.
Таким образом, сейчас все еще немалая государственная собственность практически
не дает дохода государству.
В
тяжелые кризисные периоды совершенствование и координацию системы управления
экономикой необходимо строить, опираясь на государственные права собственности,
которые не менее значимы чем частные. Для этого предполагается на основе
имеющихся казенных предприятий, государственных унитарных коммерческих
предприятий а также компаний с преобладающей государственной собственностью
организационно оформлять государственный сектор экономики, состоящий
преимущественно из крупных вертикально интегрированных государственных научно
производственных компаний – государственных холдингов, сформированных в
основном по отраслевому принципу. Государственные холдинги организуют
управление государственной собственностью, используя средства и методы
корпоративного управления. Они являются экономически независимыми
предприятиями, действующими на рынке в интересах государства – собственника,
оговоренных в уставных документах. Цели государственных холдингов – обеспечение
национальной экономической безопасности страны и развитие экономики. Эти цели
как и конкретные задачи определяются государством посредством индикативных
планов.
Государственная поддержка инновационных
процессов. Эффективность
регулирования экономики государством в период научно-технической революции во
многом определятся его влиянием на инновационный процесс. Основным
преимуществом централизованной системы управления является возможность
концентрации ресурсов и научных кадров на стратегических инновационных
направлениях. Передовые страны достаточно близко подошли к оптимальной
конвергентной системе инноваций. В условиях современной России инновационный
бизнес является чрезвычайно рискованным и привлечение средств отечественных и
зарубежных инвесторов возможно при компенсирующей риски доходности или твердых
государственных гарантиях в рамках структур, хорошо контролируемых самими
инвесторами. Большинство передовых стран достигло высоких уровней развития
вследствие опережающего роста науки и инноваций по отношению к промышленности.
При этом такие страны, как Япония, даже в трудные периоды истории наращивали
ассигнования на НИОКР, учитывая их значение для будущего подъема производства.
России, несмотря на кризисное состояние экономики, необходимо следовать той же
стратегической линии, обеспечивая финансирование, предусмотренное в законе о
науке, придавая защищенность соответствующим статьям бюджетного финансирования.
Государственное регулирование товарных,
финансовых и информационных рынков. Государственное
регулирование рынков составляет наиболее развитую часть государственного
управления экономикой. Рынок в той или иной форме существовал всегда и во всех
странах регулировался государством с момента его возникновения. Накоплен
значительный арсенал приемов государственного регулирования. Спецификой
современного этапа являются резкое усиление роли и увеличение объемов
финансовых и информационных рынков, формирование новых информационно-финансовых
институтов, регламентирующих и регулирующих рынки. Россия, несколько отставая
от передовых стран в этом направлении, может использовать накопленный опыт. Так
же как отрасли и отраслевые комплексы, соответственные им рынки классифицируются
по степени их важности для национальной и экономической безопасности страны,
использования имеющегося потенциала российских компаний для отвоевания данного
рынка у иностранных конкурентов и дальнейшего закрепления на соответствующем
рынке. В зависимости от места на классификационной шкале выбирается модель
государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: от
значительного протекционизма до полной открытости, а так же необходимая степень
прямого государственного управления.
Государство
способствует созданию на каждом привлекательном для страны рынке трех – четырех
научно-производственных корпораций и ФПГ, контролирующих до 60-70% внутреннего
рынка. Для стратегически жизненно важных рынков одна из этих ФПГ должна иметь
форму государственного холдинга. Целесообразно так же привлекать на некоторые
рынки иностранные ТНК, поддерживающие в заданных пределах конкуренцию и
способствующих подтягиванию качества продукции к мировому уровню.
Регулирующий
данный рынок государственный орган (министерство, госкомитет и т. п.)
лицензируют его участников и контролирует исполнение установленных правил
поведения на рынке и соблюдения его нормативов. На стратегически важных или
жизнеобеспечивающих рынках (продовольственный) холдинг проводит государственную
политику, направленную на поддержание целевых цен путем закупки продукции и
товарных интервенций. Для экспортоориентированных высокотехнологичных отраслей
государство в рамках государственного холдинга создает специализированные
компании, занимающиеся маркетингом, проведением товаров на внешние рынки.
Регулирование
товарных рынков во многом определяется регулированием финансового рынка. При
этом необходимым условием подъема экономики являются стабильность национальной
валюты не столько по отношению к доллару и другим СКВ, сколько в контролируемой
государством предсказуемости ее изменений.
Финансовые
рынки передовых стран играют огромную роль в поддержании высокого объема их внутренних
рынков, составляя около 50% ВВП. Объем российского фондового рынка и особенно
рынок акций не соответствуют современному уровню нашей промышленности, а тем
более ее потенциалу. У большинства компаний не хватает опыта и средств для
продвижения своих акций на рынке, поэтому на данном этапе государство должно
помочь расширению активов компаний, первичному размещению их акций.
Государство
может реализовать свои цели обеспечения наблюдаемости и управляемости
экономикой, осуществляя следующие мероприятия по установлению контроля над
информационными рынками: информационно обустроить основные товарные рынки,
обеспечить лицензирование участников рынка, сертификацию использованной
информации, обучение специалистов по каждому сегменту рынка, создать базы данных
по всем участникам рынка, их активам, финансовому состоянию, задолженностям и
т. д.
Государственное регулирование
внешнеэкономических процессов.
Стремление к открытости экономики в период общей глобализации вполне закономерно.
Исследования Гарвардского университета, проведенные по 115 странам, показали,
что в тех странах, где проводилась политика закрытости экономики среднегодовой
рост ВВП составил 0.7%, а при политике открытости этот показатель был примерно
в 5 раз больше. Однако определенные меры протекционизма имеются сейчас
практически во всех странах. Для развитых стран весьма характерна тарифная
эскалация. То есть разрыв импортных пошлин на сырье и готовую продукцию.
Характерно. Что в период перехода к рынку многие страны после первоначальной
либерализации внешней торговли прибегают к протекционистским мерам. Так, Россия
в первые годы реформ была полностью открыта для импорта. Сейчас пришла пора
перехода к более дифференцированной целенаправленной внешнеэкономической
политике. Нуждается в пересмотре отраслевые системы нетарифных торговых ограничений
(технические стандарты, санитарные нормы и т. д.) для более их эффективного
применения как средств защиты наиболее уязвимых сегментов рынка, например рынка
мясопродуктов. Предстоит больше внимания уделить вопросам взаимосвязи внешней
торговли и экономической деятельность зарубежных предприятий в России с
проблемой охраны окружающей среды. Крайне важно восстановить государственную
монополию внешней торговли на некоторые сырьевые и доходообразующие товары,
расширить сеть государственных внешнеторговых фирм для продвижения
отечественных товаров на мировые рынки. Взяв на себя заботу по организации
рекламы, маркетинга и т. д. государство поможет своим компаниям сократить
трансакционные издержки и повысить их конкурентоспособность, что особенно важно
для небольших фирм.
Государственное управление на региональном
уровне. Проблема государственного управления регулирования
тесно связана с региональной политикой. На начальном этапе реформ был взят курс
на предоставление регионам максимальной самостоятельности в рамках Федерации.
Однако предоставление регионам права почти бесконтрольно распоряжаться
трансфертами и региональными бюджетами привело к неэффективному использованию
средств в отдельных регионах. Попытка ограничения в регионах действий власти
наталкивались на сопротивление субъектов федерации часть из которых сумела
добиться особых условий в разграничении полномочий с центром, что создало опасность
сепаратизма и превращения федерации в конфедерацию. Предотвращение ее – одна из
задач государственного управления экономикой. Кроме того, федеральный центр
должен обеспечивать равноправное развитие регионов и устранение региональных диспропорций.
Для укрепления единого экономического пространства необходимо бороться со всеми
проявлениями ограничений межрегиональной торговли.
Институциональное обеспечение стратегии
государственного правления экономикой.
Проведение новой политики государственного управления экономикой предполагает
совершенствование формальных и неформальных институтов.
Нормативно-законодательное обеспечение государственной стратеги управления и
регулирования предусматривает следующие мероприятия:
1.
статус государственной компании (госхолдинга) и
право государства по отношению к ней определить в законе «О государственных
компаниях (госхолдингах)»;
2.
в законе «О государственной собственности в
экономике» оговорить специфические права государства в отношении акционерных
обществ, в которых имеется государственная собственность;
3.
ускорить разработку Инновационного кодекса,
регламентирующего деятельность научных организаций, инновационных фондов, венчурных
фирм, государственных органов по сфере инноваций;
4.
предоставить государству право определить
экономические ориентиры развития, обязанности государственных и частных
предприятий относительно этих рекомендаций призван зафиксировать закон «Об индикативном
планировании»;
5.
необходим комплекс законов и нормативных актов,
регламентирующих деятельность государства на информационном рынке, его права по
лицензированию участников рынка, сертифицированию рыночной информации и т. д.
Одновременно
предстоит разработать законодательную базу, надежную систему стимулов и
гарантий для решения первоочередных задач развития информационных технологий,
глобальных компьютерных систем и эффективных коммуникаций, обеспечивающих
прорыв в области организации управления на всех уровнях экономики.
Конкурентное
преимущество на данном этапе будет иметь страна, которая сможет образовать механизмы
быстрого и экономически эффективного освоения создаваемых и заимствованных
крупных институциональных моделей, применения их в практике экономической жизни
посредством современных информационных технологий, новейших средств массовой
информации включая Internet. Необходимо создать специальный
государственный орган, занимающийся идеологической поддержкой нового этапа
реформ стратегического управления экономикой.
Заключение.
Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются
организацией денежного обращения, производством общественных товаров и
устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства
государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением
некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции,
развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики,
реализацией национальных интересов в мировой экономике.
Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные
методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области,
где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному
механизму.
Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворять
коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и
которые в связи с этим не может произвести рынок. Общественные товары связывают
с одной стороны, коллективные потребности, с другой - налоговую и бюджетную
политику государства. Для производства общественных товаров государство
осуществляет налогообложение, которое в соответствии с критерием Виксселля
должно формироваться по прогрессивной шкале. Структура бюджетных расходов
должна соответствовать структура спроса на общественные товары.
В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить
равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах рыночного
производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и обеспечивает
псевдорыночное равновесие. Через специальный налог (налог Пигу) оно
осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несет не учтенный
рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цена на товары
и услуги учитывали внешние эффекты.
Выход государства за отчерченные
максимальные границы делает необходимым разгосударствление экономики.
Проблема особенно актуальна для стран, переходящих от тотального
огосударствления экономики к рынку. Хорошо зарекомендовали себя такие способы
разгосударствления, как приватизация собственности, либерализация рынков,
оздоровление государственного сектора, создание смешанных предприятий. Одним из
важнейших преимуществ приватизации является антиинфляционный эффект. Для
успешного проведения приватизации необходимо выполнение ряда условий.
Приложение 1
Пирамида целей.
Приложение
2
Список использованной литературы:
1) Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и
факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С.Булатова.
Издательство БЕК. Москва 1995.
2) Макроэкономика. Учебное пособие. М.К.Бункина, В.А.Семенов.
Издательство “Эльф К - пресс”. Москва 1995.
3) Социальная рыночная экономика. Германский путь. Хайнц
Ламперт. Издательство “Дело”. Москва 1994.
4) Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство
“Соминтек”. Москва 1992.
5) Курс экономики. Учебник для ВУЗов. Издательство «Факел».
Москва 1997.
6) Журнал Экономист. №10 1998 г.
Страницы: 1, 2, 3
|