Меню
Поиск



рефераты скачать Роль и место свободных экономических зон в Российской Федерации

p> - Восточная модель вольных городов в целях консолидации нации

(средневековая Япония и современный Китай);

- Рубежные свободные зоны экономического сотрудничества между странами различных этнокультурных регионов мира с неоднородным социальным временем (Сингапур, Гонконг и др.)

- Международные экономические пространства (зоны свободной торговли и др.). (22).

Характерными чертами свободных экономических зон являются следующие:
1. применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

- внешнеторговых (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

- фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу

(прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

- финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

- административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда – выезда иностранных граждан.

2. наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

3. всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

В мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с тем, общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует.
Их возможная классификация приведена в приложении 1.

Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:

- благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;

- развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

- существенный по запасам и ценностям природно-ресурсный потенциал

(в первую очередь – запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, (а в
России, в том числе, - и к бывшим союзным республикам), а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью
(железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы
(укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

2.2 Свободные экономические зоны России и проблемы их функционирования

Свободной экономической зоной России является территория, на которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан. Порядок осуществления хозяйственной деятельности иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями и условия льготно-экспортно-импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов регулирования в зоне устанавливаются законодательством Российской Федерации, а также решением соответствующих местных органов власти. СЭЗ создаются для ускорения социально- экономического развития России и ее регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортозаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Создание свободных экономических зон способствует решению следующих задач:

- • привлечению в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда;

- • формированию рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей (в том числе валютно- кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих использовать зоны как посредника между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством;

- • развитию экспортной базы и росту валютных поступлений;

- • ускорению внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и "ноу-хау" и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в

Российскую Федерацию;

- • апробации на зональном уровне новых форм хозяйствования;

- • практическому обучению отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.

Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению свободных экономических зон относятся:

- • благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);

- • развитый производственный потенциал наличие производственной и социальной инфраструктуры;

- • наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ целесообразно и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой. СЭЗ призвана также решать долгосрочные крупные общегосударственные программы (укрепление топливно- энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:

- • комплексные зоны производственного характера;

- • внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);

- • функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в
Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли
"Шерризон" (около аэропорта "Шереметьево"), свободные таможенные зоны
"Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-Порт
Терминал" (на территории московского Западного речного порта).

Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

Выбор типа зон связан со всесторонним учетом не только общих, но и частных, в том числе локальных, факторов. Так, для транспортных, экспортно- импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они могут размещаться в первую очередь в приморских городах, располагающих морскими торговыми портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.

Для обеспечения благоприятного климата на территории СЭЗ устанавливаются особые экологические и юридические льготы. К ним относятся:

- • упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;

- • льготный налоговый режим — налогообложение по льготным ставкам

— до 50% установленных на территории России для иностранных инвесторов;

- • понижение ставок платы за пользование землей и другими природными ресурсами;

- • предоставление права на долгосрочную аренду до 70 лет.

Предусмотрен также особый таможенный режим с установлением пониженных таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, упрощен порядок пересечения границы при въезде и выезде иностранных граждан, в том числе введен безвизовый. На СЭЗ распространяется право безлицензионного экспорта и импорта, предоставленное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций свыше 30%. Валютная выручка этих предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.

Любая создаваемая зона должна иметь разработанную комплексную программу развития, т.е. план развития всех хозяйственных объектов, становления новых производственных отношений на основе разнообразия форм собственности (государственной, кооперативной, акционерной, совместной, индивидуальной), равномерно участвующих в экономических связях. Основной целью программы должно быть динамичное экономическое и социальное развитие зоны на базе комплексного использования государственного, коммерческого и иностранного капитала, средств граждан, активизации деловой, финансовой и правовой структур.

Практика показала, что для жизнедеятельности любой зоны необходимо наличие:

- • крупного акционерного общества (с участием государства), ответственного за реализацию программы и формирующего орган управления — совет зоны;

- • залогово-страхового инвестиционного фонда (страхового общества), привлекающего инвестиции для решения задач зоны;

- • центрального банка зоны, формирующего бюджет зоны, контролирующего использование бюджетных и кредитных средств и взаимоотношение с республиканским бюджетом;

- • зонального законодательства, регулирующего, вопросы налогообложения, лицензирования, банковской деятельности, залогового права, предоставления концессий и трудовые и социальные вопросы.

Большое значение имело учреждение в 1991 г. Международной ассоциации развития СЭЗ (МАРСЭЗ) с целью поддержки инициативы отработки методов управления зонами, создания законодательно-нормативной базы и финансово- хозяйственной инфраструктуры, реализации проектов. Она имеет более 100 учредителей (области, республики, банки, города, институты).

На территории России на создание СЭЗ претендовали 100 городов, краев и областей. В 1990—1992 гг. были приняты решения об образовании в России 12 свободных экономических зон. Основными свободными экономическими зонами, формирующимися на территории России, являются: "Санкт-Петербург", "Выборг"
(под Санкт-Петербургом), "Находка" (Дальний Восток), "Янтарь"
(Калининградская область), "Сахалин" (Дальний Восток), "Даурия" (Читинская область), "Алтай" (Западная Сибирь), "Кузбасс" (Западная Сибирь), "Садко"
(Новгород), "Технополис Зеленоград" (Московская область), "Ева" (Дальний
Восток, Еврейская автономная область), "Магадан" (Дальний Восток).

В настоящее время относительно активно развиваются СЭЗ в Находке,
Калининградской области и Санкт-Петербурге. Формирование остальных зон находится лишь на первоначальном этапе. Охарактеризуем важнейшие свободные экономические зоны России.

Большие перспективы для активизации деловых связей с государствами
Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с такими странами, как Япония,
США, Австралия, Новая Зеландия, Китай и другие, имеет Дальневосточный экономический район. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических зон. Наиболее крупные из них — СЭЗ "Находка" и "Сахалин". СЭЗ
"Находка", первая в России, была образована в октябре 1990 года /3/. Целями создания СЭЗ, согласно указанным документам, являются развитие торгово- экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, а также потенциала предприятий к решению задач социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексное освоение его природных ресурсов, увеличение экспортных возможностей региона и страны в целом, развитие производства высококачественной импортозамещающей продукции трансконтинентального транзита, отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

Отметим главные отличительные особенности этой зоны:

- • выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть

(конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);

- • отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем

Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;

- • наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности: до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;

- • достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми

"гигантскими" российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв. км.)

Потенциал СЭЗ "Находка" характеризуют следующие данные. Ежегодно в незамерзающие порты - нефтеналивной, рыбный, торговый и Восточный - приходят до 1000 судов, общий грузооборот составляет 25 млн. т. Порт
Восточный занимает второе место в АТР (после Гонконга). Здесь действуют угольные причалы на 8 млн. т и контейнерный комплекс на 2 млн. т. Ежегодно перерабатывается до 400 тысяч контейнеров. После реконструкции порт будет иметь до 60 причалов, способных перерабатывать более 40 млн. т грузов в год. На очереди сооружение мощного угольного терминала, комплекса по переработке 4 млн. т импортного зерна. Получен кредит "Дойче Банка" в размере 100 млн. долл. На возведение причала для экспорта 3 млн. т удобрений. По оценкам, поток грузов через порт в ближайшие пять лет возрастет на 8 млн. т., а ежегодный доход составит 5 млрд. долл. В СЭЗ зарегистрировано несколько сот предприятий с иностранными инвестициями
-более половины всех образованных на Дальнем Востоке. По данным (15), кредитная масса инвестиционных средств превысила 200 млн. долл. В рамках проекта создания российско-корейского индустриального парка площадью
300 га планируется дополнительно привлечь 700 млн. долл., российско- американского парка площадью 175 га - от 200 до 500 млн. долл. Безработица в зоне "Находка" составляет 0,19% от уровня безработицы в крае.

Однако, несмотря на имеющийся потенциал, есть и ряд существенных помех дальнейшему развитию СЭЗ. Про общие из них (пробелы законодательной базы, дефицит нормативных актов, защищающих права участников СЭЗ, недостаток средств на обустройство инфраструктуры и т.п.) уже говорилось. В частности, как отмечено в (10), в результате отмены "задним числом" таможенных льгот СЭЗ "Находка" потеряла до 30% инвесторов. Есть и специфические проблемы, в том числе: высокие транспортные тарифы,
"отрезающие" Приморье от Центра страны, необходимость больших (порядка 1 млрд. долл.) капиталовложений в реконструкцию железной дороги от Находки до
Хабаровска, связывающей воедино всю транспортную "цепочку".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.