Малые предприятия сферы торговли и
общественного питания мельче других предприятий, их экономический (объем услуг)
и социальный (занятость) эффект в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом
по малому бизнесу. Подобное положение в немалой степени обусловлено
многочисленностью предприятий указанного профиля, более высоким уровнем
конкуренции, которая вынуждает жестко контролировать цены и количество занятых.
Кроме того, предприятия, специализирующиеся на торговле импортными продуктами,
испытывают сильную зависимость от динамики курса доллара и евро по отношению
к рублю._____________________________
1 Статистический сборник за
2004 год.
2Федеральная программа
государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2006г. М., 2002.
Иная картина складывается в строительстве
и промышленности. Здесь малый бизнес имеет практически одинаковые
параметры. К 2000г. общее количество предприятий строительного и промышленного
профиля примерно в 3 раза уступает предприятия торговли и общественного
питания. Но по числу занятых их отставание уже в 2 раза меньше, а по доле в
общем объеме произведенной продукции они практически не уступают. Экономический
и социальный эффект на одно предприятие в строительстве и промышленности
соответственно в 3 и 1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании.
Нужно заметить, что отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о
преимущественном его развитии в сфере торговли, строительства и общественного
питания (около 46%от общего количества на начало 2002г.1).
В сфере материального производства
малый бизнес преимущественно действует в пищевой промышленности (производство
полуфабрикатов, фасовка выпечка и другие технологически несложные
производства), производстве отдельных видов бытовых и специальных приборов,
узлов (домофоны, радиоустройства),комплектующих для жилого фонда (окна, двери,
решетки, заборы и т.д.), деревообработке (изготовление доски обрезной) и
другие. В 2004г. малые промышленные предприятия выпустили товаров (работ,
услуг) на сумму 530930,9 млн. руб.1
Наблюдаемый в 1999 – 2000 гг. рост
производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, некоторое
повышение их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений от их
деятельности находились в сложившиеся благоприятной экономической конъюнктурой
(эффектом импортозамещения, восстановлением спроса населения, умеренными
темпами инфляции и другими факторами), а с другой – компенсационным эффектом
после кризиса 1998 г.. При этом рост носил преимущественно интенсивный
характер, поскольку количество действующих малых предприятий практически не
увеличилось.
Возрастает роль малых предприятий,
выпускающих наукоемкую продукцию. Ежегодно они наращивают научно-технический и
производственно-технологический потенциал. В радиоэлектронике и приборостроении
более 35% малый предприятий связаны с разработкой и внедрением новой продукции
и технологий.
В настоящее время сложились две основные
группы малых предприятий в промышленности. Одна ориентирована на дорогостоящие
импортные технологии или хотя бы частичные импортные поставки сырья и
комплектующих.
Эти предприятия имеют высокую
капиталоемкость и, как правило, низкую рентабельность. Их деятельность носит
анклавный характер, т. е. Они не связаны с отечественными производителями
оборудования и технологий, не участвуют в субподрядных или иных организационно-
правовых отношениях с отечественными предпринимательством.
Другая группа предприятий сориентирована на
промышленное использование перспективных отечественных разработок и
оборудования. Эти производства лучше интегрированы в народное хозяйство, имеют
более высокие технико-экономические показатели деятельности.
_____________________________________________________________
. 1 Статистический сборник 2005
года.
До финансового кризиса августа 1998 г.
анклавные малые предприятия преобладали в российской экономике. Однако резкое
удорожание импорта оборудования в рублевом выражении изменило ситуацию. Сейчас
все больше появляется предприятий не анклавных, а более интегрированных в
технологическое и организационно-правовое пространство страны.
Деятельность малого бизнеса в сфере
услуг значительно более активна и разнообразна. Объем платных услуг
населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых частными
индивидуальными предпринимателями. Доля индивидуального предпринимательства в
200 г. в объеме бытовых услуг составляет 68%, в сфере физической культуры и
спорта – 46%, медицинских услуг – 53%, а в объеме правового характера она
достигает 96%. В некоторых регионах доля индивидуального предпринимательства в
сфере услуг значительно превышает средне российский уровень. Например, в
Саратовской, Мурманской, Томской областях, Ставропольском крае она составляет
более 40%, в Ростовской области – около 50%, в Республике Хакасия – почти 60%.1
Три названные отрасли определяют «лицо»
российского малого бизнеса. На них приходится ¾ числа всех предприятий,
¾ всего объема производимой ими продукции и ¾ всех занятых в этой
сфере.
Выделение в качестве отраслевого ядра малого
бизнеса торговли и общественного питания, строительства и промышленности не
означает, что прочие его сферы носят второстепенный характер, в том числе с
точки зрения перспектив его развития. В оставшейся части малого бизнеса
примерно 40% числа предприятий и 25% выпуска и занятости падает на такие
перспективные сферы, как наука, научное обслуживание и общая коммерческая
деятельность по обеспечению функционирования рынка.
Именно инновационные и консалтинговые фирмы
способны быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесу. Их можно
рассматривать как второй центр роста этого сектора хозяйства. Пока он сильно
уступает по количественным показателям «ядру», однако он имеет больше
качественное значение: генерировать и передавать в коммерческое использование
новейшие технологии и методы управления, которые могли бы составить
стратегическую основу развития малого, среднего и даже крупного бизнеса.
Перспективы малого бизнеса в научной и
инновационной сфере – острый и противоречивый предмет. С одной стороны, в
России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом
составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне
технического образования. С другой стороны, этот потенциал долгое время не был
востребован ни государством, ни частным бизнесом. В силу этого инновационный бизнес
– пока новинка для российского рынка. Но он существует и развивается, причем
преимущественно в малых формах. Анализ деятельности инновационных фирм
показывает, что встречаются два пути развития российского инновационного
бизнеса. Первый из них «классический», идущий от перспективной идеи или
разработки, которую фирма хотела бы коммерциализовать посредством продажи
патента или лицензии, передачи ноу-хау, совместного производства или каким-то
другим
_________________________________________________________________
Журнал «Вопросы
экономики» №14 (с.6) 2004г.
способом. Таким образом, здесь мы имеем дело
с движением инновационной фирмы из сферы науки в сферу практического бизнеса.
Но существует и другой путь, когда фирма
накапливает ноу-хау в сфере практического бизнеса, а затем продают ноу-хау и
сосредотачиваются На его
развитии и поддержке в конкурентоспособном
состоянии, т.е. фирма покидает практический бизнес и уходит в сферу научных
исследований для поддержки своего готового и коммерцилизованного продукта.
При анализе деятельности российских малых
инновационных предприятий обнаруживаются как общие закономерности, так не
традиционные тенденции. Общие закономерности сводятся к тому, что инновационные
формы, какими бы замечательными разработками они не обладали, должны
реалистично представлять пути коммерциализации своих изобретений и уметь
ограничивать притязания разумными рамками, особенно в тех случаях, когда
предусматривается выход на международные рынки. Что касается исключений, то они
большей частью обусловлены своеобразием текущего экономического положения
России. Многие квалифицированные научные кадры были вынуждены уйти в
практический бизнес, сохраняя тем не менее менталитет и стиль научных
работников. Поэтому при достижении успеха в бизнесе у них часто появляется
желание вернуться в сферу своих прежних интересов, но уже на новой основе. Так
может произойти трансформация малого предприятия реального сектора в
предприятие инновационное.
Несмотря на своеобразные пути развития,
малый инновационный бизнес в России набирает силу. Предприниматели начинают все
яснее видеть, что распознавание тенденций спроса и определение перспективных
ниш, умение просчитывать технико-экономический эффект и навык взаимодействия с
разнообразными, в том числе и с государственными, структурами, эффективная
организация дела – не менее важные факторы, чем уровень продвигаемой
научно-технической разработки. Есть основания надеяться на то, что в ближайшие
годы произойдет образование эффективных тандемов предпринимательских и изобретательских
команд, которые дадут новый импульс развитию малого инновационного бизнеса.
При рассмотрении малого бизнеса важно
учитывать его двухполюсную структуру и выявлять возникающие здесь тенденции и
проблемы. Рассмотрим в общих чертах эти проблемы.
С одной стороны слабая связь инновационного
сектора с отраслевым ядром. Малые научные фирмы часто располагают полезными
разработками в области строительства (новые строительные смеси, материалы,
новаторские технологии) и промышленности (эффективные электронные устройства,
электроагрегаты, разного рода мини-технологии), но коммерциализовать свои
разработки им удается не часто. Инновационные фирмы не располагают пока
достаточными возможностями целевого информирования своей продукции,
сталкиваются с проблемой финансирования и патентования, часто не имеют четкого
представления о возможном экономическом эффекте от их нововведений.
С другой стороны, возможные партнеры
инновационных фирм часто проявляют равнодушие к технологическим новинкам, у
менеджеров этих предприятий отсутствует «прорывное мышление», а круг забот
ограничивается традиционными вопросами изыскания дешевых поставок сырья и
комплектующих, стандартных сбытовых проблем.
Проблемы недостаточной интеграции двух перспективных полюсов малого
предпринимательства – ведущего в количественном отношении ядра (торговля и
общественное питание, строительство и промышленность) и ведущего в качественном
отношении инновационно-консалтиногового сектора – свидетельствует о том, что в
малом бизнесе пока не сложились современные формы взаимодействия и кооперации,
не сформировалась работоспособная модель взаимодействия фирм
инновационно-консалтиногового сектора с малыми предприятиями реального сектора.
В этом же состоит одна из причин другого явления
– недостаток взаимодействия малого бизнеса со средними и крупными
предприятиями. Стратегией для интеграции со средним и крупным бизнесом для
малых предприятий реального сектора могло бы стать практическое освоение
перспективных разработок инновационно - консалтингового сектора, кооперация с
крупным бизнесом по расширению коммерческого их применения.
Складывание такой системы коммерциализации
перспективных разработок поможет «освоению» российской экономики, ее повороту к
техноориентированным схемам развития, к повышению общей конкурентоспособности
народного хозяйства с учетом участия в международном разделении труда.
Формирующийся малый бизнес представляет собой
заметный сектор развивающегося хозяйства. Торговля и общественное питание,
строительные и транспортные услуги, консалтинг и разнообразные услуги населению
– вот наиболее крупные направления его деятельности.
В настоящее время малый бизнес превратился в
весьма существенный фактор регионального развития. Накоплен позитивный опыт
деятельности малого предпринимательства в отдельных регионах нашей страны,
выражающийся в ощутимой отдаче от этого сегмента экономики. Например в Москве
малые предприятия обеспечивают до 40% налоговых поступлений в бюджет города.1
Но крайне дифференцированные
социально-экономические условия российских регионов предопределяют
неравномерный и разнообразный характер развития малого бизнеса. На него влияет
многообразие местных экономических, социальных, политических условий.
Экономические районы различаются по своей величине, численности населения и экономическому
потенциалу.
|
Число малых предприятий (на конец года).
|
Приволжский федеральный округ
|
|
|
Распределение малых предприятий по субъектам федерации
дает пеструю картину. Лидерами по числу малых предприятий является Москва (20% общероссийского числа) и Санкт - Петербург (12%), т.е. на эти два города приходится практически
1/3 всех российских малых предприятий.
Относительный показатель развития
малого предпринимательства в регионах – среднее число жителей на одно малое
предприятие – показывает, что здесь первыми также оказались Москва и Санкт -
Петербург. Замыкают список Еврейская автономная область и республика Тыва,
Республика Хакасия, Чукотский автономный округ и Республика Дагестан.
Сложившееся распределение малого бизнеса по регионам
носит в целом по Российской Федерации как объективный, так и субъективный
характер. К числу последних относятся отсутствие национальной региональной
политики и множественность субъектов Федерации, обладающих немалыми правами по
организации местной правовой и экономической среды. Это привело к тому, что в
одних регионах были использованы имеющиеся возможности, а в других нет.
Показатели инвестиционного потенциала и
инвестиционного риска определили характер распределения регионов по
различным группам.
Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические
характеристики, насыщенность территории промышленными производствами,
потребительский спрос населения и другие показатели. Инвестиционный потенциал
региона складывается из восьми частных потенциалов, каждый из которых, в свою
очередь, характеризуется следующими показателями:
· Ресурсно – сырьевой (средневзвешенная
обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
· Трудовой (трудовые ресурсы и их
образовательный уровень);
· Производственный (результат хозяйственной
деятельности населения в регионе);
· Инновационный (уровень развития науки);
· Институциональный (степень развития ведущих
институтов рыночной экономики);
· Инфраструктурный (экономико-географическое
положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
· Финансовый (объем налоговой базы и
прибыльность предприятий региона);
· Потребительский (совокупная покупательная
способность населения региона).
Величина инвестиционного риска показывает
вероятность потери инвестиций и дохода от них. Выделяют следующие виды риска:
· Экономический (тенденции в экономическом
развитии региона)
· Финансовый (степень сбалансированности
регионального бюджета и финансов предприятий);
· Политический (распределение политических
симпатий населения по результатам последних парламентских выборов);
· Социальный (уровень социальной
напряженности);
· Экологический (уровень загрязнения
окружающей среды, включая радиационное);
· Криминальный (уровень преступности в регионе
с учетом тяжести преступлений);
· Законодательный (юридические условия
инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных
факторов производства).
При их учете необходимо учитывать
федеральные, региональные законы и нормативные акты, документы, непосредственно
регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие их косвенно.
Степень развития малого бизнеса по регионам
России объясняется особенностями инвестиционного климата в этих регионах.
Хороший предпринимательский климат с высоким инвестиционным потенциалом и
низкими инвестиционными рисками в Москве и Санкт – Петербурге дает почву для
развития малого бизнеса. Плохой инвестиционный климат в еврейской автономной
области, Туве, Хакасии, на Чукотке и в Дагестане с низким инвестиционным
потенциалом и высокими рисками не дает развиваться малому предпринимательству.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|