p> В конце 70-х годов западный капитализм вступил в период широкой
приватизации. Нельзя забывать и о том факте, что приватизация оказалась
чрезвычайно выгодной в политическом плане. Переводя на уровень предприятий
решение непопулярных, но неотложных и неизбежных экономических проблем
(сокращение занятости в силу производственной необходимости, уменьшение
бюджетных дотаций путем повышения цен на продукцию государственных
предприятий, сдвиг всей совокупности отношений “трудовой коллектив -
правительство” в сферу отношений “трудовой коллектив - частный
собственник”), консерваторы снимали с себя как представителей
государственной власти ответственность за социально-экономическое положение
в стране. Тем самым они политически переиграли социалистов и радикалов,
призывавших голосовать за себя именно потому, что они якобы знали, как
справиться с кризисом. Политический интерес удачно совпал с идеологическим. Сам факт
обращения к приватизации после долгих десятилетий господства
государственного капитализма реабилитировал капиталистическую систему
хозяйствования. В виду специфического положения России в начале 90-х, приватизация не
могла идти по пути постепенного увеличения её объёмов, для полуразрушенной
экономики нужна была ускоренная и эффективная программа продажи
государственного имущества. Насколько результативно прошёл этот процесс, мы
можем судить по событиям сегодняшних дней и кто знает выбери правительство
тогда иной путь приватизации, мы, возможно, оказались бы сейчас в более
выгодной ситуации, однако оправданием может служить то, что до нас никто в
таких масштабах не проводил денационализацию имущества, а времени было
очень мало. Одним из основных направлений ускоренной приватизации является
акционирование, те преобразование государственных и муниципальных
предприятий в открытые акционерные общества. Необходимо подчеркнуть, что
при преобразовании государственных и муниципальных предприятий не
допускается создание акционерных обществ закрытого типа, в том числе
холдинговых компаний на основе концернов, союзов, ассоциаций, в состав
которых входят государственные предприятия. Решения о преобразовании
предприятия в акционерные общества принимаются территориальными агентствами
Государственного комитета Российской Федерации по управлению
государственным имуществом или соответствующими комитетами по управлению
имуществом. Решения принимаются на основании государственной, республиканской или
местной программы приватизации, рассмотренной заявки на приватизацию,
собственной инициативы вышеназванных органов, решений правительства
Российской Федерации, отраслевых программ приватизации, утвержденных
правительством, и решений других органов государственной власти в
соответствии с действующим законодательством. Подготовка преобразования государственного или муниципального
предприятия в акционерное общество осуществляется комиссией по
приватизации. Учредителем акционерного общества выступает исключительно
соответствующий комитет, территориальное агентство. Принят следующий порядок преобразования предприятия в акционерное
общество. Учредитель (комитет, территориальное агентство) представляет в
орган государственной регистрации следующие документы: решение комитета
(территориального агентства) о создании открытого акционерного общества,
заявку на регистрацию, устав акционерного общества. Установлен
двухнедельный срок на регистрацию со дня подачи заявки. Регистрационный
сбор и иные платежи, как отмечалось ранее, не взимается по всем актам и
сделкам приватизации. Государственное или муниципальное предприятие
считается преобразованным в акционерное общество со дня его регистрации, а
его имущество переданным на баланс акционерного общества, которое выходит
из подчинения вышестоящего территориального отраслевого органа управления. На баланс акционерного общества передаются имущество предприятия,
перечисленное ранее и составляющее уставной капитал общества, а также
государственное, муниципальное имущество предприятия, переданное комитетом
акционерному обществу по договору. В уставной капитал акционерного общества не включается следующее
имущество, передаваемое ему по договору: объекты, для которых установлен законодательством особый режим
приватизации; объекты социально-бытового и культурного назначения и другие объекты,
по которым было принято решение сохранить их в государственной или
муниципальной собственности. Размер уставного капитала акционерного общества определяется комиссией
по приватизации; при этом в момент учреждения этого общества он должен
состоять из оговоренного числа обыкновенных и привилегированных акций с
одинаковой номинальной стоимостью. Обыкновенная акция - ценная бумага, дающая право в один голос при
решении вопросов на собрании акционеров и участвовать в распределении
чистой прибыли после пополнения резервов и выплаты дивидендов по
привилегированным акциям. Привилегированная акция - ценная бумага, обеспечивающая фиксированный
при ее выплате дивиденд и преимущество при распределении прибыли и
ликвидации общества; привилегированная акция не дает права голоса. В уставе акционерного общества в обязательном порядке определяются
общая стоимость и количество безвозмездно передаваемых работникам
предприятия акций, которые являются именными привилегированными, не дающими
права голоса. После документального завершения преобразования государственного или
муниципального предприятия в акционерное общество комитет передает права
учредителю и пакет акций общества в соответствующий фонд имущества, который
осуществляет полномочия собственника на общих собраниях акционеров и несет
ответственность за деятельность акционерного общества в пределах его доли в
уставном капитале. К осуществлению полномочий собственника на общих
собраниях акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых закреплены
за государством, по решению правительства Российской Федерации могут
привлекаться представители соответствующих министерств и комитетов России. Первое собрание акционеров проводится не позднее чем через 12 месяцев
со дня регистрации. На этом собрании формируются органы управления
обществом. До этого функции исполнительной дирекции акционерного общества
исполняют ранее назначенные руководители, а функции совета директоров
общества — фонд ( комитет ) . В течение месяца после регистрации общества трудовой коллектив
приватизированного предприятия обязан принять решение о единовременном
распределении привилегированных акций работникам предприятия, включая
бывших работников (пенсионеров или лиц, имеющих право вернуться на данное
предприятие). Эти акции передаются перечисленным лицам безвозмездно.
Решение принимается на общем собрании (конференции) трудового коллектива
простым большинством голосов от общего числа работников предприятия.
Соответствующий фонд государственного имущества или комитет утверждает этот
список. Право собственности акционеров на эти акции возникает с момента
внесения этих лиц в реестр акционеров. Акционеру по его требованию выдается
сертификат на принадлежащие ему акции.[7] Фонд (комитет) осуществляет продажу принадлежащих ему акций в
установленном порядке. Из числа тех акций любого акционерного общества,
которыми владеет фонд право голоса могут иметь не более 20% от общего числа
акций каждого общества, остальные принадлежащие фонду акции, независимо от
их количества и номинального статуса, являются привилегированными с
фиксированным дивидендом (в размере учетной ставки банковского процента).
При продаже этих акций их номинальный статус восстанавливается. Продажа акций регистрируется путем внесения в реестр акционеров
соответствующих изменений. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей
приватизированного предприятия. В условиях господства государственной собственности акционирование
является одним из основных направлений приватизации, позволяет дать
предприятиям рыночную организационно-правовую форму, не меняя формы
собственности. Акционерная форма в наших условиях является наиболее
понятной народу, а потому предпочтительной, позволяющей охватить
приватизацией практически все предприятия независимо от их ведомственной
подчиненности. Акционерная форма собственности сочетает в себе полную
свободу предпринимательства с жесткими ограничительными условиями.
Образованные таким путем акционерные общества в своей деятельности до
последнего времени руководствовались “Временным положением о преобразовании
государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные
общества” (Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1999 г. № 66),
“Положением об акционерных обществах”, утвержденным Правительством России
от 25 декабря 1990 г. № 601, “Типовым уставом акционерного общества
открытого типа”, утвержденным Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721.
1 января 1996 г. вступил в силу Федеральный закон “Об акционерных
обществах”. Новый документ распространяет свое влияние на все акционерные
общества Российской Федерации как действующие, так и вновь создаваемые. Для
них он является своеобразной азбукой, которая от “А” до “Я” регламентирует
весь их образ жизни и деятельности. Рассмотрим основные принципы деятельности акционерного общества. В
соответствии с названным выше Законом акционерным обществом является
коммерческая организация, созданная на основе добровольного соглашения
юридических и физических лиц (в том числе иностранных), объединивших свои
средства путем выпуска акций, и имеющая целью удовлетворение общественных
потребностей и извлечение прибыли. Общество может создаваться во всех
отраслях народного хозяйства и осуществлять любые виды хозяйственной
деятельности, не запрещенные законом. Общества создаются без ограничения
срока деятельности, если иное не оговорено в их уставе. Общество является
юридическим лицом и обладает полной хозяйственной самостоятельностью,
включая определение форм управления, принятие производственных решений,
сбыт продукции, установление цен и оплаты труда, распределение чистой
прибыли. Акционеры отвечают по обязательствам общества в пределах личного
вклада в капитал, общество не отвечает по обязательствам акционеров.
Акционерное общество несет ответственность по своим обязательствам всеми
активами, т.е. всем имуществом. Согласно положению, общество может быть
открытым или закрытым, что отражается в уставе. Акции открытого общества
могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров;
акции закрытого общества могут переходить от одного лица к другому только с
согласия большинства акционеров, если иное не оговорено уставом. В нашей
стране большое развитие получили акционерные общества закрытого типа. Правительство приняло решение о преобразовании закрытых акционерных
обществ, созданных на основе государственной собственности, в открытые.
Такой подход позволил сделать приватизацию более гласной и демократичной,
расширил круг участников. Высшим органом управления является общее собрание
акционеров, в промежутках между общими собраниями — совет директоров. В
период между собраниями акционеров и заседаниями совета директоров всей
деятельностью общества руководит правление в пределах компетенции,
определенной уставом. К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся
изменения устава, уставного капитала, избрание совета директоров,
утверждение годовых результатов хозяйственной деятельности, создание и
ликвидация дочерних предприятий или филиалов, а также реорганизация и
ликвидация общества. Преобразование государственных предприятий в акционерные общества
позволит привлечь частный капитал и иностранные инвестиции. Наконец,
акционирование государственных предприятий даст возможность внедрить
холдинговую систему управления промышленностью на различных уровнях
(государственном, отраслевом, региональном). Холдинг-компании — это
акционерные общества, владеющие пакетом акций, как правило, контрольным,
других компаний и фирм. Это позволяет холдинг-компании осуществлять по
отношению к последним контрольные, управленческие, финансово-кредитные и
другие функции, сохраняя юридическую и оперативно-экономическую
самостоятельность предприятий. 2.2 Функционирование акционерной формы собственности в России Учреждение АО отличается своей сложностью. Инициатива создания
предприятия, разработка плана, составление проекта устава, обращение к
публике принять участие в организуемом предприятии и т.д.— все это падает
на плечи учредителей (инициативной группы). В качестве таковых могут
выступать как физические, так и юридические лица (если только хозяйственное
общество — учредитель не состоит из одного лица). Учредители созывают учредительное собрание, где решают все необходимые
вопросы и заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления
ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного
капитала, категории выпускаемых акций, порядок их размещения и другие
условия. Конечно, такой договор должен иметь письменную форму. Далее следует разработка проекта устава. Он, как правило, составляется
учредителями и может содержать любые положения, которые они сочтут нужным в
нем отразить. Однако закон определяет главные моменты содержания устава,
причем соответствующие нормы носят довольно императивный характер. В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона устав общества должен содержать: . полное и сокращенное наименование общества; — место нахождения общества; — тип общества (открытое или закрытое); — количество, номинальную стоимость, категории акций (обыкновенные,
привилегированные) и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; — права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа); — размер уставного капитала общества; — структуру и компетенцию органов управления, порядок принятия ими
решений; . порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно; — сведения о филиалах и представительствах общества. Устав также должен
определять иные положения, предусмотренные указанным Законом: — сроки оплаты акций; — срок проведения годового собрания акционеров (не ранее чем через два
месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового
года), порядок и сроки информирования акционеров о дате собрания, итогах
голосования и принятых решениях (не позднее 45 дней с даты принятия); — количество и номинальную стоимость акций, приобретенных акционерами
(размещенные акции); права, предоставляемые акциями каждой категории
(типа); — размер дивиденда и/или стоимость, выплачиваемую при ликвидации общества
(ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа,
определяемые в твердой денежной сумме или в процентах к их номинальной
стоимости; порядок их определения (владельцы привилегированных акций, по
которым не определен размер дивиденда, имеют право на его получение наравне
с владельцами обыкновенных акций); — очередность выплаты дивидендов и ликвидационной стоимости по каждому
типу привилегированных акций (если типов два и более); — порядок выпуска и размещения облигаций и иных ценных бумаг (если это
предполагается); — размер резервного фонда (не менее 15% от уставного капитала) и размер
ежегодных отчислений в резервный фонд (не менее 5% от чистой прибыли до
достижения размера, предусмотренного уставом); — порядок избрания членов совета директоров, ревизионной комиссии, а
также границы их компетенции; — порядок применения и пределы ответственности исполнительного органа
общества за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета, за
своевременное представление финансовой отчетности в соответствующие органы,
а также сведений о деятельности общества акционерам, кредиторам и в
средствах массовой информации. Вместе с тем по многим позициям Закон допускает многовариантный подход и
предоставляет учредителям право выбора лучшего с их точки зрения варианта.
В Законе часто встречаются следующие обороты: «...в случаях,
предусмотренных уставом», «если в уставе не предусмотрено иное» и т. д. Поэтому в устав конкретного акционерного общества можно при необходимости
вносить записи, позволяющие: ограничивать срок деятельности АО, хотя по Закону это необязательно; ограничивать возможность проведения закрытой подписки на выпускаемые
обществом акции (п. 2 ст. 7); наделять закрытое общество преимущественным правом на приобретение акций,
продаваемых акционерами, если они сами не используют это право. Срок
покупки не может быть менее 30 и более 60 дней с момента предложения акций
на продажу (п. 3 ст. 7); ограничивать количество, суммарную номинальную стоимость акций, а также
число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. З ст. 11); определять количество и номинальную стоимость акций, которые общество
вправе размещать дополнительно к уже размещенным (объявленным), а также
порядок и условия их размещения (п. 1 ст. 27); давать совету директоров право увеличивать уставный капитал, либо повышая
номинальную стоимость акций, либо добавляя к ним новые в пределах
количества объявленных акций, и принимать решение о внесении
соответствующих изменений в устав (п. 2, З ст. 28); уменьшить уставный капитал путем приобретения и погашения части акций (п.
1 ст. 29, п. 1 ст. 72); наделять владельцев привилегированных акций определенного типа правом
голоса на общем собрании акционеров, что не допускается, если не определено
уставом (п. 1 ст. 32); накапливать и выплачивать впоследствии (кумулятивные привилегированные
акции) невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд по
привилегированным акциям определенного типа, размер которого определен в
уставе (п. 2 ст. 32); определять возможность и условия конвертации привилегированных акций
определенного типа в обыкновенные или привилегированные акции иных типов
(п. 2 ст. 32); предусматривать право голоса по привилегированным акциям определенного
типа, если уставом определена возможность их конвертации в обыкновенные (п.
5 ст. 32, п. 1 ст. 49); размещать облигации и иные ценные бумаги необязательно по решению совета
директоров (п. 2 ст. 33, п. 7 ст. 65); ограничивать виды имущества, которым могут быть оплачены акции и иные
ценные бумаги общества (п. 3 ст. 34); взыскивать неустойки (штраф, пени) за неоплату акций (п. 4 ст. 34); формировать из чистой прибыли специальный фонд акционирования работников
общества (п. 2 ст. 35); наделять владельцев голосующих акций и ценных бумаг, конвертируемых в
такие акции (с их оплатой деньгами), преимущественным правом на их
приобретение в количестве, пропорциональном доле каждого акционера (п. 1
ст. 40); объявлять о выплате дивидендов по размещенным акциям ежеквартально, раз в
полгода или раз в год (п. 1 ст. 42); выплачивать дивиденды не только деньгами, но и иным имуществом (п.1 ст.
42); расширять (по сравнению с Законом) перечень вопросов, решаемых на общем
собрании акционеров квалифицированным большинством голосов (п. 2 ст. 49); вводить особенный порядок подсчета голосов на общем собрании акционеров
(п. 2 ст. 49); предусматривать, что ряд вопросов (см. пп. 2, 12, 15—20 п. 1 ст. 48
Закона) могут выноситься на общее собрание не только по предложению совета
директоров общества (п. 3 ст. 49); назначать более поздний, чем в Законе, срок для подачи предложений в
повестку дня общего собрания акционеров (по Закону — не позднее 30 дней
после окончания финансового года, —п.1 ст. 53); разрешать АО с числом акционеров более пятисот тысяч проводить новое,
взамен несостоявшегося, общее собрание акционеров при меньшем, чем по
Закону, кворуме (по Закону — не менее 30% размещенных голосующих акций, —
п. ст. 58); передавать в АО с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее
пятидесяти функции совета директоров общему собранию акционеров (п. 1 ст.
64);
относить к компетенции совета директоров образование исполнительного органа
общества и досрочное прекращение его полномочий (ст. 48), а также
определение условий заключаемого с ним договора и размеров выплачиваемых
ему вознаграждений и компенсаций (ст. 65,69);
устанавливать требования (критерии), предъявляемые к лицам, избираемым в
состав совета директоров общества (п. 2 ст. 66); предусматривать для АО с числом акционеров — владельцев обыкновенных
акций менее одной тысячи кумулятивное голосование при выборах членов совета
директоров (п. 4 ст. 66); определять особенности избрания и переизбрания председателя совета
директоров, его компетенцию, в том числе — право решающего голоса (ст. 67,
п. 3 ст. 68); расширять круг лиц, имеющих право созвать заседание совета директоров;
предусматривать возможность принятия решений на совете заочным голосованием
(опросным путем, —п. 1 ст. 68); расширять предусмотренный Законом перечень документов, подлежащих
хранению (п. 1 ст. 89).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|