Меню
Поиск



рефераты скачать Роль иностранных инвестиций в экономике России и Приморского края: проблемы и перспективы развития

p> Иностранный капитал может привлекаться в форме предпринимательского
(прямые, портфельные, интеллектуальные инвестиции) и ссудного капитала.
[Брызгалова Н. Я. Организация международного бизнеса. 286 стр.]

Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий.
Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов.
Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием.
Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдоналдс), либо на мировом рынке
(как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно- космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

Характеристика и анализ современного состояния экономики РФ.

Экономические проблемы инвестиционных процессов не могут быть понятны без анализа причин нынешнего состояния экономики.

Инвестиционный процесс – принятие инвестором решения относительно объекта приложения интересов (куда осуществляются инвестиции), объемов и сроков инвестирования. Процедура инвестиционного процесса включает:

. выбор инвестиционной политики;

. анализ рынка;

. формирование и пересмотр инвестиционного портфеля;

. оценка его эффективности.

Инвестиционная политика – совокупность хозяйственных решений, определяющих основные направления капитальных вложений, меры по их концентрации на решающих направлениях. Инвестиционная политика и капитальные вложения взаимосвязаны. Выбор инвестиционной политики включает определенные цели инвестора и объема инвестируемых средств. Она должна осуществляться в «прозрачных» условиях. При выполнении этих требований инвестор сможет понять инвестиционную политику относительно правил регулирования деятельности агентов рынка, сумеет определить инвестиционную привлекательность тех лиц, которые выпускаю ценные бумаги (эмитенты), и тех, кто под залог ценных бумаг имеет намерение привлечь вложения в конкретные проекты по выпуску продукции, пользующейся спросом на рынке. При наличии этих предпосылок можно оценить сложность финансовых проблем, связанных с кредитно-денежной, структурной, бюджетно-налоговой политикой, особенно в части методов формирования финансовых резервов для предотвращения кризисных явлений.

Выполнение этих условий позволяет сформировать составляющие кредитного рейтинга, определяющего уровень рисков инвестиционных вложений. Таковы основные элементы, характеризующие инвестиционную политику и действия по ее формированию.

Экономическое развитие России за годы реформ характеризуется беспрецедентным падением объемов производства и еще в большей степени замораживанием инвестиционной активности. Валовой внутренний продукт ежегодно сокращался. Динамика 1998, 1999 годов соответствовала этим же тенденциям. Казалось бы, 1997 г. можно было считать переломным: рост ВВП в целом за год – 0.4%. Однако следующие три обстоятельства не позволяют сделать такого вывода [Бард В. С. Финансово-экономический комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М: Финансы и статистика, 1998. 304 с/91 стр.]. Во-первых, намечавшийся незначительный подъем происходит после столь значительного падения, что буквально утонул в обвальном снижении производства. Если сопоставить это снижение с падением объемов производства за годы Великой Отечественной войны (27%), то станет понятна глубина экономического спада, переживаемого Россией. Во-вторых, статистические данные о подъеме на 0.4 % лежат на уровне погрешности статистического учета стоимостного объема производства в сопоставимых ценах. В-третьих, подлинный и устойчивый рост всегда начинается с активизацией инвестиций в реальную экономику. Но этого не произошло ни в
1997 г., ни в 2000 г., проблема инвестиций еще более обострилась. Можно согласиться с В. Кушлиным, что начало российских реформ прошло под воздействием увлеченности универсальными возможностями рынка и романтичной веры в высший приоритет «общечеловеческих» ценностей [Кушлин В. Россия и экономический порядок XXI века // Экономист 1997. № 12 с 3-12/ 4 стр.] Это наложило отпечаток на идеологию и ход преобразований. На первый план был поставлен частный экономический интерес предпринимателей, а на деле – новых финансовых структур. Экономические же интересы страны в целом оказались в разряде скомпрометировавших себя и «отживших» категорий. Результаты обобщающих параметров функционирования экономики представлены в табл.1:

Таблица 1

Базисные* темпы некоторых социально-экономических показателей РФ.
|Показатель |1996 |2000 |
|ВВП |58,5 |56,1 |
|Продукция промышленности |47,2 |50,1 |
|Продукция сельского хозяйства |55,1 |58,0 |
|Капитальные вложения |25,0 |22,5 |
|Розничный товарооборот |85,1 |76,0 |
|Среднемесячная заработная плата|45,4 |75,3 |

Источник:[Социально-экономическое положение России 2000/Госкомстат РФ.
М.: Б.и. 2000 № 12. 370 с.]

Примечание: * - за базисный принимается 1990 год.

Критерий рентабельности мирового рынка не совпадает с критерием национально-государственных интересов России. Западным ТНК, как субъектам мирового рынка играющим ведущую роль в определении его рентабельности, выгодна ситуация, когда подавляющая часть обрабатывающей промышленности
России демонтируется, а топливно-энергетические ресурсы и сырье в преобладающей части экспортируются на Запад. Для России экономически выгодной является ситуация, при которой морально устаревшие производственные мощности заменялись на новые [Бард В. С. Финансово- экономический комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М: Финансы и статистика, 1998. 304 с/ 102 стр.].

Можно согласиться с точкой зрения ряда исследователей, что простенькая
«шоковая терапия», «ваучерная приватизация» ни к чему другому, кроме того, что получилось, и не могли привести. [Овсиенко Ю. В. Кризис и денежно- кредитная политика Российского государства // экономика и мат. методы
1995.]

Таблица 2

Динамика финансовых показателей Российской Федерации в 1991-1999 гг.

|Максимальный потенциал – |Москва |
|минимальный риск | |
|Низкий потенциал - минимальный |Новгородская область |
|риск | |
|Высокий потенциал - умеренный риск|Санкт- Петербург, Московская и |
| |Свердловская области, |
| |Ханты-Мансийский автономный округ |
|Средний потенциал – умеренный риск |Белгородская, Нижегородская, |
| |Волгоградская, Самарская, |
| |Саратовская, Новосибирская, |
| |Кемеровская области, Краснодарский |
| |и Приморский края, Республики |
| |Татарстан, Башкортарстан. |
|Низкий потенциал – умеренный риск |26 субъектов, в т.ч. Архангельская,|
| |Ленинградская, Калужская области, |
| |Алтайский край, Бурятия и т.п. |
|Незначительный потенциал – |17 регионов, в т.ч. Карелия, |
|умеренный риск |Мордовия, Ивановская, Костромская |
| |области и т.д. |
|Высокий/средний потенциал высокий |Красноярский край, Челябинская |
|риск |область, Ямало-Ненецкий автономный |
| |округ, Якутия |
|Пониженный/незначительный потенциал|19 регионов, в т.ч. Республики |
|– высокий риск |Северного Кавказа, Камчатская, |
| |Магаданская, Сахалинская области и |
| |т.д. |
|Низкий потенциал – экстремальный |Ингушетия, Чечня и Чукотский |
|риск |автономный округ. |

Составлено по: [Посмотреть у Наташи ]

Данные таблицы показывают, что инвестиционный потенциал регионов в целом находится на позиции умеренного и высокого риска. Одной из основных причин низкой активности инвесторов является не боязнь финансовых катастроф, а ожидание новых льгот и гарантий. Определяющим фактором для иностранных инвесторов является наличие региональной политики привлечения иностранных инвестиций, прежде всего в аспектах гарантий безопасности инвестиций, залога и страхования, предоставления льгот по налогообложению в той части налоговых сборов и платежей, которые направляются в областной бюджет. В ряде регионов администрация берет на себя функцию основного гаранта по проектам, включенным в перечень республиканских нужд. На сегодняшний день более 30 субъектов имеют свои законы или иные законодательные акты с подробным перечнем инвестиционных проектов и мер их стимулирования и поддержки.

На федеральном уровне в 2000 году также осуществлялись мероприятия по формированию стабильной нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение иностранных инвестиций и экономическую деятельность инвесторов на территории России (в том числе в налогообложении и таможенном контроле).

26 февраля 1999 года принято Постановление правительства «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской
Федерации с использованием средств федерального бюджета», который предоставляет льготы, напрямую не связанные с иностранными инвестициями, но на которые могут рассчитывать предприятия с иностранными инвестициями и их участники.

14 июля 1999 года вступил в силу Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который определяет гарантии прав иностранных инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в реальном секторе экономики.

Важное значение имеет содействие реализации в России крупномасштабных проектов, которые создают помимо основных производств, необходимую инфраструктуру, способствуют социально-экономическому развитию регионов и оказывают влияние на имидж страны-реципиента. К числу подобных проектов относятся «Сахалин-1» и «Сахалин-2». В 1999 году начата разработка проектов
«Сахалин-3» и «Сахалин-4», реализацию которых предполагается осуществить в течение шести лет. Проект «Сахалин-3» направлен на освоение Аяшского и
Восточно-Топинского нефтегазоносных месторождений. Объем инвестиций по проекту оценивается в размере 37,1 млрд. долл. В рамках проекта «Сахалин-4» предполагается освоение Астрахановского газоконденсатного месторождения.
Объем необходимых капиталовложений в проект оценивается на уровне 2,5 млрд.долл.

Подготовлен законопроект «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов», ведется работа над законопроектом о концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами, и экономического проекта «О нефти и газе», разрабатываются поправки к Закону «О недрах».

На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что инвестиционный климат в России неудовлетворителен. Для того чтобы решить все накопившиеся проблемы нашему государству необходимо проводить целенаправленную политику улучшения условий привлечения иностранных инвестиций. Существенной доработки требует не только инвестиционное законодательство – очевидно, что достигнутых результатов не достаточно, но и базовое законодательство страны. Результатом этой работы должны стать существенные экономические и социальные сдвиги, необходимые для формирования в России эффективной рыночной экономики.

2. Иностранные инвестиции в экономике Приморского края.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Инвестиционный климат - это совокупность условий, отражающих степень благоприятности (или неблагоприятности) ситуации, складывающейся в том или ином регионе и отрасли, по отношению к инвестициям, которые могут быть привлечены с внешнего рынка. Поэтому оценка инвестиционного климата основывается на анализе параметров, характеризующих накопленный инвестиционный потенциал, а также факторов, определяющих характер международной мобильности, сохранность, доходность и уровень рискованности инвестиций на данной территории.

Говоря о потенциале Приморского края, следует сказать, что промышленный комплекс края занимает одно из ведущих мест в Дальневосточном регионе России: в 2001 г. по объему промышленного производства - 3 место, в том числе по выпуску продукции электроэнергетики, стройиндустрии, легкой и пищевой (включая рыбную) промышленности - 1 место, машиностроения, угольной отрасли, лесной и деревообрабатывающей промышленности - 2 место. В крае производится промышленной продукции более чем на 44 млрд. руб. (динамика промышленного производства в разрезе отраслей и основных видов продукции показана в Табл. 8). Промышленный комплекс представлен 14 отраслями. В основном это предприятия сырьевой направленности - удельный вес отраслей, осуществляющих добычу и переработку сырья (угольной промышленности, цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, лесной и деревообрабатывающей промышленности, стройиндустрии и пищевой промышленности) по итогам 2001 г. составил 60 %.[департамент международного сотрудничества, регионального развития и инвестиций Приморского края]

В рыбной отрасли ситуация остается сложной. По сравнению с 2000 г. вылов рыбы и добыча морепродуктов снижены на 14,1 %, выработка товарной пищевой рыбной продукции - на 11,8, производство рыбных консервов - на 4%.
Рыбохозяйственный комплекс Приморского края производит четверть всей российской пищевой рыбопродукции и около 40 % российской кормовой рыбной муки, он является наиболее крупным отраслевым блоком в системе рыбного хозяйства как Дальнего Востока, так и всей России. В Приморском крае сосредоточены практически все рыбные порты с выходом на Транссибирскую железнодорожную магистраль, через которые осуществляется двухсторонняя связь между рыбохозяйственным комплексом Дальнего Востока и внутренними регионами России. Это обстоятельство среди прочих обеспечивает приморским рыбакам самую низкую себестоимость рыбопродукции на бассейне, что основано на меньших по сравнению с другими регионами затратах на промысловое снабжение и более низких по сравнению с северными территориями расходах на оплату труда. Именно экономическая эффективность рыбохозяйственного производства за счет минимизации затрат с учетом наиболее продуктивной в
России сырьевой базы Дальнего Востока обусловила создание за предыдущие годы в Приморском крае самой мощной в нашей стране рыбохозяйственной базы со всей необходимой обеспечивающей инфраструктурой. В рыбохозяйственном комплексе Приморского края работают более 500 предприятий и организаций различных форм собственности, из них 32 крупных и средних, здесь трудятся около 80 тысяч человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.