p> Иностранный капитал может привлекаться в форме предпринимательского
(прямые, портфельные, интеллектуальные инвестиции) и ссудного капитала.
[Брызгалова Н. Я. Организация международного бизнеса. 286 стр.] Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое
финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне
необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ
повышения производительности и технического уровня российских предприятий.
Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые
технологии, новые способы организации производства и прямой выход на
мировой рынок. Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не
одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за
счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении
портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить
компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов.
Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило,
крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием.
Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для
выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском
потребительском рынке (пример ресторанов Макдоналдс), либо на мировом рынке
(как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-
космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к
привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему
увеличению производительной мощи экономики. Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за
исключением тех которые находятся в государственной монополии) без ущерба
для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться
только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в
отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных
ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в
производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.),
телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в
законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных
отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям
формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты
и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга,
привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения
национальных интересов и, во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений
в названные сферы. Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления
использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме
предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать
в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство
строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска
товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры,
стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли
экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля
российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно
использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в
первую очередь связанных с добычей ресурсов. Характеристика и анализ современного состояния экономики РФ. Экономические проблемы инвестиционных процессов не могут быть понятны
без анализа причин нынешнего состояния экономики. Инвестиционный процесс – принятие инвестором решения относительно
объекта приложения интересов (куда осуществляются инвестиции), объемов и
сроков инвестирования. Процедура инвестиционного процесса включает: . выбор инвестиционной политики; . анализ рынка; . формирование и пересмотр инвестиционного портфеля; . оценка его эффективности. Инвестиционная политика – совокупность хозяйственных решений,
определяющих основные направления капитальных вложений, меры по их
концентрации на решающих направлениях. Инвестиционная политика и
капитальные вложения взаимосвязаны. Выбор инвестиционной политики включает
определенные цели инвестора и объема инвестируемых средств. Она должна
осуществляться в «прозрачных» условиях. При выполнении этих требований
инвестор сможет понять инвестиционную политику относительно правил
регулирования деятельности агентов рынка, сумеет определить инвестиционную
привлекательность тех лиц, которые выпускаю ценные бумаги (эмитенты), и
тех, кто под залог ценных бумаг имеет намерение привлечь вложения в
конкретные проекты по выпуску продукции, пользующейся спросом на рынке. При
наличии этих предпосылок можно оценить сложность финансовых проблем,
связанных с кредитно-денежной, структурной, бюджетно-налоговой политикой,
особенно в части методов формирования финансовых резервов для
предотвращения кризисных явлений. Выполнение этих условий позволяет сформировать составляющие кредитного
рейтинга, определяющего уровень рисков инвестиционных вложений. Таковы
основные элементы, характеризующие инвестиционную политику и действия по ее
формированию. Экономическое развитие России за годы реформ характеризуется
беспрецедентным падением объемов производства и еще в большей степени
замораживанием инвестиционной активности. Валовой внутренний продукт
ежегодно сокращался. Динамика 1998, 1999 годов соответствовала этим же
тенденциям. Казалось бы, 1997 г. можно было считать переломным: рост ВВП в
целом за год – 0.4%. Однако следующие три обстоятельства не позволяют
сделать такого вывода [Бард В. С. Финансово-экономический комплекс: теория
и практика в условиях реформирования российской экономики. М: Финансы и
статистика, 1998. 304 с/91 стр.]. Во-первых, намечавшийся незначительный
подъем происходит после столь значительного падения, что буквально утонул в
обвальном снижении производства. Если сопоставить это снижение с падением
объемов производства за годы Великой Отечественной войны (27%), то станет
понятна глубина экономического спада, переживаемого Россией. Во-вторых,
статистические данные о подъеме на 0.4 % лежат на уровне погрешности
статистического учета стоимостного объема производства в сопоставимых
ценах. В-третьих, подлинный и устойчивый рост всегда начинается с
активизацией инвестиций в реальную экономику. Но этого не произошло ни в
1997 г., ни в 2000 г., проблема инвестиций еще более обострилась. Можно
согласиться с В. Кушлиным, что начало российских реформ прошло под
воздействием увлеченности универсальными возможностями рынка и романтичной
веры в высший приоритет «общечеловеческих» ценностей [Кушлин В. Россия и
экономический порядок XXI века // Экономист 1997. № 12 с 3-12/ 4 стр.] Это
наложило отпечаток на идеологию и ход преобразований. На первый план был
поставлен частный экономический интерес предпринимателей, а на деле – новых
финансовых структур. Экономические же интересы страны в целом оказались в
разряде скомпрометировавших себя и «отживших» категорий. Результаты
обобщающих параметров функционирования экономики представлены в табл.1: Таблица 1 Базисные* темпы некоторых социально-экономических показателей РФ.
|Показатель |1996 |2000 |
|ВВП |58,5 |56,1 |
|Продукция промышленности |47,2 |50,1 |
|Продукция сельского хозяйства |55,1 |58,0 |
|Капитальные вложения |25,0 |22,5 |
|Розничный товарооборот |85,1 |76,0 |
|Среднемесячная заработная плата|45,4 |75,3 | Источник:[Социально-экономическое положение России 2000/Госкомстат РФ.
М.: Б.и. 2000 № 12. 370 с.] Примечание: * - за базисный принимается 1990 год. Критерий рентабельности мирового рынка не совпадает с критерием
национально-государственных интересов России. Западным ТНК, как субъектам
мирового рынка играющим ведущую роль в определении его рентабельности,
выгодна ситуация, когда подавляющая часть обрабатывающей промышленности
России демонтируется, а топливно-энергетические ресурсы и сырье в
преобладающей части экспортируются на Запад. Для России экономически
выгодной является ситуация, при которой морально устаревшие
производственные мощности заменялись на новые [Бард В. С. Финансово-
экономический комплекс: теория и практика в условиях реформирования
российской экономики. М: Финансы и статистика, 1998. 304 с/ 102 стр.]. Можно согласиться с точкой зрения ряда исследователей, что простенькая
«шоковая терапия», «ваучерная приватизация» ни к чему другому, кроме того,
что получилось, и не могли привести. [Овсиенко Ю. В. Кризис и денежно-
кредитная политика Российского государства // экономика и мат. методы
1995.] Таблица 2 Динамика финансовых показателей Российской Федерации в 1991-1999 гг. |Максимальный потенциал – |Москва |
|минимальный риск | |
|Низкий потенциал - минимальный |Новгородская область |
|риск | |
|Высокий потенциал - умеренный риск|Санкт- Петербург, Московская и |
| |Свердловская области, |
| |Ханты-Мансийский автономный округ |
|Средний потенциал – умеренный риск |Белгородская, Нижегородская, |
| |Волгоградская, Самарская, |
| |Саратовская, Новосибирская, |
| |Кемеровская области, Краснодарский |
| |и Приморский края, Республики |
| |Татарстан, Башкортарстан. |
|Низкий потенциал – умеренный риск |26 субъектов, в т.ч. Архангельская,|
| |Ленинградская, Калужская области, |
| |Алтайский край, Бурятия и т.п. |
|Незначительный потенциал – |17 регионов, в т.ч. Карелия, |
|умеренный риск |Мордовия, Ивановская, Костромская |
| |области и т.д. |
|Высокий/средний потенциал высокий |Красноярский край, Челябинская |
|риск |область, Ямало-Ненецкий автономный |
| |округ, Якутия |
|Пониженный/незначительный потенциал|19 регионов, в т.ч. Республики |
|– высокий риск |Северного Кавказа, Камчатская, |
| |Магаданская, Сахалинская области и |
| |т.д. |
|Низкий потенциал – экстремальный |Ингушетия, Чечня и Чукотский |
|риск |автономный округ. | Составлено по: [Посмотреть у Наташи ] Данные таблицы показывают, что инвестиционный потенциал регионов в
целом находится на позиции умеренного и высокого риска. Одной из основных
причин низкой активности инвесторов является не боязнь финансовых
катастроф, а ожидание новых льгот и гарантий. Определяющим фактором для
иностранных инвесторов является наличие региональной политики привлечения
иностранных инвестиций, прежде всего в аспектах гарантий безопасности
инвестиций, залога и страхования, предоставления льгот по налогообложению в
той части налоговых сборов и платежей, которые направляются в областной
бюджет. В ряде регионов администрация берет на себя функцию основного
гаранта по проектам, включенным в перечень республиканских нужд. На
сегодняшний день более 30 субъектов имеют свои законы или иные
законодательные акты с подробным перечнем инвестиционных проектов и мер их
стимулирования и поддержки. На федеральном уровне в 2000 году также осуществлялись мероприятия по
формированию стабильной нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение
иностранных инвестиций и экономическую деятельность инвесторов на
территории России (в том числе в налогообложении и таможенном контроле). 26 февраля 1999 года принято Постановление правительства «О лизинге
машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской
Федерации с использованием средств федерального бюджета», который
предоставляет льготы, напрямую не связанные с иностранными инвестициями, но
на которые могут рассчитывать предприятия с иностранными инвестициями и их
участники. 14 июля 1999 года вступил в силу Федеральный закон «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации», который определяет гарантии прав
иностранных инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в
реальном секторе экономики. Важное значение имеет содействие реализации в России крупномасштабных
проектов, которые создают помимо основных производств, необходимую
инфраструктуру, способствуют социально-экономическому развитию регионов и
оказывают влияние на имидж страны-реципиента. К числу подобных проектов
относятся «Сахалин-1» и «Сахалин-2». В 1999 году начата разработка проектов
«Сахалин-3» и «Сахалин-4», реализацию которых предполагается осуществить в
течение шести лет. Проект «Сахалин-3» направлен на освоение Аяшского и
Восточно-Топинского нефтегазоносных месторождений. Объем инвестиций по
проекту оценивается в размере 37,1 млрд. долл. В рамках проекта «Сахалин-4»
предполагается освоение Астрахановского газоконденсатного месторождения.
Объем необходимых капиталовложений в проект оценивается на уровне 2,5
млрд.долл. Подготовлен законопроект «О перечне отраслей, производств, видов
деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается
деятельность иностранных инвесторов», ведется работа над законопроектом о
концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными
инвесторами, и экономического проекта «О нефти и газе», разрабатываются
поправки к Закону «О недрах». На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что
инвестиционный климат в России неудовлетворителен. Для того чтобы решить
все накопившиеся проблемы нашему государству необходимо проводить
целенаправленную политику улучшения условий привлечения иностранных
инвестиций. Существенной доработки требует не только инвестиционное
законодательство – очевидно, что достигнутых результатов не достаточно, но
и базовое законодательство страны. Результатом этой работы должны стать
существенные экономические и социальные сдвиги, необходимые для
формирования в России эффективной рыночной экономики. 2. Иностранные инвестиции в экономике Приморского края. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Инвестиционный климат - это совокупность условий, отражающих степень
благоприятности (или неблагоприятности) ситуации, складывающейся в том или
ином регионе и отрасли, по отношению к инвестициям, которые могут быть
привлечены с внешнего рынка. Поэтому оценка инвестиционного климата
основывается на анализе параметров, характеризующих накопленный
инвестиционный потенциал, а также факторов, определяющих характер
международной мобильности, сохранность, доходность и уровень рискованности
инвестиций на данной территории. Говоря о потенциале Приморского края, следует сказать, что
промышленный комплекс края занимает одно из ведущих мест в Дальневосточном
регионе России: в 2001 г. по объему промышленного производства - 3 место, в
том числе по выпуску продукции электроэнергетики, стройиндустрии, легкой и
пищевой (включая рыбную) промышленности - 1 место, машиностроения, угольной
отрасли, лесной и деревообрабатывающей промышленности - 2 место. В крае
производится промышленной продукции более чем на 44 млрд. руб. (динамика
промышленного производства в разрезе отраслей и основных видов продукции
показана в Табл. 8). Промышленный комплекс представлен 14 отраслями. В
основном это предприятия сырьевой направленности - удельный вес отраслей,
осуществляющих добычу и переработку сырья (угольной промышленности, цветной
металлургии, химической и нефтехимической промышленности, лесной и
деревообрабатывающей промышленности, стройиндустрии и пищевой
промышленности) по итогам 2001 г. составил 60 %.[департамент международного
сотрудничества, регионального развития и инвестиций Приморского края] В рыбной отрасли ситуация остается сложной. По сравнению с 2000 г.
вылов рыбы и добыча морепродуктов снижены на 14,1 %, выработка товарной
пищевой рыбной продукции - на 11,8, производство рыбных консервов - на 4%.
Рыбохозяйственный комплекс Приморского края производит четверть всей
российской пищевой рыбопродукции и около 40 % российской кормовой рыбной
муки, он является наиболее крупным отраслевым блоком в системе рыбного
хозяйства как Дальнего Востока, так и всей России. В Приморском крае
сосредоточены практически все рыбные порты с выходом на Транссибирскую
железнодорожную магистраль, через которые осуществляется двухсторонняя
связь между рыбохозяйственным комплексом Дальнего Востока и внутренними
регионами России. Это обстоятельство среди прочих обеспечивает приморским
рыбакам самую низкую себестоимость рыбопродукции на бассейне, что основано
на меньших по сравнению с другими регионами затратах на промысловое
снабжение и более низких по сравнению с северными территориями расходах на
оплату труда. Именно экономическая эффективность рыбохозяйственного
производства за счет минимизации затрат с учетом наиболее продуктивной в
России сырьевой базы Дальнего Востока обусловила создание за предыдущие
годы в Приморском крае самой мощной в нашей стране рыбохозяйственной базы
со всей необходимой обеспечивающей инфраструктурой. В рыбохозяйственном
комплексе Приморского края работают более 500 предприятий и организаций
различных форм собственности, из них 32 крупных и средних, здесь трудятся
около 80 тысяч человек.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|