4. Рынок выполняет и
информационную функцию. Она дает возможность производителям на основе рыночных
сигналов, таких, как цены, ставки за кредит и др., принимать хозяйственные
решения, выводящие бизнес на уровень изменившихся рыночных требований.
Рынок –
достаточно эффективная система. Однако возможности его не безграничны. Это
заставляет отменить несовершенства рынка.
1.
Рынок не
может регулировать бумажное денежное обращение, согласуя его с товарной массой.
Поскольку в этом процессе присутствие частного интереса абсолютно исключено,
выпуск денег и контроль за денежным обращением должно выполнять государство.
2.
Рынок в
состоянии удовлетворить только те потребности, которые выражаются через
индивидуальный спрос. Но, кроме них, имеются некоммерческие потребности
общества. Это расходы на государственное управление, правопорядок, национальную
оборону, систему коммуникаций. Такие блага называют общественными товарами. В
них заинтересовано общество в целом, и толко оно может обеспечить их
удовлетворение.
3.
Следуя
жестким правилам конкурентной борьбы, рынок стимулирует внедрение новых
технологий и повышение качества товаров. Но при этом бизнес стремится
финансировать проекты, имеющие, как правило, небольшие сроки окупаемости и
достаточные гарантии прибыльности в перспективе. В финансировании
фундаментальной науки и дорогостоящих наукоемких проектов бизнес участвует
очень не охотно и недостаточно. А именно эти направления развития общества
сегодня определяют возможности экономического роста в будущем и уровень
конкурентоспособности страны на мировых рынках.
4.
Частные
интересы отдельных производителей в рыночной экономике могут противоречить
интересам общества. Так наносится вред окружающей среде или здоровью людей в
результате использования несовершенных технологий. Рыночный механизм в этом
случае вовсе не стимулирует владельцев предприятий к изменению производства и
снижению его вредных последствий, так как затраты увеличивают издержки
производства и уменьшают прибыль.
5.
Рынок,
отбирая только сильных производителей и квалифицированную рабочую силу,
остается безжалостен к слабым и социально незащищенным слоям населения, приводя
к социальному расслоению общества и к социальной напряженности, которую он в
краткосрочной перспективе не способен сгладить.[11]
2.1.
Контроль над ценами
Ценовое
вмешательство, или контроль над ценами, осуществляет государство на
законодательной основе, но его способны осуществлять и другие монопольные
структуры. Вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм
конкурентного ценообразования на основе равновесия спроса и предложения. Любой
контроль над ценами не только нарушает, но и разрушает механизм рыночного
ценообразования на основе законов спроса и предложения. Примером этого является
командная модель экономики, а также любые способы принудительного установления
цены, принимаемые монопольными силами со стороны государства ил отдельных,
явных или скрытых, экономических структур.
Государственное
вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному
установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия. Мотивацией такого
вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: различная для тех
или иных групп населения степень доступа к ресурсам или потребительским благам;
неравенство в доходах и т.д. Однако еще никогда не удавалось решить хотя бы
одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования.
Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, как
правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере.
Последствия контроля над ценами или любого вмешательства в рыночное
конкурентное равновесие обнаружат себя в товарном дефиците, нехватке и
недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе из-за
недопотребления. Решена ли проблема низкодоходных групп общества, которых
правительство пыталось защитить, установив принудительно низкие цены? Нет, не
решена, поскольку недопроизводство и дефицитность «уводят» даже имеющиеся
товары в теневые спекулятивные сферы. Возникают теневые рынки, где дефицитные
товары продаются по ценам еще более высоким, чем прежняя равновесная рыночная
цена, поскольку теперь эта цена включает в себя еще и спекулятивную надбавку.
Низкодоходным группам общества эти товары и цены стали еще более недоступны, а
число неплатежеспособных граждан возросло.
Государственное вмешательство,
контроль над ценами приводит также к таким экономическим последствиям, как
сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах.
Как известно, особенностью теневых структур экономики является то, что они
«неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообложения.
Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты
низкодоходных групп и слоев общества, поскольку не платят налоги в бюджет.
Нетрудно
предвидеть, что в подобной ситуации усилятся криминогенные, мафиозные
компоненты социально-экономической среды общества.
Внешними,
наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия рыночного
ценообразования станут очереди потребителей за товарами, социальная
напряженность и всеобщее недовольство. Потребуются такие правительственные
мера, как нормирование, рационирование потребления недостающих, дефицитных
товаров, их распределение в продажу по карточкам, талонам и другим
административным «регуляторам» общественного потребления.
На рис. 8. показана схема государственного
вмешательства в рыночный ценовой механизм, или контроль над ценами, с его
основными отрицательными последствиями.
Принудительное установление цены Р1
на уровне ниже рыночной смещает кривую спроса до уровня низкодоходных групп
населения. Пересечение кривой предложения S со сместившейся кривой спроса D1
дает точку нового рыночного равновесия Е1, расположенную на более
низком уровне. Нарушение законов спроса и предложения произошло, прежде всего,
из-за того, что совокупный спрос не ограничивается спросом низкодоходных слоев
населения, к которому принудительно «приведен» уровень цены Р1.
Однако этот искусственно смещенный спрос вызвал «понижательную» тенденцию в
предложении товаров из-за их принудительно низких цен. Производители не
заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по сниженным, не
возмещающим издержки ценам Р1. Происходит снижение объемов производства QEQ1,
отмеченное вдоль соответствующей оси . Однако еще более болезненным для
общества будет размер товарного дефицита. [3,4]
2.2.
Налог и равновесная рыночная цена
Налогообложение является прерогативой
государства, применяющего множество разновидностей прямых и косвенных налогов.
Последствия налогообложения отрицательно сказываются как на потребителях, так и
на производителях товаров. Эти последствия выражаются в увеличении цены товара,
с одной стороны, и в сокращении объемов производства товаров – с другой.
Возросшая цена, как известно, вызывает сокращение потребительского спроса, вследствие
чего неизбежно сокращение объема продаж товаров, попавших под налогообложение.
Производители отреагируют на такую ситуацию однозначно: они сократят
производство и представление на рынок товаров, спрос на которые снизился.
Нарушение законов спроса и предложения не
произошло, так как налог лишь создал предпосылки для перемещения точки
равновесия спроса и предложения на новый, более высокий уровень (рис. 7.)
При налогообложении кривая спроса не смещается
так, как спрос не изменился. Но точка рыночного равновесия Е перемещается на
новый, более высокий уровень вследствие смещения вверх кривой предложения
товаров. Равновесие спроса и предложения теперь находится в точке Е1,
а новая равновесная цена равняется Р1, так как продавец включает
налог в цену предлагаемых к продаже товаров. Снижение объема продаж, которое
произошло вследствие повышения цены, вызвало падение объемов производства
товаров, поскольку их продажи снизились. Направления движения цены и объемы
производства и продаж товаров показаны стрелками, расположенными вдоль
соответствующих осей (рис.7.). Налог непосредственно платит производитель
(продавец) товаров, однако большую часть перекладывает на покупателя путем
увеличения цены (Р1Е1ЕРЕ). Размер
уплачиваемого налога равняется заштрихованной на графике области АЕРЕРА.
Это вычет из торговой выручки от продаваемых товаров и вычет из доходов
покупателей. Но главный отрицательный эффект – общее снижение производства и
недопотребление обществом товаров.[3]
В каком направлении изменяется равновесная цена
при переходе к новому равновесию, зависит от масштаба изменения и эластичности
спроса и предложения. Зная коэффициенты прямой эластичности спроса и
предложения, можно спрогнозировать новое значение равновесной цены при
небольших изменениях спроса и предложения. В хозяйственной практике анализ
эластичности позволяет определять размеры производства отдельных товаров и
услуг, изучать поведение потребителей, планировать ценовую политику фирмы, формировать
стратегию фирм в краткосрочном и долгосрочном периоде для максимизации прибыли
и минимизации убытков, прогнозировать изменения в расходах потребителей и в
доходах производителей в связи с изменением цен на товары и услуги.
Термин «эластичность», пришедший в экономику из
физики, используется для измерения соотношения взаимообуславливающихся
переменных: цен и количества, или объема, проданных товаров. Например, если
цена автомобиля возросла на 10%, насколько изменится количество их продаж за
тот или иной интервал времени? Или: как изменится спрос на автомобили, если
доходы населения возрастут на 12% в месяц, в год?
Наиболее удобной, унифицированной единицей
измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать
степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими
были исходные единицы измерения – в деньгах, в тоннах, метрах, штуках и т.д. в
предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение одной
переменной в результате 1%-ного изменения другой.
Измерение ценовой эластичности спроса
осуществляется для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем
продаж товаров вследствие 1%-ного изменения цены за единицу данных товаров.
Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от
деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены.[3]
3.1.
Варианты эластичности спроса
В практике могут иметь место, по меньшей мере,
пять различных вариантов ценовой эластичности спроса:
1. спрос
эластичный, когда при незначительных повышениях цены объем продаж существенно
возрастает;
2. спрос
имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное
изменение продаж товаров;
3. спрос
неэластичен, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж
изменяется неэластично;
4. спрос
бесконечно эластичен, когда имеет только одна цена, по которой потребители
покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);
5. спрос
совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество
товаров, независимо от его цены.
Все варианты эластичности спроса могут быть
показаны на графиках рис.9.
Каждый вариант, представленный на рис. 9, имеет
свой коэффициент эластичности:
- коэффициент не эластичности спроса меньше
единицы;
- при эластичном спросе, когда 1% снижения цены
вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше
единицы;
- наконец, при единичной эластичности
коэффициент равен единице.
Например, если увеличение цены товара на 100%
приводит к сокращению продаж на 50%, то эластичность спроса равна 50%, поделив
которые на 100%, получаем коэффициент 0,5.
В строгом математическом смысле этот коэффициент
со знаком «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположном
направлении (обратная зависимость переменных). Но для простоты анализа
коэффициентов эластичности рассматривается как положительная величина, тем
более что реальную значимость эта величина приобретает в показателе объема
выручки от продаж товаров, т.е. денежной торговой выручки.
Следовательно, когда процент снижения цены
вызывает такое увеличение процента продаж, что общая торговая выручка
(произведение цены на количество проданного товара) возрастает, то эластичность
спроса приобретает практический смысл положительного коэффициента.
При единичной эластичности, когда коэффициент
равен единице, снижение в точности компенсируется таким объемом продаж, который
не меняет торговую выручку.
В случае неэластичного спроса снижение цены
вызывает настолько незначительное увеличение продаж товара, что общая торговая
выручка снижается.[3]
3.2.
Эластичность предложения
Применимы ли понятия «эластичность» и «коэффициент
эластичности» к предложению товаров? Да, применимы.
Понятие эластичности
предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их
количества, предлагаемого к продаже. Интенсивность этих изменений также
различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации:
- эластичного
предложения;
- предложения
единичной эластичности;
- неэластичного
предложения.
Ценовая эластичности предложения выступает как прямая
линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное
изменение цены и вызываемое им то или иное процентное изменение объема
предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обуславливаются положением
кривых эластичности предложения, изображенных на рис. 10.
При единичной
эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их
предложения для продажи на рынке. В этом случае имеет место равновеликое
изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен
единице.
В случае
эластичного предложения, 1% увеличения цены способен вызвать увеличение
количества предлагаемых к продаже товаров, значительно превышающее 1%.
Коэффициент эластичности здесь больше единицы.
При эластичном
предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение
количества предлагаемых к продаже товаров.
Теоретически
можно предусмотреть и другой крайний случай: бесконечное эластичное
предложение, которое на графике имеет вид абсолютно горизонтальной линии.
Бесконечно эластичное предложение – это увеличение поставок товаров на рынок
при крайне незначительном увеличении цен на эти товары.
Показатели эластичности
предложения подтверждают весьма важную закономерность: в течение длительного
периода времени, когда спрос уже приспособился к возросшей цене, эластичность
предложения способствует установлению так называемой нормальной цены равновесия
(в отличие от цен мгновенного и краткосрочного равновесия).[3]
В своей курсовой
работе я постаралась раскрыть понятия спроса, предложения, равновесие спроса и
предложения, равновесной цены, излишков и дефицита, а также показала какое
влияние тех или иных факторов оказывает на спрос и предложение при рыночной
экономике. Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена –
«спрос» и «предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень цен
на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то
добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (дохода
потребителей) и величину предложения (прибыль производителей). В данной работе
я также выделила функции и проблемы отечественного рынка.
Итак, в
результате взаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением
устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при
сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке.
Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке нет ни излишка продукта, ни
его нехватки. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить
большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей
желание купить предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное
предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен
до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой
возникновение нехватки продукта. На рынке возникает неудовлетворенный спрос,
превышающий предложение. А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое
будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению.
Цены будут расти или падать, пока продавцам и
покупателям не удастся прояснить ситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены,
при котором объемы спроса и предложения на продукт точно совпадают. При
осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и
производителей достигает максимума. Установившееся рыночное равновесие
нарушается при изменении спроса или предложения, и начинается процесс
приспособления к новому равновесию. В зависимости от того, что быстрее
реагирует на диспропорцию между объемом спроса и объемом предложения – цена или
количество, – различают механизм приспособления по Вальрасу и по Маршаллу.
Рыночное
равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени.
В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как
некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара
по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д.
В конкурентной системе равенство спроса и
предложения приводит к равновесию на всех рынках. И все же равновесная цена
может изменяться (точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторые
воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других
учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая
законов спроса и предложения. К числу последних воздействий относится, например,
налогообложение. Через систему налогообложения и дотаций государство
воздействует на процесс рыночного ценообразования и значение равновесной цены.
Введение акциза повышает цену равновесия и уменьшает равновесное количество, а
установление дотации на единицу проданной продукции снижает равновесную цену и
увеличивает равновесный объем продаж. Однако в том и другом случае возникают
чистые потери общества, так как при введении налога сокращение суммарного
излишка потребителей и производителей превышает сумму налоговых поступлений, а
при введении дотаций сумма последних превышает приращение суммарных излишков
участников рыночных сделок.
Новейшие исследования в области равновесия
позволяют сделать ряд существенных дополнений к работам Вальраса. Экономическая
теория имеет дело не со стабильным равновесием, а с постоянным его нарушением,
что образно названо «равновесие – неравновесие». Из этого следует 3
существенных вывода:
1.
Равновесие следует рассматривать как абстрактный
модельный идеал. Его никогда не было и не может быть, но с него нужно всегда
начинать исследование.
2.
Равновесие – динамическое, оптимальное
неравновесие, т. е. оно представляет собой отклонение цен от стоимости,
результатов от затрат.
3.
Равновесие как неравновесие играет
разрушительную роль, понуждая экономических агентов действовать как вопреки их
глубинным интересам, так и интересам общества в целом.
Итак, функции
свободного рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем
общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не
только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами
действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок,
обороноспособность страны, фундаментальные научные исследования и т.д.), но и следить
за работой рыночного механизма.
Государство при
чрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночного
механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию. [11]
1.
Автономов
В. С. Введение в экономику. – М., 2002.
2.
Гальперин
В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. – СПб., 1998.
3.
Камаев В.
Д. Учебник по основам экономической теории. – М., 1992.
4.
Курс
экономики. / Под ред. Райзберга Б. А. – М. 2000.
5.
Макконнелл
К., Брю С. Экономикс 1 том. – М., 1992.
6.
Макконнелл
К., Брю С. Экономикс 2 том. – М., 1992.
7.
Мамедов
О. Современная экономика. Общедоступный курс. – Ростов-на-Дону, 1996.
8.
Райзберг
Б. А. Рыночная экономика. – М. 1991.
9.
Рябикина
А. А., Быкова Т. В. Основы микроэкономики. Спрос и предложение.– СПб,1997.
10.
Стенлейк
Дж. Ф. Экономикс для начинающих. – М., 1994.
11.
Экономическая
теория. / Под ред. Николаевой И. П. – М., 2000.
12.
Шишкин А.
Экономическая теория, учебник для студентов экономических специальностей высших
учебных заведений. – М., 1996.
Страницы: 1, 2, 3
|