Рискология. Методы верификации информации: сопоставительный анализ, метод  поиска противоречий
Рискология.
Методы верификации информации: сопоставительный анализ, метод  поиска противоречий.
Сопоставительный
анализ (кросс-анализ, перекрёстная проверка): получить ответ на один и тот же
вопрос из разных источников; сопоставить все данные с первоосновой-основным
источником информации. Вариант бинарный: «правда-ложь». Если получили противоречивую
информацию, надо всё проверять заново. Выбор респондентов. … 
Метод поиска
противоречий: информационные неувязки (даже мелкие) могут быть очень    опасны и требуют тщательного рассмотрения. 
Алгоритм
рискологии.
Рискология-
комплекс мероприятий по выявлению, оценке, профилактике и минимизации
предпринимаемых рисков. 
Назначение
рискологии- снабдить предприятия достоверными сведениями о возможных негативных
аспектах воплощения дела. 
Цель таких
описаний- заранее предусмотреть и внести в проект адекватные защитные меры. 
Метод
рискологии: построение антирисковой программы, воплощение антирисковых
мероприятий.
1-й этап.
Разведка рисков дела. Включает: 
всестороннее
выявление рисков и рискованных связей.  
Природа рисков
может быть различна, но их последствия сводятся к одному- провалу дела. 
Под природой
риска понимаются как наличествующие внутренние дефекты дела, так и агрессивные
воздействия окружающей среды.  
Однако этот
этап не ограничивается выявлением рисков. 
причины
активизации риск- фактора и спрогнозировать его негативные последствия. 
Риск- фактор-
причина того или иного риска. Список рисков, их факторов и последствий. 
2-й этап.
Построение антирисковой программы. Охватывает антирисковые меры профилактики
включаемые в проект. (+ подавление имеющихся рисков). 
3-й этап.
Воплощение антирисковых мероприятий: здесь реально защищаются (подстраховываются)
финансовые вложения инвесторов. 
Антирисковая
программа проекта.
Антирисковая
программа- комплекс мероприятий, направленный на управление рисками и их
негативными последствиями (направлен на борьбу против конкретных рисков и конкретных
партнёров). ! Защита только от инвестиционных рисков. 
Организационные
подходы: 
а). оптимизация
проектной стратегии:  
проектная
стратегия в ходе её реализации может быть изменена. Например, если эти риски со
стороны основного или оборотного капитала, то можно перейти с обычного договора
подряда на договор о совместной деятельности. 
б). стратегия
распыления риска: привлечение к проекту дополнительных партнёров (традиционный
путь), перекладывание риска на их плечи. Недостатки: 
рост количества
партнёров ведёт к росту затрат на разведывательные действия (оценку рискованных
связей с ними); 
вероятность
сбоя, распылённая по многочисленным партнёрам может привести к слабой
управляемости проекта и антирисковой программы; 
схема
непригодна для последовательных схем выполнения функций (распыление рисков
должно быть между партнёрами, не связанных друг с другом, не зависящих друг от
друга). 
Ех.: не годится
для строительства и монтажа оборудования. 
в). адекватный
выбор организационно- правовой формы: если проведена рискография зарубежного
пратнёра, то можно уточнить организационно- правовую форму деятельности (может
быть будет создано совместное предприятие-?: где лучше его создавать). 
2.Страхование.
(проверки, если есть подозрения). 
Страховка в
счёт будущих выплат партнёру- за него (снижение для нас цены проекта). 
3.Гарант. 
Государство не гарантирует
возврат иностранных инвестиций. Цель- привлечь государство к гарантированию
инвестиций через одно из его предприятий, приватизация которого исключена, а
потребность в инвестициях велика. (Сейчас часто в Уставах государственных
предприятий встречается фраза «государство по обязательствам предприятия не
отвечает»). 
а). если
проектом предусматривается или хотя бы допускается участие госструктуры с
российской стороны, то автоматически получается гарантия государства. В
документах может быть предусмотрена процедура судебного разбирательства в
другой стране по её законодательству. 
б). Мы видим в
партнёре какой-то риск. Мы приходим к партнёру, просим гарантию. Ответ: 
«не дадим».
Тогда мы под видом лиц третьей стороны можем заслать своих сотрудников в фирму
партнёра для наблюдения за осуществлением проекта (экономический шпионаж). Он
(партнёр) не может отказаться от предложения создать наблюдательную комиссию,
если у него нет своего гаранта. 
4. Финансовый
аспект. 
В план
финансирования проекта вносятся изменения и дополнения с целью выделения
средств на снижение рисков (расходов по управлению рисками). Все дополнительные
средства на снижение делятся на три группы: 
для
профилактики риск- факторов; 
на покрытие
непредвиденных расходов, необходимых для приведения проекта к штатному режиму; 
резервы. 
Одна часть
дополнительных средств идёт на реализацию антирисковой программы, остальная
часть – в резерв. Процент первой и второй части определяется экспертным путём.
Посредством создания резервов снижается риск нехватки денег в ходе реализации
проекта. 
Договорной
подход.
В финансовый
документ партнёрского взаимодействия вносится элемент антирисковой программы.
Инициатива может исходить от самих партнёров и осуществляться самими
партнёрами. Лучше пригласить экспертов (юристов). 
Системный
дизайн дела.  
определяет
взаим-е между партнёрами или участниками, которое обеспечивает инвестору
возвратность вкладов и повышает ликвидность материальных активов в случае
провала дела. 
Двойной
экспресс: предусматривает участие независимого банка в качестве депозитария
инвестиционных вкладов. Подразумевает единовременное выделение средств
инвесторам. Такой подход подстраховывает всех участников проекта от перебоев
финансирования. Инвестор получает контроль за сохранностью денег и доход от
хранения денег в банке. Может быть и такая ситуация, что банк является гарантом
с одной и другой стороны. 
Вложенная
диверсификация: разработка подразумевает быстрое перепрофилирование
деятельности на менее рисковую. В идеале любое дело должно быть приспособлено к
выполнению нескольких функций, хотя бы и с неполным задействованием основного
капитала. Технологические агрегаты должны быть подстрахованы размещением на них
отдельных заказов. 
Оценка степени
ликвидности активов и путей её повышения: способы увеличения ликвидности
материальных активов можно искать в следующих направлениях: 
- мы уже купили
оборудование, хотим подстраховаться, то поиск нетрадиционных путей их
реализации. 
- поиск
аналогов требуемого оборудования, пригодных для быстрого перепрофилирования на
другой тип продукции. 
- многоцелевая
универсализация оборудования.  
Гарантии
поставщиков и изготовителей.
Обращать
внимание на стандарты и гарантии исполнения этих стандартов. 
Антирисковые
мероприятия 
Предполагает
контроль за факторами риска путём оперативного наблюдения и управления
партнёрской фирмой. Три составляющие: 
- мониторинг
критических показателей партнёра 
- партнёр
мониторинга: отслеживание партнёрских рисков – выполнения партнёрами их
партнёрских обязательств, размещение своих людей в партнёрской фирме с
элементами засекречивания.  
- мониторинг
внешней среды: законов, властей … 
Маркетинг в
рискологии.
Основная цель
маркетинга в рискологии – это проверка соответствия российских рыночных условий
условиям механизма образования дохода. 
Проблемы
ценообразования: 
- недооценка
двойственной роли сознания в решениях о покупке. Ключевым фактором рыночного
отторжения/приживания любого товара является баланс между наличиствующими в
товаре притягательными или негативными характеристиками, то есть маркетологу
необходимо управлять психологией. 
- игнорирование
степени осознания потребности в новом товаре. Необходимо давать рекламу, чтобы
потребитель знал зачем ему нужен товар, его характеристики. Возможность
рассрочки , возврата товара. Существует фактор «зона молчания» – это значит,
что при увеличении цены на товар потребитель перестаёт на это реагировать и не
покупает товар, а затем начинает реагировать в той же последовательности, но на
более высоком уровне, поэтому стартовая цена на новый товар может быть
определена начиная со второго, третьего или другого уровня. 
- неадекватная
ценовая политика. Изменяя цену на один и тот же товар, можно натолкнуться на
различный эффект (низкая цена – низкое качество и наоборот). Нужно чётко
проверять соответсвие ценовой политики к российским условиям.  
- попадание в
неплатежеспособный рыночный сегмент. Изначально маркетологи устанавливают
неправильную цену. 
- ценовая
неэластичность. Если у товара нет манёвра на изменение цены, то он обречён на
вытеснение другими товарами. 
-
конвертационные риски «Правило сорок» - в отпускной валютной цене товара должно
сидеть не менее 40% на сбытовые издержки. 
госрегулирование. 
Конкуренция (в
основном криминальная среда, связи и др) 
Проблемы сбыта. 
А) дилеры 
- может
перекинуться к конкуренты 
- нехватка
оборотных средств у дилера 
- завышение
цены дилерами на наш товар 
б) торговые
агенты – личная продажа 
- проблемы
утечки кадров,  но 
- зависит от
агентского вознаграждения 
в) реализаторы 
- риск хищения
товара 
-
неплатежеспособность 
г) собственная
торговая сеть 
- связана с
большими накладными расходами на реализацию  
д) шоу-румы,
презентации, выставки 
- большие
накладные расходы  
- маленький
охват населения 
- отторжение
людей от товара после презентации 
е)
нетрадиционные пути сбыта 
- появляются на
рынке и исчезают 
ж)
стратегические союзники 
- риск
затовраивания 
з) прямая
почтовая доставка 
- большое
количество ранее заказанных товаров 
- большие
затраты на рекламу и оргструктуру 
- большие
невозвратные вложения 
и) торговля по
образцам 
- требует определённого
товарного запаса 
- риски
возврата 
-
конвертационные риски 
Маркетинговые
работы 
Основные методы
маркетинга: 
а) телефонныцй
маркетинг  
- проблема
поиска информации 
- процедура
обзвона очень сложна сама по себе, то есть проблема психологическая 
б) веер –
маркетинг 
- проблема
изучения круга опрашиваемых 
- обращать
внимание на артефакты 
в) маркетинг
штатным взаимодействием….  
 Cхемы минимизации налогов 
Проблема не
скрыть, а меньше платить государству на законных основаниях. 
Основные
положения той или иной схемы: 
эффективность
схемы – то есть насколько она минимизирует налоги. 
Легитимность
схемы – соответствие схемы действующему законодательству 
Прогнозирование
возможного изменения схемы 
Стоимость
реализации схемы 
Надёжность
схемы – это устойчивость к влиянию внешних факторов 
Схемы по
признаку сложности их реализации: 
Организационно-структурные
схемы: 
а) полностью
легитимные схемы, имеющие льготы в налоговом законодательстве 
б) схемы с
выносным структурным элементом 
в) схема с
фирмами операторами 
г) трансфертные
схемы 
д)
использование фирмы подставки 
е) разгрузка
счёта в жирофирму 
ж) схема
«сторонний инвестор» 
Внутрифирменные
комбинации: 
а)
бухгалтерские находки 
б) липовые
накладные 
в) списание
материальных ценностей 
г) инсценировки 
д) обналичка
под закупки 
ж) договор
псевдо страхования 
Переход в режим
недоступности: 
а)
частнопредпринимательская деятельность 
б) схема типа
«подпольного производства» или левый товар 
в) схема работы
с наличными  
г) схема
«боковик» 
д) частное
финансирование 
Типология
фирм повышенной опасности.
Фирмы по
принципу роста вероятности их появления и опасности. Надо вовремя разглядеть
учредителей и определить предназначение фирмы. 
Фирмы личных
услуг. Представляют собой средства хранения и осуществления платежей за личные
услуги, укрытие личного дохода от налогов. Главная функция – это отстойник
персональных кошельков. Обычно ООО. 
Фирмы «зомби»,
состоящие из явных, скрытых или обречённых банкротов. Эти фирмы практически
мертвы, но продолжают выполнять программы, а в один прекрасный день закрываются
и тянут за собой партнёров. 
Жиро-фирмы:
аккумуляторы и операторы. Первые используют свои счета для накопления денежных
средств, другие непосредственно производят финансовые операции с целью
обезличивания, обналичивания. 
Фирмы-подставки
для обрывания возможности преследования. 
Фирмы-конструктивы
– это фиктивные фирмы, выполняющие определённые задания для деятельности
основной конторы. Три вида: 
«Камуфляж» –
легальная крыша для нелегальной деятельности. 
«Маскираторы»
-- создаются для сокрытия истинных намерний владельцев материнской фирмы. 
«Операторы» –
обеспечивают выполнение вспомогательных операций в криминальных проектах. 
Фантомные фирмы
-- это не существующие или «дутые фирмы». 
III
Работа с ценой партнёра 
Криминальные
способы уменьшения цены: 
а)
«Кидалово»—получив товар не платим, а исчезаем 
б)
«Инсценировка кидолова» – т.ж.с., только не исчезаем, а придумываем отговорки 
Мошенничество 
А) «Полисимия»
– обман партнёра с помощью устной договорённости без каких-либо документов или
используется игра слов 
б) «Ценовое
дезинформирование» 
Легитимные
способы:  
А)
использование «момента» – предусматривает использование временного
неблагополучного положения партнёра, который использует дефицит денег  
б)
цивилизованные торги 
Психологические 
«опустить на
землю» – приём уменьшения цены партнёра путём демонстрации явного преимущества 
цена сегодня за
цену завтра – сегодня нам скидку, а завтра мы ему что-нибудь 
утопить в
мелочах – цель найти в товаре недостатки, скрытые дефекты 
стимулирование
ценовым позиционированием 
«осада измором»
-- изматывание партнёра всевозможными мелочами 
«твердолобое
руководство» 
«мерковка» 
«взять за
жилетку» – плачемся партнёру со своими проблемами 
«прессинг» –
грубое психологическое давление на партнёра 
«поменять
местами» – стараемся чтобы партнёр вошёл в наше положение и скинул цену 
Контрактная
и договорная работа
Виды договоров: 
договор
реализации – товар забирается контрагентом на реализацию на выгодных условиях и
затем товар с агентом пропадают. На что обратить внимание: удалённость фирмы
агента; узкий круг известных нам доверенных лиц фирмы; нечёткость сбытовой
политики; отсутствие личных координат. Что предпринять: навести справки о
реальности фирмы, подтверждение полномочий представителя, проверка истинности
координат конторы, узнать координаты представителя, гарантии… 
договор подряда
с авансовым платежом – предоставляем средства партнёру в виде аванса на
приобретение материалов и выполнение работ, а партнёр исчезает.  
Договор
поставки НТП – одна сторона поручает другой выполнить определённый объём работ
к этому договору. Но данный договор подразумевает появление отрицательного
результата. 
Договор
страхования – это искусственные инсценировки страхового случая с целью
завладения страховки. 
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sergeev-sergey.narod.ru/start/glava.html
 
 
     
   
 |