p> В этой связи характерно, что Р. Харрод значительное внимание уделял
вопросу о возможности “естественной тенденции” нормы ссудного процента к
понижению. В этом он видел “решающий вопрос современного экономического
положения”. Следуя за Дж. М. Кейнсом, он считал, что капиталистическая
экономика не в состоянии собственными силами обеспечить соответствующее
понижение процента. “Между тем все согласны, что это есть единственное
действенное лекарство от безработицы”, - писал Р. Харрод. - “Безработица
упорно держалась годами и не была излечена. Поэтому планомерное снижение
процентной нормы является делом первостепенной важности”. Анализ показывает, что теория сбережений Р. Харрода подчинена главной
задаче его экономической концепции - анализу количественных зависимостей
процесса накопления капитала, т. е. расширенного воспроизводства. С одной
стороны, Р. Харрод вынужден выделить в качестве ключевого момента
расширенного воспроизводства накопление капитала; этой цели служит его
категория “прибавочных сбережений корпораций”, а также фактическое
разделение им капитала на две части, из которых одна функционирует в целях
обеспечения капиталисту дохода на нужды личного потребления, другая
обеспечивает получение накопляемой части прибавочной стоимости. С другой
стороны, он маскирует эксплуататорское происхождение и использование
“корпоративных сбережений” под общим понятием личных сбережений. МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Е. ДОМАРА И Дж. РОБИНСОН. Изучение количественных, функциональных зависимостей расширенного
капиталистического воспроизводства с позиции кейнсианской методологии
явилось объектом пристального внимания буржуазных экономистов. Значительное
внимание им уделено в работах американского последователя Дж. М. Кейнса Е.
Домара, в частности его “Очерках по теории экономического роста”. Исходной
идеей Е. Домара является положение о двойственной роли инвестиций. Разделяя
позицию Дж. М. Кейнса о том, что “инвестиции создают доход”, т. е. являются
важнейшим фактором, воздействующим на объем совокупного спроса, Е. Домар
обращает внимание и на другую сторону вопроса: инвестиции вместе с тем
ведут к увеличению производственных мощностей, а следовательно, к
возрастанию предложения товаров. Роль инвестиций, таким образом, двояка. С
одной стороны, они увеличивают спрос на товары, а с другой - приводят к
повышению объема предложения товаров. Важнейшую задачу теории экономического роста Е. Домар видит в том,
чтобы определить объем инвестиций, необходимый для такого роста доходов, а
следовательно, и платежеспособного спроса, который покрыл бы прирост
предложения товаров, вызванный ростом производственных мощностей. По мнению
Е. Домара, могут быть найдены такие темпы экономического роста, которые
обеспечивали бы равенство прироста доходов и прироста продукции,
следовательно, равенство совокупного спроса и совокупного предложения в
процессе экономического роста. И своих “Очерках” Е. Домар пишет: “Поскольку инвестиции в кейнсианской
системе являются просто инструментом производства дохода, система не
принимает во внимание весьма существенный элементарный и хорошо известный
факт о том, что инвестиции вместе с тем увеличивают производственную
мощность. Этот двойственный характер инвестиционного процесса делает более
обещающим подход к проблеме темпа уравновешенного роста с точки зрения
инвестиций (капитала): если инвестиция как увеличивает производственную
мощность, так и создает доход, то это даст нам обе стороны уравнения,
решение которого может дать требуемый темп роста”. Отсюда видно, что основные черты кейнсианской методологии присущи и
концепции Е. Домара, прежде всего абстрагирование от внутренних
противоречий капиталистического воспроизводства, не говоря уже о том, что и
в уравнениях Е. Домара не отражен монополистический характер современной
капиталистической экономики. Неудивительно поэтому, что даже буржуазные
экономисты выражают вполне обоснованные сомнения в возможности обеспечения
непрерывного роста капиталистической экономики на основе рекомендаций
теории “экономического роста” неокейнсианцев. Обращая внимание на то, что
капиталистические монополии в своем стремлении к наибольшим прибылям не
останавливаются перед чрезмерными инвестициями, порождающими избыточные
мощности. Б. Селигмен пишет: “В ситуациях, порождаемых монополистической
экономикой, такая избыточная мощность создает угрозу непрерывному росту и
расширению экономики”. Особенность позиции Е. Домара состоит в том, что он вслед, за Дж. М.
Кейнсом и в отличие от Р. Харрода стремится учесть изменяющуюся емкость
рынка в ходе расширенного воспроизводства. Однако буржуазная ограниченность
мешает ему сколько-нибудь полно представить закономерности развития
капиталистического рынка и его противоречия. Определенную разработку проблемы экономического роста дало и так
называемое левое кейнсианство. Своеобразие классовой позиции левого
кейнсианства состояло в защите интересов немонополизированной средней и
мелкой буржуазии, интересов трудящихся фермеров, интеллигенции, служащих и
рабочих с мелкобуржуазной точкой зрения. Социальные позиции левого кейнсианства весьма противоречивы. С одной
стороны, несомненно прогрессивны критика засилья монополий, подчеркивание
опасности для национальных интересов чрезмерной концентрации экономической
мощи в руках монополий, развязанной монополиями гонки вооружений,
требования роста покупательной способности трудящихся масс и ограничения
прибылей монополий, пропаганда идеи мирного сосуществования двух мировых
систем. С другой стороны, антимонополистическая направленность левого
кейнсианства носила ограниченный характер. Левое кейнсианство
придерживается утопической реформистской теории о возможности
прогрессивного, отвечающего интересам широких народных масс,
государственного регулирования капиталистической экономики, избавленной от
кризисов перепроизводства, инфляции и безработицы, а главное - от
порождающих эти явления капиталистических монополий. Такая социальная
позиция левого кейнсианства явилась отражением противоречивого положения
немонополизированной буржуазии в современном буржуазном обществе. Не менее сложной и противоречивой является и теоретическая основа
левого кейнсианства: с одной стороны, это вульгарная буржуазная
политическая экономия в целом, и особенно кейнсианство, с другой - попытки
использовать отдельные положения марксистской экономической теории. Более
того, левое кейнсианство делало попытку осуществить своего рода
“соединение” буржуазной и пролетарской (марксистско-ленинской) политической
экономии, искажая содержание как кейнсианства, так и марксизма. Если
представители левого кейнсианства пытались придать кейнсианству некую
демократическую, мелкобуржуазную окраску, то из марксизма они изгоняли его
революционную сущность, в результате чего он трактовался как некое
академическое, реформистское учение. В этом стремлении “дополнить”
буржуазную политическую экономию элементами марксистской экономической
теории отражаются как промежуточное классовое положение тех социальных сил,
выразителями которых выступало левое кейнсианство, так и очевидная
антинаучность и антидемократичность традиционной буржуазной политической
экономии. Одним из ключевых пунктов левого кейнсианства явилась теория
недопотребления, которую отстаивали С. Сисмонди, Дж. Гобсон, защищавшие
интересы мелкой буржуазии (Сисмонди) и немонополизированной средней
буржуазии (Гобсон). Особенность этой теории левого кейнсианства состоит в
ее антимопонолистической направленности: монополии, порождающие крайнюю
неравномерность в распределении национального дохода, объявляются причиной
недопотребления широких народных масс, а вместе с тем и проистекающих
отсюда бедствий современного капитализма. Эксплуатация рабочего класса с
позиций теории недопотребления представляется как результат порождаемого
господством мопонолий низкого уровня заработной платы (ниже “предельного
продукта труда”). Экономические кризисы перепроизводства, недогрузка
производственных мощностей н безработица, низкие темпы экономического
развития выступают как следствие низкого уровня дохода основных слоев
населения (их недопотребления) и нежелания богатых увеличивать свое
потребление в меру роста доходов (их пересбережения). Такая позиция левого кейнсианства двойственна. С одной стороны, она
подчеркивает важнейшие противоречия капиталистической экономики и приводит
к ряду существенных прогрессивных заключений. Из теории недопотребления
левого кейнсианства делаются выводы о необходимости ограничения монополий и
порождаемого ими чрезмерного неравенства в распределении доходов,
необходимости роста реальной заработной платы рабочих пропорционально росту
производительности их труда, активизации борьбы профсоюзов в качестве
условия нормального развития капиталистической экономики. С другой стороны,
нельзя не видеть, что в методологическом отношении теория недопотребления
несостоятельна, так как она оставляет в стороне главную причину
капиталистических противоречии - частную собственность на средства
производства. Эта концепция сеет иллюзию о возможности преодоления
внутренне присущих капитализму противоречий в рамках капиталистического
способа производства, затушевывает объективную связь между
капиталистической системой и порождаемым ею господством монополий. Отстаивая утопические, реформистские позиции в отношении перспектив
современного социально-экономического развития буржуазного общества, левое
кейнсианство тем не менее выдвигало ряд прогрессивных практических
требований, имеющих важное значение в борьбе демократических сил против
монополий. Антимонополистическая, антимилитаристская направленность работ
левого кейнсианства встречала рабочего движения. Видным представителем левого кейнсианства является Дж. Робинсон,
изложившая свою теорию экономического роста в 1956 г. в работе “Накопление
капитала” (второе издание в 1969 г.). В предисловии Дж. Робинсон отмечает,
что она ставит себе задачу “обобщить “Общую теорию”, то есть развить,
статический кейнсианский анализ до теории долговременного развития”. В теории воспроизводства, пишет Г. Харкоурт, “она разделила с Р.
Харродом и, возможно, с Калдором и Пазинетти, наиболее значительный вклад
кейнсианской школы в современную теорию роста и распределения”. Основной вывод, к которому она приходит, будто накопление капитала при
отсутствии технического прогресса возможно только при условии понижения
заработной платы, теоретически несостоятелен. Он основан на игнорировании
того решающего факта, что накопление капитала есть не что иное, как
капитализация прибавочной стоимости. Кроме того, этот вывод не
подтверждается фактами реальной действительности: накопление капитала
осуществляется и в условиях роста реальной заработной платы. Этот вывод Дж. Робинсон заслуживает внимания потому, что в нем, хотя и
в весьма искаженной форме, зафиксирован антагонизм интересов пролетариата и
буржуазии в процессе накопления капитала. Однако это противоречие классовых
интересов Дж. Робинсон относит преимущественно к условиям отсутствия
технического прогресса. Прогресс техники, по ее мнению, напротив, вызывает
сочетание классовых интересов пролетариата и буржуазии: накопление
капитала, ведущее к росту производительности труда, сталкивается с
соответствующим ростом емкости рынка в связи с повышением заработной платы. По этой причине Дж. Робинсон особое внимание уделяет проблеме
отношения объема капитала и реальной заработной платы. С одной стороны,
накопление капитала, преимущественное развитие производства средств
производства затрудняют повышение заработной платы. Эта тенденция к
сдерживанию роста заработной платы и даже к ее падению усиливается в связи
с появлением монополий. С другой стороны, отставание роста реальной
заработной платы от темпов повышения выработки препятствует увеличению
спроса па товары, подрывает тем самым возможности накопления капитала и
создает угрозу экономической депрессии. Выход из этих противоречий капиталистического накопления Дж. Робинсон
видит в борьбе профсоюзов за повышение реальной заработной платы
соответственно темпу роста производительности труда. По ее мнению, одно это
обстоятельство способно обеспечить такие объемы накопления капитала и такие
темпы роста производства, которые бы соответствовали возможностям
технического прогресса. “Главное средство борьбы против тенденции к
стагнации”, - писала Дж. Робинсон. “это давление профсоюзов с целью поднять
ставки номинальной заработной платы”. Фактически Дж. Робинсон в работе “Накопление капитала” отстаивает ту
же главную идею, что и Дж. М. Кейнс: противоречия капитализма могут быть
разрешены без его устранения. Так же, как и Дж. М. Кейнс, она
сосредоточивает все свое внимание на рассмотрении количественных
зависимостей капиталистического воспроизводства, аспектов функционирования
капиталистической системы, игнорируя при этом ее развитие, неизбежность ее
революционного превращения в социалистическую систему. Однако в отличие от Дж. М. Кейнса главный путь к обеспечению
бесперебойного хода капиталистического воспроизводства Дж. Робинсон видит в
борьбе профсоюзов за повышение заработной платы и расширение на этой основе
емкости рынка. Реформирование в интересах трудящихся сферы распределения
при сохранении частнособственической. фактически монополистической природы
капиталистического производства - такова суть утопической реформистской
позиции Дж. Робинсон. Своеобразие модели Дж. Робинсон, отражающее особенность ее социальной
позиции, состоит в том. что она не абстрагируется от капиталистической
формы процесса воспроизводства, хотя и неверно представляет его механизм
Дж. Робинсон в искаженном виде изображает стоимостную структуру
общественного продукта. Прибыль капиталиста, представляющая собой часть
вновь созданной стоимости, собственно прибавочная стоимость, объединяется
ею вместе с амортизацией, являющейся, как известно, частью старой
стоимости, перенесенной на товар в результате износа орудий и средств
труда, в некую общую категорию - “квазиренту”. Между тем известно, что
закономерности воспроизводства этих разных составных частей стоимости
общественного продукта далеко не одинаковы. При таком подходе выпадает ряд
важных моментов процесса воспроизводства. В структуре стоимости
общественного продукта вовсе не учитывается стоимость сырья, выпадает та
часть прибавочной стоимости, которая затрачивается на личное потребление
буржуазии. Такой подход к стоимостной структуре общественного продукта не дает
сколько-нибудь полного представления о нем и исключает возможность увидеть
основные закономерности процесса расширенного капиталистического
воспроизводства. Модели экономического роста Дж. Робинсон, как и вообще
неокейнсианским моделям, присуще лишь фрагментарное отражение тех
воспроизводственных форм, которые приобретает в своем движении совокупный
общественный продукт. ПОСТКЕЙНСИАНСТВО И НОВОЕ КЕЙНСИАНСТВО Во второй половине 70-х - первой половине 80-х годов теория Дж. М.
Кейнса переживает глубокий кризис. По мнению современных последователей
Кейнса, его причина заключена вовсе но в непригодности этой теории для
разработки практической экономической политики, а в неправильном отношении
к ней со стороны ее действительных или мнимых последователей. В учебники и
экономические журналы, отмечает американский экономист С. Вайнтрауб,
проникла совокупность идей, многие из которых “не слишком тесно связаны с
“Общей теорией” Кейнса”. Эти идеи представляют собой результат ошибочной
интерпретации теории Дж. М. Кейнса английским экономистом Дж. Хиксом, а
потому и могут быть названы, пишет С. Вайнтрауб, “хиксианским
кейнсианством”. Упадок кейнсианства объясняется также тем, что его
рекомендации применялись, некорректно и потому были получены нежелательные
результаты. Вместе с тем сторонники теории Дж. М. Кейнса, признавая
некоторые частные изъяны его концепции, продолжают считать, что в своей
основе это вполне действенная теория. Как отмечают американские экономисты Дж. Алт и К. Кристел,
кейнсианство не является “преодоленным этапом” в развитии
макроэкономической теории и большинство профессиональных экономистов, по-
видимому, продолжают считать себя кейнсианцами. Сторонники теории Кейнса
интенсивно работают над ее модернизацией, приспособлением к реальностям
современного капитализма. При всей условности и дискуссионности разграничения современной
кейнсианской экономической мысли на новое кейнсианство и посткейнсианство в
них имеется определенное рациональное зерно, состоящее в различном подходе
к возможности достижения равновесия капиталистической экономики. Современное кейнсианство оценивается в буржуазной экономической
литературе как одно из значительных направлений макроэкономической теории.
Его представители - Джеймс Тобин, Франке Модильяни и другие - сохраняют
многие положения теории Дж. М. Кейнса в своих экономических концепциях,
заимствуя некоторые положения неоклассической школы, а в ряде существенных
пунктов отличаясь от нее. Как и Дж. М. Кейнс, они полагают, что реальный
уровень производства, его отклонения от потенциального уровня представляют
собой результат политики формирования “эффективного спроса”. Вместе с тем современное кейнсианство значительное внимание уделяет
политике доходов, рассматривая ее как фактов накопления капитала, важнейшее
средство борьбы с инфляцией и т. п. Его представители, в частности,
выступают против рекомендаций монетаристов регулировать предложение денег в
качестве средства преодолении инфляции. Рецепты монетаристов, по мнению
новых кейнсианцев, вызовут резкое увеличение безработицы, приведут к
большим потерям в объеме производимой продукции и другим нежелательным
экономическим, а возможно и политическим явлениям. Посткейнсианское направление в принципе отвергает самую возможность
равновесного, стабильного состояния, а тем самым и равновесного развития
капиталистической экономики. При этом его представители выдвигают тот же
аргумент, который в свое время использовал Дж. М. Кейнс: отсутствие всей
необходимой информации о состоянии капиталистического производства, без
которой невозможно принимать реалистические хозяйственные решения. Поэтому
типичным состоянием экономики является неопределенность будущего.
Экономические процессы, по Кейнсу, в значительной мере определяются
сменяющими друг друга волнами оптимизма и пессимизма. Характеризуя эту
сторону воззрений посткейнсианцев и их отличие от позиций неокейнсианства,
Дж. Кротти пишет: “Эти главные черты реального мира капитализма делают
посткейнсианцев подозрительными в отношении любой макротеории,
характеризующейся стабильным, равновесным развитием, будь то
неоклассическая теория роста, модели IS-LM короткого периода, монетаризм
или даже неокейнсианские модели устойчивого роста, такие, как у Калдора или
Пазинетти. Что выясняется наиболее ясно в посткейнсианском видении, так это
нестабильность и неравновесие”. Эта позиция посткейнсианцев существенно отличается от точки зрения
представителей традиционного кейнсианства, которые рассматривали теорию Дж.
М. Кейнса как частный случай теории равновесия и тем самым сближали ее с
неоклассической теорией. Различие между ними в данном отношении они видели
лишь в том, что неоклассическая теория содержит концепцию общего
равновесия, предполагающую наличие полной занятости, в то время как теория
Дж. М. Кейнса рассматривает состояние равновесия в условиях неполной
занятости, т. е. частный случай общею равновесия. Эту свою позицию посткейнсианцы аргументируют, опираясь на явления и
процессы, отражающие анархический характер капиталистической экономики. Они
отмечают, что экономические решения в этом обществе принимаются множеством
хозяйствующих субъектов в самых различных пунктах и в различное время в
условиях, когда будущее развитие экономической ситуации не определенно. Это
последнее обстоятельство, как подчеркивают посткейнсианцы, исключает саму
возможность предвидеть, будущее в экономике и соответствующим образом
реагировать на него. “По этой причине”, - писал Дж. Кротти, - “большая часть важнейших
экономических решении должна приниматься в условиях незнания и
неопределенности. В этом неопределенном мире именно эфемерные ожидания,
непредсказуемые волны оптимизма и пессимизма и “дух жизнерадостности”
решающим образом влияют на инвестиции, а потому также и на доходы и
занятость”. Посткейнсианцы продолжают придерживаться психологического метода Дж.
М. Кейнса, в соответствии с которым экономические процессы в решающей
степени зависят от психологических оценок - ожиданий, предвидений,
побуждений, склонностей, предпочтений и т. п. - хозяйствующих субъектов.
Этот метод играет не последнюю роль в обосновании тезиса посткейнсианцев о
присущей капиталистической экономике нестабильности. Американские экономисты Дж. Алт и К. Кристел отмечают: “Для
посткейнсиапства любой взгляд па макроэкономику как на нечто стабильное и
развивающееся в направлении равновесия, хотя бы в рамках длительного
периода, является неприемлемым. С точки зрения посткейнсианцев. реальный
мир является нестабильным и характеризуется отсутствием равновесия”. По
этой причине жизненно важной им представляется роль государства в качестве
фактора обеспечения экономической стабильности. Таким образом, основная позиция кейнсианства об утрате капитализмом
механизма саморегулирования экономики и необходимости государственного
воздействия па экономику не только воспроизводится и обосновывается
посткейнсианцами, но и приобретает в их теориях более законченный характер.
Этим посткейнсианство существенно отличается как от монетаризма и
неоклассической школы (которые рассматривают капиталистическую экономику
как саморегулирующуюся систему, а вмешательство государства в нее - в
качестве главной причины потрясений капиталистического хозяйства), так и в
известной мере от традиционного кейнсианства. Фиксируя экономическую нестабильность в качестве важнейшей черты
современного государственно-монополистического капитализма, посткейнсианцы
главное внимание обращают на необходимость учета как в теории, так в
экономической политике неопределенности хозяйственных процессов. В данной
связи Дж. Кротти отмечает: “.. Посткейнсианцы интересуются прежде всего
выяснением того, как осуществляется процесс принятия решений относительно
инвестирования, сбережений и финансирования в денежной экономике, в которой
будущее является неопределенным, производство требует времени, основной
капитал является неподатливым и не существует эффективного рынка на
предметы дли тельного пользования. Это как раз та экономика, которую Кейнс
анализировал в “Общей теории”.
Страницы: 1, 2, 3
|