Разработка и оценка типового бизнес-проекта
ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 
 
 
 
 
 
 
А.Ю. Беликов 
 
РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ТИПОВОГО БИЗНЕС-ПРОЕКТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иркутск, 2001 
УДК 339.13(075.8) 
ББК 65.9(2)23я7 
Б 43 
 
 
 
 
 
Рецензенты: доктор экон. наук, проф. Г.В.
Давыдова    
канд. экон. наук,
доц. С.В. Чупров 
 
 
 
 
Беликов А.Ю. 
Разработка и
оценка типового бизнес-проекта: Учебное пособие.– Иркутск: Изд-во
_______________, 2001.–90 с. 
ISBN 
 
Пособие
предназначено для широкого круга читателей, изучающих вопросы
бизнес-планирования в общем и разработки отдельных разделов бизнес-проекта в
частности. Оно будет полезно как студентам колледжей, техникумов и ВУЗов, так и
предпринимателям. 
 
ББК 65.9(2)23я7 
 
 
 
 
ISBN                                                                              
Ó Беликов А.Ю., 2001 
СОДЕРЖАНИЕ
 
  | 
   Предисловие 
   | 
  
   4 
   | 
  
 
  | 
   1. Введение в бизнес-планирование 
   | 
  
   5 
   | 
  
 
  | 
   2. Бизнес-идея, бизнес-план и
  бизнес-проект 
   | 
  
   7 
   | 
  
 
  | 
   3. Общая классификация и жизненный
  цикл бизнес-проектов 
   | 
  
   9 
   | 
  
 
  | 
   4. Структура бизнес-проекта 
   | 
  
   16 
   | 
  
 
  | 
   4.1. Титульный лист 
   | 
  
   17 
   | 
  
 
  | 
   4.2. Меморандум о конфиденциальности 
   | 
  
   18 
   | 
  
 
  | 
   4.3. Аннотация и резюме 
   | 
  
   18 
   | 
  
 
  | 
   4.4. План маркетинга 
   | 
  
   19 
   | 
  
 
  | 
   4.4.1. Описание товара 
   | 
  
   22 
   | 
  
 
  | 
   4.4.2. Рынок потребителя 
   | 
  
   27 
   | 
  
 
  | 
   4.4.3. Рынок производителя
  (конкурентов) 
   | 
  
   28 
   | 
  
 
  | 
   4.4.4. Рынок цен 
   | 
  
   31 
   | 
  
 
  | 
   4.4.5. Продвижение товара на рынке 
   | 
  
   36 
   | 
  
 
  | 
   4.5. Производственный план 
   | 
  
   39 
   | 
  
 
  | 
   4.6. Организационный план 
   | 
  
   40 
   | 
  
 
  | 
   4.7. Юридический план 
   | 
  
   41 
   | 
  
 
  | 
   4.8. Финансовый план 
   | 
  
   41 
   | 
  
 
  | 
   4.9. План риска и страхования 
   | 
  
   51 
   | 
  
 
  | 
   5. Оценка эффективности
  бизнес-проекта 
   | 
  
   57 
   | 
  
 
  | 
   6. Внедрение бизнес-проекта 
   | 
  
   80 
   | 
  
 
  | 
   Заключение 
   | 
  
   82 
   | 
  
 
  | 
   Список литературы 
   | 
  
   83 
   | 
  
 
  | 
   Приложение 1. Типовые вопросы
  бизнес-плана 
   | 
  
   85 
   | 
  
 
  | 
   Приложение 2. Диаграмма
  Иссикавы-Сибирякова 
   | 
  
   88 
   | 
  
 
 
 
 
ПРедисловие
При постоянно
меняющихся условиях хозяйствования в рыночной экономике экономическим субъектам
очень сложно спланировать дальнейший ход событий. Но, отказ от планирования
равнозначен отказу от развития предприятия, что сначала приведет к стагнации, а
в конечном итоге и к уничтожению самого бизнеса. 
С другой стороны,
развитие бизнеса влечет за собой непрерывный инновационный процесс, который
требует дополнительных инвестиций. Инвестиции могут быть получены двумя путями:
за счет собственных средств предприятия, что является довольно дорогостоящим и
длительным процессом, или за счет заемных средств, которые можно привлечь,
убедив финансово-кредитные учреждения в перспективности и доходности проекта. В
последнем случае переоценить роль бизнес-проекта довольно сложно, так как в нем
заинтересованы по крайней мере три основные стороны бизнеса: собственники,
кредиторы и менеджеры. 
В предлагаемой
работе автор стремился в доступной форме изложить обобщенную методику
разработки бизнес-проекта в целом, а также отдельных его разделов в частности.
В работе над пособием использован фактический и теоретический материал,
многочисленные отечественные и зарубежные источники, а также данные практической
деятельности в сфере бизнес-планирования. 
Пособие
предназначено для широкого круга читателей, изучающих вопросы
бизнес-планирования в общем и разработки отдельных разделов бизнес-проекта в
частности. Оно будет полезно как студентам колледжей, техникумов и ВУЗов, так и
предпринимателям. 
 
 
 
 
 
1. Введение в
бизнес-планирование 
Бизнес-план
является принципиально новым документом для большинства российских
предпринимателей. Даже в настоящее время широко распространена позиция, отрицающая
целесообразность детальной разработки развернутого бизнес-плана и предлагающая
в качестве альтернативы краткое технико-экономическое обоснование. Считается,
что отсутствие бизнес-плана может быть компенсировано знанием “глубин”
отечественного и зарубежного бизнеса, а также знакомством с необходимыми
людьми, занимающими видные посты. 
В современных
условиях такая позиция не может являться достаточной для получения или
выделения инвестиций под конкретные проекты. Условия нарождающегося рынка
диктуют необходимость использования общепринятой в других странах практики
продвижения предпринимательских проектов для инвестирования. Именно с
планирования и начинается как создание, так и функционирование коммерческой
организации. 
Многолетний опыт
зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка
планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к
минимуму или некомпетентное осуществление часто приводит к большим, ничем не
оправданным потерям и в конечном счете к ликвидации бизнеса. Преуспевающие руководители
хорошо знают, что все великие битвы выигрываются в первую очередь на бумаге
после тщательно разработанного плана и только потом - в реальной
действительности. 
Рынок не
подавляет и не отрицает плановость вообще. Даже на уровне страны функцию планирования
не заменяет полностью невидимая регулирующая рука рынка. И западные и восточные
государства формируют стратегические направления своего экономического
развития, крупные социальные и научно-технические программы, бюджет страны. На
уровне предприятия необходимо осуществлять не только стратегическое, но и оперативное
планирование. 
В рыночных
условиях предприятия должны широко использовать преимущества планирования в
конкурентной борьбе. Поэтому любой предприниматель обязан иметь хорошо
продуманный и всесторонне обоснованный план - документ, определяющий стратегию
и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации
производства и реализации продукции. Наличие детально разработанного плана
позволяет активно развивать предпринимательство; привлекать инвесторов,
кредиторов и партнеров; максимально использовать конкурентные преимущества и
предотвращать возможные ошибки; отслеживать новые тенденции и использовать их в
своей деятельности; смягчить влияние слабых и усилить влияние сильных сторон
деятельности предприятия; своевременно принять меры против различных видов
риска; оценить результаты деятельности предприятия. 
План является
руководством к действию, содержащим сведения о величинах и характере изменения
внешних и внутренних факторов на конкретный момент времени и прогнозы их
изменения на определенный временной интервал в будущем. По мере реализации и
изменения обстоятельств план может уточняться путем корректировок
соответствующих показателей. 
План необходим не
только крупным и средним предприятиям, но и малым, так как последние наиболее
чувствительны к колебаниям условий хозяйствования. Во всех случаях планирование
деятельности предприятия осуществляется высшим руководством, на основе годовых,
месячных и декадных планов его подразделений. 
К сожалению,
национальная специфика инвестиционного климата усложняет процедуры разработки
планов и учета в них труднопредсказуемых факторов: высокие уровни инфляции,
плавающие банковские и налоговые ставки, нестабильные курсы валют, проблемы
оплаты поставок из-за неплатежей, недостаточность, а иногда и полное отсутствие
информационных и статистических данных. 
Но, несмотря на
это начинать любое дело без плана – слишком рискованно. Рынок и план в общем
едины, они не исключают друг друга, а умело дополняют, в результате чего
выигрывает дело и, следовательно, каждый принимающий в нем участие
предприниматель. Поэтому каждый предприниматель должен познать основы
планирования бизнеса в новых условиях хозяйствования.  
2.
БИЗНЕС-ИДЕЯ, БИЗНЕС-ПЛАН И БИЗНЕС-ПРОЕКТ 
В настоящее время
на территории России появилось много нового в сфере экономики, финансов и
предпринимательства. Если в общих чертах нововведений уже успели более или
менее хорошо разобраться, то новая терминология не редко остается темным пятном
в общих знаниях предпринимателя. Не обошли они стороной и сферы
бизнес-планирования. 
Часто в сфере
бизнеса можно услышать понятия: «бизнес-идея», «бизнес-план» и «бизнес-проект»,
которые используются как синонимы, хотя они весьма существенно отличаются друг
от друга. 
Бизнес-идея – это
специальный документ, который разработан автором или авторами идеи какого-либо
предпринимательского начинания с целью заинтересовать и убедить коллектив в
необходимости дальнейшего развития бизнес-идеи и более глубокой ее проработки.
В общем, чем больше вы предоставите информации, тем лучше. Более того, иногда
та информация, которая вам кажется не значительной, может оказаться основной не
только для иностранного, но и для отечественного делового партнера. 
Бизнес-идея может
быть разработана на любую тему, срок, сумму инвестиций. 
Бизнес-идея – это
главная часть любого предпринимательского начинания независимо от того будет ли
она внедрена на практике в первоначальном варианте или нет. Главным недостатком
бизнес-идеи является то, что она ни как не защищена от недобросовестной
конкуренции: ее может похитить, доработать и внедрить любой предприниматель. 
При благоприятном
стечении обстоятельств, так как не каждая бизнес-идея (точнее сказать очень
малая часть предлагаемых бизнес-идей) получает одобрение среди коллектива,
специально созданная группа приступает к доработке данной бизнес-идеи. Конечным
этапом развития бизнес-идеи является разработанный бизнес-план по оценке
целесообразности предпринимательского начинания. 
Бизнес-план –
комплексный документ, полно отражающий важнейшие аспекты и экономические
характеристики предпринимательского начинания. Бизнес-план может разрабатываться
как самими инициаторами проекта, так и специалистами, привлеченными извне, при
этом заказчик готовит и предоставляет необходимые им данные. Предпочтительнее
первый вариант развития событий, чему есть как минимум три объяснения.
Во-первых, при разработке бизнес-плана инициаторы проекта лучше разберутся со
всеми тонкостями практической реализации своей идеи, во-вторых, инициаторы
лучше других разбираются в сути идеи, и кроме них никто не сможет осветить
некоторые специальные разделы и различные тонкости бизнес-плана. В-третьих,
уменьшается риск ухода бизнес-идеи к третьим лицам, что не редко наблюдается на
рынке интеллектуальных услуг не только России, но и мира. 
В общем,
бизнес-план представляет собой перечень стандартных вопросов и ответов на
поставленные вопросы, которые приведены в приложении настоящего
учебно-методического пособия. 
Цель бизнес-плана
– заинтересовать потенциального инвестора в выделении средств для дальнейшей
проработки или (что бывает крайне редко) практического внедрения предпринимательского
начинания. Результатом дальнейшей доработки бизнес-плана является
бизнес-проект. 
Бизнес-проект –
это комплексный документ, максимально полно отражающий все аспекты
предпринимательского начинания и представляющий собой оформленное предложение,
направленное на практическое внедрение. 
Разработка
бизнес-проекта – это серьезная, высококвалифицированная и дорогостоящая работа,
занимающая период времени, измеряемый неделями, месяцами и даже годами. Выбор
методики для разработки бизнес-проекта, глубина и временной горизонт его проработки,
вариантность закладываемых в него решений зависят от специфики самого проекта,
а в первую очередь от вида бизнес-проекта. 
3. ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ 
БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ
В мире существует
большое разнообразие бизнес-проектов, которые на первый взгляд могут как явно
отличаться, так и быть похожими друг на друга, хотя и являются по своей сути
разными документами. Поэтому все многообразие бизнес-проектов классифицируют по
различным признакам. Мы приведем наиболее общую классификацию бизнес-проектов. 
Таблица 1
Классификация бизнес-проектов 
 
  | 
   Признак, лежащий в основе 
  классификации 
   | 
  
   Наименование бизнес-проекта 
   | 
  
 
  | 
   1. По классу 
   | 
  
   1.1. Мегопроекты 
  1.2. Мультипроекты 
  1.3. Монопроекты 
   | 
  
 
  | 
   2. По содержанию 
   | 
  
   2.1. Технические 
  2.2.
  Организационные 
  2.3. Экономические 
  2.4. Социальные 
  2.5. Смешанные 
   | 
  
 
  | 
   3. По длительности 
   | 
  
   3.1. Краткосрочные 
  3.2. Среднесрочные 
  3.3. Долгосрочные 
  3.4. Бессрочные 
   | 
  
 
  | 
   4. По масштабу 
   
   | 
  
   4.1. Мелкие 
  4.2. Средние 
  4.3. Большие 
   | 
  
 
  | 
   5. По сложности 
   
   | 
  
   5.1. Простые 
  5.2. Сложные 
  5.3. Очень сложные 
   | 
  
 
  | 
   6. По степени обязательности 
   | 
  
   6.1. Обязательные 
  6.2. Необязательные 
   | 
  
 
  | 
   7. По срочности 
   | 
  
   7.1. Неотложные 
  7.2. Откладываемые 
   | 
  
 
Продолжение таблицы 1
 
  | 
   Признак, лежащий в основе 
  классификации 
   | 
  
   Наименование бизнес-проекта 
   | 
  
 
  | 
   8. По степени связанности 
   | 
  
   8.1. Альтернативные 
  8.2. Независимые 
  8.3.
  Взаимосвязанные 
   | 
  
 
  | 
   9. По видам 
   | 
  
   9.1. Инвестиционные 
  9.2. Инновационные 
  9.3. Научно-исследовательские
  9.4. Учебнообразовательные 9.5. Смешанные 
   | 
  
 
Мегопроекты – это целевые программы, содержащие множество
взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и
ограничением времени исполнения. Такие программы чаще всего являются
международными, национальными, межотраслевыми, отраслевыми и как правило,
формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления:
государственном, республиканском, областном, муниципальном. 
Мультипроекты –
это проекты, состоящие из ряда более мелких проектов, осуществляемых на
предприятии. Данные проекты связаны с определенной концепцией и направлением
стратегического развития предприятий и превращением их в прибыльные, финансовоустойчивые,
эффективно функционирующие фирмы. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 
   
 |