Разработка и оценка типового бизнес-проекта
ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
А.Ю. Беликов
РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ТИПОВОГО БИЗНЕС-ПРОЕКТА
Иркутск, 2001
УДК 339.13(075.8)
ББК 65.9(2)23я7
Б 43
Рецензенты: доктор экон. наук, проф. Г.В.
Давыдова
канд. экон. наук,
доц. С.В. Чупров
Беликов А.Ю.
Разработка и
оценка типового бизнес-проекта: Учебное пособие.– Иркутск: Изд-во
_______________, 2001.–90 с.
ISBN
Пособие
предназначено для широкого круга читателей, изучающих вопросы
бизнес-планирования в общем и разработки отдельных разделов бизнес-проекта в
частности. Оно будет полезно как студентам колледжей, техникумов и ВУЗов, так и
предпринимателям.
ББК 65.9(2)23я7
ISBN
Ó Беликов А.Ю., 2001
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
|
4
|
1. Введение в бизнес-планирование
|
5
|
2. Бизнес-идея, бизнес-план и
бизнес-проект
|
7
|
3. Общая классификация и жизненный
цикл бизнес-проектов
|
9
|
4. Структура бизнес-проекта
|
16
|
4.1. Титульный лист
|
17
|
4.2. Меморандум о конфиденциальности
|
18
|
4.3. Аннотация и резюме
|
18
|
4.4. План маркетинга
|
19
|
4.4.1. Описание товара
|
22
|
4.4.2. Рынок потребителя
|
27
|
4.4.3. Рынок производителя
(конкурентов)
|
28
|
4.4.4. Рынок цен
|
31
|
4.4.5. Продвижение товара на рынке
|
36
|
4.5. Производственный план
|
39
|
4.6. Организационный план
|
40
|
4.7. Юридический план
|
41
|
4.8. Финансовый план
|
41
|
4.9. План риска и страхования
|
51
|
5. Оценка эффективности
бизнес-проекта
|
57
|
6. Внедрение бизнес-проекта
|
80
|
Заключение
|
82
|
Список литературы
|
83
|
Приложение 1. Типовые вопросы
бизнес-плана
|
85
|
Приложение 2. Диаграмма
Иссикавы-Сибирякова
|
88
|
ПРедисловие
При постоянно
меняющихся условиях хозяйствования в рыночной экономике экономическим субъектам
очень сложно спланировать дальнейший ход событий. Но, отказ от планирования
равнозначен отказу от развития предприятия, что сначала приведет к стагнации, а
в конечном итоге и к уничтожению самого бизнеса.
С другой стороны,
развитие бизнеса влечет за собой непрерывный инновационный процесс, который
требует дополнительных инвестиций. Инвестиции могут быть получены двумя путями:
за счет собственных средств предприятия, что является довольно дорогостоящим и
длительным процессом, или за счет заемных средств, которые можно привлечь,
убедив финансово-кредитные учреждения в перспективности и доходности проекта. В
последнем случае переоценить роль бизнес-проекта довольно сложно, так как в нем
заинтересованы по крайней мере три основные стороны бизнеса: собственники,
кредиторы и менеджеры.
В предлагаемой
работе автор стремился в доступной форме изложить обобщенную методику
разработки бизнес-проекта в целом, а также отдельных его разделов в частности.
В работе над пособием использован фактический и теоретический материал,
многочисленные отечественные и зарубежные источники, а также данные практической
деятельности в сфере бизнес-планирования.
Пособие
предназначено для широкого круга читателей, изучающих вопросы
бизнес-планирования в общем и разработки отдельных разделов бизнес-проекта в
частности. Оно будет полезно как студентам колледжей, техникумов и ВУЗов, так и
предпринимателям.
1. Введение в
бизнес-планирование
Бизнес-план
является принципиально новым документом для большинства российских
предпринимателей. Даже в настоящее время широко распространена позиция, отрицающая
целесообразность детальной разработки развернутого бизнес-плана и предлагающая
в качестве альтернативы краткое технико-экономическое обоснование. Считается,
что отсутствие бизнес-плана может быть компенсировано знанием “глубин”
отечественного и зарубежного бизнеса, а также знакомством с необходимыми
людьми, занимающими видные посты.
В современных
условиях такая позиция не может являться достаточной для получения или
выделения инвестиций под конкретные проекты. Условия нарождающегося рынка
диктуют необходимость использования общепринятой в других странах практики
продвижения предпринимательских проектов для инвестирования. Именно с
планирования и начинается как создание, так и функционирование коммерческой
организации.
Многолетний опыт
зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка
планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к
минимуму или некомпетентное осуществление часто приводит к большим, ничем не
оправданным потерям и в конечном счете к ликвидации бизнеса. Преуспевающие руководители
хорошо знают, что все великие битвы выигрываются в первую очередь на бумаге
после тщательно разработанного плана и только потом - в реальной
действительности.
Рынок не
подавляет и не отрицает плановость вообще. Даже на уровне страны функцию планирования
не заменяет полностью невидимая регулирующая рука рынка. И западные и восточные
государства формируют стратегические направления своего экономического
развития, крупные социальные и научно-технические программы, бюджет страны. На
уровне предприятия необходимо осуществлять не только стратегическое, но и оперативное
планирование.
В рыночных
условиях предприятия должны широко использовать преимущества планирования в
конкурентной борьбе. Поэтому любой предприниматель обязан иметь хорошо
продуманный и всесторонне обоснованный план - документ, определяющий стратегию
и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации
производства и реализации продукции. Наличие детально разработанного плана
позволяет активно развивать предпринимательство; привлекать инвесторов,
кредиторов и партнеров; максимально использовать конкурентные преимущества и
предотвращать возможные ошибки; отслеживать новые тенденции и использовать их в
своей деятельности; смягчить влияние слабых и усилить влияние сильных сторон
деятельности предприятия; своевременно принять меры против различных видов
риска; оценить результаты деятельности предприятия.
План является
руководством к действию, содержащим сведения о величинах и характере изменения
внешних и внутренних факторов на конкретный момент времени и прогнозы их
изменения на определенный временной интервал в будущем. По мере реализации и
изменения обстоятельств план может уточняться путем корректировок
соответствующих показателей.
План необходим не
только крупным и средним предприятиям, но и малым, так как последние наиболее
чувствительны к колебаниям условий хозяйствования. Во всех случаях планирование
деятельности предприятия осуществляется высшим руководством, на основе годовых,
месячных и декадных планов его подразделений.
К сожалению,
национальная специфика инвестиционного климата усложняет процедуры разработки
планов и учета в них труднопредсказуемых факторов: высокие уровни инфляции,
плавающие банковские и налоговые ставки, нестабильные курсы валют, проблемы
оплаты поставок из-за неплатежей, недостаточность, а иногда и полное отсутствие
информационных и статистических данных.
Но, несмотря на
это начинать любое дело без плана – слишком рискованно. Рынок и план в общем
едины, они не исключают друг друга, а умело дополняют, в результате чего
выигрывает дело и, следовательно, каждый принимающий в нем участие
предприниматель. Поэтому каждый предприниматель должен познать основы
планирования бизнеса в новых условиях хозяйствования.
2.
БИЗНЕС-ИДЕЯ, БИЗНЕС-ПЛАН И БИЗНЕС-ПРОЕКТ
В настоящее время
на территории России появилось много нового в сфере экономики, финансов и
предпринимательства. Если в общих чертах нововведений уже успели более или
менее хорошо разобраться, то новая терминология не редко остается темным пятном
в общих знаниях предпринимателя. Не обошли они стороной и сферы
бизнес-планирования.
Часто в сфере
бизнеса можно услышать понятия: «бизнес-идея», «бизнес-план» и «бизнес-проект»,
которые используются как синонимы, хотя они весьма существенно отличаются друг
от друга.
Бизнес-идея – это
специальный документ, который разработан автором или авторами идеи какого-либо
предпринимательского начинания с целью заинтересовать и убедить коллектив в
необходимости дальнейшего развития бизнес-идеи и более глубокой ее проработки.
В общем, чем больше вы предоставите информации, тем лучше. Более того, иногда
та информация, которая вам кажется не значительной, может оказаться основной не
только для иностранного, но и для отечественного делового партнера.
Бизнес-идея может
быть разработана на любую тему, срок, сумму инвестиций.
Бизнес-идея – это
главная часть любого предпринимательского начинания независимо от того будет ли
она внедрена на практике в первоначальном варианте или нет. Главным недостатком
бизнес-идеи является то, что она ни как не защищена от недобросовестной
конкуренции: ее может похитить, доработать и внедрить любой предприниматель.
При благоприятном
стечении обстоятельств, так как не каждая бизнес-идея (точнее сказать очень
малая часть предлагаемых бизнес-идей) получает одобрение среди коллектива,
специально созданная группа приступает к доработке данной бизнес-идеи. Конечным
этапом развития бизнес-идеи является разработанный бизнес-план по оценке
целесообразности предпринимательского начинания.
Бизнес-план –
комплексный документ, полно отражающий важнейшие аспекты и экономические
характеристики предпринимательского начинания. Бизнес-план может разрабатываться
как самими инициаторами проекта, так и специалистами, привлеченными извне, при
этом заказчик готовит и предоставляет необходимые им данные. Предпочтительнее
первый вариант развития событий, чему есть как минимум три объяснения.
Во-первых, при разработке бизнес-плана инициаторы проекта лучше разберутся со
всеми тонкостями практической реализации своей идеи, во-вторых, инициаторы
лучше других разбираются в сути идеи, и кроме них никто не сможет осветить
некоторые специальные разделы и различные тонкости бизнес-плана. В-третьих,
уменьшается риск ухода бизнес-идеи к третьим лицам, что не редко наблюдается на
рынке интеллектуальных услуг не только России, но и мира.
В общем,
бизнес-план представляет собой перечень стандартных вопросов и ответов на
поставленные вопросы, которые приведены в приложении настоящего
учебно-методического пособия.
Цель бизнес-плана
– заинтересовать потенциального инвестора в выделении средств для дальнейшей
проработки или (что бывает крайне редко) практического внедрения предпринимательского
начинания. Результатом дальнейшей доработки бизнес-плана является
бизнес-проект.
Бизнес-проект –
это комплексный документ, максимально полно отражающий все аспекты
предпринимательского начинания и представляющий собой оформленное предложение,
направленное на практическое внедрение.
Разработка
бизнес-проекта – это серьезная, высококвалифицированная и дорогостоящая работа,
занимающая период времени, измеряемый неделями, месяцами и даже годами. Выбор
методики для разработки бизнес-проекта, глубина и временной горизонт его проработки,
вариантность закладываемых в него решений зависят от специфики самого проекта,
а в первую очередь от вида бизнес-проекта.
3. ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ
В мире существует
большое разнообразие бизнес-проектов, которые на первый взгляд могут как явно
отличаться, так и быть похожими друг на друга, хотя и являются по своей сути
разными документами. Поэтому все многообразие бизнес-проектов классифицируют по
различным признакам. Мы приведем наиболее общую классификацию бизнес-проектов.
Таблица 1
Классификация бизнес-проектов
Признак, лежащий в основе
классификации
|
Наименование бизнес-проекта
|
1. По классу
|
1.1. Мегопроекты
1.2. Мультипроекты
1.3. Монопроекты
|
2. По содержанию
|
2.1. Технические
2.2.
Организационные
2.3. Экономические
2.4. Социальные
2.5. Смешанные
|
3. По длительности
|
3.1. Краткосрочные
3.2. Среднесрочные
3.3. Долгосрочные
3.4. Бессрочные
|
4. По масштабу
|
4.1. Мелкие
4.2. Средние
4.3. Большие
|
5. По сложности
|
5.1. Простые
5.2. Сложные
5.3. Очень сложные
|
6. По степени обязательности
|
6.1. Обязательные
6.2. Необязательные
|
7. По срочности
|
7.1. Неотложные
7.2. Откладываемые
|
Продолжение таблицы 1
Признак, лежащий в основе
классификации
|
Наименование бизнес-проекта
|
8. По степени связанности
|
8.1. Альтернативные
8.2. Независимые
8.3.
Взаимосвязанные
|
9. По видам
|
9.1. Инвестиционные
9.2. Инновационные
9.3. Научно-исследовательские
9.4. Учебнообразовательные 9.5. Смешанные
|
Мегопроекты – это целевые программы, содержащие множество
взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и
ограничением времени исполнения. Такие программы чаще всего являются
международными, национальными, межотраслевыми, отраслевыми и как правило,
формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления:
государственном, республиканском, областном, муниципальном.
Мультипроекты –
это проекты, состоящие из ряда более мелких проектов, осуществляемых на
предприятии. Данные проекты связаны с определенной концепцией и направлением
стратегического развития предприятий и превращением их в прибыльные, финансовоустойчивые,
эффективно функционирующие фирмы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|