Перспективы развития энергетики в Сибири до 2000 года
смотреть на рефераты похожие на "Перспективы развития энергетики в Сибири до 2000 года" Министерство Общего и Профессионального Образования Российской Федерации Новосибирский Государственный Технический Университет Реферат Тема: Перспективы развития энергетики в Сибири до 2000 года Выполнил студент: Группа ТЭ – 81 Новосибирск 1998г.
ПЛАН Введение 3
1. Вклад сибирских ученых в «Энергетическую стратегию России» 4
2. Основные направления структурных изменений рынка электроэнергетики 5 Энергетика Сибирского региона 7 Энергетическая стратегия Сибири 9 3. Французы вложат в сибирскую энергетику $1 млрд. 11
4. Красноярская ГЭС и «КРАСНОЯРСКЭНЕРГО» обсудят условия дальнейшего сотрудничества 12 Перспективы развития РАО «Газпром» и Сибирский Регион 13 Заключение 16
Литература 17 Введение До конца 80-х годов СССР располагал крупнейшим в мире и весьма динамичным
топливно-энергетическим Комплексом , который в основном обеспечивал нужды
экономики и крупные валютные поступления. В 1990 г. начался спад производства топлива, переросший в глубокий
энергетический кризис. Предпосылки развития кризиса были созданы, во-первых, отсутствием в прежней хозяйственной системе действенных
механизмов обеспечения рационального использования и экономного
расходования энергетических ресурсов,
во-вторых, систематическим дефицитом капитальных вложений и материально-
технических ресурсов, выделяемых топливно-энергетическим отраслям, при
неуклонном росте объемов экспорта энергоносителей и внутреннего потребления
неоправданно дешевых энергоресурсов. Однако "в последние два года энергетический кризис резко обострился в связи
с развалом прежней системы управления народным хозяйством без создания
эффективной новой системы управления". Была принята концепция трехэтапного развития энергетики страны. Первый
(1991-1992 гг.) - этап принятия экстренных антикризисных мер, второй (1993-
1997 гг.) - преодоление кризисных явлений и формирование энергетического
рынка и, наконец, третий - долгосрочное устойчивое развитие социально
ориентированной структуры ТЭК.
Опыт последнего года показывает, что создание фундаментальных научных основ
для экономически обоснованной оценки всех последствий предложенных в
концепции и в стратегии развития энергетики страны мер является
первоочередной и срочной задачей, без решения которой принятие быстрых
конкретных решений вредно и недопустимо".
Представим себе, что найдутся энтузиасты, которые скажут: На американских авианосцах взлетно-посадочная полоса (ВПП) -- 100 м, а в
наших аэропортах -- 2500 м. Уменьшим ВПП в аэропортах в 25 раз и получим
миллиарды долларов поступлений в госбюджет. Мы, конечно, сочтем это
глупостью, так как прекрасно знаем, что со стометровой полосы современный
пассажирский лайнер не только не взлетит, но даже с трудом разместится на
ней. Но когда политики нам обещают изменить экономику страны в 500 дней, и
мы не знаем, что только переходные процессы в ней длятся 10--15 лет, то
есть в среднем 5000 дней, то такие обещания получают нашу поддержку. Таким образом, проанализирован первый этап (1991-1992 гг.) - этап принятия
экстренных антикризисных мер. А что же на втором этапе (1993-1997 гг.) -
этапе преодоления кризисных явлений и формирования энергетического рынка? Здесь можно отметить, что в эти годы Россия просто-напросто "проедает" свои
запасы. Причиной этого является многократное снижение объемов геофизических
поисковых работ и глубокого бурения, а также практически полное прекращение
в течение ряда этих лет научного обеспечения работ. Это неоднократно
подчеркивал в своих статьях и выступлениях академик А.Трофимук. 1. Вклад сибирских ученых в «Энергетическую стратегию России»
В 1993--1994 гг. Сибирское отделение РАН видело эти негативные явления и
добилось включения в "Энергетическую стратегию России" требования о
необходимости доведения геологоразведочных работ до объемов, обеспечивающих
подготовку запасов газа до 1 трлн куб. м в год. В одобренной 7 декабря 1994
года комиссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам
"Энергетической стратегии России" это предложение нашло отражение. Однако
никаких конкретных мер для его реализации принято не было. Положение с
подготовкой запасов газа (и других энергоносителей) продолжает оставаться
катастрофическим (см. Конторович и др., "Природные ресурсы и их
рациональное использование", Академия Северного форума, Якутск, 1997).
А вот что писал академик В.Накоряков ("НВС", N 28, 1996 г.): "Тем с большей
тревогой воспринимаются факты, говорящие о начале разрушения мощного
топливно-энергетического комплекса страны. Рост цен на энергию, тепло,
топливо душит страну. В ТЭКе стареет оборудование, падает культура
обслуживания". И это в середине 1996 года! О каком преодолении кризисных
явлений и формировании энергетического рынка можно говорить! Это нас убеждает, что не политическая воля партий и гений правителей, а
знания специалистов во всех областях деятельности общества являются
решающими при управлении государством. Пока наше общество не проникнется этим пониманием, до тех пор нам плыть по
морю судьбы без ветрил и правил. Следует сказать о весомом вкладе сибирских ученых в концепцию развития ТЭК
страны. Институты СО РАН активно участвовали в разработке "Энергетической
стратегии России" и в результате их участия в нее были включены: - требование уделить особое внимание воспроизводству минерально-сырьевой
базы нефтяной и газовой промышленности и обеспечить доведение объемов
геологоразведочных работ до уровня, гарантирующего прирост запасов нефти не
менее 400 млн. тонн в год и газа не менее 700 млрд. кубометров в год; -- указание на необходимость формирования нового нефтегазового комплекса на
востоке России, в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия); -- указание на необходимость газификации юга Западной и Восточной Сибири и
увеличения доли газа в топливно-энергетическом балансе регионов. В настоящее время СО РАН принимает участие в разработке Федеральной целевой
программы экономического и социального развития Сибири в 1997--2005 гг.,
одним из важнейших элементов которой, является энергетическая стратегия
Сибири (см. Добрецов Н.Л., Конторович А.Э. в сборнике "Повышение
эффективности освоения газовых месторождений Крайнего Севера" под ред.
Р.И.Вяхирева, 1997г.).
2. Основные направления структурных изменений рынка электроэнергетики
Основными направлениями структурных изменений рынка электроэнергетики
явились: . вертикальная дезинтеграция отрасли, т.е. разделение производства, передачи и распределения электроэнергии; . горизонтальная дезинтеграция производства энергии, т.е. разделение производства на множество независимых предприятий, . которые должны конкурировать между собой и стимулировать строительство новых независимых электростанций, . финансируемых негосударственными источниками; . организация на базе системы электропередач оптового рынка, когда вся произведенная электроэнергия будет продаваться в . общенациональную электросеть и покупаться потребителями у нее; . реформа ценообразования с целью обеспечения существующим производителям электроэнергии полную компенсацию . необходимых затрат исходя из условий самофинансирования. Ни одно из этих преобразований пока не завершено, и вызывает сомнение, что
созданная структура способна обеспечить достижение объявленной цели -
повышение экономической эффективности и надежности производства. Основным
производителем и поставщиком электроэнергии является РАО, а все остальные
участники производства выполняют хозяйственную вспомогательную роль и не
могут сколько-нибудь существенно влиять на политику отрасли. Электрическая энергия как продукт потребления имеет уникальную особенность
- ее невозможно в значительных количествах накапливать и хранить. Как
следствие этого - эффективность производства и потребления достигается лишь
в том случае, когда существует временной баланс (по количеству и качеству)
мощностей производства и потребления. Экономический критерий выбора альтернативного производства -
конкурентоспособность продукта, отпускаемого потребителю.
Причем продукт должен соответствовать всем предъявляемым требованиям по
качеству, экологичности и безопасности, как самого продукта, так и способа
его производства. В конечном итоге это должно найти свое отражение в
затратах на производство продукта.
Таким образом, экономические требования к электростанциям должны исходить
от потребителя продукции, а государство должно следить за выполнением
законодательных норм по стратегической и экологической безопасности,
оставляя также за собой контроль над тарифами. Идейная подоплека приватизации энергоресурсов - повышение эффективности
работы всей системы электроэнергетики путем внедрения жесткой конкуренции
между различными производителями и различными поставщиками. Однако реформы
в энергетике имеют ряд отрицательных последствий. Среди них: сокращается финансирование исследований, поскольку ранее оно
осуществлялось энергетическими компаниями и входило в тарифы; снижается внимание к стратегии развития энергетики; на первый план выступают технологии, способные быстро возвратить
капитал. Дешевый газ при низких капитальных затратах на строительство “газовых”
станций делает неконкурентоспособными любые другие альтернативы, в том
числе и атомную энергетику, несмотря на ее экономические достоинства. Эффективная работа энергосистемы России, покрывающей огромную территорию,
возможна при наличии самодостаточных региональных энергообъединений,
полностью владеющих ситуацией в регионе. В их управлении или в
собственности должны находиться все электростанции и линии электропередач. Она будет заинтересована в поддержании качества своей продукции на
необходимом уровне, обеспечении надежности и безопасности
производства, постоянной оценке и прогнозе работоспособности энергоблоков,
обоснованном и оптимальном развитии энергосистемы. Очевидно, что внедрение
рыночной экономики в электроэнергетику требует большой и длительной
подготовительной работы технического, организационного и законодательного
характера, которая повлечет дополнительные (и немалые) расходы. При появлении различных форм собственности (вместо одной - государственной)
возникает необходимость осуществления ряда
организационно-экономических мероприятий и решения, сложных экономико-
математических задач на региональном уровне. Для решения этих задач
требуются время и дополнительные инвестиции. Таким образом, реальный ход
осуществления реформ в электроэнергетике России не является цельным и
сбалансированным. Формирование рыночной экономики предполагает не только выбор формы
собственности, но и определение структуры управления и внутренних
экономических взаимосвязей систем. Существовавшие организационные структуры
были близки структурам систем и объединений таких стран, как Франция, США,
Германия. Логика развития электроэнергетических систем этих стран
предопределила организационные структуры и формы собственности, которые
отвечают одному очень важному критерию, общему для всех стран:
собственником и/или распорядителем является местный или региональный
производитель (производители), объединяющий станции и линии электропередач
данного региона в единое региональное энергетическое объединение.
Существовавшая у нас структура управления ЕЭС при переводе энергетики на
рыночные рельсы не требует радикальной реорганизации. При достаточно общем
подходе следует провести ряд относительно небольших преобразований, которые
позволят начать внедрение рыночных взаимоотношений в ЕЭС России. Пока государство имеет контрольный пакет акций, оно может и обязано
организовать должное управление электроэнергетикой в условиях рыночной
экономики с целью надежного, достаточного и качественного обеспечения
энергией всех потребителей.
Достижение этой цели обеспечит возможность восстановления и развития
промышленности и всей российской экономики в новых условиях. В статье “Свет и тепло на реактивной тяге” (Эксперт, № 5 от 9 февраля 1998
года) авторы приглашают обсудить пути дальнейшего развития российской
энергетической системы. По данным авторов, около 30% всего энергетического
оборудования на данный момент нуждаются в замене. Авторы видят выход из
создавшейся ситуации в более широком применении газотурбинных установок для
производства более дешевой энергии. При этом произойдет смена концепции
централизованного тепло энергоснабжения на децентрализованную, и одну из
главных ролей в ней будет играть турбинная энергетика. Был проведен анализ фондов ВНТИЦ по результатам отечественных исследований
и разработок в области газотурбинных установок. Следует отметить, что по сравнению с 1996 годом в 1997 году количество
поступивших документов по данной тематике не уменьшилось. Причем наибольший
интерес представляют отчеты о НИОКР, как практически внедренных или
прошедших апробацию. 3. Энергетика Сибирского региона
Энергетика - это основа современной экономики. Только обладая доста-
точными ресурсами электроэнергии, можно планировать нормальное разви-
тие региона. Но сразу возникает вопрос: как определить достаточность
этих ресурсов". Вот, например, на сегодняшний день Сибирский регион
не только полностью обеспечивает себя собственными энергоресурсами и
даже поставляет электроэнергию в другие регионы
Казалось бы, можно сделать вывод: нужно отказаться от наращивания но-
вых мощностей и заниматься только повышением эффективности работы ста-
рых. А что делать, если через 5 - 10 лет, как это нам обещает прави-
тельство, начнется оживление находящейся сейчас в упадке промышленнос-
ти? Создание энергетических объектов - дело длительное и трудоемкое.
Чтобы электростанция выдавала мощность через 10 лет, о ее проектирова-
нии и строительстве надо позаботиться уже сегодня.
Наблюдающийся в последние пять лет спад производства привел к
сокращению потребления электроэнергии в промышленности примерно на 35
процентов. Частично, но не полностью оно было компенсировано устойчи-
вым ростом потребления электроэнергии населением и так называемым неп-
ромышленным сектором - торговыми фирмами, офисами и т.д. Но все-таки
сейчас величина электрических нагрузок в Сибирском регионе составляет
только 84 процента от уровня 1990 года, когда, по данным Энергосбыта,
был достигнут максимум нагрузок энергосистемы.
По мнению специалистов, занимающихся прогнозом электропотребле-
ния, с 1998 года будет наблюдаться постепенный рост нагрузок и к 2000
году величины резерва мощности электростанций сибирской энергетичес-
кой системы будет недостаточно для надежного снабжения потребителей.
Необходимо уже сейчас задуматься над программами технического перевоо-
ружения имеющихся станций и строительством новых.
Основной упор в наращивании мощностей будет приходиться на ре-
конструкцию и техническое перевооружение старых электростанций, Хотя опыт
показывает, что часто реконструировать электростанцию - дороже, чем
построить новую.
Примерно к 2010 году в Новосибирске планируется ввести в строй 1300 МВт.
новых мощностей, в области - 1580МВт. Этого вполне достаточно для
нормального развития Сибирского региона в следующем веке. Когда люди слышат об увеличении мощностей в энергетике, они
сразу вспоминают об экологии. Как обстоит дело с уменьшением воздейс-
твия энергетических объектов на окружающую среду? В 1993 году было принято постановление правительства "0
программе экологических мероприятий на действующих энергетических объ-
ектах АО "Новосибирскэнерго". С 1976 года объем выбросов в атмосферу удалось снизить на 75 процентов,
то есть почти в два раза. Очень важно, что внедрение природозащитных
технологий и установок происходит на филиалах постоянно. Вот, например,
только в этом году на ТЭЦ-5 начала работать установка DеNОх фирмы "Хальдор
Топсе", снизившая концентрацию окислов азота вокруг электростанции до
величины, намного меньшей допускаемых норм выбросов, а на ТЭЦ-4, были
установлены новейшие электрофильтры фирмы АББ, очищающие 99,8 процента
выбросов. Где взять средства на ввод новых мощностей - Проблема финансирования капитального строительства в электроэ-
нергетике всей России становится все более важной и требующей безотла-
гательного решения проблемой. До 1992 года значительная часть капи-
тального строительства в "Новосибирскэнерго" осуществлялась на
бюджетные средства, централизованно направляемые государством. Начиная с
1992 года оно финансирует строительство и капитальный ремонт своих объектов
из собственных средств, получаемых при реализации энергии по утвержденным
тарифам.
Страницы: 1, 2
|