Пенсионные Фонды РФ
Министерство образования РФ
Архангельский Государственный Технический Университет
Институт Экономики Финансов и Бизнеса
Кафедра финансов и кредита
Курсовая работа
По дисциплине “финансы”
Пенсионные Фонды РФ
Подготовил студент
III-курса 3гр
Ширшов А.Е.
Проверил преподаватель
Залукаева Э.В
2000
Оглавление
Введение
I. История
II. Сущность пенсионного обеспечения
Пенсионная система как финансовый инструмент.
Понятие пенсионного обеспечения
2. Схемы пенсионных выплат
3. Проблема психологического риска
III. Пенсионные фонды
1. Не государственные пенсионные фонды
2. Государственное пенсионное обеспечение
2.1. Виды государственных пенсий и условия их назначения
2.2. Льготное пенсионное обеспечение
2.3. Причины применения льготных пенсий в России
3. Пенсионный фонд Российской Федерации
3.1. Причины создания ПФР
3.2. Источники формирования средств ПФР
3.3 Уплата страховых взносов в ПФР
3.4. Деятельность ПФР
3.5. Направление расходования средств ПФР
4. Государственный или частный?
5. Какую схему выбрать?
IV. Новые подходы в государственном пенсионном обеспечении
1. Персонифицированный учет страховых взносов в ПФР
2. Индивидуальный коэффициент пенсионера
Заключение
Введение
Далеко не секрет, что все люди пекутся о своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без
средств к существованию в нетрудоспособном возрасте. Также многие люди хотят себя подстраховать на тот случай, если производственная травма или несчастный случай
вдруг лишат человека трудоспособности или даже жизни (если профессия связана с постоянным риском для жизни; например оперативный работник, кадровый военный).
На протяжении многих лет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, либо вследствие
потери трудоспособности были государственные пенсионные выплаты. Таким образом, все средства аккумулировались на государственных счетах и затем перераспределялись.
В настоящий момент на финансовом рынке появляются новые участники – пенсионные фонды, которые далеко не обязательно являются государственными учреждениями. Их
цель – накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей, которые заинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости. Сейчас, во время попытки восстановления российской
экономики, пенсия не может обеспечить хотя бы минимальные потребности человека, к тому же существует проблема невыплаты пенсий. Действующая в данный
момент пенсионная система не создает стимула для больших заработков, так как это не находит ни какого отражения при
исчислении будущей пенсии. Все это свидетельствует о глубоком кризисе сложившейся системы государственного пенсионного обеспечения и необходимости
ее коренного реформирования.
Чтобы найти недостатки необходимо обратиться к истории возникновения и развития пенсионного обеспечения,
об этом рассказывается в первой главе.
Во второй главе обосновывается необходимость пенсионного обеспечения и раскрывается его
сущность в экономическом, юридическом и социальном смысле; определяется ведущая роль государства в процессе материального обеспечения нетрудоспособных
граждан.
В третьей и четвёртой главе рассказывается о Государственых и не государственных фондах Российской Федерации. Здесь рассматриваются
виды государственных и внегосдарственных пенсий и условия их назначения, а так же причины применения льготных
пенсий в России, проблемы повышение уровня социальной защиты работников, занятых на производствах с вредными условиями труда и основные направления
реформирования льготного пенсионного обеспечения. Особое внимание уделяется вопросу о Пенсионном фонде Российской Федерации: рассказывается о причинах его
создания, источниках формирования и направлениях расходования средств Пенсионного фонда, порядке уплаты страховых взносов, описывается процесс управления
Пенсионным фондом и его средствами.
1. Немного истории
С помощью короткого исторического экскурса можно понять эволюцию отношения общества к людям, не
способным зарабатывать себе на жизнь, точнее, к их материальному обеспечению на различных ступенях развития человеческой цивилизации. Особенно долго
человечество осознавало необходимость оказания помощи всем, кто испытывает нужду по причине преклонного возраста. Государственно-организационная система
помощи старикам появилась намного позже, чем аналогичные формы общественной заботы о детях.
Уровню и масштабам заботы о стариках в античном мире трудно дать однозначную оценку. С одной стороны,
и в Древней Греции, и в Древнем Риме сохранялось привилегированное положение старых людей, сложившееся еще при первобытнообщинном строе. Но с другой
стороны, власть стариков и уважение к ним еще отнюдь не означают проявления заботы о широких массах людей преклонного возраста. Старые рабы умирали от
голода, и даже свободные граждане могли рассчитывать на весьма малую помощь со стороны общества. Так, в Афинах существовало подобие пенсионной системы,
обеспечивавшей граждан, «которые вследствие телесной слабости и дряхлости не могли зарабатывать себе хлеба», небольшим ежедневным пособием.
В 1891 году в Дании был принят закон, фактически предопределивший переход от страхования на случай
старости к прямому пенсионному обеспечению без каких-либо предварительных взносов со стороны пенсионера. Согласно этому закону, каждый гражданин,
достигший 60-летнего возраста, имел право на получение пожизненной пенсии, выплачивавшейся за счет средств
государственного казначейства и доходов местных общин. Впервые в истории старость была признана законным основанием для гарантированной помощи со
стороны государства в виде пенсии. [22]. . Слово «пенсия» латинского происхождения. «Pensio» означает платеж. [3]
Наиболее значимое событие произошло 6 декабря 1827 г.: именно в этот день император Николай I
утвердил "Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим и подписал
указ Правительствующему Сенату "к приведению его в действие" с 1 января 1828 г. Пенсии и пособия государственным служащим в России выплачивались
и ранее, но правила, по которым эти выплаты производились, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности.[2]
Общие
положения
Указом и Уставом были определены три принципиальных положения пенсионного законодательства.
Во-первых, выплата пенсий и единовременных пособий должна была производиться из Государственного
казначейства, которому для этих целей перечислялись все "пенсионные капиталы" и суммы, накопившиеся по разным местам "на производство
пенсий и пособий". Таким образом, в России был создан бюджетный централизованный государственный пенсионный фонд. Вместе с тем, незначительная
часть пенсий выплачивалась и из других источников: земских и городских сборов, войсковых средств.[2]
Во-вторых, размер пенсий определялся не по окладам жалования, а по окладам пенсий гражданским
чиновникам, установленным соответственно их должностям. К "Уставу" (1827 г.) прилагалось "Примерное расписание окладов для определения пенсий
гражданским чиновникам по их должностям", которым устанавливались девять разрядов пенсий.
В-третьих, вдовам и сиротам гражданских служащих гарантировалось пенсионное обеспечение. На эти
цели предназначались вычеты за повышение в чине, отчисления с пенсий, вычеты со всех окладов. При недостатке этих сумм указ предписывал дополнять их из средств
Государственного Казначейства. "Устав о пенсиях и единовременных пособиях" состоял из трех частей: "Правил для назначения пенсий и
пособий", "О пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников" и "О производстве пенсий и пособий". Назначение и выплата
пенсий. По "Уставу о пенсиях..." (1827 г.) как классные чиновники, так и не имеющие классов канцелярские служители получали полный оклад пенсии
согласно своему разряду после 35-летней службы, которая начиналась с 16 лет. Таким образом, гражданский служащий мог рассчитывать на полную пенсию в
возрасте 51 год. Но в отставку можно было выйти и раньше. Пенсия чиновнику назначалась по разряду последней должности, если он занимал ее не менее 5 лет,
в противном случае - по разрядам предшествующих должностей. Различие между наименьшей суммой пенсии и наибольшей было более чем в 50 раз. Сумма
пенсионного содержания вдов и детей классных чиновников устанавливалась исходя из пенсии, получаемой главой семейства в отставке, или какая следовала бы ему в
последние дни службы; право на пенсию у вдовы было пожизненным, у сыновей - до 18 лет, а у дочерей - до 21 года. Неизлечимо больные дети получали пенсию
пожизненно. Право на вознаграждение пенсией исключалось при следующих обстоятельствах:
- если чиновник по суду приговорен к наказанию с внесением этого факта в послужной список;
- если он перешел на иноземную службу без согласия правительства. Устав запрещал получать пенсию в
отставке и жалование при вступлении вновь на службу. Поступающий вновь на службу получал либо жалование, либо пенсию, смотря по тому, что было выше. Все
права на получение пенсий должны были подтверждаться законными свидетельствами: послужным списком чиновника, составленным по общим правилам и форме и
свидетельством о болезни, если она являлась причиной увольнения по Службе.
Особенные уставы
Кроме общего Устава действовали "особенные уставы о пенсиях и единовременных пособиях по
некоторым ведомствам". Эти уставы учитывали специфику службы чиновников и служителей: положение в иерархии власти, отдаленность местностей,
малонаселенность, климат, общие условия службы и быта и т.п.
Эмеритальные кассы
Особое место в пенсионном обеспечении гражданских служащих занимали так называемые
эмеритальные кассы. Цель создания кассы - обеспечить дополнительными суммами пенсий вышедших в отставку членов кассы независимо от того, какие пенсии им
будут назначены на основании общих законов, особенных уставов. Денежные средства касс (эмеритальный капитал) складывались из взносов членов касс в
размере 4-6% от оклада содержания по штату, начисленных на эти суммы процентов по вкладам, дохода от ценных бумаг, добровольных пожертвований и других
возможных поступлений. Средства кассы составляли собственность всех ее участников и ни в каком случае, и ни под каким предлогом не могли быть
использованы иначе, как на пенсии и пособия. Хозяйственная и пенсионная деятельность эмеритальных касс проходила под контролем высшего руководства
ведомства.
Эмеритальные пенсии разделялись:
- на степени - по должностным окладам содержания участника кассы в последние три года;
- на классы - по продолжительности выслуги;
- на разряды - по числу лет участия в кассе. Эмеритальные пенсии в сравнении с пенсиями, назначаемыми по общему и
особенным уставам, составляли значительные суммы.
Так, чиновник юридического ведомства с окладом жалования 600-800 руб. в год, чей стаж и
участие в кассе составляли 35 лет, мог рассчитывать на эмеритальную пенсию в размере 280 руб. По общему же уставу его пенсия составляла 185 руб.[2]
Принципиальные положения пенсионного законодательства оставались неизменными в течение 90 лет. Пенсионная система
была проста. Ее разрабатывали отечественные администраторы и экономисты применительно к российскому государственному устройству. После Октябрьской революции в 1918
г. было принято «Положении о социальном обеспечении трудящихся», в котором предусматривалось оказание государственной помощи лицам в случае постоянной
утраты трудоспособности, вызванной различными причинами, в том числе и старостью. [22]
Но с начала 20-х годов социальное обеспечение престарелых стало строиться не на основе учета
возраста, а в зависимости от степени утраты трудоспособности и наступления в связи с этим инвалидности по старости. Возраст в качестве критерия получения
помощи как бы отошел на второй план, пропустив на первый невозможность пожилым человеком продолжать трудовую деятельность.
Первым шагом в направлении перехода к пенсионному обеспечению, основанному, прежде всего на
достижении человеком определенного возраста явилось установление в 1924 г. пенсий преподавателям вузов и рабочим факультетов, достигшим 65-летнего
возраста. В 1932 г. пенсионное обеспечение по старости охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства и приняло форму, дошедшую почти без принципиальных
изменений до конца 80-х гг. После принятия Конституции СССР 1986 г., в которой старость выделялась как самостоятельное основание для социального обеспечения
трудящихся, не связанное с установлением степени индивидуальной потери трудоспособности, пенсионное обеспечение стало всеобщим для рабочих и служащих.
Реформа Пенсионного обеспечения по инвалидности и по случаю потери кормильца, осуществленная в
1973-74 гг., позволила улучшить материальное положение инвалидов I и П групп и семей, лишившихся кормильцев. Пенсии по инвалидности были приближены по
размерам к пенсии по старости.[3]
Одним из существенных элементов организации пенсионного обеспечения является его финансирование. В
СССР трудящиеся своими доходами не участвовали в образовании фондов социального обеспечения, расходуемых на выплату пенсий. Расходы на пенсионное
обеспечение граждан покрывались за счет бюджета государственного социального страхования, который входил в государственный бюджет СССР.
В настоящее время управление финансами пенсионного обеспечения в государственном масштабе осуществляет
Пенсионный фонд России, образованный в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года.[4]
Важнейший принцип ПФР - солидарная ответственность поколений, когда трудоспособное население за счет взносов в ПФР содержит нетрудоспособное.
Кроме ПФР на территории РФ действуют негосударственные пенсионные фонды.
Зарождение пенсионного обеспечения в каждой стране происходило в соответствии с конкретными условиями
и имеет глубокие исторические корни. Несмотря на определенные различия в подходах, методах, а также в организационном оформлении, в основе его
формирования есть немало общего, вытекающего из самой сути человеческой природы. Процесс развития цивилизации на нашей планете свидетельствует о том,
что такие черты, как сострадание, сопереживание, сочувствие, свойственны каждому народу и проявлялись уже на самых ранних стадиях общественного
развития. Постепенно забота о детях, инвалидах и престарелых становится нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизованного общества.
II. СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Деньги Взносы
|