Если необходимо получить более высокий, нежели
банковский, процент и есть готовность рисковать своими вложениями, то подойдет
паевой инвестиционный фонд.
Если цель – иметь надежный источник постоянного
дохода в течение длительного периода времени после завершения трудовой
деятельности, то непременно надо воспользоваться услугой негосударственного
пенсионного фонда (НПФ). Сохранность пенсионных накоплений в НФП обеспечивается
через законодательное регулирование их деятельности и действующую жесткую
систему контроля со стороны государства.
Создание и развитие пенсионных фондов - новое
явление на рынке ссудных капиталов, на рынке ценных бумаг и в целом в кредитной
системе государства[8].
Основа пассивных операций пенсионных фондов -
ресурсы, поступающие от корпораций, предприятий, а также взносы рабочих и
служащих, обычно составляющие 20-30% всех поступлений. Доля взносов существенно
колеблется по различным корпорациям, предприятиям и странам. Чем мощнее и
богаче корпорация, тем меньше доля взносов рабочих и служащих. Капитал пенсионных
фондов формируется в основном за счет взносов предпринимателей, рабочих и
служащих, аккумулируемых, как и при страховании жизни, на довольно длительные
сроки - 10 и более лет. Пенсионные фонды обладают долгосрочными денежными средствами
и вкладывают их в правительственные и частные ценные бумаги. Почти 80% активов
пенсионных фондов составляют ценные бумаги частных корпораций. При этом свыше
30% активов приходится на обыкновенные акции, что позволяет пенсионным фондам
активно влиять на политику корпораций. Кроме того, пенсионные фонды вкладывают
денежные средства в акции собственных корпораций, главным образом в
обыкновенные акции.
Пенсионные фонды, управляемые банками, широко
используются последними для приобретения больших пакетов акций крупных
корпораций, за что коммерческие банки получают значительные комиссионные. Это
позволяет сконцентрировать в руках нескольких фондов большую часть ценных
бумаг, особенно акций.
Развитие частных пенсионных фондов в России
началось с принятия Закона РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16
сентября 1992г. № 1077 г. Однако практически фонды ста ли официально
действовать лишь с 1994г.
Федеральным законом «О негосударственных
пенсионных фондах» от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ негосударственный пенсионный фонд
определяется как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации
социального обеспечения. Исключительными видами деятельности негосударственных
пенсионных фондов являются деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению,
деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и
деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному
страхованию.
Частный пенсионный фонд согласно закону
образуется как некоммерческая организация, аккумулирующая пенсионные взносы и
производящая пенсионные выплаты в соответствии с условиями договора. Для
прироста собранных средств пенсионный фонд должен передавать их специальному
учреждению (комиссии) по управлению активами пенсионного фонда (КУАПФ). За исключением
заранее оговоренной доли в виде комиссионных, весь получаемый комиссией доход
используется исключительно на определенные уставом фонда цели (в основном на
выплату пенсий). В этом проявляется некоммерческий характер негосударственного
пенсионного фонда (НПФ). Частные пенсионные фонды не пользуют разные схемы
пенсионных выплат: выплата пожизненной пенсии; пенсионные выплаты в течение
оговоренного ряд лет, но не менее пяти; единовременная выплата части пенсионной
суммы и гарантированный размер пенсионных выплат в течение оговоренного периода
(ряд лет). При этом фонды используют варианты с наследованием пенсионных сумм[9].
Успешная стратегия развития негосударственного
пенсионного фонда требует правильного выбора регионов, типов предприятий и
специфического контингента для индивидуального охвата. В соответствии с этими
задачами должна строиться и организационная структура негосударственного
пенсионного фонда. Это резко расширяет и одновременно осложняет спектр
деятельности. Негосударственные пенсионные фонды России должны выполнять
следующие несвойственные им функции:
- приобретение в пользу клиента фонда акций
предприятий и предоставление ему для этого беспроцентной ссуды;
- выдача беспроцентных ссуд на приобретение
недвижимости (дачи, квартиры);
- повышение защищенности клиента от безработицы;
- открытие и содержание специальных магазинов,
ведущих продажу по сниженным ценам, для пожилых и малоимущих клиентов.
В настоящее время в России функционируют 250
негосударственных пенсионных фондов, 100 из них оцениваются как достаточно
сильные.
Согласно закону «О пенсионных фондах» (2003 г.)
пенсионные резервы инвестируются негосударственными пенсионными фондами
исключительно в целях их сохранения и прироста. НПФ обязаны заботиться о
безопасности вкладов в интересах участников. Анализ же статистики позволяет
говорить о том, что НПФ стабильно показывают высокий процент инвестирования в
акции и облигации российских компаний. Суммарный объем инвестирования в акции
и облигации российских компаний достигает у некоторых НПФ почти 80% (НПФ
«ГАЗФОНД»), что делает портфели этих фондов достаточно рискованными. Несмотря
на существующие ограничения на вложения в один вид финансовых активов,
утвержденный Инспекцией НПФ особый порядок инвестирования, действующий для
достаточно большого количества фондов, позволяет им проводить
несбалансированную политику. Серьезные отклонения от норм инвестирования могут
наблюдаться у НПФ и по векселям, государственным облигациям федерального
уровня. И, тем не менее, негосударственные пенсионные фонды демонстрируют
достаточно стабильный рост.
В ближайшее время ожидается значительное
увеличение числа негосударственных пенсионных фондов на российском рынке.
Статистика говорит об увеличении числа управляющих компаний, ориентированных не
на создание паевых инвестиционных фондов, а на работу с пенсионными резервами.
Успешное функционирование негосударственных пенсионных фондов позволит России
перейти к системе сбалансированного пенсионного обеспечения.
2.
Основные направления по совершенствованию пенсионного обеспечения в России
2.1. Обобщение зарубежного опыта организации пенсионного
фонда
В социально ориентированных промышленно
развитых странах государством устанавливается минимальный уровень пенсионного
(как, впрочем, и других видов социального) обеспечения. Он несопоставимо ниже
уровня, получаемого по системам пенсионного страхования, как
солидарно-распределительным, так и накопительным. При этом для пенсионного
обеспечения стран с рыночной экономикой характерно сочетание базовых,
обязательных систем, обеспечивающих всем жителям или большинству экономически
активного населения возмещение доходов при выходе на пенсию, и дополнительных
систем, предназначенных для того, чтобы гарантировать добавочный доход при
выходе на пенсию для отдельных профессиональных групп.
Дополнительная система пенсионного
обеспечения характеризуется большим количеством модификаций, зависящих от
конкретных условий каждой страны, и строится на обязательных или добровольных
принципах внесения взносов. Возникновение дополнительных пенсионных систем
объясняется специфическими недостатками базовых национальных систем,
построенных как по уравнительному, так и по компенсационному принципу.
В Великобритании, Ирландии, Дании
дополнительные системы носят обязательный характер и связаны с оплатой труда за
весь период трудовой деятельности. В Португалии, Германии и Бельгии, где
размер пенсии зависит от страховых взносов, производимых в течение всей жизни,
дополнительные системы носят добровольный характер.
Во многих странах не существует
законодательных актов, обязывающих наемных работников вступать в
дополнительные системы. Как правило, они являются результатом коллективных
соглашений между работодателями и работниками. Тем не менее, в Нидерландах,
например, где дополнительная система носит добровольный характер, она
охватывает 80% населения[10]. Распределительная система является полным антиподом накопительной
пенсионной системы. Она характеризуется тем, что пенсионеры получают деньги на
свое содержание от другого поколения работников, пришедших им на смену.
Следовательно, уровень благополучия пенсионеров будет целиком и полностью
зависеть от экономического благополучия именно этого поколения, на которое они
уже никак не могут повлиять. Поэтому может показаться, что вторая модель более
зависима от изменений в экономической сфере или от социально-политической
ситуации. Однако ни в первом, ни во втором случае не удастся избежать
непосредственного влияния общей экономической ситуации, поскольку главная
задача накопительной системы пенсионного обеспечения заключается не в том,
чтобы больше собрать, а в том, чтобы надежно сохранить и по возможности
преумножить средства.
В большинстве стран мира действуют смешанные
системы, которые содержат элементы как накопительной, так и распределительной
системы, причем, как правило, элементы распределительной системы преобладают.
Например, система финансирования
обеспечения пенсионеров в Германии содержит элементы как одного, так и другого
способа. Она называется «системой трех уровней». Первый уровень (около 80%
всех пенсионных выплат, в основном финансируемых распределительным способом) охватывает,
прежде всего, обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Это
означает, что этим людям при достижении пенсионного возраста должна быть
предоставлена пенсия, которая обычно достаточна, чтобы обеспечить уровень жизни
в соответствии с запросами пожилого человека. Второй и третий уровни, а именно
пенсионное обеспечение из фондов предприятий и частные пенсионные накопления,
финансируются накопительным способом. Пенсия от предприятия или индивидуальные
пенсионные накопления являются дополнением к государственной пенсии. Пенсии
второго и третьего уровней составляют в настоящее время приблизительно 10%
всего объема выплачиваемых пенсий. Концепция трех уровней, основанная на
комбинации положительных черт распределительного и накопительного способов,
хорошо себя зарекомендовала.
Французская пенсионная система является
одной из старейших в мире. Эту систему сейчас называют системой распределения,
когда социальные взносы работодателей и работающих, собранные в течение года,
распределяются среди пенсионеров в том же году. Эта система носит
государственный централизованный характер, т.к. ее невозможно создать на уровне
предприятий или отраслей, обеспечивая социальную защиту наиболее бедных слоев
населения.
В целом организация пенсионного
обеспечения во Франции довольно сложна: в стране действуют более сотни базовых
и свыше трехсот дополнительных режимов выплаты пенсий. Рассмотрим пять
важнейших типов режимов[11]:
1.
Базовые режимы для наемных работников
промышленности, торговли и сельского хозяйства. Пенсии по старости по общему
режиму финансируются за счет взносов предпринимателей, которые составляют в
среднем 8,2% выплачиваемой заработной платы.
2.
Для работников отдельных отраслей (военных,
государственных чиновников, моряков, шахтеров, железнодорожников и др.)
действуют специальные системы пенсионного обеспечения. В целом пенсии
государственных служащих (кроме управленческих кадров) на 20% выше, чем наемных
работников частного сектора. Это объясняется тем, что взносы работодателей на
выплату пенсий по специальным режимам также существенно выше.
3.
Помимо базовых, во Франции действуют
обязательные режимы пенсионного обеспечения, большая часть которых
сосредоточена в рамках АРРКО – для всех категорий трудящихся и АЖИРК – для
административно-управленческих кадров.
4.
Обязательные базовые режимы для работников, не
относящихся к категории лиц наемного труда, действуют под эгидой отраслевых национальных
касс по выплате пенсий. Размеры взносов определяются в каждой отраслевой кассе
специальными соглашениями.
5.
Во Франции в последнее время начинают
использоваться и различного рода добровольные режимы: в рамках отдельных
предприятий, отраслевых пенсионных касс, страховых компаний, касс взаимопомощи
и т.д., которые являются первыми ростками новой для Франции, но, преобладающей,
например, в США и Великобритании, либеральной модели пенсионного обеспечения. В
этом случае действует так называемый «страховой принцип», в соответствии с
которым работающие в течение всей трудовой жизни вносят средства в частные
пенсионные фонды или страховые компании, а по достижении пенсионного возраста
получают от них пособия.
Опыт Франции в области
пенсионного обеспечения позволяет извлечь полезный урок: любое механическое
заимствование моделей социальной защиты населения, даже хорошо
зарекомендовавших себя в других странах, без учета конкретных
социально-экономических и политических условий нежелательно и невозможно. Если
даже Франция с ее достаточно устойчивой экономикой и развитой инфраструктурой
считает для себя не приемлемым поспешное реформирование пенсионной системы, то
тем более осмотрительной и взвешенной должна быть политика российских властей в
области социального реформирования, в том числе и пенсионного обеспечения.
Пенсионное обеспечение
– одна из серьезнейших проблем, которые постоянно находятся в поле зрения
правительства любой из развитых стран. Обострение внимания к этому аспекту
социальной политики связано с общими для большинства государств причинами:
демографическими изменениями, выражающимися в увеличении продолжительности
жизни и постарении населения; ростом «пенсионной нагрузки» на работающее
население, которая подошла во многих случаях к грани, за которой любая
экономическая деятельность становится нецелесообразной, расширением теневого
рынка труда, занятые в котором, по сути дела, являются иждивенцами во всяком
государстве.
Существующая система
тарифов пенсионного страхования по старости, инвалидности и потери кормильца,
по мнению законодателей различных развитых стран, не отвечает требованиям
современного развития социального страхования и обеспечения.
Реформы пенсионных
систем уже начались в Германии, США, Италии, Франции, Японии, Венгрии, Польше,
Чехии. Они сводятся к различным комбинациям следующих мер:
плавное повышение пенсионного возраста;
снижение размеров отдельных видов пенсий;
увеличение размеров страховых взносов и
периодов страхования;
обособление институтов социального страхования
социальной помощи;
ограничение практики досрочного выхода.
В отличие от России,
практически во всех странах Западной Европы, в США, Японии, Австралии широко
действуют негосударственные социальные фонды, которые помогают полнее охватить
различные слои населения при осуществлении, пенсионного, медицинского,
социального страхования и обеспечения. На наш взгляд, причиной этому является
принятая там нормативная база, создавшая благоприятные предпосылки становления
и развития данных фондов.
Принципы формирования пенсионного
фонда в России и за рубежом во многом отличаются друг от друга. Сумма взносов
работников на пенсионное страхование в России является самой низкой (1% от ФОТ)
в сравнении с платежами, уплачиваемыми застрахованными лицами в странах
рыночной экономики. Вместе с тем, для российских работодателей тариф
пенсионного страхования с 1 января 2005 года установлен в размере 20% от ФОТ,
что ставит Россию по этому показателю на первую позицию по отношению ко всем
развитым странам мира. Однако такие результаты, исходя из российской
действительности, не способствуют, на наш взгляд, ни достойной социальной
поддержке населению ни столь важному сейчас снижению налогового бремени
предприятиям.
2.2. Недостатки
и пути улучшения пенсионного обеспечения в России
Страницы: 1, 2, 3, 4
|